Как цифровизация помогает адаптироваться к новой реальности

13 Апреля 2022 08:4713 Апр 2022 08:47 |
Поделиться

Происходящие в мире изменения заставляют бизнес адаптироваться к новым условиям и искать способы не только остаться на плаву, но и продолжить развитие. Участники организованной CNews Conferences конференции «Цифровая трансформация 2022» уверены, что цифровизация — один из важнейших инструментов выживания в новых условиях.

страницы:

1 |   2 |  следующая

Задачи новой реальности

Сегодня бизнес переходит от глобальной цифровизации к глобальной адаптации, начал свое выступление Олег Алексеев, руководитель направления интеллектуальных и цифровых продуктов, «МегаФон». В фокусе импортозамещение, адаптация к сокращению спроса и новой нагрузке на коммуникационную инфраструктуру, обеспечение безопасности.

Бизнесу придется решать технические вопросы (железо, комплектующие, ПО); разрабатывать новые и менять действующие ИТ-сервисы, усиливать физическую, экономическую, организационно-кадровую, информационную, юридическую безопасность. Одновременно надо сохранить уровень доходности и объем продаж на фоне изменения структуры потребления. Возможно, для этого придется искать рынки сбыта. И конечно, необходимо соблюдать требования постоянно обновляющегося законодательства.

Сегодня бизнесу, как никогда ранее, важно иметь надежных партнеров, чьи продукты проверены на практике и соответствуют требованиям времени, уверен Олег Алексеев. «Мы не можем вернуться в каменный век, поэтому все новейшие технологии будут актуальны», — говорит он.

Актуальные сервисы для решения бизнес-задач

«МегаФон» готов предложить заказчикам многофункциональную платформу для проведения презентаций, обучения и тренингов в онлайн-формате; платформу для унифицированных коммуникаций, которая закрывает все стандартные потребности компании; таргетированные SMS-рассылки и другие полезные сервисы.

Реагировать на события в режиме реального времени позволяют бессерверные вычисления, продолжает Наталья Воронова, лидер Presales SberCloud Advanced. Функция как сервис (FaaS) — ключевой компонент бессерверных вычислений, предполагающий разделение кода на «строительные блоки». FaaS позволяет платить только за реально используемые ресурсы, не беспокоиться о политиках масштабирования кода — об этом позаботится провайдер. FaaS — это простые функции, независимо выполняющие одну задачу. Благодаря FaaS значительно сокращается время вывода продукта на рынок: разработчики меняют отдельные части кода, нет необходимости исправления ошибок и и разворачивания новой версии приложения.

FaaS можно использовать в качестве бэкенда, например, для интерактивных веб-сайтов. Сервис поможет при обработке и проверке данных, например, для сценариев интернета вещей. С его помощью можно совершенствовать чат-ботов и виртуальных помощников, например, формировать ответ на запрос пользователя. FaaS прекрасно подойдет для обработки медиа-контента, например, для оптимизации изображений под разрешение.

Разворачивание статичного веб-сайта на OBS с бэкендом на FunctionGraph и хранением данных в RDS (MySQL)

На платформе SberCloud Advanced представлен сервис FunctionGraph, который позволяет размещать и запускать код в бессерверной среде по заданному триггеру и предоставляет мониторинг и журнал логов. Наталья Воронова привела примеры сценариев использования FunctionGraph.

«Еще недавно все ставили перед собой далеко идущие цели и стремились к их достижению. Сегодня эти цели оказались скрыты в тумане», — говорит Александр Ракша, партнер, руководитель практики стратегического консультирования НЭО «Центр». В условиях неопределенности надо решать задачи по мере их поступления. Например, не оптимизировать логистические цепочки, а собирать их заново. И делать это максимально быстро. А значит, цифровизация имеет огромное значение.

Александр Ракша рассказал о трендах, которые будут определять развитие металлургической отрасли в ближайшие годы. Во-первых, это рост спроса на специалистов, обладающих широкими компетенциями, необходимость постоянного обучения, распространение удаленной работы. Во-вторых, рост популярности «умных фабрик», интернета вещей и искусственного интеллекта. В-третьих, рост уровня цифровизации и распространение цифровых экосистем, усиление внимания к ESG.

Важнейшие тренды цифровизации металлургической отрасли

По словам Павла Шингарева, CEO Knowledge Space, цифровая трансформация предполагает отсутствие единых правил и ориентацию на постоянные изменения. Ключевой риск программ цифровой трансформации состоит в том, что они ориентированы на множество функциональных цифровых продуктов, а не на сквозные процессы. Но именно сквозные процессы создают стоимость бизнеса. Их игнорирование может привести к цифровизации ради цифровизации без существенного эффекта для бизнеса.

