Идеальный шторм на рынке полупроводников: вызовы и возможности
Бизнес
Многие российские компании и государственные организации ощутили рост цен на аппаратные решения и значительное увеличение сроков их поставок. Проблема не является сугубо локальной и носит глобальный характер. Дефицит полупроводников и компонентной базы затронул вендоров, дистрибуторов и интеграторов ИТ- и телеком-решений по всему миру. Предлагаем разобраться, что происходит и как бизнесу реагировать на сложившуюся ситуацию.
Под ударом
Острый дефицит полупроводников так или иначе затронул все отрасли. Производители потребительской электроники (смартфонов, ноутбуков, игровых консолей и т.п.) вынуждены пересматривать планы выпуска новых моделей и переходить к краткосрочному планированию. В более стабильной позиции находятся компании, заказывающие крупные партии комплектующих, но и они не застрахованы от сбоев в поставках. Из-за них Apple и Samsung вынуждены пересматривать планы выпуска своих флагманских продуктов. Выходом в данной ситуации является разумная корректировка сроков выпуска готовой продукции. Только это может избавить конечных потребителей от ложных иллюзий и завышенных ожиданий.
Пострадали и представители индустрии автопрома. Они были вынуждены останавливать производственные линии и закрывать заводы по всему миру. Не обошел кризис и ИТ, и телеком отрасль. Разработчики и поставщики оборудования предупреждают о повышении цен на продукцию и увеличении сроков поставок.
Ожидаемые, но преодолеваемые трудности
Сложности с доступностью аппаратных решений нельзя назвать неожиданным. Перебои с поставками необходимых комплектующих отчетливо проявились в марте этого года. А уже летом об этом заговорили представители крупнейших вендоров. Глава Arista Networks Джейшри Уллал (Jayshree Ullal) открыто заявила, что компании придется поднять цены на ряд моделей, дефицит комплектующих которых возрос. О необходимости корректировки заявил и генеральный директор и председатель совета директоров Palo Alto Networks Никеш Арора (Nikesh Arora), отметивший, что из-за проблем с цепочками поставок многие игроки рынка, включая его компанию, были вынуждены пересмотреть ценовую политику.
Михаил Косилов, управляющий директор RRC, подтвердил, что сроки поставок увеличились у всех вендоров, с которыми работает компания. Корректировку цен также провели или планируют провести в ближайшем будущем большинство поставщиков. «Дефицит ИТ-оборудования — проблема глобального характера. Преодолевать его отчасти помогают складские запасы, но нужно понимать, что они не безграничны. Еще один вариант — изменение конфигурации проектов и корректировка техзаданий, с учетом тех решений, которые есть в наличии. Если раньше наши заказчики предпочитали брать паузу и ждать, когда появится необходимое оборудование, то сейчас они все чаще реализуют более творчески подход, используя доступные аналоги», — рассказал он.
В то же время Максим Кирсанов, директор департамента сетевых решений компании Softline, отметил, что по его наблюдениям почти все производители аппаратных решений увеличили сроки поставок. Он добавил, что дефицит небольшой и равномерно распределен по всем линейкам вендоров сетевого оборудования. При этом в наиболее уязвимой ситуации находится оборудование, производство которого началось давно и которое находится на рубеже окончания жизненного цикла. «Такая продукция попадает в категорию штучного товара, который ставится в конец очереди, уступая новым решениям массового спроса», — сказал Максим Кирсанов.
Говоря о причинах повышения цен на ИТ-оборудование, Михаил Косилов отметил, что это естественное и неизбежное явление в ситуации, когда спрос остается на прежнем уровне, а предложение падает. Он также обратил внимание на колебания курсов валют: «Большинство прайс-листов мировых вендоров фиксировано в долларах и цены меняются в зависимости от курса этой валюты».
Управляющий директор добавил, что RRCплотно взаимодействует с производителями в части анализа и прогнозирования спроса на их продукцию. «Чем точнее будут наши прогнозы, тем лучше мы сможем удовлетворить текущий спрос, — убежден эксперт. Также Михаил Косилов обратил внимание на то, что цену определяет не производитель, а рынок: «Могу предположить, что в ближайшей перспективе цены подрастут, но затем нормализуются. Текущая ситуация вызвана рядом объективных причин и не носит драматического характера. Жизнь устроена так, что цены растут. И на ИТ-рынке это происходит не так стремительно, как, скажем, в розничной торговле».
Максим Кирсановотметил, что дефицит комплектующих совпал с ростом инфляции, что также спровоцировало повышение цен на аппаратные решения. Стоимость производства возросла по вполне объективным экономическим причинам, убежден он.
