Как цифровизуются лидеры российской фармацевтики

07.08.2020, Пт, 17:03, Мск

На фоне ситуации с коронавирусной инфекцией в России обратили пристальное внимание на темпы цифровизации в области здравоохранения. Это касается не только предоставления услуг, но и производства препаратов. Фармотрасль оказалась на передовой борьбы с пандемией.

В условиях вызовов нового времени российские фармацевтические компании были вынуждены в очень сжатые сроки быстро перестроить работу предприятий, не только нарастив объемы производства, но и увеличив долю автоматизированных бизнес-процессов. Среди них — российская фармацевтическая компания «Петровакс», которая в изменившейся социально-экономической реальности сделала ставку в том числе и на цифровые проекты.

«Цифровизация неизбежна, а пандемия ускорила реализацию цифровых технологий во многих отраслях, в том числе в биофармацевтике, — рассказывает Александр Рыбаков, начальник службы по развитию и сопровождению бизнес-решений компании «Петровакс», одного из лидеров отечественного рынка производства иммунобиологических препаратов. — Кто быстрее адаптируется к изменениям, быстрее начинает внедрять современные технологии и ИТ-решения, тот и выиграет в конкурентной борьбе. Во время карантина мы активно инвестировали в цифровые технологии. Приоритетная и раньше цифровизация сегодня выходит на первый план. Ведь пандемия коронавируса поставила перед бизнесом по всему миру немало новых задач: перевод сотрудников на удаленку, обеспечение безопасности своих данных и непрерывность бизнес-процессов».

Из-за пандемии российские фармацевтические компании были вынуждены в очень сжатые сроки перестроить работу предприятий

«Петровакс» — российская биофармацевтическая компания, представленная на рынке более 20 лет, входит в топ-5 иммунобиологических производителей России. В продуктовом портфеле компании — оригинальные лекарственные средства, вакцины, генерические препараты. Мощность современного производственного комплекса, запущенного 12 лет назад в Московской области, достигает 160 млн доз препаратов в год. Карта экспорта насчитывает 12 стран, среди которых — государства ЕАЭС, ЕС и Ближнего Востока. Среди партнеров «Петровакса» — ведущие фармацевтические корпорации мира, с 2014 г. компания входит в группу «Интеррос».

ИТ-блок для фармбизнеса

Во многом успех компании на российском и международном рынках определила развитая ИТ-инфраструктура, которая позволяет постоянно повышать эффективность производства и оптимизировать бизнес-процессы. Помимо ИТ-блока, диджитализацию обеспечивают и другие подразделения: цифровые компетенции активно развиваются на производстве, в маркетинге и бизнес-аналитике. Сейчас перед компанией стоит социально значимая общая цель — увеличение масштабов производства под «пандемические» потребности России и мира. И если цифровизация способна в этом помочь, на ее развитие и внедрение выделяются большие финансовые, интеллектуальные и человеческие ресурсы.

«Петровакс» входит в топ-5 иммунобиологических производителей России

ИТ-департамент компании состоит из двух подразделений: отдела автоматизации и поддержки учетных систем и отдела информационных технологий, в ведении которого — вся ИТ-инфраструктура.

«Мы также реализуем собственные цифровые бизнес-процессы, позволяющие согласовывать и контролировать различные направления деятельности на предприятии в удаленном формате, в частности, автоматизацию процессов договорной работы и тендерных заявок, — детализирует Александр Рыбаков. — Если говорить о задачах по разработке, то это, в первую очередь, интеграция учетных систем с другими источниками и приемниками данных. Это может быть, например, автозагрузка измерений с производственного оборудования для накопления статистики и анализа данных или обмен электронными документами между внутренними решениями и внешней системой ЭДО».

Пандемия подстегнула цифровизацию

Во время пандемии фармацевтическое предприятие «Петровакс» перешло на круглосуточный режим работы. При этом 150 сотрудников, которые не заняты в производственном процессе напрямую, были переведены на дистанционную работу. В связи с этим значительно возросла нагрузка на ИТ-службу. С точки зрения применяемого ПО, как и во многих других компаниях, в разы выросло использование инструмента для проведения видеоконференций на платформе Zoom. Другим ключевым сервисом стал мессенджер Slack.

«Серьезным вызовом было оперативное обеспечение людей техникой и корпоративной мобильной связью, так как не у всех наших сотрудников дома в свободном доступе ноутбуки и веб-камеры. Во многом это стало следствием того, что на карантине оказались не только взрослые, но и дети, которые учились в дистанционном формате. Мы оперативно связались с нашими поставщиками и закупили необходимое количество техники», — вспоминает Александр Рыбаков.

rybakov450.jpgАлександр Рыбаков: Мы реализуем собственные цифровые бизнес-процессы, позволяющие согласовывать и контролировать различные направления деятельности на предприятии в удаленном формате

Помимо этого, в компании начали массово переводить партнеров на использование межкорпоративного электронного документооборота. Большинство контрагентов «Петровакса» быстро осознали все преимущества такого подхода, что помогло форсировать глобальный переход предприятия на электронное оформление документов. Незапланированные затраты фактически стали для компании «Петровакс» инвестициями в будущее — например, внедрение цифровой коммуникации наглядно продемонстрировало возможности по масштабированию бизнеса.

