Характерные черты минимализма в веб-дизайне

uploadsyznzywetf.jpg

Понимание минимализма в веб-дизайне: характерные черты сайтов этого направления на основе анализа 112 минималистичных страниц.

Автор: Кейт Мейер (Kate Meyer)
Перевод: Proactivity

Резюме: в результате анализа 112 минималистичных сайтов мы выявили характерные для этого направления черты: плоский дизайн, ограниченный набор цветов, небольшое число элементов интерфейса, использование негативного пространства, эффектная типографика.

Это вторая статья из серии, посвящённой пониманию минимализма в веб-дизайне. Читателям, интересующимся происхождением движения, мы рекомендуем познакомиться с материалом «Истоки минимализма в веб-дизайне» (The Roots of Minimalism in Web Design).

Сторонники минималистского подхода к веб-дизайну стремятся упростить интерфейс путём удаления всех элементов или контента, не нужных пользователям для решения их задач.

Чтобы сократить сайт до набора самых необходимых элементов, дизайнер должен принять ряд последовательных решений, затрагивающих как пользовательский интерфейс (UI), так и контент сайта. Но и многие чисто визуальные ходы, часто ассоциирующиеся с минимализмом, вполне соответствуют сути подхода, и их можно увидеть в большинстве примеров.

Веб-дизайн — как язык: всё зависит от того, как его используют. Слово «минимализм» звучит на каждом углу, но мало кто может сказать, что именно делает интерфейс минималистичным. Чтобы выяснить, какие реальные черты присущи минимализму, мы проанализировали дизайн-решения на 112 сайтах. Выборку составили сайты, названные минималистичными независимыми экспертами в области веб-дизайна, а также ресурсы из онлайн-галерей с примерами «для вдохновения», например, siiimple.

Не стоит забывать, что популярность дизайн-решения — не гарантия того, что оно соответствует потребностям пользователей, повышает прибыльность сайта и помогает решать другие бизнес-задачи. Мы проанализировали сайты с явно выраженными чертами минимализма — при этом вопрос об их прибыльности остался за рамками исследования. Как вы узнаете впоследствии, другое наше исследование показало, что часть рассмотренных дизайн-решений, действительно, может повысить коммерческую успешность сайта, в то время как другие могут ей повредить.

Определяющие черты минимализма

Итак, какие характерные для минимализма черты мы увидели на большинстве изученных сайтов? Мы включали признак в число определяющих, если наблюдали его как минимум в 75% случаев.

1Плоские паттерны и текстуры

Использованы в 96% изученных интерфейсов (зачастую неэффективно)

За последние несколько лет дизайн-сообщество массово переключилось со скевоморфизма на сугубо цифровую репрезентацию объектов без использования метафор из физического мира. В плоских интерфейсах нет ни явно выраженных бликов, ни теней, ни градиентов, ни других текстур, благодаря которым элементы выглядят блестящими или объёмными.

Некоторые дизайнеры считают, что мода на плоский дизайн появилась благодаря популярности минималистичных интерфейсов (Müller, 2014). Оба тренда отлично уживаются вместе. Отказ от неоправданного использования теней, градиентов и текстур согласуется с главной целью минимализма: избавлением от всего лишнего. В нашей выборке 96% сайтов оказались плоскими.

Оба тренда так часто соседствуют на одном сайте, что выражение «плоский дизайн» нередко (впрочем, ошибочно) используют как синоним минималистичного дизайна. Но несмотря на общие черты, эти явления имеют разный характер. Говоря «плоский дизайн», мы имеем в виду текстуры, иконки и графику в интерфейсе. Понятие «минималистичный дизайн» описывает более общие вопросы организации контента, функций и композиции. Интерфейс может быть плоским, но при этом вовсе не минималистичным.

Страница «Getting Started» на сайте системы построения сеток Jeet.gs представляет собой абсолютно плоский интерфейс. В частности, мы видим здесь призрачные кнопки для копирования фрагментов кода. (Призрачные кнопки, ghost buttons — это прямоугольные кнопки без заливки, с текстом и тонким контуром по краю.) Плоские призрачные кнопки могут быть плохо различимы, кроме того, они не соответствуют традиционному представлению о том, каким должен быть кликабельный элемент. (Однако здесь при наведении курсора кнопки подсвечиваются, что служит динамическим индикатором кликабельности. Вдобавок, при нажатии кнопка немного «вдавливается», и это вызывает у пользователя ощущение её материальности. Таким образом интерактивный пользовательский опыт добавляет плоским элементам интерфейса некоторую глубину.)

