Как и зачем агентству вести базу субподрядчиков
— «Привет. А вы ведете базу субподрядчиков?»
— «Что еще за «база субподрядчиков»?»
— «Это такой структурированный документ, содержащий информацию о внешних командах / специалистах, которых можно привлечь для реализации того или иного проекта».
— «Нет. Зачем это нужно?»
— «Ну как минимум для систематизации. Чтобы не искать «впопыхах», когда наступит соответствующий момент».
— «На этот случай есть телефонный справочник с нужными контактами. Некогда нам базами заниматься. Все. До свидания».
© Типичный диалог с типичным агентством.
Суть вопроса
Как постоянные участники digital-рынка мы заботимся о повышении культуры заказа субподряда. Именно на этом и базируется идея данной статьи. Вроде бы все мы умеем виртуозно работать с Google Таблицами, но, к сожалению, зачастую не совсем понимаем многих тонкостей, да и вообще целей — зачем это нужно. Поэтому материал будет сосредоточен не столько на инструменте, сколько на методологии. Если есть желание и возможность, то можно сделать все, о чем пойдет речь далее, даже в CRM, адаптировав нужные сущности и поля.
Итак, в качестве предыстории обратимся к классическому описанию термина «агентство»:
«Это местное отделение какого-либо центрального учреждения или предприятия, а также название некоторых учреждений информационного, посреднического характера»
Даже словарь русского языка, написанный еще в 20-м веке, знает, что одна из основных функций агентства — это посредничество — то есть реализация задачи одного субъекта с помощью другого (либо группы субъектов). Когда агентство приходит к пониманию своего предназначения, многие процессы сразу начинают реализовываться намного проще. Осознав пользу использования субподряда, компания сразу избавляется от ряда проблем, в числе которых:
-
Постоянно усложняющаяся гонка за кадрами.
-
Низкоуровневый контроль, ресурсозатратная проверка задач.
-
Обучение специалистов за собственный счет.
-
Налоги, содержание рабочих мест и прочие малоприятные факторы.
Не будем здесь останавливаться, так как в рамках статьи не стоит задача «продать» читателю саму идею субподряда или проработать редкие возражения. Кто понимает, о чем идет речь, тот уже сделал для себя все выводы. Если кто-то еще не знает, как устроен данный рынок, то предлагаем к изучению наше исследование.
Для чего нужна база субподрядчиков?
Начнем с основного постулата: агентство не может всегда полагаться только на одного подрядчика. Отдавать большую часть задач одной надежной команде — это нормально. Но всегда должны быть запасные альтернативные варианты.
Почему:
-
Не каждый субподрядчик способен справиться с неожиданным существенным увеличением проектов. А такое всегда может случиться.
-
Иногда может быть необходим другой / новый технологический стек.
-
Если команда сотрудничает с другими агентствами, то ее загруженность может опять-таки резко увеличиться (и притом не в вашу пользу).
С количеством субподрядчиков мы определились. Теперь о том, почему невозможна работа без структурированной базы:
-
«Хаотичный» поиск нужных контактов в разных источниках — это всегда риск кого-то «забыть» или что-то не учесть при принятии решения. Как можно выбрать самого релевантного исполнителя, когда нет полной выборки?
-
Сложность делегирования. Да, сегодня вы как руководитель можете быть осведомлены обо всех основных субподрядчиках. Их имена находятся среди часто используемых контактов в мессенджерах и соц. сетях. Но каким образом об этом узнает сотрудник, которому вы однажды делегируете данный функционал?
-
У любой информации есть свойство теряться в течение времени, если она не зафиксирована в явном и понятном виде.
Значит, база — это must have. А теперь о том, как ее составлять.
Содержание базы
Какие поля должна содержать база:
№ |
Поле |
Тип данных |
Комментарий |
---|---|---|---|
1 |
Сайт компании |
Текст |
Это один из основных идентификаторов исполнителей. Почему не название компании? Потому что на рынке существует много схожих с точки зрения нейминга продакшнов. Да, адрес сайта также не всегда может быть уникальным запоминающимся показателем. Но по нему вы как минимум можете вспомнить команду. Да и многая информация доступна именно на сайте |
2 |
Количество специалистов в штате |
Число |
Показатель производственных мощностей |
3 |
Год открытия |
Дата |
Как давно команда присутствует на рынке (без учета бэкграунда основателей) |
4 |
Основная (самая сильная) услуга |
Текст |
То, что субподрядчик умеет делать лучше всего. Важно понимать, что у среднестатистического продакшна в портфеле услуг может быть сразу несколько направлений. Команда может заявлять, что одинаково хорошо делает и бизнес-аналитику, и проектирование, и фронтенд, и бэкенд, и дизайн. Но правда заключается в том, что «локомотив» всегда должен быть один. По нему у специалистов должны быть самые высокие компетенции и выдающиеся результаты. Как правило, для реализации этой услуги в штате субподрядчика есть больше всего людей |
5 |
Дополнительные услуги |
Текст |
То, что «могут, умеют, практикуют», но уже не на таком высоком уровне |
6 |
Аутстаффинг |
Да / Нет (флажок) |
Возможен ли формат «аренды» |
7 |
Технологии / Инструментарий |
Текст |
Что используют в работе |
8 |
Рейты |
Число (руб.) |
Стандартные ставки (человеко-час) по каждой специализации и грейдам |
9 |
Минимальный бюджет |
Число (руб.) |
Объем работы либо бюджет, начиная с которого исполнители готовы принять проект |
10 |
Сильные стороны |
Текст |
Преимущества, которыми может похвастаться данный субподрядчик. Если среди них есть особенное уникальное преимущество, отличающее их от конкурентов, то его необходимо выделить |
11 |
Слабые стороны |
Текст |
Недостатки |
12 |
NDA |
Да / Нет (флажок) |
Готовность субподрядчика подписать договор о неразглашении данных (актуально в случаях, когда вы не хотите, чтобы исполнители указывали работу в своем портфолио) |
13 |
SLA |
Да / Нет (флажок) |
Готовность подписать соглашение об уровне оказываемых услуг, где прописываются стандарты работы и критерии для самых важных процессов (например, время реакции на запрос) |
14 |
Оценка портфолио |
Число |
Субъективная оценка качества на основе примеров из портфолио (либо на основе неопубликованных работ, высланных в персональном порядке) |
15 |
Средний балл по отзывам |
Число |
Обратная связь, собранная из следующих источников*: |
16 |
Контактные данные менеджера |
Текст |
Для рутинных процессов |
17 |
Контактные данные руководителя |
Текст |
Для согласования более высокоуровневых вопросов — условия работы, возможные уступки и т. п. |
*Важно — при оценке не учитываются отзывы, опубликованные на сайте самого субподрядчика, так как в большинстве случаев происходит их отсев / модерация, не пропускающая негативные отклики.