Без паники
Эксперты отмечают, что заказчики вполне адекватно и с пониманием реагируют на ситуацию, в частности не пытаются закупаться заранее и впрок. «Мы не видим проблемы избыточного спроса. От того, что клиент закажет что-то сильно заранее, дефицитное решение на складе не появится», — сказал Михаил Косилов.
Максим Кирсанов подчеркнул, что для большинства заказчиков Softline модель покупки впрок идет в разрез с текущими бизнес-планами. Но он не исключил возможности того, что, если текущая ситуация затянется, некоторые потребители будут инвестировать средства в превентивную покупку оборудования.
Зато эксперты наблюдают изменение подхода клиентов к реализации цифровых инициатив. «Планирование становится во главу угла. Компания Softline ощущает это и как поставщик и как потребитель решений, на которых, работает, например, наше облако. В более выигрышной ситуации оказываются компании, которые изначально уделяли внимание планированию. Заказчики начинают процесс оптимизации своих ИТ-мощностей, в результате которого находятся незагруженные или недозагруженные ресурсы, которые можно использовать в приоритетных направлениях. Изменилась и расстановка акцентов: бизнес готов инвестировать в те проекты, которые максимально быстро дадут эффект», — рассказал представитель Softline.
Некоторые вендоры напротив столкнулись с проблемой избыточных заказов, но также считают, что справиться с ней помогает более тщательное планирование. Увеличение сроков поставок может стать хорошей возможностью для более тщательной проработки деталей проекта. Это позволяет существенно сокращать время с момента получения оборудования до начала его эксплуатации. Производители аппаратных продуктов также уверены, что приобретение оборудования для решения краткосрочных задач — экономически невыгодно и в перспективе может обернуться для заказчика излишними расходами. Такие импульсивные покупки не оправданы в долгосрочной перспективе и могут замедлить развитие ИТ-экосистемы бизнеса.
Эксперты рынка отмечают, что в большей степени дефицит сказался на недорогих линейках оборудования. И советуют обратить внимание на более дорогие и функциональные решения, которые сейчас купить проще. Выбор решений в более высокой ценовой категории может значительно поспособствовать своевременной реализации проектов.
Второй момент, который играет важную роль, — правильное планирование цифровых инициатив. В первую очередь это относится к представителям госсектора. Текущая ситуация не делает цифровизацию невозможной, она учит заказчиков изначально закладывать на проекты больше времени. Нужно как данность принять тот факт, что за два месяца до нового года реализовать даже не самый масштабный проект не получится, и в этом нет ничьей вины. Успешно продвигаться по пути цифровой трансформации смогут те, кто расширит горизонты планирования.
Из-за дефицита полупроводников производители потребительской электроники (смартфонов, ноутбуков, игровых консолей и т.п.) вынуждены пересматривать планы выпуска новых моделей
Сила диверсификации и планирования
В непростой текущей ситуации наиболее уверенно чувствуют себя вендоры, которые диверсифицировали бизнес и производят как аппаратные, так и программные решения. Их клиентам не нужно беспокоиться о замене железа: для расширения функционала и наращивания производительности инфраструктуры достаточно обновить ПО. Пользователи также все чаще приходят к пониманию того, что им не нужна условная точка Wi-Fi или коммутатор и выбирают комплексные решения, которые поддерживают стратегии развития инфраструктуры на программном и аппаратном уровнях, а также отвечают требованиям информационной безопасности.
Также устойчивость демонстрируют производители, которые своевременно инвестировали ресурсы в развитие и управление цепочками поставок. Такие игроки даже сейчас не боятся предлагать возможность отслеживать заказы в режиме онлайн. При этом кризис показал производителям, что нужно быть готовым к любым изменениям и делать ставку на ограниченный круг даже самых доверенных поставщиков не стоит. Лучше иметь в запасе план «Б» и перераспределять нагрузки и мощности собственных производственных площадок в соответствии с текущими реалиями и потребностями.
Наконец справиться с ситуацией помогает долгосрочное планирование и навыки прогнозирования объемов будущих заказов, а также отслеживание жизненного цикла оборудования, находящегося в эксплуатации.
Не гром среди ясного неба
Дефицит полупроводников возник не внезапно, этому предшествовал целый ряд событий. В первую очередь, пандемия и целый ряд спровоцированных ей факторов. Во время локдауна некоторые заводы по производству проводников и комплектующих приостановили выпуск продукции. Произошло это в тот момент, когда из-за перехода на удаленный режим работы и обострившейся потребности в домашних развлечениях (включая компьютерные игры, стриминговое видео и майнинг), спрос на потребительскую электронику рос невероятными темпами.
