Как компании за 6 шагов подготовить брендированные подарки и не прогадать

Еще до прихода в Ringostat я была тесно связана с подарками — работала маркетологом в сети магазинов сувениров. Одним из направлений компании был B2B-сегмент, поэтому я хорошо знакома с механикой и нюансами создания брендированных подарков для клиентов и партнеров. В Ringostat этот опыт мне тоже пригодился, потому что мы несколько раз в год делаем сюрпризы для премиум-партнеров и собственных сотрудников. В этой статье я поделюсь советами, которые мне сильно помогли за годы работы с подарками.

Начинаем готовиться за полтора-два месяца

Крупные компании могут даже за полгода начать составлять тендер для создания подарков. Даже если это не ваш случай — все равно учтите, что понадобится полтора-два месяца, чтобы определиться.

Допустим, в Ringostat мы празднуем Новый год и 1 сентября — День коллтрекинга, в который обычно устраиваются акции для клиентов. Последний праздник мы придумали сами. Все-таки Ringostat — это платформа коллтрекинга, телефонии и сквозной аналитики, а до нас никто не отмечал «день рождения» такого важного инструмента. Сейчас праздник постепенно приживается среди нашей аудитории, и в этом году нас с ним даже поздравляли агентства, с которыми мы сотрудничаем.

Итак, я знала, что к началу сентября подарки должны быть отправлены премиум-партнерам, которые работают в двух городах. Поэтому я начала готовиться еще в июле. Почему нужно так много времени на подготовку? Потому что многие компании везут товар со складов в Европе и Китае — это может занять до трех недель. Плюс, еще около недели понадобится на брендирование. Еще нужно заложить время на подготовку тестового образца подарка и форс-мажорные ситуации, от которых никто не застрахован.

Советую заранее расписать все этапы подготовки и отправки подарков — так вы сразу будете видеть, какой объем работы вам предстоит. Мы в Ringostat планируем все активности в «ПланФиксе», поэтому я заранее создала задачу, разбив на три мелких этапа. В комментах можно переписываться с другими членами команды по этой задаче. Плюс, руководитель сразу увидит, на какой стадии находится подготовка подарков.

Собираем идеи для подарков

На самом деле, я все время в поиске идей для сувениров. Советую создать отдельную папку в «Избранном» и в течение всего года сохранять интересные варианты туда. Ниже несколько лайфхаков, где можно «подсмотреть» идеи. Только заранее оговорите бюджет на подарки и сколько их должно быть всего. Иначе только потратите время на варианты, которые компания не сможет себе позволить.

  1. Анализируйте сайты, где предлагаются подарки для ниши B2B. Введите запросы «корпоративные подарки», «подарки для партнеров и клиентов», «подарки для B2B-сегмента», «брендированные подарки» или «мерч». Когда найдете подходящий сайт, зайдите в раздел «Выполненные работы», там тоже можно почерпнуть интересные идеи. Пример такого раздела на сайте компании Orner:

  1. Гуглите, что дарят крупные компании из вашей ниши. Например, «подарочные наборы Google». Понятно, что у таких гигантов гораздо шире возможности, но у них можно вдохновиться хотя бы базовой идеей. Плюс, так вы будете в курсе, какие подарки сейчас в тренде. Их можно будет заказать в следующем году, если они на тот момент будут доступнее. Попросите друзей, которые получали подарки от брендов, снять для вас фото и видео, поделиться впечатлениями.

  2. Собирайте обратную связь, чтобы понять, какие подарки лучше «заходят». Например, менеджер по работе с партнерами может спросить, понравился ли им сувенир. С сотрудниками вашей компании будет чуть сложнее — так как вы не можете спросить напрямую: «Что бы ты хотел получить в подарок?». Но тут вам поможет умение слушать. Как бы невзначай заводите разговор о прошлогодних сувенирах и проанализируйте, что расскажет команда. Или смотрите, ходят ли сотрудники в подаренных футболках, используют ли брендированные чашки и т. д.

  3. Подпишитесь на соцсети партнеров и компаний из вашей ниши. Наверняка хотя бы пару раз в году они будут постить фото подарков, которые получили или планируют сделать. Кстати, так же вы сможете посмотреть, понравился ли клиенту или партнеру сделанный вами сюрприз. Например, мы периодически проводим различные рейтинги и потом анализируем, как члены жюри и участники оценивают наши подарки:

  1. Проведите опрос по идеям для подарков или посмотрите, что советуют другим. Например пост, который я заскринила ниже, собрал 124 комментария с интересными вариантами.

Например, идею сюрприза для сотрудников на этот День коллтрекинга мы почерпнули из двух источников. Один — из портфолио подрядчика по подаркам, которое мы увидели на сайте, а второй — это «подслушанное» у самой команды о том, что они хотели бы получить.

Здесь я не буду спойлерить, потому что сюрпризы сотрудникам мы еще не вручили :) Зато партнерам мы подарили то, что дарили сотрудникам в прошлые праздники — и команда осталась очень довольна. Такой мерч вышел отличным, его оценили и используют почти каждый день. Так и вы можете брать в качестве идеи то, что уже хорошо себя зарекомендовало раньше, но для другой аудитории.

Важный момент — записывайте все варианты подарков, даже самые странные. Возможно, именно такую идею вы сможете «докрутить» и в итоге сделать оригинальный подарок, которого еще не было ни у кого.

Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

Отметаем неподходящие идеи

Проанализируйте все отобранные идеи с четырех точек зрения:

  • полезность;

  • оригинальность;

  • простота в реализации;

  • универсальность — подарок должен подходить и для топов, и для рядовых сотрудников, мужчинам и женщинам.

Например, сейчас уже никого не удивишь и не обрадуешь стандартным брендированным блокнотом, ручкой или брелком. Если и дарить что-то из этого, то сувенир должен иметь интересный вид и форму, чтобы вызывать вау-эффект. Вот, например, распаковка подарка от Google — все предметы выполнены в едином эко-стиле. К ним так и хочется прикасаться и поставить к себе на стол.

Или, например, на одной из прошлых конференций по интернет-маркетингу 8P всем посетителям дарили блокноты и ручки. Но они были необычными. Посетители писали серебристой пастой по черной бумаге — и это выглядело очень круто. Вот, например, что написала об этом одна из участниц:

Не менее важна и простота реализации. Например, я нашла интересную идею — блокноты и карандаши, которые «растут». Лист блокнота или карандаш можно воткнуть в землю, и из него проклюнется росток, потому что в канцелярию «зашиты» семена. Но когда я решила больше узнать о таких подарках, оказалось, что их не делают массово — поэтому от этой идеи пришлось отказаться. Когда речь о таких нестандартных вещах, лучше сразу уточнять, сколько единиц вам сможет обеспечить подрядчик.

Есть вещи, которые могут показаться точно полезными, но их качество под вопросом. Например, худи — это, казалось бы, отличная идея для подарка, но вы всегда должны думать наперед. По описанию ткани и фото вы все равно не поймете, каким оно станет после трех-пяти стирок, не появятся ли на нем катышки. Такие ненадежные варианты нужно сразу отметать.

На День коллтрекинга мы финально отобрали такие варианты подарков для партнеров:

  • рюкзаки для ноутбуков;

  • стикерпаки с символом Ringostat, крокодилом Кроко, которые наши партнеры и клиенты активно используют в Telegram — они обыгрывают диджитал-сленг и хорошо всем знакомые ситуации и т. д.;

Все это полезные и универсальные вещи, которые просты в реализации. Мы долго думали над их дизайном, чтобы он был достаточно оригинальным. Плюс, на части из них нарисован узнаваемый герой Ringostat —, а по реакции на те же стикерпаки в Telegram мы знаем, что он многим полюбился и его уже узнают. Так партнеры получают действительно полезную вещь, которая не ляжет мертвым грузом внутри рабочего стола. И заодно у них перед глазами всегда есть напоминание о вас.

Согласовываем идею с руководством

Перед тем как идти к руководителю, убедитесь, что подрядчик сможет изготовить все в нужном количестве и поставленные сроки — и все это умещается в бюджет. Также важно узнать, не будет ли проблем с брендированием на подарке. Допустим, из-за слишком тонких линий на логотипе.

Если у вас еще нет подрядчика, то узнайте это у нескольких компаний на выбор. Иначе вы рискуете впустую потратить время на обсуждение подарков, которые нельзя будет реализовать, или это выйдет слишком дорого.

После этого можно создать чат с руководителями и специалистами, которые будут обсуждать подарки. Советую это делать именно в нем, потому что так проще сохранить историю общения и сослаться на реплики коллег. Закиньте все варианты подарков в чат и получите обратную связь: что кому понравилось, а что нужно изменить.

Лично я предпочитаю сначала предлагать много общих категорий — например, канцелярия, одежда, гаджеты. И уже после согласования давать три-четыре варианта подарков на выбор. Так вы не рискуете столкнуться с ситуацией, когда руководство скажет: «Что-то тут мне ничего не нравится. Поищи еще». Слышала противоположное мнение — что нужно давать меньше вариантов и лоббировать один. Но это, скорее, имеет смысл в случаях, когда ваше руководство всегда слишком долго принимает решение.