Это оптимальный набор полей для ведения базы. Существенное увеличение было бы излишним, поэтому мы исключили прочие вводные данные:
-
Географическое расположение офиса. По большому счету оно может повлиять только на часовой пояс и бухгалтерию (если это другое государство). В остальных случаях удаленность команды исполнителей не играет никакой роли. Исключением могут быть разве что проекты, для которых необходимо физическое нахождение специалистов в вашем офисе.
-
Позиционирование. Учитывая, что многие продакшны до сих пор не смогли завершить этап самоопределения, информация в виде слоганов «Мы лучшие во всем!» не имеет практической пользы.
-
Тип решений. Так как на аутсорсинг редко отдают примитивные задачи, которые можно реализовать с помощью готовых / полуготовых решений, то мы по умолчанию принимаем тот факт, что здесь нужно что-то более сложное.
-
Сертификаты. Также не обладают высокой ценностью, так как присутствуют у многих исполнителей. Соответственно, по этому критерию сортировка бессмысленна. А мы в базе указываем только то, что применимо на практике, а не просто «для галочки».
-
Условия работы. Большинство подрядчиков работает по классической схеме, редко кто готов стартовать абсолютно без предоплаты, либо наоборот — требуя 100% предоплаты сразу за весь проект.
-
Ссылка на портфолио. Сайт указан. Общая оценка по портфолио — тоже. Зачем дублировать / плодить лишние поля?
-
Источник / Канал, с помощью которого был найден субподрядчик. Так как это не обычные клиентские лиды, то вопрос должен быть менее актуален. Мы считаем, что подобный уровень погружения в детали — излишний.
Работа с базой
Вот краткий свод правил и рекомендаций, которые помогут вести работу с базой более систематизировано.
-
Добавлять в базу всех потенциальных кандидатов, даже если по ним отсутствует часть данных. Дополнить информацию со временем несложно. А вот забыть про хорошую перспективную команду, которая еще не указана в таблице, — еще легче.
-
Обновлять данные хотя бы раз в 2 года. Это тот самый минимальный временной промежуток, в течение которого в компании возможны коренные изменения. Кто-то может уйти с рынка, а кто-то — вырасти в несколько раз с точки зрения производственных мощностей.
-
Назначить ответственного за ведение базы. Сбор данных для базы — довольно рутинный процесс. Поэтому было бы хорошо, если бы данную работу выполнял не руководитель агентства (чье время стоит довольно много).
-
По каждой задаче с самыми популярными требованиями в базе должно быть минимум 3 кандидата. Это на случай, когда 1 (или даже 2) из них загружены, либо по каким-то другим причинам не могут взять проект в производство.
-
Добавить последнее поле, в котором вы будете в свободном стиле оставлять любые комментарии, не подходящие ни к одному из уже существующих полей. Пометки вроде «Всегда сдают задачи до дедлайна» иногда бывают очень полезны.
-
Поля должны иметь функцию сортировки для упрощения навигации по базе.
-
Старайтесь вносить популярные ответы в список (для последующего выбора). Например, это может быть полезно, когда нужно достичь единого написания той или иной услуги и избежать разночтений («верстка» / «фронтенд» / «frontend» и прочие). Если этого не сделать, то позже можно очень намучаться с поиском нужного термина.
-
Не делите базу по вкладкам. Вообще вкладки в таблицах — это хорошо. Даже очень хорошо. Но если использовать их для разделения базы субподрядчиков по услугам либо технологиям, то это всего лишь усложнит навигацию, не более.
-
Если имеются вариации рейтов, исходя из объема работ, типа проекта и каких-либо других факторов, то указывайте либо «вилку» либо среднее значение. Это всего лишь база для подбора субподрядчиков — не нужно относиться к ней как к основе для точного калькулирования сметы.
-
И, разумеется, не открывайте доступ по ссылке. Потому что в таком случае содержимое файла может быть доступно всем, кто отследит переход с документа в системе аналитики своего сайта.
О таких базовых вещах как закрепление первых строки и столбца, думаю, говорить не нужно. Делайте все так, чтобы работать с документом было удобно и быстро.
Всем желаем успешных продаж и больших проектов!
Автор: Дмитрий Гринкевич, Генеральный директор бесперебойного аутсорс-продакшна «Manao».
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine