Как избежать штрафа за нарушение авторских прав в соцсетях
Карен Мирзоян, эксперт в области авторского права и сооснователь сервиса депонирования авторских прав «Банк Авторских Прав», специально для блога Нетологии написал статью о том, как вести соцсети, не нарушая авторских прав.
Одним текстом заинтересовать аудиторию в соцсетях очень сложно. Обязательно нужна иллюстрация для поста, а ещё лучше — несколько фото, мемы или даже видео. Но откуда брать такой контент легально, ведь за нарушение авторских прав может грозить штраф или даже уголовное преследование? В статье расскажу про особенности использования авторских прав в соцсетях.
Программа обучения: «Профессия SMM-менеджер»
Авторское право как юридический инструмент
У любого произведения есть автор и владелец прав. Это может быть один человек, коллектив или компания.
Использовать чужой контент без разрешения владельца прав нельзя.
Один из самых громких случаев наказания за нарушение авторских прав — история с фотографиями блогеров и издательским домом «Аргументы и факты». СМИ иллюстрировали свои материалы чужим контентом и в итоге потеряли больше 2 млн рублей по решению суда.
pravo.ru — Скриншот новости о судебном решении против АиФ
Суд, исследуя факты нарушения вины, будет обращать внимания на два момента:
- использовалось ли произведение — так доказывается сам факт нарушения;
- если да, то есть ли согласие правообладателя.
Все остальное, например, наличие коммерческой выгоды — это дополнительные аргументы. Поэтому, публикуя на своих страницах чужой контент, всегда задавайте себе главный вопрос: «Дал ли автор разрешение на использование своего произведения?». Если не можете ответить с уверенностью, что «Да», лучше воздержитесь от публикации.
Пиратство или плагиат
Нарушая авторские права, вы подвергаете себя нескольким опасностям сразу.
- Продавать и тиражировать чужой контент — пиратство. Например, печатать диски с фильмами и продавать их в ларьках.
- Скопировать чужой контент полностью и разместить на своей площадке без указания источника — нарушение авторских прав. Например, создать сайт и публиковать на нём фотографии с других сайтов. С оговоркой: если сайт СМИ и вы цитируете чужой контент с указанием источника, то можно. Подробнее о цитировании ниже.
- Выдаёте чужой контент за свой — плагиат. Например, публиковать фотографии и указывать, что вы их автор.
Существует две опасности, связанные с использованием чужого контента.
- Вами могут заинтересоваться правоохранительные органы — это угроза штрафа или реального срока. Регулируется статьёй 146 УК РФ или статьёй 7.12 КоАП РФ.
- Правообладатель может подать на вас в суд и взыскать деньги за использование контента плюс моральный ущерб. Ориентироваться нужно на статьи 1260 и 1270 ГК РФ.
Вывод: использовать и перерабатывать чужой контент без разрешения владельца прав на него — нельзя.
Использование чужого контента цитированием
В законодательстве есть термин «цитирование», который регулируется статьёй 1274 ГК РФ. Вы можете использовать часть чужого произведения в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях.
Если возникнет конфликт, то суд будет устанавливать, какие цели вы преследовали, цитируя чужой контент. Прикрыться информационной целью вряд ли получится, если ваш аккаунт наполнен товарами, услугами и ценами на них. Объем цитирования должен быть «оправдан вашими целями». Точной цифры в законе нет.
Просто разместить на своей странице чужое видео даже со ссылкой на автора — это не цитирование.
consultant.ru — скриншот статьи 1274 ГК РФ
Например, вы сделали скриншот и с помощью него иллюстрируете собственный контент. Как в примере ниже — мы сделали скриншот видео, размещённого на нашем сайте и указали его адрес. Если на странице будет отдельно указан правообладатель — стоит написать и про него.
Создавайте свои иллюстрации, делайте скриншоты, встраивайте их в собственные посты и статьи так, чтобы они были частью контента.
Читать ещё: «Особенности создания публикаций для разных социальных сетей»
bankprav.ru — скриншот-иллюстрация для примера цитирования
Есть ещё способы использовать чужой контент без проблем. Например, создавать карикатуры. Будьте аккуратны, можно получить иск о защите чести и достоинства.
Запрета на создание производных произведений по мотивам нет — фанатское творчество ничего не нарушает, если появляется в результате творчества автора и с нуля, а не является простой переработкой.
Например, изменить имена в истории про Гарри Поттера и выдать книги за свои — это нарушение. Создать новую историю о приключениях Поттера — это фанатское творчество.
Будьте аккуратнее с использованием фирменного стиля и логотипов — они могут быть защищены.
Как легально и бесплатно использовать объекты авторского права
Лицензия — это специальное разрешение на использование произведения, которое устанавливает правообладатель. Фактически это выглядит так: например, фотография публикуется, рядом с ней пишется вид лицензии. Есть несколько общепринятых шаблонов.
Creative Commons. Есть несколько подвидов с особыми требованиями, обозначаемые аббревиатурой.
