Как легально убрать негатив из интернета и улучшить репутацию компании

Избавиться от плохих отзывов законно и без юридических проволочек реально — об этом рассказывает «Репутация Москва». За 9 лет компания удалила 2,3 тыс. негативных ссылок и в материале ссылается на свой опыт и известные кейсы.

Михаил Челпанов

Редактор компании «Репутация Москва»

Когда мы произносим «удаление информации из интернета», в голове сразу же всплывает такой образ: парень в капюшоне, который сидит в тёмной комнате и манипулирует данными в компьютере. Однако в нашем случае этот образ в корне неверен.

Давайте разберёмся, что не стоит делать, а что поможет убрать негативные упоминания из сети, восстановить репутацию компании и, возможно, посмотреть на клиентский сервис под другим углом.

Что гарантированно приведёт к обострению конфликта с автором отзыва

Покупка автора

Может показаться, что удаление информации из интернета так или иначе сведётся к деньгам: например, переделать некачественную работу, дать скидку или даже задать вопрос в лоб: «Сколько будет стоить удалить отзыв?». Но это не решит вопрос.

Давайте посмотрим на ситуацию со стороны расстроенного клиента. Он испытал негативный опыт и мог бы просто поставить плохую оценку. Вместо этого клиент потратил время и силы, чтобы рассказать историю, — он хочет внимания со стороны компании и решения проблемы.

Предлагая деньги автору отзыва, компания даёт понять: «Нам не интересен твой опыт. Просто исчезни».

В лучшем случае человек заломит цену, в худшем — дополнит комментарий о попытке подкупа. Вряд ли компанию устроят эти варианты.

Судебный процесс

Если говорить о фальшивом отзыве, есть инструменты, которые помогут решить вопрос с юридической точки зрения.

Если же человек написал правду, то юридические разбирательства ни к чему не приведут. Скорее всего, дело закончится на лингвистической экспертизе.

Угрозы автору

Это однозначно усложнит удаление негативного отзыва. Клиент расскажет об угрозах в соцсетях, оттуда всё пойдёт по пабликам, потом по блогерам.

К примеру, университет «Синергия» угрожал судом блогеру «Сталингулаг» из-за критических роликов. Хотя можно было встретиться и спокойно обсудить ситуацию. Как поступил, например, руководитель «Додо Пиццы» Фёдор Овчинников после негативного разбора у блогера Олега Ассы.

В итоге «Синергия» добилась нежелательных упоминаний в ведущих медиа, а ролики никто удалять не стал.

Арсений Катков

Основатель компании «Репутация Москва»

Негативные отзывы сами по себе не вредят продажам в том или ином виде — вредит молчание компании. Вокруг нас достаточно компаний и персон, прекрасно чувствующих себя даже с негативными комментариями и публичными скандалами. Просто они умеют противопоставить положительные стороны, которые ценит целевая аудитория.

Негатив в интернете — зло, но зло неизбежное. Точно так же невозможно строить бизнес без ошибок и косяков. Возможно, поэтому никто не верит идеальным оценкам, ведь они подсознательно вызывают отторжение.

При этом нормально, когда бизнес берёт ответственность за свой информационный портрет и стремится нивелировать устаревшую информацию.

Программа минимум — ответить на отзыв

Ответ на отзыв работает на две аудитории: автора комментария и сторонних читателей. Если удалить информацию не получится, как минимум компания покажет, что отслеживает мнения. А это уже неплохо.

Отвечать на отзывы — целое искусство, поэтому ограничимся базовыми правилами.

Глобально сценарий ответа строится так:

хорошее

плохое

хорошее

Мы так устроены, что лучше запоминаем начало и конец текста, поэтому негатив логично запирать в середине текста. Автор прочтёт текст полностью, а у других пользователей глаз зацепится за позитивные стороны.

Следующий момент — суть описываемой проблемы. Некоторые вопросы реально решить за несколько часов: например, разобраться, за что списали деньги, или выслать мастера переделать работу.

В других ситуациях загладить вину сложнее. В зависимости от возможности решить проблему и выстраивается логика ответа.

Проблему исправить нельзя или слишком долго

Есть решение проблемы

Приветствие



Извинение (опционально)



Комментарий к проблемам



Запрос контактов (если нет)



Достоинства компании

Приветствие



Извинение (опционально)



Комментарий к проблемам



Как они будут решены



Запрос контактов (если нет)



Достоинства компании

Теперь рассмотрим каждый пункт подробнее.

Приветствие

Диалог должен начинаться с приветствия и благодарности за отзыв. Обращаться к автору стоит по имени профиля за исключением явно безумных вариантов. В этом случае достаточно написать «Добрый день!» или «Здравствуйте!».

Извинение

Уместно попросить прощения, когда речь идёт о серьёзном проступке компании. Например, клиент недоволен состоянием номера в гостинице. Он уже уехал, и маленькие подарки роли не играют.

Комментарий к проблеме

Нужно конструктивно ответить на все описанные проблемы, о которых пишет автор отзыва. Нельзя осветить незначительную деталь, забыв о главных претензиях.

Если ситуация болезненная, её стоит отработать полноценно: ответ Тинькофф Банка на vc.ru

Запрос контактов

В любом случае клиента нужно идентифицировать — и в этом поможет запрос контактов. Также неплохо оставить для связи и свои.

Как будут решены проблемы

Своей активностью клиент инициировал изменения внутри бизнеса — сообщите ему об этом.

Достоинства компании

Здесь прописываются сценарии обращения к компании, её сильные стороны. Важно показать, что автор столкнулся с плохой стороной бизнеса, но есть и позитивные.

Хороший пример реагирования на претензии клиента — ответ «Золотого яблока» на площадке flamp.ru

Программа медиум — вывести автора на диалог

Решение проблемы клиента — входной билет, без которого не выйдет закрыть вопрос с нежелательной информацией.

Сотрудник, который стал причиной негативного опыта автора отзыва, втянут в вопрос эмоционально. Это может стать проблемой, поэтому принципиально важно, чтобы решением вопроса клиента занимался другой специалист.

Здесь нет универсальных формул: даже на очень похожие кейсы могут быть диаметрально противоположные решения.

Обозначим ключевой инструментарий.

Найти верный подход к началу переговоров

Трудный этап: первый контакт задаёт настрой дальнейшему общению. Одни предпочитают общаться по телефону, другие через email или соцсети, третьим нужна личная встреча.

Понять, как видит конфликт каждая сторона

Нужно расспросить сотрудников компании и выйти на контакт с автором негатива. Обычно никто не готов принять позицию оппонента, ведь кажется, что решение лежит на поверхности.

Приведём пример из практики. Была задача удалить устаревшие отзывы об интернет-магазине косметики. Об одном комментарии предупредили, чтобы ни в коем случае не выходили на личный контакт с автором. Мы перепробовали разные сценарии удаления информации из интернета, но они не принесли результата. В итоге заказчик дал добро на связь.

Оказалось, что проблема с заказом выпала на крайне неудачный день клиента. Девушка выплеснула весь скопившийся негатив на интернет-магазин. Более того, когда она в этом призналась, то сама предложила убрать свой комментарий. Поэтому не бойтесь выслушивать клиентов 
    
            <p class=Полный текст статьи читайте на Нетология