Как информационные технологии изменили автомобильную индустрию
Для современного человека автомобиль стал неотъемлемой частью жизни, во многом об этом свидетельствует не прекращающийся рост продаж новых машин: если в 1999 году во всем мире было приобретено 39 млн новых автомобилей, то в 2015 этот показатель увеличился до 54.9 млн, а уже в 2016 — до 77.3 млн. Спрос рождает предложение, поэтому автопроизводители не устают совершенствовать свои продукты в попытке завлечь новых клиентов.
Искушенного ценителя гаджетов нелегко удивить чем-то новым, особенно если это касается средства передвижения. Но благодаря экспоненциальному развитию технологий, автомобили сегодня получают сумасшедшие порции дополнительной функциональности, о которой еще несколько лет назад и мечтать нельзя было. Конечно, люди из индустрии и просто энтузиасты могли видеть все эти инновации в единичных концептах на различных техно-выставках вроде CES, но рядовой автовладелец из конца нулевых — начала десятых годов, вряд ли мог представить, что, например, его машина будет работать под управлением той же ОС, что и его смартфон и ездить без бензина. Кстати, о выставках: задумайтесь, а в какой момент стало нормой демонстрировать новые модели автомобилей в составе мероприятий, нацеленных, в первую очередь, на гиков и айтишников?
Эта коллаборация вынуждает все больше автоконцернов заключать необычные партнерские соглашения с компаниями из Кремниевой долины. В большинстве случаев подобное сотрудничество строится вокруг технологий автономного вождения, но все чаще случаются и совсем уж необычные случаи вроде партнерства корпорации BMW и стартапа DOVU, разработавшего для немцев собственную блокчейн-платформу, позволяющую безопасно собирать различные данные об эксплуатации уже проданных автомобилей, чтобы улучшать конструктивные особенности новых моделей.
Почему больше нельзя выпускать просто хорошие автомобили
С момента появления первых «самоходных повозок» в начале XIX века, главным на дороге оставался человек, автомобиль выступал лишь в качестве безвольного инструмента для более быстрого и комфортного перемещения из точки А в точку Б. Сегодня такой сценарий использования персонального транспорта уже не актуален, производителям все время приходится выдумывать что-то новое или, скорее, внедрять уже существующие наработки из IT-индустрии. Как сказал Гилл Прэтт — бывший сотрудник Министерства обороны США, ныне работающий в Toyota, — «нам необходимо становиться похожими на технологические компании, пока они не стали похожими на нас». И действительно, прошли те времена, когда для того, чтобы стать частью автомобильной индустрии, нужно было владеть крупным брендом с десятками лет опыта, достаточно вспомнить Tesla, основанную иммигрантом из Африки, или десятки небольших перспективных стартапов, которые оказывают достаточно большое влияние на то, какие автомобили мы с вами каждый день видим на улицах наших городов.
Отказ от личного транспорта
Изменяются не только автомобили, но и подход к владению ими. Быстрый рост популярности каршеринговых сервисов стал настоящим спасением для жителей крупных городов, где зачастую купив машину, человек большую часть времени смотрит на нее из окна своего дома, а не ездит на ней. Тем временем, расходы на обслуживание никто не отменял, что делает столь дорогостоящее приобретение экономически невыгодным. Каршеринг позволяет не думать о расходах на топливо, парковку, страховой полис и т.д. При этом стоимость такой почасовой аренды находится в разумных пределах, что делает каршеринг неким аналогом таксомоторной службы, но с возможностью получать удовольствие от вождения.
Россия является одним из лидеров по развитию так называемой «экономики совместного использования», достаточно взглянуть на цифры: если еще год назад подобные услуги оказывали несколько компаний с парком в несколько сотен автомобилей, да и то преимущественно в Москве, сейчас на российском рынке каршеринга представлено как минимум два десятка компаний из разных городов с флотом в 10000+ автомобилей в одной только столице. По миру же статистика еще более впечатляющая — подобные сервисы есть в 1000 городов, а их аудитория к концу этого года составит 15.6 млн человек.
Для многих людей, размышляющих о покупке нового автомобиля, в долгосрочной перспективе каршеринг может сэкономить и время, и деньги, но как быть тем, кто уже обзавелся машиной, но практически не пользуется ею? В этом случае на помощь придет каршеринг по схеме peer-to-peer, иначе говоря, вы сами можете сдавать свой автомобиль в удобное для вас время — например, когда вы на работе, ночью, либо же вообще круглосуточно, если это ваша вторая машина.
По сравнению со стандартной арендой такие сервисы пока еще не слишком распространены, но количество платформ персонализированного каршеринга неуклонно растет и успех таких проектов как Turo (США), Drivy (Франция) и Car and Away (Великобритания) говорит о том, что обычные автовладельцы не прочь заработать на своем автомобиле, сдавая его в аренду другим людям. По словам пользователей Turo (число которых перевалило за 100 тысяч), им нравится, что вторая машина может не простаивать, а зарабатывать деньги, в среднем от 200 до 900 долларов в месяц. Посмотрев на результат этих компаний, в игру включился и автогигант General Motors, создавший аналогичную платформу. Даже в России сегодня можно без проблем арендовать автомобиль у частных лиц. Речь о сервисе Rent-a-Ride, который позволяет вам, грубо говоря, покататься на тачке соседа.
Безопасность на первом месте
Ежегодно на дорогах по всему миру погибает около миллиона человек и еще столько же получают тяжелые травмы. Для снижения этой пугающей статистики уже довольно давно были изобретены трехточечные ремни безопасности, складная рулевая колонка, ABS, адаптивный круиз-контроль, парктроник и т.д. Стремясь сохранить больше жизней, производители вкладывают миллиарды долларов в создание масштабных стратегий по развитию систем безопасности и даже готовы делиться своими разработками с конкурентами.
Будущее автопрома решается здесь и сейчас
Мы живем в удивительное время, когда активно развиваются Интернет и высокотехнологичная электроника, но еще не началась эпоха межпланетных и межгалактических перелетов. Именно потому что человечество находится на заре цифровой эпохи, в данный момент определяются векторы развития многих вещей — и автомобили не исключение. Даже не интересующийся хай-теком человек без труда назовет пару-тройку инновационных автотехнологий, которые «обкатываются» прямо сейчас: прежде всего, это, естественно, автомобили на электрической тяге (которые еще не стали массовыми, но и диковинкой их уже не назовешь) и системы автономного управления (горячо ожидаемые беспилотники четвертого поколения не за горами).
Менее очевидными автомобильными технологиями самого ближайшего будущего являются «транспорт на водородном топливе (подробнее можете прочесть здесь), наружные дисплеи (к примеру, в Дубае и еще паре мест сегодня разрешено использовать мини-дисплеи вместо зеркал заднего вида, в дальнейшем экраны будут устанавливаться по всему корпусу машины), а также проекционные дисплеи, которыми не первый год оснащаются даже некоторые среднебюджетные модели). Конечно, есть еще разнообразнейшая откровенная дичь вроде автожира от PAL-V, но подобные штуки вряд ли когда-нибудь станут действительно популярны. В общем, то, какой будет автомобильная индустрия в следующем десятилетии, определяется на наших глазах. Аналогичная ситуация складывалась и в конце XIX — начале XX веков, когда были изобретены первые резиновые покрышки, построена широкая сеть АЗС, созданы общепринятые правила дорожного движения, сборка новых автомобилей стала автоматизирована, в автомобильную индустрию пришли акулы бизнеса из других отраслей и даже появилось такое явление как автоспорт.
Полный текст статьи читайте на Компьютерра