Сквозные процессы затрагивают значительное число функциональных блоков, включают в себя разные уровни управления, задействуют данные из различных ИТ-систем, говорит Павел Шингарев. Они сконцентрированы в управленческом слое. Поэтому цифровизация управленческого слоя может обеспечить кардинальный рост эффективности бизнеса. ИТ-система, реализующая управленческий слой, должна описывать специфику любого процесса, объекта, алгоритма и их объединения в общей универсальной модели. В ней должен содержаться полный спектр инструментов планирования (работа с временными интервалами, сценарность, «скольжение» и т.д.) Решения должны разрабатываться специалистами в предметной области: бизнес-аналитиками. Надо предусмотреть возможность быстрой и непрерывной корректировки моделей в соответствии с актуальными вызовами и обеспечить их прозрачность при помощи визуальных инструментов моделирования.

Цифровизация логистики

Логистика отличается от других отраслей тем, что понимает, какое цифровое будущее ждет ее через 3–5 лет, говорит Олег Сковородников, директор департамента цифровой трансформации Первой экспедиционной компании. Речь идет о беспилотных автомобилях на электротяге или на водородном двигателе. Понятно, что совсем убрать водителя в ближайшие 5 лет не получится — автономное движение реальнее всего обеспечить только на магистралях. Основная задача — изменить профессию водителя, сделать ее более привлекательной.

Еще одно направление цифровизации логистики — появление международных экспедиторов, которые смогут быстро построить маршрут и просчитать его стоимость. Огромное значение имеет непрерывный трекинг транспорта и удобный документооборот. В качестве примера Олег Сковородников привел Райана Петерсона и его компанию Flexport. Он пригласил к сотрудничеству всех, кто заинтересован в развитии беспилотных грузовых перевозок.

Работа с кадрами

Одна из важных задач цифровой трансформации — повышение эффективности работы персонала. Solar addVisor анализирует действия сотрудника за компьютером, его рабочий календарь и электронную почту и помогает руководству принимать организационные решения. Разработчики решения предлагают использовать его для диагностики выгорания, выявления барьеров эффективности, оптимизации ФОТ и балансировки нагрузки. По словам Алексея Соловьева, руководителя направления Solar addVisor, «Ростелеком-Солар», аналоги решения имеют существенный минус — данные в них приходится вводить вручную, а значит, нельзя исключить их искажения.

Solar addVisor в нескольких предложениях

Евгений Максименко, бизнес-архитектор, «Ростелеком-Солар», рассказал, что Solar addVisor собирает и хранит метрическую информацию о рабочей деятельности сотрудника. Благодаря тому, что обрабатываются реальные данные, а не подготовленные кем-то отчеты, собранная информация является объективной. После обработки данных с помощью статистических методов формируется цифровой слепок рабочей деятельности сотрудника.

В дальнейшем методы машинного обучения позволяют прогнозировать деятельность сотрудника, определять наиболее значимые факторы, влияющие на его эффективность, выстраивать коммуникационные модели в организации, анализировать ключевые активности с использованием компьютерной лингвистики.

По словам Кирилла Владимирова, основателя и генерального директора Only, сотрудники тратят около 20% рабочего времени на то, чтобы залогиниться в разных информационных системах и начать в них работать. Он поделился кейсом создания корпоративного портала TUI. До автоматизации в компании использовался «Битрикс24», но он перестал соответствовать потребностям бизнеса: действия или процессы отнимали слишком много времени как у ответственных, так и у вовлеченных сотрудников. Кроме того, в компании не существовало единого хранилища данных.

Сколько стоит бесшовная интеграция

Был создан корпоративный портал, который объединил все данные компании. Он стал единой точкой входа во все ИТ-системы и единым источником различных сервисов. Задача была решена путем автоматизации онбординга, реализации сквозного поиска актуальной информации и создания единой точки входа и доступа ко всем ресурсам компании без необходимости запоминать или хранить множество логинов и паролей.

Главной задачей цифровой трансформации спутниковой системы «Гонец» стало создание цифрового двойника компании. По словам Александра Грисенко, начальника отдела информационных технологий и цифрового развития, спутниковая система «Гонец», базовым направлением является управление на основе данных — оно напрямую влияет на эффективность операционной деятельности. Второе по значимости направление — развитие человеческого капитала и компетенций и создание собственных новых продуктов (R&D).

