Как быстро и недорого создать цифровую медицину

Конференции

12.12.2019, Чт, 10:09, Мск , Текст: Наталья Рудычева

Минздрав говорит о создании единого цифрового контура здравоохранения. Но это пока лишь планы на будущее. Медицинские организации озабочены решением текущих задач, таких как автоматизация отчетности, упрощение работы медперсонала, внедрение маркировки лекарств, организация закупки медпрепаратов и расходных материалов. О том, как решаются эти задачи, говорили участники организованной CNews Conferences конференции «ИТ в здравоохранении 2019».

Как сэкономить ИТ-бюджет

«Любая цифровизация — это огромные деньги. При этом все говорят о необходимости сокращения расходов и быстром внедрении новых решений. Выход один — использовать виртуализацию», — начал свое выступление Дмитрий Лобовко, пресейл-менеджер НТЦ ИТ РОСА. Сегодня около 90% систем работает в виртуальной среде. Это виртуализация серверов, рабочих станций, приложений и использование облачных вычислений.

Компания предлагает решение ROSA Virtualisation. В его состав входит гипервизор, система управления и веб-приложение, с помощью которого можно управлять виртуальной инфраструктурой. ROSA Virtualisation дает возможность запуска различных операционных систем, эмуляции разных аппаратных конфигураций. Операционная система внутри виртуальной машины работает как на обычном компьютере, она полностью изолирована от других виртуальных машин и гипервизора.

Дмитрий Лобовко, пресейл-менеджер НТЦ ИТ РОСА: Все говорят о необходимости сокращения расходов и быстром внедрении новых решений. Выход один — использовать виртуализацию

Кроме того, ROSA Virtualisation позволяет быстро и просто организовать виртуальные рабочие столы (VDI). Например, пользовательский портал, посредством которого можно самостоятельно развертывать и администрировать виртуальную машину. Или использовать технологию связанных клонов (Linkedimage) для запуска множества виртуальных машин из одного образа. Виртуальные рабочие столы поддерживают потоковое видео и 32-битный цветовой режим, 4 монитора, двунаправленные аудио и видео и могут быть оптимизированы для работы по медленным каналам связи.

Тайваньская компания Synology предлагает организациям, работающим в сфере здравоохранения, не просто системы хранения данных, но и целый набор дополнительных сервисов, таких как print-сервер, mail-сервер, backup-сервер, web-сервер, cloud-сервер, NVR-сервер, мультимедиа-сервер, файл-сервер и собственный офисный пакет.

По словам Алексея Деева, главы представительства Synology в России, компания также разработала собственную операционную систему DSM, в состав которой входит PACS. Компания готова бесплатно предоставить оборудование для тестирования, организовать доставку в регионы, оказать помощь в реализации проектов, обеспечить сервисную диагностику, онлайн-поддержку и пост-гарантийное обслуживание.

Компания Logitech намерена усилить свое влияние на рынке видеоконфренцсвязи и предлагает удобные, недорогие решения с низкой стоимостью владения. Они могут быть использованы в любых переговорных. Константин Ишмамедов, менеджер по работе с заказчиками Logitech, подробно рассказал о продукции, которую предлагает компания, и предложил с ее помощью создать по-настоящему эффективную конференц-комнату.

Сергей Арсентьев, руководитель отдела новых технологий НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, рассказал о разработанной в институте системе поддержки принятия решений. В ее основе лежат данные, поступающие от приборов интенсивной терапии. Они передаются в форматах HL7 и Arden Syntax. Спикер привел пример системы нейронно-сетевого прогноза интегрального гомеостаза у детей с ТМТ. На основании анализа данных анализа крови на КЩС, который берется 3–4 раза в сутки, система дает прогноз динамики состояния пациента. На сегодняшний день, после машинного обучения, точность прогноза составляет 93%.

Основные ИБ-угрозы

Павел Коростелев, руководитель отдела продвижения продуктов «Код безопасности», напомнил участникам конференции, что в защите нуждаются не только медицинские информационные системы, но и медицинское оборудование. При этом на сегодняшний день очевидно, что все ИБ-уязвимости устранить в принципе невозможно. Тем более, что самой главной уязвимостью по-прежнему является человеческий фактор.

Актуальные векторы кибератак

Источник: Код безопасности, 2019

«Гораздо важнее инвестировать не в железо и программное обеспечение для предотвращения атак, а в системы и людей, которые смогут распознать вторжение и принять меры. Инцидент нельзя предотвратить, можно минимизировать его последствия», — говорит Павел Коростелев. Он отметил, что государство ужесточает требования в области информационной безопасности. Уже вступили в силу 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры» и 152-ФЗ «О персональных данных», с 1 января 2020 г. начнет действовать приказ Минздрава №911-н.

