Как большие данные и искусственный интеллект управляют Россией

ИТ в госсекторе Конференции

01.10.2020, Чт, 12:42, Мск , Текст: Наталья Рудычева

Уровень цифровизации госсектора повышается. В списке наиболее востребованных технологий — большие данные и искусственный интеллект. С их помощью госведомства уже создают новые сервисы для граждан и повышают эффективность собственной работы. Однако основная работа еще впереди, говорят участники организованной CNews Conferences конференции «ИКТ в госсекторе: темпы цифровизации растут».

Большие данные и ИИ

Большинство выступлений участников организованной CNews Conferences конференции «ИКТ в госсекторе: темпы цифровизации растут» было так или иначе связано с применением искусственного интеллекта для решения самых разных задач.

В государственном секторепоявляется все больше по-настоящему цифровых решений, отметил Александр Шведов, директор по работе с государственными заказчиками «ВымпелКом». Он рассказал о нескольких реализованных компанией проектах. В их основе — обработка больших данных, в том числе с использованием искусственного интеллекта, и принятие на этой основе управленческих решений. Например, в Калининграде это помогло скорректировать программу ежегодного фестиваля селедки так, чтобы он стал еще более привлекательным как для арендаторов, так и для туристов. В Санкт-Петербурге — увеличить количество заявок на поступление в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ).

В условиях пандемии вырос спрос на телемедицинские сервисы. В областной больнице Твери было внедрено и интегрировано с существующими медицинскими информационными системами и инфраструктурой «Билайн» комплексное цифровое решение на базе платформы телемедицины.

Автоматизированная система управления дорожным движением

Источник: ВымпелКом, 2020

Еще одна область применения цифровых решений — создание городских интеллектуальных транспортных систем. С их помощью можно увеличить пропускную способность улично-транспортной сети, снизить количество заторов и улучшить экологическую обстановку.

Александр Шведов, директор по работе с государственными заказчиками «ВымпелКом»: В государственном секторе появляется все больше по-настоящему цифровых решенийАлександр Шведов, директор по работе с государственными заказчиками «ВымпелКом»: В государственном секторе появляется все больше по-настоящему цифровых решений
Евгений Шевяхов, заместитель директора центра искусственного интеллекта компании ОТР: Существует целый список задач, для решения которых идеально подходит искусственный интеллектЕвгений Шевяхов, заместитель директора центра искусственного интеллекта компании ОТР: Существует целый список задач, для решения которых идеально подходит искусственный интеллект
Александр Семочкин, руководитель группы продвижения интеллектуальных механизмов Directum: В госорганизациях искусственный интеллект прекрасно справляется с задачей обработки обращений граждан — в 35% случаев регистрация и классификация может быть произведена без привлечения человекаАлександр Семочкин, руководитель группы продвижения интеллектуальных механизмов Directum: В госорганизациях искусственный интеллект прекрасно справляется с задачей обработки обращений граждан — в 35% случаев регистрация и классификация может быть произведена без привлечения человека
Алексей Завьялов, директор по продукту «Бюро информационных технологий»: Разработчики РИСППР уделили особое внимание территориальной привязке алгоритмов обработки данных, потому что для разных регионов необходимы разные моделиАлексей Завьялов, директор по продукту «Бюро информационных технологий»: Разработчики РИСППР уделили особое внимание территориальной привязке алгоритмов обработки данных, потому что для разных регионов необходимы разные модели
Илья Веригин, директор по работе с государственными заказчиками компании Beorg: Сейчас появились технологии, которые позволяют распознавать практически любые текстыИлья Веригин, директор по работе с государственными заказчиками компании Beorg: Сейчас появились технологии, которые позволяют распознавать практически любые тексты
Георгий Лагода, заместитель генерального директора группы компаний «Программный продукт»: Наиболее востребованными технологиями в регионах на сегодняшний день являются большие данные, беспроводная связь, интернет вещей и искусственный интеллектГеоргий Лагода, заместитель генерального директора группы компаний «Программный продукт»: Наиболее востребованными технологиями в регионах на сегодняшний день являются большие данные, беспроводная связь, интернет вещей и искусственный интеллект
Алексей Печенин, директор по работе с клиентами Mail.ru: За 20 лет работы и предоставления сервисов гражданам компания накопила опыт, который теперь может предложить бизнесу и государствуАлексей Печенин, директор по работе с клиентами Mail.ru: За 20 лет работы и предоставления сервисов гражданам компания накопила опыт, который теперь может предложить бизнесу и государству

Александр Шведов, директор по работе с государственными заказчиками «ВымпелКом»: В государственном секторе появляется все больше по-настоящему цифровых решений

В 2019 году компания ОТР разработала и внедрила интеллектуальный модуль, который анализировал запросы пользователей в техподдержку и давал рекомендации. «Существует целый список задач, для решения которых идеально подходит искусственный интеллект», — уверен Евгений Шевяхов, заместитель директора центра искусственного интеллекта компании ОТР.