Цепочки поставок были разорваны. Закрытые границы и территории (в частности, целые провинции Китая), кадровый дефицит и многие другие проблемы привели к тому, что доведенные до предела сотрудники индустрии перевозок осенью текущего года обнародовали открытое письмо. Они предупредили общественность и ряд организаций, включая Международную палату судоходства (ICS), Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), Международный союз автомобильного транспорта (IRU), о «глобальном коллапсе транспортных систем». Потребовали встречи с руководством Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда. И наконец, предложили вынести вопрос на Генеральную Ассамблею ООН с целью призвать глав правительств принять «значимые и быстрые меры» для разрешения ситуации.
Проблемы явно не преувеличены, по данным Resilinc, только в 2020 году перебои в мировых цепочках поставок выросли на 67%. При этом 83% сбоев произошли по вине человека. И третий год подряд двумя основными причинами сбоев являются пожары на заводах и смена собственников компаний-поставщиков. Так, например, ситуацию усугубил случившийся весной 2021 года пожар на заводе по производству кремниевых пластин японской компании Renesas Electronics.
Вдобавок к этому обострилось технологическое и торговое противостояние США и Китая. В 2020 году под санкции попала Semiconductor Manufacturing International Corporation (SMIC) — одна из ведущих компаний-производителей полупроводников в мире. В результате чего произошел серьезный передел рынка. Согласно данным Statista за второй квартал текущего года, крупнейшими производителями чипов сейчас являются тайваньская Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (доля рынка 52,9%) и Samsung Electronics (17,3%). И хотя выручка этих компаний растет темпами, опережающими самые смелые прогнозы аналитиков, так по итогам третьего квартала 2021 выручка TSMC достигла 152,7 млрд тайваньских долларов или около 5,44 млрд долларов США, производители пока не справляются со спросом. Вместе с тем растет спрос на продукцию менее значительных игроков рынка, которые выпускают более дешевую продукцию. В то время как монополисты повышают цены на десятки процентов, небольшие компании могут позволить себе увеличить расценки в три-четыре раза.
Помимо этих наиболее очевидных причин есть и другие. Во-первых, эволюционирует сама индустрия производства комплектующих. Пандемия застала производителей на стадии перехода на новые технологии. Кроме того, влияние оказывают экологические или «зеленые» инициативы. Плановые отключения электричества в Китае затрагивают всех, в том числе и производителей полупроводников и прочих компонентов.
Вдобавок к этому, стремительно набирает обороты рынок интернета вещей. В мире с каждым днем становится все больше подключенных устройств, которым также нужны чипы и полупроводники, пусть даже самые простые. Вместе с тем растет уровень автоматизации и роботизации различных отраслей, что также подхлестывает дефицит на компонентную базу.
Что дальше?
Эксперты расходятся во мнениях, как долго продлится затронувший многие отрасли кризис, но солидарны в том, что он стал вызовом, который открывает новые возможности. «Мы находимся на пике дефицита, но рассчитываем на то, что к середине 2022 года ситуация начнет нормализовываться», — прогнозирует директор департамента Softline. Среди предпосылок для улучшения Максим Кирсанов выделяет наращивание производственных мощностей в Юго-Восточной Азии и появление новых производств в других регионах мира. «Это нейтрализует риски зависимости от подобного рода дефицита», — убежден эксперт.
Из сложившейся ситуации практически каждая индустрия извлекла уроки. Производители телеком и ИТ-оборудования концентрируются на выпуске комплексных программно-аппаратных решений со встроенными функциями безопасности. Также они намерены сконцентрировать усилия на развитии новых продуктовых линеек. При этом цены на более старшие линейки будут понижаться.
Индустрия производства компонентной базы будет развиваться. Вместе с новыми технологиями в нее придут новые игроки. Возможно усиление позиций производителей более дешевых компонентов. Лидирующие производители планируют открывать новые производства. Например, корпорация Intel намерена инвестировать $20 млрд в строительство двух заводов в Аризоне, а также проработать план расширения бизнеса в США, Европе и других регионах. Об этом заявил исполнительный директор Intel Пэт Гелсингер.
В октябре TSMC объявила о планах строительства фабрики в Японии, сообщает Reuters. Предприятие будет выпускать чипы проверенных временем образцов, дефицит которых сильнее всего сказался на автопроизводителях. Но нужно понимать, что с момента открытия производства до получения готовой продукции пройдут даже не месяцы, а годы, необходимые на отладку и внедрение новых технологий. Также не стоит забывать, что линии для производства чипов выпускает ограниченное количество компаний.
Возможность запуска собственных производственных площадок рассматривают и представители других индустрий. В сентябре 2021 года Reuters опубликовал сообщение о том, что входящая в топ-10 мировых автопроизводителей Hyundai Motor планирует совместно с Magnachip Semiconductor разработать чип на основе технологии карбида кремния для оснащения будущих моделей автомобилей
Ксения Прудникова
Полный текст статьи читайте на CNews