Павел Коростелев перечислил, какие меры необходимо будет предпринять для того, чтобы выполнить все требования законодательства, и предложил учреждениям здравоохранения помощь в их реализации.

Ключевые требования к ИБ

Источник: Код безопасности, 2019

Экосистема от «Билайн»

Билайн активно развивает экосистему BeelineMED для медицинских учреждений. В основе экосистемы — цифровой защищенный контур, собственная опорная сеть оператора, ЦОДы, сервис Beeline ClOUD, облачная АТС, интернет-вещей, СМС-рассылки, решения на базе искусственного интеллекта, круглосуточная служба поддержки по всей России.

Как рассказал Алексей Кузнецов, руководитель службы по работе с федеральными госструктурами «Билайн», оператор готов организовать для региональных учреждений здравоохранения телемедицинские консультации как в режиме «врач-врач», так и в режиме «врач-пациент». Запущено несколько пилотов удаленных телемедицинских консультаций. В состав BeelineMED также входят сервисы, позволяющие отойти от бумажной волокиты, разгрузить колл-центры, уменьшить затраты. Билайн работает над включением в свою экосистему BeelineMED решений региональных разработчиков.

Экосистема BeelineMED

Источник: Билайн, 2019

Контроль госзадания

Андрей Фишер, начальник отдела ИТ ФГБУЗ «Центр крови» ФМБА России, рассказал о создании Единой информационной базы данных донорства крови и ее компонентов (ЕИБД). Основная цель ее создания — возможность проследить пути донорской крови «от вены до вены». В настоящее время к системе подключено 288 медицинских организаций из 35 регионов, передано более 120000 протоколов трансфузий. Популярностью пользуется мобильное приложение «Служба крови», пользователями которого является уже около 10000 человек. «Основным результатом внедрения решения стало появление у ФМБА возможности контролировать реальные показатели выполнения госзадания», — подчеркнул Андрей Фишер.

Человеческий фактор

По словам Ильи Тырова, заместителя директора по развитию ИТ НИИ скорой помощи им.Н.В. Склифосовского, на старте информатизации перед ИТ-службой была поставлена задача повышения качества лечения и пациенто-ориентированности НИИ, обеспечения его развития и достижения безубыточности. Реализация проекта началась с детального описания бизнес-процессов. Основой успеха Илья Тыров считает активное привлечение к работе сотрудников НИИ. На сегодняшний день в учреждении создано 11 малых групп, описанием процессов занимается 120 врачей. Уже описано 80 процессов.

Основные блоки автоматизации

Источник: НИИ скорой помощи им.Н.В. Склифосовского, 2019

В НИИ полностью автоматизирована работа приемного отделения. Для врачей разрабатываются чек-листы, которые помогают при контроле выполнения стандартов лечения и исполнения назначений.

На основе разработанных стандартов (оперограмм, технологических карт) процессов рассчитывается полная нормативная себестоимость процесса лечения пациента. После расчета полной нормативной себестоимости лечения пациента по нозологии принимается решение о подаче документов в ДЗМ и МГФОМС для пересмотра тарифов. По представленной схеме за 2019 г. пересчитано 13 тарифов. По всем проведенным расчетам разница между утвержденными тарифами и полной нормативной себестоимостью составила от 20% до 470%.

Илья Тыров, заместитель директора по развитию ИТ НИИ скорой помощи им.Н.В. Склифосовского: Основа успеха цифровизации — активное привлечение к работе врачей

Почему в медицине мало используется процессный подход? Как правило, на него просто не хватает времени. Кроме того, медицинские информационные системы часто содержат функциональность, на основе которой очень сложно сформировать процесс, продолжил тему Олег Кальмуцкий, руководитель ИТ клинической больницы «РЖД-Медицина». «Самая большая проблема — найти людей, которые смогут взять на себя работу по оптимизации процессов», — отметил он.

В больнице удалось создать журнал процессов, которым можно управлять без участия ИТ-специалистов. Также была реализована система мониторинга процессов — теперь у 10 руководителей больницы стоят мониторы, на которых они могут следить за ними в режиме реального времени. Причем не только за процессами в целом, но и за отдельными событиями.

Что происходит с телемедициной

Кирилл Васильев, начальник отдела ИТ НМИЦ онкологии им.Н.Н. Петрова, посвятил свое выступление развитию телемедицины. Телемедицинские технологии существуют уже давно, но правовая основа для их использования появилась относительно недавно. Сегодня центр проводит телемедицинские консультации «врач-врач» через ВЦМК «Защита».

