История и обзор рынка музыкальных стриминговых сервисов
По состоянию на начало 2018 года, Интернетом пользуются более половины от общего населения Земли, 4.021 млрд человек. Неудивительно, что при такой доступности подключения к Сети все больше людей предпочитают пользоваться онлайн-сервисами для игр, просмотра видео и прослушивания музыки, а не хранить контент у себя на устройстве. О стримминге музыки сегодня и пойдет речь.
Для тех, кто вырос в эпоху CD-дисков, появление возможности слушать музыку из облака стало настоящим чудом, о котором 15–20 лет назад нельзя было и мечтать. Формат CD служил нам верой и правдой долгие годы, но рано или поздно он обязательно должен был отправиться на свалку истории. Почему? Первая и самая явная причина заключается в недолговечности оптических дисков. Любой физический носитель даже при идеальных условиях эксплуатации имеет определенный срок жизни, а если случится форс-мажор (пожар, потеря диска или его разрушение), то придется навсегда распрощаться с любимыми аудиозаписями. Во-вторых, с начала глобальной интернетификации в 2000-х годах многие разработчики хотели перенести музыку в Сеть, но никто не мог придумать, как сделать это наиболее удобным для пользователя образом. Сперва появилось онлайн-радио, но оно требовало довольно сложных алгоритмов оцифровки и передачи информации, качество его звучания было далеко от идеала и, что самое главное, там нельзя было выбирать треки. Спустя несколько лет скорость Интернет-подключения выросла в разы, появилась возможность передавать звук в более высоком качестве, и некоторые талантливые программисты не могли не воспользоваться этим обстоятельством.
Одним из первых на новом рынке стал Spotify. Разработка данного проекта была начата в 2006, а запуск состоялся 7 октября 2008 года двумя шведскими разработчиками, немного позже один из сооснователей Facebook, Шон Паркер, инвестировал в Spotify 15$ млн, а уже к 2010 шведы заключили контракты на размещение лицензионных треков с такими крупными лейблами, как Warner Music, Sony и Universal. Секрет успеха Spotify кроется не столько в инновационности, сколько в удачно подобранном времени для старта: именно в 2008 сверхпопулярный на тот момент музыкальный сервис Last.fm перешел на платную подписку, а у Spotify была возможность слушать музыку бесплатно. Сейчас же большинство сервисов предоставляют возможность выбора: использовать бесплатный аккаунт либо приобрести платную подписку, включающую тот или иной набор дополнительных функций.
Ниже мы разберем функционал самых популярных стримминговых музыкальных сервисов — YouTube Music, Яндекс. Музыка, Spotify, Deezer, Amazon Music, Groove, Apple Music и Tidal, — сравним их преимущества и недостатки, поговорим о ценах. Все компании, за исключением Apple, дают возможность прослушивания музыки через веб-интерфейс. Для AM требуется установить приложение iTunes, доступное для Windows и MacOS. К 2018 изменилось и отношение людей к платному контенту, даже в России в данный момент на музыкальные сервисы подписаны более 2 миллионов пользователей, а к 2020 аналитики прогнозируют увеличение этого числа до 10–12 млн.
Spotify
Начнем с пресловутого Spotify. Аудитория данной платформы составляет 180 млн человек, из которых почти половина являются платными подписчиками. Почему же за неполные десять лет существования у Spotify набралась такая огромная база фанатов? Первое, и самое важное преимущество шведского сервиса — максимально точные и разнообразные подборки. Что бы вы ни слушали, Spotify всегда найдет для вас идеально подходящие по духу композиции, которые, помимо всего прочего, будут состоять не из малоизвестных треков от «гаражных» бэндов, а из топовых знаменитых хитов. Еще одна уникальная фишка сервиса — спортивный режим Running, автоматически подбирающий музыку в соответствии с темпом вашего бега.
Apple Music
Лично я пользуюсь именно этим продуктом, поскольку в iOS нельзя встроить никакой другой музыкальный сервис на системном уровне. Пожалуй, главный плюс Apple Music заключается в широкой аудиобиблиотеке — здесь вам доступны 50 млн композиций от тысяч исполнителей со всего мира. Также стоит отметить наличие большого бесплатного пробного периода в 3 месяца (у всех остальных время тестирования ограничено 1 месяцем), подборки от редакции, удобную интеграцию в мобильные ОС и возможность отслеживать музыкальные предпочтения своих друзей. Несмотря на общую закрытость экосистемы купертиновцев, мобильное приложение AM можно скачать как в App Store, так и в Google Play.
