Как «1С» оказалась в облаках Mail.Ru
CNews: Насколько активно, на ваш взгляд, сейчас развивается российский рынок ИТ, и как на его фоне выглядят результаты фирмы »1С»?
Борис Нуралиев: Российский рынок растет не очень быстро. В 2017 году ВВП вырос по официальным данным примерно на 1,5%, что касается рынка ИТ — софт и сервисы выросли процентов на 6. При этом продажи »1С: Предприятия», нашей основной системы, выросли в 2017 году больше, чем на 9%, а за первые 5 месяцев 2018 года относительно такого же периода 2017 года — почти на 18%. Это, конечно же, повод для гордости.
∘
CNews: В чем причина таких различий?
Борис Нуралиев: Мы делаем системы, которые позволяют эффективно автоматизировать бизнес и самым крупным предприятиям, и самым маленьким. За счет чего? Во-первых, правильная архитектура: единая технологическая платформа и на ней прикладные решения, которые пишутся на языке этой платформы.
Борис Нуралиев
Во-вторых — партнерская модель. У нас более 7000 партнеров-франчайзи, которые приходят на предприятие, понимают, какие там должны быть бизнес-процессы и эти процессы автоматизируют — быстро, эффективно, именно то, что нужно предприятию сейчас или завтра. Не то, что было нужно в соответствии с обследованием позапрошлого года, не то, что предположительно понадобится через десять лет, а то, что требуется именно сейчас. Быстрый, гибкий бизнес — это очень важно.
Что еще очень важно в платформенной архитектуре — она позволяет быстро развивать технологии. Ведь мода в ИТ быстро меняется, потребность в развитии технологий очень большая. Когда мы выпускали »1С: Предприятие 8», это была десктопная, on-premise система, в локальных сетях, только в операционной среде Microsoft. Сейчас платформа »1С: Предприятие 8» обеспечивает работу одного и того же решения, одной и той же ERP-системы в разных операционных средах, и в локальной сети, и в облаке, и на мобильных устройствах. При этом все это может работать вместе, часть рабочих мест мобильные (например — рабочие в цеху или начальники в поездках), часть в облаке, часть десктопные в локальной сети предприятия — такие решения бывают очень эффективными.
∘
CNews: Насколько плотно вы занимаетесь облачными технологиями?
Борис Нуралиев: Облачные решения растут очень быстро. Наш SaaS-сервис 1CFresh.com ежегодно вдвое увеличивает количество платных пользователей. Но нам важно развивать партнерскую модель и в «облачном мире». Автоматизация теперь облачная, софт и данные не обязательно должны быть у пользователя, они могут быть размещены в каком-нибудь дата-центре, где о них заботятся. Но надо, чтобы они были настроены, кастомизированы в соответствии с потребностями конкретного пользователя.
Мы уже достаточно давно начали проект »1С: Аренда программ»: продаем партнерам право развертывать »1С: Предприятие» в их дата-центрах и сдавать в аренду пользователям. Хотя мы это направление практически не рекламируем, проект растет хорошо, около 40% в год, такие облака для клиентов разворачивают в ЦОДах многие партнеры.
На Западе такая модель называется ASP, application service provider. Но, как у любой модели, у нее есть свои сложности. Во-первых, партнер должен довольно много вложить, инвестировать: купить оборудование, арендовать или построить дата-центр, держать инженеров поддержки 24/7, обеспечивать хорошую надежность. Для маленьких партнеров это достаточно сложно. Они специалисты в другом, в том, чтобы понять бизнес-процессы клиента и под него систему подстроить. Вторая особенность, неприятность для нас — мы столкнулись с тем, что некоторые партнеры слегка занимались пиратством и сдавали в аренду софт, который у нас не покупали.
Видео: Как создаются облачные рабочие места »1С»
Поэтому сейчас запустили и развиваем, параллельно с ранее начатыми проектами, новый проект »1С: Готовое рабочее место». Идея в том, что мы организуем и обеспечиваем централизованный хостинг, а партнеру продаем необходимое количество готовых рабочих мест »1С: Предприятия», ровно столько, сколько потребуется его клиенту, в тот момент, когда они понадобятся. У партнеров нет затрат, не нужно держать свою смену инженеров, не нужно инвестировать существенные деньги в развертывание своих серверов, в построение дата-центров — они могут сосредоточиться на том, в чем являются специалистами.
∘
CNews: Учитывая масштабы применения решений »1С», выбор партнеров-облачных провайдеров был не очень широким?
Борис Нуралиев: Да, под новый проект »1С: Готовое рабочее место» нам нужен был очень надежный, серьезный партнер для хостинга, для обеспечения инфраструктуры. Мы выбрали Mail.Ru Cloud Solutions. Это обеспечило нам достаточную надежность хостинг-инфраструктуры. Еще очень важно, что специалисты Mail.Ru реально стремятся понять, что нам нужно, сотрудничают с нами достаточно глубоко в техническом плане, мы вместе обсуждаем архитектуру, которая будет реализована. Мы очень довольны сотрудничеством с Mail.Ru, считаем, что в том числе благодаря правильно выбранному технологическому партнеру, направление »1С: Готовое рабочее место» будет развиваться достаточно быстро, наши партнеры-внедренцы получат новое перспективное направление бизнеса и смогут предложить клиентам реальную, эффективную автоматизацию.
∘
CNews: Расскажите, пожалуйста, историю запуска »1С: Готовое рабочее место» в облаке Mail.Ru Cloud Solutions.
Тимур Шакирбеков: Тестирование облака Mail.Ru мы начали в июне 2017 года, в сентябре подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве, в октябре выпустили наше решение в пилотном режиме, а уже с 1 января 2018 года »1С: Готовое рабочее место» было запущено в коммерческую эксплуатацию.
Мы оценивали в первую очередь производительность инфраструктуры Mail.Ru и остались очень довольны высокой скоростью работы приложений »1С» в их облаке, а также тем уровнем доступности, который предоставляет Mail.Ru — он уже долгое время держится на уровне 99,98%, и это очень высокий показатель.
Тимур Шакирбеков
Нам понравилось, как команда Mail.Ru взаимодействовала с нами, решала возникавшие проблемы, которых нельзя избежать на таких больших и серьезных проектах. Например, у технологии »1С: Готовое рабочее место» одним из важных требований является наличие нескольких независимых зон хранилища для обеспечения более высокого уровня сохранности данных наших пользователей. Мы минимизируем таким образом возможные риски, а также увеличиваем производительность баз »1С». На тот момент, когда начинали работу с облаком Mail.Ru, у коллег не было такого функционала, но они внимательно изучили наши требования и через очень короткое время предоставили нам то, что мы просили. В результате мы смогли запуститься в тот срок, в который планировали.
Наши партнеры получили удобный, быстрый, гибкий, надежный и отказоустойчивый инструмент для запуска облачного направления в своих компаниях, при этом без каких-либо дополнительных затрат. Они оплачивают только то количество рабочих мест, которые реально были использованы их клиентами. Партнеры не задаются вопросами поддержки инфраструктуры, резервного копирования и т.п., они могут сосредоточиться на том, что они умеют и хорошо делают — на работе с клиентами, на автоматизации их бизнеса, на кастомизации приложений »1С» под нужды пользователей.
Полный текст статьи читайте на CNews