Заявки на консультации поступают через Федеральную электронную регистратуру (ФЭР) или Федеральную телемедицинскую сеть (ФТМС). В учреждении существуют специальная сервисная служба, которая распределяет их по врачам, они делают описания снимков и отправляют их обратно. Документы передаются по закрытым каналам, а видео — по открытым, поскольку качество трансляции через закрытые каналы очень низкое. Кроме того, телемедицина активно используется в процессе обучения региональных специалистов.

По словам Кирилла Васильева, на сегодняшний день специалистам центра чаще всего приходится заниматься описанием поступивших снимков. Так, в 2019 г. из более чем 1300 телемедицинских консультаций только 5 было проведено с применением видеоконференцсвязи. Среди сложностей, с которыми приходится сталкиваться, — низкая пропускная способность каналов связи в некоторых регионах и получение от них снимков в форматах, работать с которыми очень сложно.

Продолжил тему использования телемедицины Алексей Образцов, руководитель проектного офиса «Медицина будущего» компании «Ренессанс страхование». По его словам, самая большая проблема состоит в том, что врачи считают, что они должны спасать людей, а не сидеть на телефоне и отвечать на звонки как операторы колл-центра. Поэтому при оценке работы врачей в ходе телемедицинской консультации надо использовать специфические критерии.

В случае с первичной телемедицинской консультацией оценка качества лечения уходит на второй план. Можно оценивать правильность ведения медицинской документации и соблюдение алгоритмов. В тоже время, совершенно невозможно оценить правильность поставленного диагноза, набора диагностических мероприятий, лечебных мероприятий и их результатов.

Кадровые проблемы

Георгий Лебедев, директор Института цифровой медицины, завкафедрой информационных и интернет технологий Первого МГМУ им.И.М. Сеченова, рассказал об образовательных программах института. Для медицинских специалистов это «Информационные системы и технологии» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности (МИС)». Существуют программы дополнительной специализации врачей «ИТ-медик» и повышения квалификации врачей «Внедрение телемедицинских технологий».

Студенты старших курсов приглашаются на программы «Информационные технологии и e-health: планирование, реализация и менеджмент» и «Биоинформатика и биостатистика». Также можно получить высшее техническое образование по программе бакалавриата «Информационные системы и технологии», «Математическое моделирование» и магистратуру «Информационные системы и технологии в медицине».

Как организовать закупку лекарств

Дмитрий Никитенко, заместитель генерального директора НМХЦ им.Н.И. Пирогова, рассказал о том, как в учреждении организована закупка лекарственных препаратов. «Закупка лекарственных средств жестко регламентирована. В хорошей организации ведется учет их использования. Однако при планировании закупок на следующий год, как правило, запрашиваются данные от врачей, которые предоставляют их, исходя из собственного опыта. В такой ситуации ошибки возникают довольно часто», — говорит он.

В НМХЦ создали систему, которая позволяет расставлять приоритеты заключения контрактов на закупку лекарств, рассчитывать дату начала аукциона и дату заключения контракта. В планах — создание аналогичного решения для закупки расходных материалов.

Маркировка лекарств

Опытом внедрения системы маркировки лекарственных препаратов поделился Алексей Рыжий, ИТ-директор «Нанолек». По его словам, инвестиции в проект уже измеряются десятками миллионов рублей. Они обусловлены, в том числе, необходимостью увеличения штата и обучения текущих сотрудников для работы с новыми системами и поддержки нового критического для компании процесса. Кроме того, в 2020 г. организации придется заплатить еще 20 млн рублей за коды маркировки. Алексей Рыжий также отметил неопределенность с доступом к данным МДЛП по собственным препаратам.

В числе возможностей, которые дает маркировка, он отметил исключение повторного вброса и продажи фальсифицированных лекарственных препаратов «Нанолек», организацию доступа к данным МДЛП о произведенном товаре.

Продолжил тему маркировки лекарственных препаратов Павел Карелин, ИТ-бизнес партнер Sanofi. Он подробно рассказал, как этот проект реализовывался в компании, и дал участникам конференции советы по его успешной реализации. В частности, рекомендовал разбивать проект на волны из-за большого объема изменений — это упростит управление проектом, требованиями и изменениями, тщательно анализировать не только функциональные, но и нефункциональные требования (безопасность, производительность, доступность, управление восстановлением, обновление версий и пр.), комбинировать классическую водопадную и agile разработку, чтобы отслеживать прогресс ежемесячно, а не через полгода увидеть, что система не готова.


Полный текст статьи читайте на CNews