Иван Черевко, Hotelscan: Внедрение ИИ приведет к важным изменениям в туриндустрии
Бизнес Цифровизация
Согласно данным Росстата, число выездных туристских поездок превысило шесть миллионов. О проектах в отрасли, цифровизации и карьерном росте в сфере CNews поговорил с Иваном Черевко, экспертом в использовании и внедрении технологий ИИ в туристической сфере.
CNews: Вы были создателем многих цифровых проектов в сфере туризма, в том числе в такой крупной компании, как Rambler. В чем заключалась ваша роль в данной компании?
Иван Черевко: Как директор по продуктам и маркетингу, я стоял у руля организации технологических, маркетинговых и продуктовых функций с нуля, от концепции продукта до его запуска и вывода на рынок. Нам получилось создать гибкий синтез работы нескольких функций, чтобы маркетинг и продукт были не просто заказчиками у разработки, а гибко сотрудничали, чтобы создать лучший продукт для конечного клиента.
В итоге, например, «Рамблер» был одной из первых компаний, которая попробовала совместить цифровое, интерактивное приложение с классическим «оффлайн» контакт-центром. За счет этого была достигнута эффективная работа с клиентами.
Помимо этого, я выстраивал партнерские отношения, работал над брендингом компании, внедрял гибкие технологии разработки — в целом, «Рамблер Путешествия» были полноценным стартапом в рамках большой компании, и как в любом стартапе, нам приходилось примерять на себя много ролей.
CNews: В компании Rambler, вы были одним из создателей «Рамблер.Путешествия». Расскажите об этом проекте и вашей работе в нем.
Иван Черевко: Компания Rambler&Co запускала новый на тот момент времени проект на рынке — «Рамблер.Путешествия». Программа была ориентирована на массовый туризм и предполагала продажу туров по России и за рубеж. Проект сфокусировался на лидирующих направлениях, наиболее популярных и востребованных на момент запуска проекта. Сфокусирована инициатива была на топ-20 направлений, наиболее популярных и востребованных на конкретный момент. Так, в первую тестовую версию проекта включены были предложения поездок в Сочи, Крым, Санкт-Петербург, на курорты Египта, Турции, Таиланда, Испании и всегда популярные европейские города — Барселону, Париж, Рим, Лондон, Амстердам.
В ходе данного проекта мне удалось значительно снизить затраты на привлечение клиентов, что пошло на пользу маркетинговому бюджету, а техническая инфраструктура, за которой я наблюдал, обеспечила замечательное время безотказной работы Управляя сплоченной командой, я способствовал созданию среды сотрудничества, которая ускорила достижение наших стратегических целей. В целом, проект предполагает различные способы монетизации (такие, как медийная реклама и спецпредложения), но основным источником дохода можно назвать продажу туристических услуг.
CNews: Как внедрение искусственного интеллекта изменит индустрию туризма? К каким тенденциям стоит готовиться?
Иван Черевко: Искусственный интеллект (ИИ) уже начал трансформировать индустрию туризма, и мы можем ожидать, что эти изменения станут еще более заметными в ближайшем будущем. С учетом моего опыта и понимания технологических трендов, я предполагаю, что внедрение ИИ приведет к следующим ключевым изменениям в индустрии туризма: во-первых, стоит ожидать новой волны персонализации предложений: нейросеть сможет анализировать предпочтения и прошлые поездки пользователей для создания индивидуализированных предложений поездок и услуг, что сделает каждое предложение более привлекательным и увеличит вероятность бронирования. Во-вторых, можно надеяться на возможности улучшенного клиентского сервиса: чат-боты и виртуальные помощники, работающие на основе ИИ, будут обеспечивать круглосуточную поддержку клиентов, отвечая на их вопросы, помогая в бронировании и предоставляя информацию в реальном времени, что повысит уровень удовлетворенности клиентов. Ну и конечно же, глубокая оптимизация операций. Машинное обучение сможет оптимизировать многие операционные процессы, такие как управление ценами, загрузкой отелей и рейсов, что позволит компаниям эффективнее использовать свои ресурсы и снизить затраты.
Чтобы оставаться конкурентоспособными, компаниям в индустрии туризма необходимо инвестировать в разработку и интеграцию технологий ИИ, а также готовиться к изменениям в потребностях и ожиданиях клиентов. Это не только улучшит пользовательский опыт, но и откроет новые возможности для развития и роста в секторе.
CNews: А если заглянуть в будущее на 5–10 лет вперед, что будет являться актуальным и полезным на рынке труда в технологиях?
Иван Черевко: Мы сейчас входим в мир, где узкоспециализированными навыками, знаниями машины начинают владеть лучше и дешевле, чем любой человек. У машин есть пока еще определенные проблемы в обобщении. Мы, люди, работаем в мире ИИ, но мы еще даже близко не достигли AGI — искусственного общего интеллекта, машины, которая может решать не только какие-то общие задачи —, а может решать любые задачи. В этом плане мы последние сто лет растили узких специалистов. А теперь мы видим, что большой языковой модели нужна всего минута, чтобы отобразить весь набор знаний, которыми обладает этот специалист.
CNews: Опираясь на свой опыт в области разработки ИИ, не могли бы вы ответить, заменит ли рано или поздно ИИ труд человека?
Иван Черевко: Это очень спорная тема. Подавляющее большинство людей, которые занимаются искусственным интеллектом, не считают, что искусственный интеллект будет заменять людей. Они верят, что произойдет еще один технологический переход. У меня есть своё мнение — я не уверен, что в мире будущего с искусственным интеллектом будет место для того, чтобы каждого человека на Земле трудоустроить. Здесь два варианта. Эти люди будут заниматься, условно, работой ради работы или ее не будет вообще. Многие люди не согласны с моим мнением. Но я это не воспринимаю как какое-то апокалиптическое предсказание. Мы привыкли за сотни лет, к тому, что работа формирует человека. Мне бы хотелось скорее верить в мир, в котором искусственный интеллект правда заменит работу человека для того, чтобы люди смогли кардинально пересмотреть куда они вообще тратят свое время. В целом, мне бы хотелось, чтобы количество и значимость работы в мире будущего просто потихоньку уменьшались. Мне кажется, любой человек может найти деятельность для себя, которая будет ему нравиться.
Полный текст статьи читайте на CNews