Часы вместо шести недель

Одним из ключевых направлений цифровизации компании в последние годы (и пандемия этого не изменила) стало активное применение аналитических инструментов. В «Петроваксе» несколько лет назад был создан профильный отдел, перед специалистами которого стояла задача систематизировать данные в едином источнике, стандартизировать подходы к расчету показателей, повысить их оперативность и научиться оценивать эффективность маркетинговых кампаний и коммерческих инициатив.

«Аналитические инструменты позволили нам серьезно ускорить процессы принятия решений в компании, а критичные для нас данные продаж по рынку мы видим в течение суток после закрытия недели, — объясняет руководитель отдела бизнес-аналитики «Петровакс» Арон Шахвердов. — Это хороший показатель для фармацевтической отрасли. У многих наших конкурентов подобный анализ потребует от нескольких недель до полутора месяцев. Мы же, имея детальное и оперативное представление о том, как чувствует себя рынок, можем принимать решения уже на следующий день после закрытия периода».

Помимо этого, все основные метрики бизнеса в компании изучают в онлайн-режиме, быстро реагируя на любые изменения. В будущем эти данные планируют использовать и для развития предиктивной аналитики, что в целом окажет серьезное влияние на бизнес. Кроме того, сотрудники постепенно присматриваются к направлению Data Science, основной принцип которого — сбор и анализ данных на стыке разных дисциплин: математики и статистики, информатики и программирования, бизнеса и экономики.

1shakhverdov450.jpgАрон Шахвердов: Аналитические инструменты позволили нам серьезно ускорить процессы принятия решений в компании

Одновременно «Петровакс» применяет инструмент визуализации Microsoft Power BI на базе данных MS SQL. Доступ к этому сервису возможен через простое VPN-подключение из любой точки мира и с мобильных устройств. Среди объектов анализа — вся цепочка от первичных до третичных продаж, эффективность полевых сотрудников, рыночные данные, сведения от подрядчиков. Всего — десятки гигабайтов данных.

С инвестиционной точки зрения, одно из преимуществ BI-системы — отсутствие больших капитальных и операционных расходов. Система переводит работу компании на совершенно новый уровень интеллектуального бизнеса с хорошо управляемой структурой и возможностью оценки по фактическим данным, полученным на основе эффективных точных индикаторов. Кроме того, эффективная аналитика делает компанию более привлекательной и в глазах партнеров: за счет цифровизации бизнес становится более эффективным, гибким и оперативным.

Рост продаж на падающем рынке

С точки зрения каналов продаж «Петровакс» представляет собой классическую фармацевтическую компанию, которая развивается в трех основных направлениях: потребители, врачи и e-commerce. В маркетинговом блоке компании создан свой диджитал-отдел, который в онлайн-режиме тестирует все цифровые инструменты и моментально перенастраивает их, если того требует ситуация.

«Во время пандемии это позволило нам реагировать на изменения гораздо быстрее, чем другим компаниям, работающим через посредников, — подчеркивает руководитель направления интернет-маркетинга «Петровакса» Андрей Алексеев. — Мы эффективно распределили маркетинговый бюджет на коммуникации непосредственно с потребителями. Более того, провели масштабную кампанию, рассчитанную на повышение узнаваемости бренда: за две недели при помощи блогеров «Петровакс» существенно увеличил продажи одного из продуктов в условиях падающего рынка».

Инструменты работы с большими данными параллельно позволили компании реализовать категоризацию потребителей по типу приобретаемых лекарственных препаратов, провести онлайн-опрос и получить статистически значимую выборку. Онлайн-панель для опроса была разработана внутри отдела маркетинга.

alekseev450.jpgАндрей Алексеев: Мы планируем переходить от мультиканальной модели маркетинга к омниканальной, для чего активно выбираем новые CRM-системы

Если говорить о втором направлении — врачах, то с ними «Петровакс» общается через медицинских представителей, которые во время карантина тоже оказались в изоляции.

«Буквально за две недели по цифровым каналам нам удалось выстроить удаленные коммуникации с медпредставителями. В итоге за полтора месяца они совершили более 18 тысяч полноценных визитов. В это понятие входит звонок врачу, переписка по электронной почте и удаленная коммуникация посредством какой-либо платформы. Это направление мы планируем развивать в дальнейшем, переходя от мультиканальной модели к омниканальной, для чего активно выбираем новые CRM-системы», — поясняет Андрей Алексеев.

В этом году «Петровакс» планирует запустить мобильное приложение для организации научно-исследовательской работы. С его помощью сама компания и ученые из числа ее партнеров смогут получать намного больше своевременных данных о пациентах, которые входят в исследовательскую группу. Помимо этого, в «Петроваксе» разработано собственное мобильное приложение для сбора статистики по потоку пациентов у врачей.