Переход от процессного управления к цифровой трансформации

Александр Грисенко рассказал, как вовлечь сотрудников в процесс цифровой трансформации. В жестко регламентированной структуре изменения происходят очень медленно. Люди работают строго в рамках должностных инструкций и не проявляют инициативы. Для успеха цифровой трансформации необходимо вовлечение в этот процесс всех сотрудников. «Надо показать роль сотрудника в организации и рассказать, как она изменится в ходе цифровизации, — говорит Александр Грисенко. — Такой подход и вовлечение сотрудников в процесс постановки целей приводит к тому, что сотрудники начинают выдвигать идеи, активно участвовать в проектах и с удовольствием пользоваться их результатами».

Цифровая трансформация — это изменение бизнес-модели компании с помощью цифровых инструментов, создающих дополнительную ценность или новый продукт. Обычно инициатором цифровой трансформации является топ-менеджмент, ее реализацией занимается middle-менеджмент. Солдат цифровой трансформации — это обычный сотрудник бизнес-подразделения компании. Однако как раз ему цифровая трансформация не нужна, уверен Илья Заянц, директор по ИТ, Щербинский лифтостроительный завод.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2022

CNews Analytics

Именно поэтому управление изменениями становится важнейшей дисциплиной для компаний, которые находятся в состоянии трансформации. Управление изменениями — это человеческий аспект управления проектами. Для того, чтобы цифровая трансформация была успешной, нужен менеджер по внедрению изменений, обладающий продвинутыми softskills.

Хорошим вариантом может быть наличие HR бизнес-партнера, который бы решал задачи внутрикорпоративного продвижения и внедрения изменений. Он должен обладать навыками оценки и развития персонала, обучения и адаптации сотрудников, а также внутрикорпоративного продвижения изменений для снижения сопротивления.

Борьба за качество

«Роскачество» проводит множество различных исследований, однако по итогам 2020 г. у организации было всего 170 тыс. подписчиков в соцсетях, ее сайт посещало около 450 тыс. человек в месяц. По словам Антона Куканова, заместителя руководителя, «Роскачество», главная причина этого — цифровое продвижение компании представляло собой набор инструментов и модных фишек, не связанных между собой. Никто не занимался анализом маркетинговых активностей и целевой аудитории, не вел работу с сообществом. Отсутствие SEO-компетенций приводило к тому, что «Роскачество» занимало низкие позиции в поисковиках.

Год назад была разработана digital-стратегия. В рамках этой стратегии были созданы agile-команды по разработке, продвижению и аналитике, внедрен data-driven подход, построена система сквозной аналитики, выстроена системная работа с SEO, социальными сетями и комьюнити, внедрен продуктовый подход разработки диджитал-продуктов, переработана техническая сторона порталов, разведен трафик, ведется улучшение UX. Уже проведены пилотные интеграции с крупными онлайн- площадками.

По состоянию на январь 2022 г. число посетителей портала достигло 1 млн в месяц, а число подписчиков в соцсетях увеличилось более чем в 2 раза до 350 тыс. человек. «Роскачество» получило более 10 тыс. запросов на исследования от комьюнити.

Примеры от заказчиков

Компания занимается цифровой трансформацией, когда у нее есть на это средства или возникла острая необходимость. Именно так произошло в IEK Group, рассказал Дмитрий Лосев, CIO IEK Group. Сначала компания занялась созданием портала для клиентов с широким спектром возможностей. Но оказалось, что это не самое главное. После этого усилия были направлены на развитие аналитики — на портале появились дашборды.

Следующий этап — анализ бизнес-процессов на предмет эффективности их цифровизации. Было принято решение сосредоточиться на прогнозировании спроса. Полученные результаты убедили топ-менеджмент в том, что данные — это новая нефть. Руководитель компании прошел обучение по программе цифровой трансформации, затем на обучение отправили руководителей среднего звена. В итоге в компании была разработана стратегия цифровой трансформации, в которой были определены правила игры и взят курс на создание цифровой платформы.

В группе компаний «Росагро» цифровая трансформация началась в 2016 г. Татьяна Милек, руководитель проектного офиса цифровой трансформации, ГК «Росагро», поделилась опытом того, как управлять цифровой трансформацией в период турбулентности. В первую очередь надо сосредоточиться на управлении рисками: оценить все группы рисков, включая политические и биологические, в процентах к сроку, бюджету, целям.

Не менее важная задача — управление изменениями. «Люди должны быть готовы к изменениям еще до того, как появится цифровой продукт», — говорит Татьяна Милек.

Скорость цифровой трансформации зависит от зрелости проектного управления, квалификации персонала, проектной культуры и мотивации. Татьяна Милек рассказала, как лучше организовать целевой проектный офис, какие методы работы с персоналом необходимы и поделилась опытом внедрения RPA в компании.