Как обсуждалось в других статьях, плоский дизайн зачастую становится помехой для пользователей: они не могут отличить элементы, доступные для выбора и нажатия, от неактивных частей интерфейса. Мы считаем лучшим решением компромисс между плоским дизайном и скевоморфизмом, то есть плоский дизайн с наглядным выделением кликабельных элементов.

Учитывая, что плоский дизайн — это подход, который с большой долей вероятности будет использоваться некорректно или даже во вред пользовательскому опыту, стоит только пожалеть, что это самый часто встречающийся признак минималистичного веб-дизайна.

2Ограниченная или монохромная палитра

Используется в 95% изученных интерфейсов

Большинство минималистичных интерфейсов отличает обдуманная работа с цветом: цвет используют, чтобы, не плодя лишней графики, сделать внешний вид сайта интереснее или направить внимание пользователей на нужный объект. Чем меньше визуальных объектов борются за внимание пользователей, тем более важную и заметную роль играет в интерфейсе цвет.

Минималистичные цветовые палитры сильно отличаются от кричащих и спорящих друг с другом цветов, популярных в вебе 2000-х. Приглушённая цветовая гамма помогает вывести на первый план контент — при этом являющиеся частью контента изображения могут быть яркими и красочными.

На многих минималистичных сайтах используются оттенки одного и того же цвета, либо один насыщенный цвет — причём применяется он осторожно, для акцентировки самых важных элементов. Выделяемые элементы обычно кликабельны.

Оценивая сайты с точки зрения колорита, мы учитывали цвет фона, логотипа, элементов навигации, иконок, типографики, оставив в стороне графический контент (например, фотографии).

Монохромная палитра была использоана почти в половине случаев (49%, 55 сайтов). Чуть реже (46%, 52 сайта) с монохромной палитрой сочетали один или два акцентных цвета. Из 55 монохромных сайтов 51 был решён в градациях серого — здесь использовались только белый, серый и чёрный цвета.

Монохромное решение главной страницы Frêres d'Encre, французской тату-студии, делает её очень выразительной.

На сайте Solo, ПО для управления проектами, используется монохромная палитра — но уже на основе цвета.

На сайте метапоисковой системы для путешественников Kayak для выделения логотипа и кнопки Search используется оранжевый цвет.

Популярность сдержанного колорита — шаг вперёд по сравнению с кричащими, спорящими друг с другом цветами, некогда преобладавшими в сети. Тем не менее, используя ограниченную цветовую палитру, стоит учитывать несколько моментов:

  • Убедитесь, что сочетание цветов достаточно контрастно — иначе люди со слабым зрением или дальтонизмом не смогут их различить;

  • Будьте осторожны и последовательны в работе с акцентным цветом: выделяйте им только самую важную информацию и действия.

3Урезывание функций и элементов интерфейса

Характерно для 87% изученных интерфейсов

Дизайнер, использующий минималистский подход, должен тщательно продумать каждый элемент интерфейса и избавиться от всего, что не связано с основными функциями или посланием сайта. Под элементом в данном случае подразумевается любая самостоятельная часть интерфейса, в том числе (но не только):

  • элементы меню
  • ссылки
  • изображения
  • графика
  • линии
  • заголовки
  • текстуры (например, градиенты)
  • цвета
  • шрифты
  • иконки

Довольно сложно определить, есть ли в интерфейсе лишние элементы, не поговорив с дизайнерами и не выяснив, что они оставили «за бортом», а также не зная, какова аудитория сайта и её задачи. Чтобы как-то измерить «минималистичность» сайта с точки зрения функций, мы сосредоточились на поиске графических элементов, не служащих никакой очевидной цели. На 87% сайтов в нашей выборке таких элементов не оказалось.

Портфолио писателя Алана Троттера (Alan Trotter) — пример самого сурового минимализма. Поначалу вы не увидите здесь даже его фамилии: чтобы узнать эту и другие «подробности», посетитель должен нажать на подчёркнутый текст. Возможно, благодаря такому подходу сайт выглядит очень продвинутым, но скрывать самый важный контент — всегда большой риск.