Автоматизация классической ERP-системы

Естественно, цифровизация не может обойти и сектора бизнеса, связанные с системой финансового управления. Основные усилия по автоматизации финансового блока «Петровакса» сейчас направлены на развитие возможностей платформы бюджетирования и финансовой аналитики IBM Planning Analytics — инструмента для автоматизированных прогнозов по компании. Задачи бухгалтерского и налогового учета, казначейства и управленческой отчетности реализованы и развиваются на базе платформы »1С», которая является основной ERP-системой, отвечающей за учет ресурсов и финансовых показателей предприятия. В пакет систем »1С» входят »1С: Управление производственным предприятием»,»1С: Зарплата и управление персоналом», а также »1С: Документооборот». Поддерживается частичная интеграция с BI-контуром, и она будет расширяться как раз за счет развития IBM Planning Analytics.

В этом году «Петровакс» планирует запустить мобильное приложение для организации научно-исследовательской работы

«С точки зрения финансовых контуров, у нас реализован классический набор: автоматизированный бухгалтерский контур, налоговый контур, контур управленческой отчетности в формате МСФО. Процессы в этом сегменте цикличные — ежемесячное закрытие периода с дальнейшим формированием необходимых пакетов отчетности для государственных органов, а также внутренних нужд компании и акционеров», — уточняет Александр Рыбаков.

Профильные инструменты бизнеса

«Петровакс» ориентирован на цифровизацию производственных процессов и накопление статистики, в том числе с применением MES-систем (Manufacturing Execution System). MES-системы — это специализированные программные комплексы, которые предназначены для решения задач оперативного планирования и управления производством. Именно такой подход позволяет четко планировать ресурсы и избегать возникновения «узких мест» в производстве.

Производственная часть и управление складами отражаются в стратегии бережливого производства, которая подразумевает, в частности, взаимную интеграцию и повышение гибкости всех организационных заводских технологий. На нескольких производственных участках стартовал пилотный проект, в ходе которого будут определены основные этапы каждого процесса и их длительность, выстроена идеальная последовательность производственного цикла с применением подхода картирования процесса. Этот инструмент позволяет увидеть полную процессуальную картину: выявляет потери, проблемы, помогает создать план мероприятий по достижению цели.

«Другой важный для нас момент — использование умной программы складского учета SOLVO, — поясняет менеджер «Петровакс» по бережливому производству Александр Левченко. — Она позволяет достаточно просто и эффективно организовать процесс управления запасами. Мы знаем, где находится любой материал, в каком количестве, на что и в какое время расходуется. Система SOLVO в нашем случае интегрирована с »1C». Подразделения делают заявку в »1С», SOLVO использует эти данные, а сотрудник склада получает информацию, что, откуда и в каком количестве необходимо взять. Чтобы в SOLVO отображалось движение материалов, компания задействует сканеры для считывания штрих-кодов, нанесенных на каждую упаковку».

levchenko450.jpgАлександр Левченко: Использование умной программы складского учета позволяет достаточно просто и эффективно организовать процесс управления запасами

Помимо общераспространенных, но адаптированных под фармацевтику цифровых инструментов, «Петровакс» успешно внедряет узконаправленные технологии. Компания одной из первых в России включилась в реализацию проекта по обязательной маркировке лекарственных средств. На законодательном уровне она введена 1 июля 2020 г., но подготовительные работы начались еще в 2017 г. На предприятии подчеркивают, что был проделан серьезный путь по внедрению системы маркировки; потребовалась модернизация оборудования и дополнительное обучение персонала. Следует отметить, что уже с начала 2019 г. «Петровакс» поставляет препарат «Поликсидоний» в Словакию с нанесением обязательной маркировки в соответствии с законодательством Евросоюза.

В планах у компании — автоматизация лабораторных анализов с помощью технологического решения LIMS. Внедрением нового инструмента руководит департамент контроля качества.

Цифровое завтра «Петровакса»

Несмотря на высокий уровень цифровизации и автоматизации, в компании не планируют снижать обороты. На финальной стадии реализации находится проект перевода бизнеса на современную IP-телефонию, завершается внедрение программной АТС Asterisk на всех площадках. Активно развиваются и сервисы внутренней коммуникации: сотрудники общаются и организуют онлайн-видеоконференции как внутри компании, так и с региональными офисами и зарубежными партнерами. Цифровая коммуникационная среда стала еще одним корпоративным стандартом бизнеса.

Сейчас в компании анализируют перспективы внедрения RPA-системы. Важно понять, как эта технология поможет сократить затраты, увеличить скорость и эффективность бизнес-процессов. По итогам 2019 г. выручка компании во многом благодаря интенсивной цифровизации выросла на 22%, а объем экспорта увеличился на 28%. В «Петроваксе» уверены, что эти показатели — далеко не предел, новые цифровые инициативы позволят компании и в будущем сохранять лидирующие позиции в отрасли.


Полный текст статьи читайте на CNews