- СС — особых условий нет, можно пользоваться бесплатно;
- NC — только некоммерческие цели;
- BY — использовать можно с указанием автора и ссылкой на источник;
- ND — нельзя изменять и модифицировать, только в оригинальном виде;
- SA — можно изменять и создавать производные, которые дальше будут распространяться на условиях оригинального произведения;
- SP — можно использовать фрагментарно (актуально для музыки);
- Non-SP — аналог SP, но только для некоммерческого использования.
Аббревиатур может быть несколько — тогда придётся соблюдать требований каждого типа.
Public Domain — произведения, переданные в общественное достояние. Обычно такая лицензия ставится на продукт через 70 лет после смерти владельца прав. Нужно указать автора.
СС0 — это разновидность лицензии Creative Commons, в которой автор самостоятельно отказывается от всех прав и продукт становится общедоступным.
Авторов никто не обязывает ставить тип лицензии на свой продукт. Если вы хотите использовать фотографию или видео чужого авторства и рядом с публикацией нет указания на тип лицензии — свяжитесь с автором и получите разрешение. Делайте это в письменном виде.
Особенности использования чужого контента
Фотографии
Проблемы с фотографиями могут возникнуть не только из-за нарушения авторских прав. Изображение человека охраняется по закону, и гражданин может разрешить или запретить использование своего изображения.
Если вы приобрели снимок в крупном фотобанке, например, Depositphotos или Shutterstock, то проблем с людьми быть не должно — разрешение на использования их изображения люди на снимках дали фотографу, через особый документ, «модельный релиз». Но все равно внимательно читайте условия использования в правилах фотобанков, судебные разбирательства бывают и у покупателей этих стоков.
Разрешение от моделей не нужно, в общественном месте со свободным доступом или на публичном мероприятии, и человек не является основным объектом на таком фото.
Но даже в таком случае взять разрешение автора фотографии все же нужно.
Коллажи
Если вы создаёте коллаж из нескольких фотографий, то необходимо получить разрешение от всех авторов или использовать снимки с установленным типом лицензии СС0 или CC. В ином случае вы нарушите сразу несколько статьёй ГК РФ.
Яркий пример — Советский районный суд Ростова-на-Дону признал ООО «Престиж-Сервис» в использовании чужих фотографий через создание коллажа и размещение его на сайте. Итог — судебное решение о выплате владельцу фотографий более 80 тысяч рублей.
rospravosudie.ru — судебная практика по нарушению авторских прав в сфере использования коллажей
Видео и музыка
Использование видео или музыкальных произведений регулируется теми же правилами, что и в случае с текстовым контентом — нужно разрешение автора.
Если вы хотите поделиться видео с помощью встраивания ролика с Youtube в свою статью — никаких проблем не будет. Скачаете видео и зальёте на свой хостинг — все зависит от типа лицензии, установленного на это видео.
Есть «лайфхак» — вы можете использовать «цитирование видео» так же, как и в случае с текстом. Например, вырезать из оригинала несколько секунд и снять собственный ролик, в котором озвучить комментарии и собственную оценку «исходника». Важна цель использования — не публикуйте такие ролики на коммерческих страницах и не продавайте в самом видео свои товары и услуги.
С музыкой ситуация аналогичная.
Логотип и фирменный стиль
Будьте аккуратнее с использованием логотипов компаний и их фирменных стилей.
Создание изображений, с использованием фирменного стиля другой компании, и их публикация также может привести к судебному разбирательству. Закон разрешает использовать слово из товарного знака в статьях с описательной и информационной целями.
Если вы столкнётесь с зарегистрированным товарным знаком, и речь о логотипе, то статья 1274 ГК РФ разрешает его использование только для цитирования и с определённой целью — в нашем случае, с критической или информационной целью.
Точного определения целей нет, степень нарушения будет решать суд.
Где искать бесплатный беспроблемный контент
Для поиска бесплатных изображений есть несколько способов:
- сервис images.google.ru с указанием нужного типа лицензии в форме «Настройки» «Расширенный поиск»;
- бесплатные фотобанки;
- договорённости с автором фотографий напрямую.
Поиск картинок через google.com
Видео можно взять:
- на фотостоках и специальных хостингах, внимательно прочитав условия использования;
- На Youtube, найдя ролики с лицензией СС.
Но идеальным вариантов будет создание собственного контента — фотографируйте, снимайте видео, делайте скриншоты.
Как защитить собственный контент
Начав создавать собственный авторский контент, вы столкнётесь с его копированием. Просьбы удалить с чужих сайтов ваши произведения приведут в лучшем случае к удалению по обоюдному согласию, в худшем — к банальному хамству со стороны недобросовестных владельцев площадок.
Защищать свои права в суде сложно — недостаточно просто сказать, что контент ваш, придётся представить доказательства. Например, заверенное право у нотариуса — это затратно и требует времени. Как вариант — использовать онлайн-депонирование авторских прав через специальные сервисы.
Читать ещё: «Руководство для новичков по продвижению локального бизнеса в соцсетях: Facebook, Instagram и ВКонтакте»
Запомнить
Использовать чужой контент можно бесплатно, если:
- разрешение на использование оговорено с автором (письменно);
- есть лицензия нужного типа;
- произведение является общественным достоянием;
- контент используется в рамках цитирования или как объект обсуждения.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология