Исследование: физические кнопки лучше сенсорного управления в автомобилях
Сенсорные экраны — тренд в современном автомобильном дизайне. Производители отказываются от физических кнопок в пользу эффектных дисплеев, однако с точки зрения безопасности они намного хуже. Этим летом шведский автомобильный журнал Vi Bilägare протестировал системы HMI (человеко-машинного интерфейса) в двенадцати автомобилях: оказалось, что водителям «олдскульных» машин с классическими панелями требуется меньше времени на выполнение простых задач.
Включить подогрев, выключить радио
Автопроизводителей можно понять: смартфоны и планшеты приучили нас к «чистому» интерфейсу цифрового экрана с множеством функций. Такой же лаконичный стиль мы ожидаем и от салонов автомобилей. К тому же, разработка и производство приборных панелей с физическими кнопками и крутилками обходится дороже создания одного цифрового экрана, который периодически можно обновлять.
Однако мониторы влияют на безопасность вождения. Исследователи Vi Bilägare собрали современные автомобили от разных производителей на автодроме и измерили время, необходимое водителю для выполнения простых задач на скорости 110 километров в час. Эталоном для сравнения послужил 17-летний Volvo V70 с классической приборной панелью.
Перед заездом у каждого участника теста было время, чтобы познакомиться с автомобилями и их системами. Затем пилотов просили разогнаться и выполнить четыре набора заданий:
- Включить подогрев сиденья, увеличить температуру в салоне на два градуса и включить подогрев стекла.
- Включить радио и выбрать конкретную радиостанцию.
- Сбросить показания маршрутного компьютера.
- Снизить подсветку приборов до минимума и выключить центральный экран.
Для тестирования исследователи выбрали 11 автомобилей. Среди них, ожидаемо, была Tesla Model 3 с самым функционально нагруженным сенсорным экраном, BMW iX со сложным и запутанным пользовательским интерфейсом, Volkswagen ID.3 и Seat Leon. В двух последних моделях сенсорные элементы управления климатом не имеют подсветки: из-за этого их трудно заметить в темное время суток. Оказалось, что эти и другие недостатки отвлекают водителя и значительно увеличивают время на выполнение привычных действий.
Неутешительные результаты
Общая проблема сенсорных интерфейсов — отсутствие обратной связи. В случае сенсорных экранов, водитель не может почувствовать, попал ли он пальцем в кнопку, поэтому ему приходится отвлекаться от дороги и смотреть в экран. В итоге пилоту автомобиля с худшими показателями требуется на выполнение привычных задач 1 400 метров, а с лучшими — всего 300 метров.
Оказалось, что самым простым для понимания и управления является «олдскульный» Volvo V70: на выполнение четырех задач его водителю требуется всего 10 секунд. Больше всего времени потребовалось пилоту китайского электромобиля MG Marvel R — почти 45 секунд. За это время модель проезала почти полтора километра.
Лучше справились BMW iX и Seat Leon. Однако чтобы выполнить простые действия их водителям все равно потребовался почти километр. За это время на дороге может произойти все, что угодно.
Хорошо себя показали Dacia Sandero и Volvo C40: их экраны не перегружены функциями, и в итоге водителям этих автомобилей потребовалось около 13 секунд на выполнение задач. Tesla Model 3 в итоге оказалась крепким «середнячком»: пилот справляется с ее сенсорным экраном за 23 секунды.
Сенсорное управление в современных автомобилях, безусловно, смотрится эффектно и, как показывает исследование, может быть безопасным. Поэтому, возможно, совсем скоро производители совсем откажутся от физических приборных панелей в пользу «чистого» салона.
Полный текст статьи читайте на Компьютерра