Работа нейронной сети в цифрах

Источник: ОТР, 2020

Сегодня к уже существующему решению компания добавила чат-бот, модуль статистики и новые модули искусственного интеллекта, такие как виртуальный диспетчер, виртуальный ассистент оператора или супервизора, модуль обработки изображений и диалоговый модуль. Также появился центр управления модулями ИИ, который отвечает за создание и обучение моделей, настройку справочников, интеграцию модулей и анализ статистики их работы. Раньше разработчики использовали сиамские нейронные сети, а теперь сети-трансформеры.

Александр Семочкин, руководитель группы продвижения интеллектуальных механизмов Directum, напомнил, что к 2024 г. 90% внутри– и межведомственного юридически значимого электронного документооборота государственных и муниципальных органов и бюджетных учреждений должно быть автоматизировано.

Он привел несколько примеров проектов, в которых для обработки документов использовался искусственный интеллект (ИИ). Так, в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) благодаря ИИ время обработки входящих документов сократилось с 5 до 2,5 мин, точность классификации достигла 91%, а полнота извлечения реквизитов — 80%.

В госорганизациях искусственный интеллект прекрасно справляется с задачей обработки обращений граждан — в 35% случаев регистрация и классификация может быть произведена без привлечения человека. При этом робот делает это всего за 4 минуты. Также ИИ может предложить руководителю кандидатуру ответственного исполнителя, а значит на его назначение потребуется в два раза меньше времени.

Сервисы Directum Ario

Источник: Directum, 2020

Алексей Завьялов, директор по продукту «Бюро информационных технологий», рассказал о разработанной его компанией интеллектуальной системе поддержки принятия решений регионального уровня (РИСППР). С ее помощью региональные власти могут загружать данные из различных источников, сравнивать показатели региона с другими субъектами РФ на электронной карте, создавать модели регионального развития и оперативно менять их в зависимости от внешних факторов, формировать краткосрочные и долгосрочные прогнозы, получать рекомендации и формировать аналитическую отчетность.

Прогнозирование развития региона

Источник: БИТ, 2020

РИСППР — это гибкое и легко настраиваемое решение. Его разработчики уделили особое внимание территориальной привязке алгоритмов обработки данных, потому что для разных регионов необходимы разные модели. Система уже используется в Татарстане, Московской и Ростовской областях.

В каждом ведомстве есть информация, которую можно было бы использовать, но этого до сих пор не происходит, потому что она не оцифрована. «Традиционные «олдскульные» услуги оцифровки необоснованно дорогие. В первую очередь, именно извлечение и обработка данных, так как они содержат большой объем ручного труда, — говорит Илья Веригин, директор по работе с государственными заказчиками компании Beorg. — Сейчас появились технологии, которые позволяют распознавать практически любые тексты».

Компания Beorg ранее работала с бизнес-заказчиками. Недавно при поддержке Фонда «Сколково» она разработала сервис для госорганизаций Beorg: Smart Vision. Он базируется в облаке Mail.ru Cloud Solution. На первом этапе происходит сканирование документов на территории заказчика либо он передает их через API, ftp, http. Затем документы обрабатываются с помощью технологий машинного зрения. Точность распознавания достигает 99%. На третьем этапе создается электронный архив, который в дальнейшем можно хранить в облаке или перенести на локальные ресурсы.

Обработка данных с помощью машинного зрения

Источник: Beorg, 2020

В процессе обработки изображений и обучения искусственного интеллекта участвуют и получают основной или дополнительный доход 65 000 операторов со всей страны. Предлагаемая технология позволила компании в 2019–2020 выиграть практически все конкурсы по оцифровке рукописных сведений для ЕГР ЗАГС. При этом качество распознавания приближается к 100%.

Наиболее востребованными технологиями в регионах на сегодняшний день являются большие данные, беспроводная связь, интернет вещей и искусственный интеллект, отметил Георгий Лагода, заместитель генерального директора группы компаний «Программный продукт». Основное внимание уделяется развитию супер-сервисов. Они должны сделать получение госуслуг еще более удобным.