Чем плотнее «укомплектован» интерфейс, тем больше информации приходится обрабатывать пользователям. Любимая мантра дизайнеров-минималистов звучит так: «выкидывай детали, пока машина не сломается», что значит: если отсутствие элемента не создаёт серьёзной проблемы — избавься от него.

Однако лучшее — враг хорошего: стараясь сделать интерфейс чистым, современным, минималистичным, можно ненароком потерять полезный контент. Но достаточно вооружиться здравым смыслом — и после удаления функций и информации, рассеивающих внимание пользователей, получится лаконичный интерфейс. Просто убедитесь, что, убирая или скрывая нужный пользователям контент, вы тем самым не усложняете им решение важных задач.

Сориентироваться на странице, перегруженной деталями, или в системе, переполненной ненужными функциями, бывает достаточно сложно. Но ещё сложнее разобраться в интерфейсе, где нет информации, необходимой для понимания его функций и структуры.

4Максимум негативного пространства

Характерно для 84% изученных интерфейсов

Очевидно, что после удаления с веб-страницы лишних элементов на их месте остаются пустые области. Негативное пространство, или пространство фона — так называют не занятые ничем участки интерфейса.

Негативное пространство называют «непременным условием» и «краеугольным камнем» минималистских интерфейсов. Многие дизайнеры используют его для того, чтобы направить внимание пользователей на нужный объект или облегчить восприятие контента.

Учитывая, что обилие свободного пространства претендует на звание определяющего признака минимализма, удивительно, как мало сайтов используют его достаточно активно — только 84%.

Это скриншот главной страницы сайта французского дизайнера Томаса Буффета (Thomas Buffet), сделанный на 15-дюймовом MacBook Pro. Над линией сгиба мы видим почти пустую страницу. Несмотря на это, посетители найдут здесь ответы на два главных вопроса: «кто он?» и «чем он занимается?». Однако такое решение подойдёт далеко не всем.

Грамотное использование свободных областей поможет привлечь внимание пользователей к важному контенту. Работая с негативным пространством, убедитесь, что вы продумали следующее:

  • Как увеличение или сокращение негативного пространства скажется на восприятии иерархии страницы?

  • Как использование негативного пространства повлияет на то, какой контент будет размещаться наверху страницы? Линия сгиба по-прежнему не теряет своего значения: если потребуется, пользователи пролистают страницу вниз, но контент в верхней части они изучат внимательнее.

  • Как «воздух» повлияет на затраты на взаимодействие: не придётся ли пользователям прилагать больше усилий для нахождения нужной информации?

  • Как будет меняться количество и расположение негативного пространства на экранах с разным разрешением?

5Эффектная типографика

Характерна для 75% изученных интерфейсов

Подобно цвету, смелая типографика и крупные надписи отлично работают, если надо передать сообщение, не загромождая страницу лишними элементами. Грамотно распорорядившись возможностями шрифта, можно компенсировать нехватку элементов (например, фотографий и иллюстраций) и сделать минималистичный сайт более привлекательным. Вариации размера, насыщенности, основных и выделительных начертаний шрифта — лучшее средство помочь пользователям в восприятии иерархии текста и понимании места отдельных фрагментов в общей структуре. Из 112 проанализированных сайтов 75% использовали типографику как инструмент для передачи сообщения и создания интересного образа.

В портфолио арт-директора Александра Энгцеля (Alexander Engzell) мы видим смелое типографическое решение для теглайна: благодаря ему страница выглядит интересно без дополнительных графических элементов. Однако текст сохранён в виде картинки, что замедляет загрузу странииы. Кроме того, в отличие от портфолио Буффета, здесь нет прямого указания на то, чей это сайт и чем человек занимается. Доступ к этой информации открывается только после нажатия на кнопку INFO в правом верхнем углу.

Сохранение текста в виде изображения снимает любые ограничения в выборе шрифтов, но замедляет загрузку страницы, требует особого внимания к вопросу масштабирования сайта для экранов с различным разрешением и может сделать контент недоступным для людей с ограниченными возможностями. Лучшее решение — использовать веб-шрифты, однако не стоит забывать, что они также могут отрицательно сказаться на производительности сайта. Помните: делать ставку на смелую типографику стоит только в том случае, если выделяемый текст содержит действительно важную информацию.

