Игровая индустрия: итоги 2018 года — специальные номинации
Оглавление
Вступление
Скандалы и сплетни, подковёрные интриги, королевские битвы! Об этом и о многом другом вы здесь НЕ прочитаете. За окнами конец декабря и заснеженные улицы, а значит, пора в очередной раз задокументировать для истории события уходящего года и раздать щедрые порции «ничего» самым отличившимся в ту или иную сторону проектам. Все — как и в прошлый раз.
Так что заваривайте чай, берите на руки кота и включайте саундтрек из Gris. Мы начинаем…
Коротко о главном…
Если не брать во внимание сами игры, то год в игровой индустрии выдался на удивление спокойным. Что-то анонсируют, что-то выпускают. Проходят конференции, выставки, киберспортивные турниры. Представляют новое «железо» и технологии. Но ничего такого, что сподвигло бы воскликнуть «после такого мир уже не будет прежним!».
Даже в негативе наблюдалось какое-то единство, ибо все крупные издатели успели хотя бы по разу сесть в лужу. Провальный маркетинг Battlefield V у EA, анонс мобильной Diablo у Blizzard, сомнительная модель распространения Artifact у Valve, отмена дополнений Final Fantasy XV и выпуск ужасной The Quiet Man у Square Enix. О печальной участи выходцев из убежища 76 и говорить нечего.
Но в этом спокойствии была и доля тревоги. Рынок цифровой дистрибуции на ПК продолжает дробиться: в этом году ушли из Steam сразу две крупных фигуры — Activision и Bethesda, а под конец года нежданный удар нанесла Epic Games, подсуетившись с запуском собственного магазина игр. Его творцы хотят заманить туда разработчиков удобной функциональностью и уменьшенной пошлиной.
Вот только об интересах игроков кто-нибудь подумал? В Steam есть сообщество, где можно спросить совета, найти полезные руководства, почитать обзоры, посмотреть скриншоты и фан-арты, а в EGS этих удобств даже в перспективе не будет из-за политики компании. И скажите, не лучше ли бороться с «токсичностью» за счёт ужесточения контроля качества? Если не будет «сырых» релизов и лживых обещаний, то выплёскивать негатив на форумах и в чатах будет некому.
Есть во всём этом и светлая сторона: каждый магазин жаждет переманить к себе аудиторию, поэтому обыденным делом стали бесплатные раздачи. Если отсеять откровенный шлак, то с начала года можно было в разных местах забрать в коллекцию Dead Space, F1 2015, The Darkness II, Spec Ops: The Line, Galactic Civilizations II, Xenonauts, Shadowrun Returns, Warhammer 40K Space Marine, Shadow Warrior 2, Metro 2033, Destiny 2, Company of Heroes 2, Full Throttle Remastered, Subnautica.
Противостояние хакеров с системой защиты Denuvo проходит с переменным успехом. Летом рука правосудия дотянулась до самого злостного взломщика этой DRM, но уже осенью её новейшую версию начали щёлкать как орешки другие релиз-группы. С учётом того, что Denuvo действительно пагубно сказывается на производительности, остаётся надеяться, что издатели прибегнут к более лояльным способам защиты своей интеллектуальной собственности.
Этот год принёс нам новую линейку видеокарт Nvidia. Казалось бы, значимое событие — заметный прирост в мощности, уникальная технология трассировки лучей. Но у меня вопрос: для кого это всё? Выйдет ли в 2019 году хотя бы десяток игр, раскрывающих потенциал серии GeForce RTX на полную? И сколько из них будет достойно внимания? Ещё поколение назад у нас была фора в разрешении экрана и мощнейшие с точки зрения картинки эксклюзивы вроде Crysis и второго «Ведьмака», а сейчас?
Игровые консоли на постсоветском пространстве перестали быть игрушками богачей и сейчас доступнее, чем игровой ПК. Грустно, но с этим не поспоришь. Да и мифом про дорогие игры глупо прикрываться, когда чуть ли не через месяц новинки продаются уже за полцены. И если с ценами на «железо» ничего не случится, желающих сменить геймерскую ориентацию станет ещё больше.
На поприще консольных китов инициативу вновь себе вернула Sony. Пока Nintendo возилась с запуском и отладкой сетевых служб, напрочь позабыв о выпуске игр, «синие» выстрелили триплетом: God of War, Detroit: Become Human, Marvel Spider Man. И пока непонятно, когда и за счёт чего «красные» смогут выступить так же сильно и эффектно, как в 2017 году с их Legend of Zelda и Mario.
Зато «зелёные» перестали выглядеть в этой троице очевидным аутсайдером. У Microsoft вышел один достойный, с позволенья сказать, эксклюзив — Forza Horizon 4, но значительно увеличилась подборка игр в Xbox Game Pass. Для справки: платите 600 рублей в месяц и получаете полный доступ чуть ли не ко всем эксклюзивам нынешнего и прошлого поколений и доброй сотне других, отнюдь не проходных игр. У Sony чего-то подобного нет и далеко не факт, что появится.