Когда все высказались, можно составить окончательный список, который «помещается» в оговоренный бюджет. Если речь о комплектах, как в нашем случае, то нужно собрать разное сочетание вещей в комплектах и запустить голосование по этим комплектам. «Голосовалка» — это еще один повод обсуждать подобные вопросы именно в чате.

Составляем смету

Когда все определились с вариантами, составляем окончательную смету. Разумеется, для этого еще нужно выбрать подрядчика. Но я не буду на этом подробно останавливаться, потому что тут все достаточно стандартно:

  • соответствие цены и качества — чтобы проверить последнее, желательно выехать на склад компании и посмотреть уже созданные подарки;

  • отзывы клиентов;

  • советы коллег — можно также запустить небольшой опрос в соцсетях.

Например, у нас есть пара подрядчиков, в которых мы уверены — это сильно ускоряет процесс подготовки подарков. Плюс, постоянным клиентам производители могут делать скидки. Особенно, если вы заказываете все подарки у одной компании и получается крупная партия.

Для составления сметы запросите у изготовителя стоимость, указав:

  • необходимое количество товара;

  • вид брендирования;

  • сроки;

  • другие особенности — цвета, вид печати, герой или логотип и т. д.

После этого можно попросить о скидке и визуализации, если подрядчик ее делает. Если нет, можно сделать ее самому, просто наложив логотип или изображение на нужный товар.

Заказываем тестовый образец и запускаем производство

Когда вы получили финальное одобрение руководства, можно наконец перейти к созданию подарков. Но не советую сразу запускать в производство всю партию. Потому что может случиться всякое — например, вокруг персонажа появится белая обводка или печать получится нечеткой. Если вам так сделают сразу всю партию, будет сложно заставить подрядчика переделать подарки, и при этом бесплатно. Например, у меня был такой случай, когда мы заказывали брендированные бутылки для воды. В итоге подарок переделывали три дня, и даже на выходных приходилось быть на связи.

Как я писала выше, лучше приехать на склад подрядчика, чтобы «пощупать» ткани и материалы, из которых будут делать подарки. Внимательно читайте описание товаров — вплоть до того, какой процент определенной нитки используется в изделии.

Когда вы убедились, что все подходит, заранее договоритесь когда в производство запустят тестовый образец. По нему вы можете дать правки, чтобы подрядчик отладил машину. Если у вас комплект подарков — сделайте пробные варианты по каждому из них. Просите прислать несколько фото образца. Например, при одном ракурсе может показаться, что логотип нанесен ровно —, а по факту это будет не так.

И только после того, как будете довольны тестовым образцом, можно запускать все подарки в производство. Если подытожить, то у меня только полмесяца уходит на выбор варианта и его согласование, еще месяц — на создание подарков. И это при том, что у нас уже есть отрисованный дизайнером персонаж. Если у вас такого нет, то на его создание лучше заложить еще пару недель. При этом сразу скажите дизайнеру, что планируете использовать креатив для печати. Так специалист сразу будет знать, в каком формате выгрузить для вас иллюстрацию.

Резюме: подготовка брендированных подарков состоит из 6 стадий

  1. Подготовка за полтора-два месяца. Распишите пошагово, что именно вам нужно сделать для подготовки подарков. Лучше это зафиксировать в отдельной задаче с чек-листом. Там же вы можете переписываться с командой и уведомить руководство о ключевых стадиях.

  2. Сбор идей для подарков. Слушайте, о чем говорят коллеги в курилке, спросите менеджеров о том, как партнеры прокомментировали прошлые подарки. Посмотрите, что дарят другие компании в digital своим сотрудникам и клиентам. Почерпните идеи из каталогов компаний, которые продают корпоративные подарки.

  3. Отметите все неподходящие идеи. Каждую идею нужно оценить с четырех точек зрения: пользы, универсальности, оригинальности и простоты в реализации. Подумайте о том, что хотелось бы использовать почти каждый день и продумайте оригинальный дизайн или форму для такого подарка. Если вы не уверены, как будет выглядеть ваш сувенир, например, после нескольких стирок — лучше выбирайте другой подарок.

  4. Согласуйте идею с руководством и другими членами команды. Лучше это делать в чате, чтобы всегда можно было вернуться к переписке. И там вы сможете легко запустить голосование за финальные варианты.

  5. Составьте смету. Для этого нужно окончательно согласовать с подрядчиком количество подарков, вид брендирования, формат печати и т. д. Некоторые компании даже делают несложную визуализацию. Если заказываете большую партию, можно попросить о скидке — особенно в том случае, если вы постоянный клиент.

  6. Закажите тестовый образец и после этого запускайте подарки в производство. Обычно подрядчик не возражает против такой схемы, потому что так он и сам страхуется от ошибок, которые придется исправлять.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine