Итоги 2020 года: фотокамеры
⇡#Это был тяжелый год
Новогоднее обращение в этом году, конечно, вышло актуальным: правда, тяжелым этот год был вообще у всех, а не только в России. И производители фото-видеотехники огребли от пандемии поболее многих.
1. Олимпиада так и не состоялась, и грандиозное обновление фотопарка агентств и частных фотографов так и не случилось вместе с ней: Canon с EOS-1D X Mark III и Nikon с D6 выдали холостые залпы (у Nikon, справедливости ради, он в любом случае вышел таким — читайте наш обзор), ущерб от которых пока только предстоит оценить. С учетом того, что индустрия в любом случае в последние годы сузилась почти до одного только профессионального сегмента, он может оказаться очень серьезным. Nikon уже приступила к сокращениям, у Canon запас прочности, конечно, значительно больше (все-таки у компании более широкий круг активностей), но тоже есть заметные проблемы.
2. Резкое сокращение возможностей для путешествий прихлопнуло (на время, надеемся) сегмент travel-камер. Статистики пока, конечно, нет, но последний оплот «любительской» фототехники оказался под ударом. Когда некуда поехать — зачем покупать для этого технику? Даже если финансовые возможности позволяют.
3. Photokina закрыта. Теперь навсегда — вслед за странной идеей пару лет назад проводить выставку каждый год на фоне непрерывно падающего массового интереса к специализированной фото- и видеотехнике последовало более радикальное, одновременно ожидаемое и печальное решение. Главная выставка фототехники закрывается после 70 лет существования. Очень грустно.
4. GoPro среагировала на падение доходов в связи с пандемией еще весной, сократив 20% персонала, — компания только-только начала выбираться из убыточной ямы, в которой она находилась несколько лет, а тут такое. Не позавидуешь — особенно уволенным, конечно. Тем не менее очередная экшн-камера Hero 9 осенью все-таки вышла, компания продолжает свою деятельность.
⇡#Olympus уходит (но остается)
В отличие от Olympus — по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли за почти век существования компании: производитель продал свой бизнес по разработке и производству фотоаппаратов компании Japan Industrial Partners. Выпуск камер продолжился своим чередом, резких движений вроде закрытия бренда пока не произошло, но, если судить по опыту VAIO (этот бренд тоже отошел JIP в свое время), легендарное имя ждет постепенный уход в прошлое.
Уход, но не забвение — мы будем помнить, что бы дальше с Olympus ни случилось.
⇡#2 (два)
Ну и еще один грустный пункт. В прошлом году в наших итогах фигурировала цифра «ноль» — как количество камер, выпущенных под брендом Pentax в 2019-м. Чтобы не повторяться, сменим заголовок — 2 (два) года уже не появлялось новых камер под брендом Pentax. Но Ricoh Imaging пока не планирует прикрывать лавочку — и более того, дарит надежду, анонсируя выпуск K-3 Mark III в следующем году. Который обязательно будет лучше, чем уходящий.
⇡#Зеркалок скоро не будет
Отойдем от сугубо депрессивных новостей к технологическим. Процесс, о котором мы давно говорим, кажется, скоро подойдет к логическому завершению — зеркальные камеры постепенно становятся анахронизмами.
Два последних оплота зеркального царства — Canon и Nikon — в этом году выпустили больше беззеркальных моделей, чем зеркальных. Причем это касается как камер среднего класса (где зеркалки уже совсем исчерпали свой потенциал), так и серьезных профессиональных моделей, где, казалось, два японских гиганта будут стоять до конца. Но нет, Canon выстрелила с EOS R5/R6, а Nikon обновила свои Z6/Z7. Также они добавили, в свою очередь, M50 Mark II и Z5 для тех, кому нужно попроще. Поклонникам классики и оптических видоискателей вскоре, по-видимому, придется обращаться к вторичному рынку.
⇡#Лучшие камеры года — Canon EOS R5
Это, наверное, главный повод «похоронить» зеркальные камеры. Когда Canon выпускает «беззеркалку», полностью лишающую смысла текущий 5D — это кое-что да значит.
Canon EOS R5 — полностью новая камера, а не обновление EOS R. Камера получила новый сенсор с разрешением 45 мегапикселей, процессор DIGIC X, как в EOS-1D Mark III, мощный встроенный стабилизатор, способный работать в паре с оптическим (встроенным в объектив), новую систему автофокуса, возможность снимать 8K-видео…
Причем это не просто набор характеристик, это реально камера, ставящая большие вопросы перед Sony a7R IV и Nikon Z7/Z7 II. Сейчас мы тестируем ее младшую сестру, Canon EOS R6, и она тоже весьма впечатляет. Canon определенно устала от темпов роста Sony.