Сквозные цифровые технологии в регионах

Источник: Программный продукт, 2020

Однако, развитие супер-сервисов тормозится бюрократическими проволочками. «Бизнес мог бы сам развивать супер-сервисы, если бы не сложности с доступом к СМЭВ», — говорит Георгий Лагода. По его мнению, необходима модернизация нормативно-правовых ограничений для подключения бизнеса к СМЭВ.

Проверенные решения

«За 20 лет работы и предоставления сервисов гражданам компания накопила опыт, который теперь может предложить бизнесу и государству», — начал свое выступление Алексей Печенин, директор по работе с клиентами Mail.ru. Он предложил использовать в работе почтовый сервис, мессенджер и хранилище данных от Mail.ru.

Например, сегодня 84% сотрудников общаются друг с другом с помощью мессенджеров — с их помощью звонят, отправляют текстовые сообщения и файлы. Однако публичные мессенджеры — это настоящая «находка для шпиона». По данным ГК InfoWatch, на долю госсектора в России приходится 23,3% утечек информации, из которых 34% происходят неумышленно. И использование публичных мессенджеров играет здесь не последнюю роль. Алексей Печенин призвал бизнес и особенно госорганизации переходить на корпоративные инструменты обмена сообщениями. Например, такие как Myteam. У него простой и знакомый пользовательский интерфейс, его можно интегрировать с корпоративным справочником сотрудников и совершать групповые аудио и видео-звонки. Myteam может быть установлен на сервере заказчика или в защищенном облаке в России.

Сценарии работы цифрового ассистента

Источник: Mail.ru, 2020

Кроме того, Mail.ru предлагает своим заказчикам услуги цифрового ассистента. «Это готовое коробочное решение, которое надо просто настроить в соответствии с собственными потребностями», — говорит Михаил Чижиков, технический пресейл решений Mail.ru. Цифрового ассистента можно интегрировать с корпоративным мессенджером, и тогда встроенные механизмы искусственного интеллекта позволят сотрудникам взаимодействовать с ним и со всеми корпоративными системами, к которым он подключен, на естественном языке.

Михаил Морозов, менеджер по работе с ключевыми заказчиками Brother, рассказал о новых трендах в организации офисной печати. Карантин привел к тому, что компании начали массово переводить сотрудников на удаленную работу. Те, кто остался в офисах, должны были соблюдать правила дистанцирования. На этом фоне объемы офисной печати значительно сократились. В таких условиях вырос спрос на печатные устройства, обеспечивающие удаленную работу и работу малых групп.

Михаил Чижиков, технический пресейл решений Mail.ru: Цифровой ассистент — это коробочное решение, которое надо просто настроить в соответствии с собственными потребностямиМихаил Чижиков, технический пресейл решений Mail.ru: Цифровой ассистент — это коробочное решение, которое надо просто настроить в соответствии с собственными потребностями

Михаил Морозов, менеджер по работе с ключевыми заказчиками Brother: Вместе с оборудованием заказчик получает дополнительные сервисы: ему становится доступно специальное программное обеспечение, которое можно скачать на сайте компанииМихаил Морозов, менеджер по работе с ключевыми заказчиками Brother: Вместе с оборудованием заказчик получает дополнительные сервисы: ему становится доступно специальное программное обеспечение, которое можно скачать на сайте компании

Денис Сухецкий, генеральный директор Национального института аккредитации: В ФГИС Росаккредитации содержится более 300 млн записей, более 100 тыс. нормативных документов и более 3 тыс. групп продукцииДенис Сухецкий, генеральный директор Национального института аккредитации: В ФГИС Росаккредитации содержится более 300 млн записей, более 100 тыс. нормативных документов и более 3 тыс. групп продукции
Виталий Злобин, директор департамента информационного обеспечения качества предоставления госуслуг населению и выполнения госфункций Минэкономразвития: 95% граждан высоко оценивают качество предоставления госуслуг. Но насколько объективна эта оценка?Виталий Злобин, директор департамента информационного обеспечения качества предоставления госуслуг населению и выполнения госфункций Минэкономразвития: 95% граждан высоко оценивают качество предоставления госуслуг. Но насколько объективна эта оценка?
Дмитрий Иванов, заместитель руководителя ДИТ Москвы: Пандемия показала, что электронные госуслуги очень востребованы. Мы выпускали по два новых релиза в сутки, и это были не просто мелкие патчи, а полноценные новые сервисыДмитрий Иванов, заместитель руководителя ДИТ Москвы: Пандемия показала, что электронные госуслуги очень востребованы. Мы выпускали по два новых релиза в сутки, и это были не просто мелкие патчи, а полноценные новые сервисы
Александр Малахов, начальник управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве РФ: Крупнейшие ИТ-компании знают о каждом человеке значительно больше, чем государство, потому что государство плохо управляет имеющимися у него даннымиАлександр Малахов, начальник управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве РФ: Крупнейшие ИТ-компании знают о каждом человеке значительно больше, чем государство, потому что государство плохо управляет имеющимися у него данными