Музыкальная пауза
В прошлом году мы слушали переозвученную песню из Transistor. А в этом обратим внимание на саундтрек другой игры Supergiant Games — Pyre. И тоже адаптированный. Если кто интересуется, в начале января GamesVoice выпустит неофициальную локализацию игры со всеми песнями.
Акт I: Специальные номинации
Не стоит воспринимать изложенное ниже серьёзно (как и любой другой топ на любую тематику). Это всего лишь ироничный взгляд на игры 2018 года, в той или иной степени.
Facepalm года
Палач из Kingdom Come.
Позвал друзей поглазеть на казнь, но что-то пошло не так.
Эмоция года
Кратос из God of War.
Когда кто-то шутит про Doka 2.
Настроение года
Лара из Shadow of the Tomb Raider.
Иллюстрация на тему «Тодд Говард отчитывается о качестве Fallout 76 перед инвесторами».
Тренд индустрии
Стагнация инди-сегмента.
Раньше независимые разработки ассоциировались с чем-то креативным, необычным и даже уникальным. И такие игры выходят до сих пор. Но всё чаще даже небольшие молодые студии пускаются во все тяжкие и просто ваяют то, что популярно.
Так, в этом году рынок захлестнул поток бюджетных вариаций Dark Souls и пошаговых тактик на манер Xcom. О любви начинающих творцов к «выживачам», «фермам» и «рогулькам» и упоминать не стоит. И ведь порою это неплохие, но серые и незапоминающиеся игры, где нет даже попыток привнести в концепцию что-то своё.
Персонажи года
RK800 (Detroit: Become Human).
«Моё имя Коннор. Андроид. Прислан из Киберлайф.» — скажет он всем, с кем столкнётся по долгу службы. Всего лишь машина, запрограммированная следовать определённому алгоритму, но степенность и рассудительность располагают к нему, и не только на фоне других протагонистов игры.
Эш (Overwatch).
Всегда восхищало умение Blizzard прописывать персонажей. Особенно в сетевых шутерах, где даже биографии у героев есть не всегда. Что ж, производители контента для сайтов »18+» будут довольны не меньше, чем любители стремительного игрового процесса — у них есть новая муза.
Пасхалки года
Just Cause 4.
Хоть что-то у американского отделения Avalanche Studios получилось хорошо.
Конвейер года
Игры по лицензии Warhammer 40K.
В этом году несчастную вселенную «Сорокатысячника» доили как никогда. Из-под конвейера вышла как неплохая Mechanicus, так и бесталанные Martyr и Space Hulk: Tactics. А ещё была неприметная Gladius — Relics of War. Все они разных жанров и сделаны разными студиями, но объединяет их одно — желание срубить побольше денег на известном бренде.
Не спорю, поклонникам сеттинга даже такое в радость, но вам не кажется, что столь богатая вселенная заслуживает лучшего воплощения, чем в виде второсортных поделок? Сделайте полноценную RPG со свободой выбора (расстрелять во имя Императора или сжечь во имя Императора, м-м?), и она разлетится по свету похлеще еретических учений хаоситов.
Худший финал года
A Way Out.
Концовка игры по-своему сильна, но всё портит… принудительный кооператив. В какой-то момент дуэт героев вступает в конфронтацию, но этот дух соперничества едва ли передастся тем, кто этими героями управляет. И обоим остаётся лишь сделать то, к чему их принуждает игра, а затем переиграть развязку, чтобы посмотреть второй финал. Есть развилки, но нет выбора.
Пояснение для тех, кто играл, но не понял: огорчает не то, что один герой должен в итоге убить другого. Просто история подана так, что вы будете сопереживать обоим сразу, не разделяя их на своего и чужого, да и «неожиданный поворот» настолько очевиден и банален, что предугадывается задолго до кульминации.
Надувательство года
Fallout 76.
Накануне E3 в Bethesda хвастливо заявляли, что мы ни за что не догадаемся, чем окажется игра. Действительно, никто не предполагал такого эффектного провала. Формально Тодда Говарда не упрекнуть во лжи: обещал обновлённый движок и увеличенные масштабы мира — получите-распишитесь. Но «a new game experience» не всегда лучше старого.
Афера года
Artifact.
А давайте-ка выпустим платную коллекционную карточную игру? Слишком банально? Ну ладно, получение новых карт тоже завяжем на вливании реальных денег.
Скука года
Call of Cthulhu.
Ходьба, загадки, вялые диалоги с мнимым выбором и отсутствие по-настоящему пугающих моментов — вот и всё переосмысление… простите, попытка навариться на известной вселенной. Лучше Dark Corners of the Earth по мотивам Лавкрафта ничего не придумали.