⇡#Лучшие камеры года — Sony a7S III
Посмотрим, как Sony среагирует на свежие EOS R и Nikon Z в следующем году — время обновления обычной a7 уже пришло, да и об a7R можно задуматься. В этом же году настал черед старшей модели, a9, а также самого долгожданного обновления — a7S.
Главная видеокамера среди фотоаппаратов теперь умеет снимать 4K-видео при 120 кадрах в секунду, а в «обычном» формате 4K/60p пишет видео в течение часа, что для столь компактных аппаратов раньше казалось недостижимым — и по лицензионным причинам, и из-за проблем с охлаждением. Sony же очень гордится своей системой рассеивания тепла в новой камере, для которой даже не понадобился вентилятор. Среди массы видеовозможностей можно выделить запись в 10-битном формате 4:2:2 со сжатием в форматы H.264 или H.265, возможность вывода в 16-битном формате RAW на частоте до 60 кадров в секунду, поддержку S-Log2/3 и HLG.
Технически это полностью новая камера, получившая новый 12-мегапиксельный датчик CMOS BSI с диапазоном доступных ISO 80–102 400, новый процессор Bionz XR и более чувствительную систему автофокуса с 759 точками фазового автофокуса на матрице. Также это первая потребительская камера, поддерживающей новые скоростные карты памяти CFexpress Type A и первая камера Sony с нормальным шарниром поворотного экрана — он здесь не просто наклонный, наконец-то.
⇡#Лучшие камеры года — FujifilmX-T4
А это, наверное, лучшая на сегодня кроп-камера. Относительно X-T3 изменения не слишком радикальные, но достаточно заметные, чтобы выделить эту модель.
Во-первых, увеличена скорость серийной съемки с механическим затвором до 15 кадров в секунду. Во-вторых, улучшены возможности съемки видео: камера способна снимать ролики Full HD со скоростью до 240 кадров в секунду, добавлена функция F-Log Assist. В-третьих, существенно увеличилось время автономной работы — Fujifilm X-T4 может отснять до 600 кадров на одном заряде батареи, а это очень впечатляющий показатель для «беззеркалки».
При цене, которая по конец года приблизилась к 120 тысячам рублей, это один из разумнейших выборов, если вы ищете компактную и универсальную камеру для репортажа и путешествий (и надеетесь, что путешествия станут снова возможными). Хотя еще более разумно будет выбрать X-T3, которая уступает «четверке» не так значительно, а стоит на 30 тысяч дешевле.
⇡#Лучшие камеры года — NikonD780
Здесь с тем же успехом могла бы оказаться и Nikon Z6 II или Nikon Z7 II — оба этих обновления успешных полнокадровых «беззеркалок» заслуживают пристального внимания, но именно Nikon D780 претендует на «народный» статус, насколько это возможно при цене в 150 тысяч рублей.
В этой классической на первый взгляд зеркалке объединяются как традиционные ценности вроде резвого фокусировочного экрана, светлого оптического видоискателя и впечатляющей автономности, так и «беззеркальные» достоинства — прекрасное качество фокусировки в режиме Live View, поворотный сенсорный экран, хорошие способности к съемке видео. И обязательные механические но: отсутствие стабилизатора, недостаточно высокая скорость съемки.
Это, на мой взгляд, самая универсальная зеркальная камера на сегодняшний день — вероятно, вершина развития, которое далее пойдет уже по беззеркальному пути.
Фактически вне конкурса — одна из двух главных репортерских камер современности, которые пока не могут быть беззеркальными. И в которой Canon показала Nikon, как надо делать.
Пока одни топтались на месте, внося косметические изменения в схему, принесшую успех в D5, другие сделали аппарат, способный с одинаковым успехом работать как при наведении через видоискатель, так и при использовании Live View. Забавно, что это же движение Nikon продемонстрировала в отношении D780, но на подобную работу в D6 ее уже не хватило.
Скорость серийной съемки достигает 20 кадров в секунду (без отсутствия ограничений буфером), камера умеет писать снимки в формате HEIF, работает с двумя карточками CF Express и весьма серьезно подкована в видеосъемке. Соревнование в старшем сегменте Canon в этом поколении выиграла с отрывом.
Полный текст статьи читайте на 3DNews