Михаил Чижиков, технический пресейл решений Mail.ru: Цифровой ассистент — это коробочное решение, которое надо просто настроить в соответствии с собственными потребностями

Brother готов предложить такое оборудование. Его преимуществом, кроме высокой надежности, является также то, что расходные материалы для всех типов устройств — как больших, так и средних — единые. Кроме того, вместе с оборудованием заказчик получает и дополнительные сервисы: ему становится доступно специальное программное обеспечение, которое можно скачать на сайте компании.

Мнение заказчиков

Денис Сухецкий, генеральный директор Национального института аккредитации, рассказал о государственной информационной системе (ФГИС) Росаккредитации. Сегодня в ней содержится более 300 млн записей, более 100 тыс. нормативных документов и более 3 тыс. групп продукции. Ее используют около 40 тыс. человек, которые ежедневно создают 100 тыс. записей.

ФГИС продолжает развиваться. Создается электронный архив деятельности аккредитованных лиц и цифровой двойник аккредитованного лица, развивается межведомственное взаимодействие и удаленный доступ к системе, создаются новые цифровые сервисы, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

95% граждан высоко оценивают качество предоставления госуслуг, отметил Виталий Злобин, директор департамента информационного обеспечения качества предоставления госуслуг населению и выполнения госфункций Минэкономразвития. Но насколько объективна эта оценка? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо создать систему, которая сможет не только анализировать ключевые показатели, но и помогать эффективно управлять качеством.

Такая система должна опираться на объективные данные, полученные в режиме реального времени, работать только с анонимизированной информацией и получать обратную связь от пользователей. Объективная оценка качества госуслуг позволит гражданам выбирать наиболее качественный канал обслуживания, получать подробную информацию о статусе предоставления услуги и в случае необходимости доказательно обжаловать нарушение своих прав.

Для методологов процесса она станет инструментом выявления кризисных ситуаций и «узких мест» в процессах предоставления услуг, а также будет способствовать снижению административных издержек и дебюрократизации процесса предоставления услуг. Госведомства смогут «увидеть» процесс глазами заявителя, получить аналитику по конкретной услуге в привязке к конкретной территории и заняться совершенствованием процедуры предоставления услуг.

Тему развития государственных сервисов продолжил Александр Малахов, начальник управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве РФ. «Крупнейшие ИТ-компании знают о каждом человеке значительно больше, чем государство, потому что государство плохо управляет имеющимися у него данными, — говорит он. — Сейчас очень модно создавать озера данных, но когда они не структурированы, то превращаются в болото».

Для того, чтобы организовать управление, надо хорошо понимать, чем ты управляешь. Данные имеют ценность только тогда, когда есть возможность их обогащения другими данными. И здесь на пути аналитиков встает проблема межведомственного взаимодействия и интероперабельности: семантической, технической и нормативной. Все это не дает преобразовать разрозненную информацию в единый массив гармонизированных, качественных и сравнимых данных, на основе которых можно принимать управленческие решения.

Тем не менее, примеры эффективной организации такой работы существуют. Так, в ситуации с COVID-19 государству удалось в кратчайшие сроки организовать сбор информации, необходимой для мониторинга распространения эпидемии. При этом 96% данных поступает напрямую из ведомственных информационных систем, и лишь 4% вводится вручную.

Дмитрий Иванов, заместитель руководителя ДИТ Москвы, отметил, что часть услуг на портале mos.ru оказывается исключительно в электронном виде. Важным этапом работы стала модернизация Личного кабинета — теперь в нем отображаются услуги, которые актуальны для конкретного пользователя. Постепенно на портале появляются и smart-услуги  — для их получения остается только нажать на кнопку «Получить».

«Пандемия показала, что электронные госуслуги очень востребованы. Мы выпускали по два новых релиза в сутки, и это были не просто мелкие патчи, а полноценные новые сервисы, которые помогали жителям отказаться от очных посещений и получать услуги онлайн», — говорит Дмитрий Иванов. Например, в период пандемии на mos.ru появилась возможность получить документы жилищного учета в электронном виде с подтверждающим QR-кодом и отказаться от получения бумажных версий в МФЦ.»


Полный текст статьи читайте на CNews