Победитель конкурса «Построй свою Нормандию»
Kingdom Come: Deliverance — From the Ashes.
Лагерь банды Датча, деревня Прибыславица или целое королевство Эвалания? Что ж, нечасто нам позволяют отстраивать когда-то существовавшие средневековые поселения…
Самые очевидные боссы года
Marvel Человек-Паук.
В комиксах и фильмах Питер Паркер побеждал более сильных противников благодаря уму и изобретательности. И в игре тоже ждёшь, что к каждому боссу надо будет искать подход, а не циклично повторять единственный алгоритм действий, к тому же донельзя очевидный! Прости, Стэн Ли, мы всё растеряли…
Пейзажи года
Assassin«s Creed: Одиссея.
Беготня туда-сюда года
Sea of Thieves.
Вообще этим все грешат, даже Rockstar с её Red Dead Redemption 2, но там утомительные скачки компенсируются случайными событиями и встречами. А в проекте Microsoft вы предоставлены сами себе и просто убиваете время, занимаясь рутинными делами — то клад отыскать, то курицу поймать. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, в чём смысл подобного времяпрепровождения.
Зомби года
State of Decay 2.
Если искали самых банальных и низкополигональных зомби в уходящем году, то… вот, можете больше не искать.
YouTube-игра года
Super Seducer 2.
Некоторые игры будто созданы для того, чтобы проходить их в большой компании. Или смотреть, как их проходят другие. А вот рассматривать «Суперсоблазнителя» как некое пособие лучше не надо.
Специальная нашивка «Всё по секретным документам»
Kursk.
По версии разработчиков игры, печально известная подлодка затонула из-за лени и глупости членов экипажа, которые застревали в проходах, смотрели в одну точку и перекладывали всю свою работу на иностранного шпиона.
Оптимизация года
Just Cause 4.
Ухудшить взрывы, воду, детализацию текстур. Всё ради того, чтобы на консолях игра выдавала стабильные 30 кадров в секунду в царском разрешении 1280 на 720!
Зима года
Red Dead Redemption 2.
Огонь года
Battlefield V.
Сокровища года
ГВИНТ. Ведьмак. Карточная игра.
«Поезд сделал БУМ!» года
Red Dead Redemption 2.
Стиль года
Haimrik.
Супергеройская игра года
Marvel Человек-Паук.
Самая жестокая игра
Agony.
… в том числе и по отношению к тем, у кого более-менее хороший вкус на геймдизайн, игровой процесс и всё остальное.
Самая короткая игра
Battlefield V.
На этот раз даже последний эпизод кампании не успели к релизу доделать, что не могло не сказаться на продолжительности.
Самая длинная игра
Octopath Traveler.
Японцы любят писать истории с размахом: данный эксклюзив Switch только основным сюжетом увлечёт вас часов на 60. Впрочем, «увлечёт» — громко сказано, ибо повествованием игра не блещет.
Интерстеллар года
Subnautica.
Демо-версия года
Hitman 2: Sniper Assassin.
Снайперская миссия за предзаказ уже стала визитной карточкой серии. Теперь пройти её можно и в кооперативе.
Си… Снайпер года
Kai Schulen (Valkyria Chronicles 4).
Вампиры года
Vampyr.
Непотребство года
The Quiet Man.
Штампы года
Assassin«s Creed: Одиссея.
От бессмысленных развилок в диалогах, которые ни на что не влияют, уже давно пора отказываться, но Ubisoft продолжает тащить к себе все возможные клише.
Инновации года
Радостин и механика «счастья» из We Happy Few.
(Почти) Дикий Запад года
Overwatch.
Грибочки года
Ni no Kuni II: Revenant Kingdom.
Игрок с IDDQD года
Бальдр (God of War).
Лысина года
Маркварт фон Аулитц (Kingdom Come: Deliverance).
Клише-злодей года
Иосиф Сид (Far Cry 5).
Не клише-злодей года
Температура ниже -60° (Frostpunk).
Полурослики года
Фуняши (Ni no Kuni II: Revenant Kingdom).
Модная одежда года
Crymaria Levin (Valkyria Chronicles 4).
Пацифист года
Сорок Седьмой (Hitman 2).
Он ни в чём не виноват! Всё, что происходит вокруг — несчастные стечения обстоятельств!
Клешни года
Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age.
Селфи года
God of War.
Котики года
Monster Hunter: World.
Убийство года
Марк Фаба (Hitman 2).
Лицо года
Артур Морган (Red Dead Redemption 2).
Причёска года
Ярость (Darksiders III).
«Одни из нас» года
Кратос и Атрей (God of War).
Мини-игра года
The Hunt for Red October Глубины (Kursk).
С «разогревом» на этом всё. Основные номинации — совсем скоро! Чествование лучших и смотрины ещё не вышедших — просто скоро.
Полный текст статьи читайте на overclockers.ru