Если бизнес не готов к изменениям, то никакие технологии не способны совершить цифровую трансформацию, уверен Борис Фролов, CIO НКО «Инкахран». Идеальная ситуация, когда бизнес заинтересован в изменениях, а ИТ-служба в состоянии претворить их в жизнь. Как правило, она возникает после двух-трех успешных проектов, когда бизнес увидел реальный экономический эффект, а сотрудники поняли, что цифровизация для них не опасна.

Условия цифровой трансформации

В случае, когда ИТ не в силах реализовать потребности бизнеса, можно привлечь внешних подрядчиков. Но при этом важнейшие компетенции должны оставаться у внутренних ИТ-команд. Если же бизнес не реагирует на предложения ИТ о цифровой трансформации, необходимо всерьез заняться вовлечением топ-менеджмента в этот процесс для того, чтобы заручиться его поддержкой.

Владимир Шикин, заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ), обозначил три направления цифровизации кредитной инфраструктуры: развитие собственных компетенций, технологическое отраслевое развитие и вовлечение граждан в контроль своей финансовой репутации. НБКИ собирает информацию от банков, микрофинансовых структур, взыскателей, лизинговых компаний, инвестиционных платформ и поставщиков коммунальных услуг и на ее основе формирует кредитный рейтинг человека. Этой информацией могут пользоваться кредиторы, страховые компании, работодатели, арендодатели.

При формировании кредитного рейтинга используются предиктивная аналитика, большие данные, искусственный интеллект, системы мониторинга и системы получения информации и принятия решений в режиме реального времени. Персональный кредитный рейтинг (ПКР) предоставляется гражданам бесплатно и без ограничений. По мнению Владимира Шикина, наличие ПКР вовлекает граждан в защиту их прав, стимулирует ответственное и безопасное использование заимствований.

По ту сторону добра

В России существует 210 НКО, которые в 2021 г. собрали пожертвования на сумму около 26,4 млрд руб. О том, какую роль играет цифровизация в их работе, рассказала Татьяна Апатова, исполнительный директор благотворительного фонда «Правмир». По ее словам, еще в 2019 г. основным рабочим инструментом сотрудников были блокноты — в них записывалась информация о пожертвованиях, о людях, которые нуждаются в помощи или уже получают ее. Работники не понимали, что происходит во всем фонде, а видели только небольшой кусок деятельности, с которой были непосредственно связаны.

Единственными цифровыми инструментами в НКО были »1С: Бухгалтерия» и база данных людей, нуждающихся в поддержке. Инициативная группа сотрудников занялась описанием бизнес-процессов. Потом удалось найти программиста, который согласился на базе »1С» создать модуль для работы с жертвователями и получателями. За 1,5 года «Правмир» автоматизировал эти важнейшие направления.

Автоматизация основных бизнес-процессов в НКО

Татьяна Апатова поделилась результатами проекта. Раньше координатор имел возможность рассматривать в среднем 80 обращений в месяц, а теперь 172. То есть эффективность его работы увеличилась в два раза. В результате у фонда появилась возможность нанять еще одного координатора. «В благотворительных фондах работают профессионалы, которые стремятся сделать мир лучше. Для них очень важно иметь возможность влиять на события», — говорит Татьяна Апатова.

Идеи для стартапов

Сервис доставки еды «Кухня на районе» существует около 5 лет, и за это время смог превратиться из FoodTech-стартапа в успешную компанию, которая обслуживает 1,3 млн клиентов, доставляет 25 тыс. заказов в день в течение 30 мин. Своим успехом компания в немалой степени обязана цифровым технологиям: агрегаторам информации о рынке (кафе, рестораны, бары, скидки, рейтинги, закупка сырья и т.д.); большим данным о кафе, ресторанах и продуктовых магазинах, позволяющим прогнозировать спрос; специально разработанным алгоритмам ценообразования; специализированным ERP-системам управления процессами (техкарты, логистические алгоритмы, отработка заказа, учет запасов и т.д.). Кроме того, компания использует роботов и «умные» СВЧ-печи, применяет алгоритмы шоковой и акустических заморозок («умный» лед) и газомодификации.

Никита Захаров, финансовый директор «Кухни на районе», рекомендовал несколько направлений для инвестиций FoodTech-стартапов. Во-первых, это оптимизация логистических цепочек как для поставок сырья, так и для доставки конечному потребителю. Во-вторых, стандартизация и алгоритмизация выбора технологии приготовления. В-третьих, автоматизация и контроль за учетом запасов. Очень перспективна роботизация процесса приготовления. И, конечно, нельзя забывать про большие данные и машинное обучение — на их основе строится алгоритмизация ценообразования, прогнозирования спроса, загрузки и потребностей.

страницы:

1 |   2 |  следующая

Наталья Рудычева

Полный текст статьи читайте на CNews