Deezer
Deezer — один из самых известных и широко распространенных сервисов, предоставляющих лицензионную музыку по подписке. Эта компания родом из Франции и сперва называлась Blogmusik, но из-за обвинений в плагиате было принято решение о переименовании. Deezer обладает удобным и хорошо оптимизированным веб-интерфейсом, а приложение доступно не только для Android и iOS, но и для Smart TV, Android Auto и Apple CarPlay. Кроме этого, Deezer может похвастаться богатым ассортиментом (более 40 млн треков), неплохим алгоритмом рекомендаций и множественными заготовленными подборками по различным жанрам.
Яндекс. Музыка
Среди крупных отечественных IT-компаний также встречаются игроки рынка потоковой музыки. Самым популярным из них является «Яндекс. Музыка», появившаяся в 2009 году. Изначально этот сервис существовал только в виде плеера на странице поиска, но через год, в сентябре 2010, «Яндекс. Музыка» стала отдельным сервисом, а в 2012 вышли мобильные приложения. Сразу после релиза ЯМ насчитывала всего 100 000 треков, сейчас же в распоряжении пользователей находятся 30 млн песен.
Tidal
Эта стримминговая платформа принадлежит нескольким звездам музыкального бизнеса, благодаря чему на Tidal появляются треки, недоступные на других сервисах. Среди владельцев Tidal числятся Jay-Z, Рианна, Канье Уэст, Daft Punk, Бейонсе, Кэльвин Харрис, Мадонна, Лил Уэйн и еще ряд мировых знаменитостей. Помимо эксклюзивов здесь встречаются и произведения начинающих исполнителей (хотя их все-таки меньше).
SoundCloud
SoundCloud нельзя назвать традиционным сервисом для прослушивания музыки: заливать треки сюда может любой начинающий исполнитель, даже самый малоизвестный. Поэтому SoundCloud является лидером по количеству песен и артистов — их число уже превышает 170 миллионов и 10 миллионов соответственно. Еще одна уникальная особенность SC: на этой платформе можно прослушивать не только музыку, но и подкасты.
YouTube Music
Музыкальные подразделение крупнейшего в мире видеохостинга официально заработало в России только в этом году. Основной акцент в данном сервисе сделан, конечно же, на клипах. Пока что YouTube Music является альтернативой убыточного и относительно непопулярного Google Play Music, который будет закрыт к концу 2018, а на его место придет совершенно новый YouTube Remix.
Цены
Стоимость ежемесячной подписки на музыкальные стримминговые сервисы в России не слишком различаются:
- Apple Music — 169 рублей за обычную индивидуальную подписку, 75 рублей за студенческую и за 269 рублей можно подключить семейную подписку (до 6 человек);
- Яндекс. Музыка — 229 рублей при оформлении через App Store, 199 рублей при покупке через Google Play и 169 рублей при переходе на платную подписку в веб-версии. Разница в цене обусловлена комиссиями магазинов приложений.
- Deezer — стоимость подписки на французский аудиосервис составляет 169 рубля. Не так давно Deezer ввел семейную подписку за 255 рублей. Есть еще и Deezer HiFi за 339 рублей.
- Tidal — самый дорогой способ слушать музыку в Сети. Тарифов много, и цены на них варьируются от 4.99 долларов за Student HiFi (неограниченный доступ к библиотеке + высокое качество звучания без потерь в сжатии) до 29.99 долларов за Family HiFi (семейная подписка, до 6 человек).
- YouTube Music — Google с пониманием отнеслась к вопросу ценообразования и локализовала свои тарифы для нашего рынка: платная подписка на YouTube Music Premium обойдется в 229 рублей (после оплаты включается трехмесячный пробный режим), тогда как в США та же услуга стоит 10 долларов.
Вывод
Музыкальная индустрия все время эволюционировала, но за последние несколько десятилетий технологии кардинально изменили представление людей о прослушивании любимых композиций. Несомненно, в последующие годы человечество придумает что-то новое, еще более революционное, ведь даже актуальные сейчас Интернет-сервисы все время изменяются и совершенствуются.
Spotify | Apple Music | Deezer | Яндекс. Музыка | Tidal | SoundCloud | YouTube Music | |
Стоимость подписки, рублей | 700 | 169 | 169 | 169–229 | 655 | 459 | 229 |
Семейная подписка | 1050 | 269 | 255 | ∘ | 1967 | ∘ | 349 |
Общее количество композиций, млн | 30+ | 50 | 40+ | 30 | 40 | 170+ | 35 |
Максимальный битрейт, кбит/с | 320 | 256 | 320 | 320 | 1411, FLAC | 320 | 256 |
Персональные рекомендации | • | • | • | • | • | • | • |
Рекомендации от редакции | • | • | • | • | • | ∘ | • |
Тексты песен | • | • | • | ∘ | ∘ | • | |
Вход по аккаунтам из соцсетей | • | ∘ | • | • | • | • | ∘ |
Веб-версия | • | ∘ | • | • | • | • | • |
Полный текст статьи читайте на Компьютерра