Здесь важно не перестараться: пользователи могут проигнорировать прихотливо свёрстанный текст , если его оформление напомнит им рекламу. Смелое, но продуманное шрифтовое решение и шрифтовое решение, которое режет глаз, отделяет очень тонкая грань. Опытный проектировщик не переступит эту черту, но если ваши дизайнеры не сильны в типографике, лучше не рисковать.

«Сопутствующие» тренды

Некоторые дизайнеры упомянули ряд других признаков минимализма. Однако наше исследование показало, что эти черты, хотя они и встречаются довольно часто, нельзя считать определяющими: они присутствовали менее чем на 75% сайтов в выборке.

1Крупные изображения или видео в качестве фона

Использованы в 57% изученных интерфейсов

В спорах о том, можно ли считать признаком минимализма использование в качестве фона крупных изображений или видео (на HTML5), сломано не одно копьё.

С точки зрения теории, крупное фоновое изображение противоречит самой идее минимализма: убрать всё лишнее. Несмотря на это, большие картинки и видео довольно часто появляются на минималистичных сайтах: в нашей выборке их использовали в 57% интерфейсов.

На главной странице сайта итальянского производителя фруктов Monte Ré крутится карусель из изображений на всю ширину экрана. В остальном это минималистичный сайт с белым текстом и призрачными кнопками. Белый текст хорошо контрастирует с фоном — несмотря на это, читать и пытаться понять прочитанное, в то время как на фоне постоянно что-то мелькает, довольно трудно.

В некоторых случаях контекст и стоящие перед дизайнером задачи оправдывают использование картинок или видеофона. Их главное достоинство — это способность положительно влиять на восприятие бренда потребителями. Если фоновое изображение используется обдуманно и к месту, минималистский подход поможет сделать так, чтобы остальные элементы сайта с ним не спорили. Многие дизайнеры рассчитывают на то, что с красочными изображениями лаконичный сайт не будет казаться скучным или пустым.

Если, работая над минималистичным сайтом, вы решили использовать в качестве фона фото или видео, имейте в виду следующее:

  • Убедитесь, что изображения или видео служат внятной цели или помогают понять сайт — в противном случае они будут отвлекать пользователей от важного контента.

  • Если вы хотите, чтобы люди прочитали и поняли написанное на сайте, убедитесь, что текст различим и удобочитаем. Напомним, что различимость — это свойство текста, благодаря которому люди могут отличать одну букву от другой. Удобочитаемость характеризует то, насколько легко считываются отдельные слова и фразы и легко ли текст прочитывается «по диагонали». При использовании карусели или видео необходимо протестировать любой возможный фон: каждое изображение и каждый кадр, для экранов различного размера.

  • Не забывайте о влиянии крупных изображений и видео на производительность сайта. Убедитесь, что сайт адаптивен, и пользователям мобильных устройств не приходится ждать, пока загрузится фотография, рассчитанная на просмотр на настольном ПК.

  • Видео не должны проигрываться автоматически. Многих пользователей раздражают видео, запускающиеся без их на то разрешения, особенно если это видео со звуком.

  • Постарайтесь не использовать видео, где на заднем плане медленно двигаются люди — вы же не хотите отвлечь пользоваталей от контента или спугнуть их.

2Модульная сетка

Использована в 43% изученных интерфейсов

На 43% сайтов в нашей выборке для организации контента применялась модульная сетка. Хотя эта цифра говорит о популярности решения у дизайнеров-минималистов, нельзя сказать, что оно используется повсеместно.

Модульная сетка появляется в минималистичных интерфейсах в двух случаях:

  1. Сетка — отличный способ организовать однородный контент, не прибегая к дополнительным визуальным элементам;
  2. Сетки оказываются очень кстати при проектировании адаптивных сайтов — последние можно назвать ещё одним трендом, существующим независимо от минимализма, но часто с ним пересекающимся.

Проекты в портфолио студии графического дизайна Paprika организованы с помощью модульной сетки, хотя сайт и не адаптивен.

На сайте-портфолио фотостудии Sea Chant в разрешении для настольного компьютера фотографии выстраиваются по модульной сетке.

На экране шириной в 400 px работы Sea Chant выстраиваются в одну колонку, а все эффекты, появлявшиеся при наведении курсора, исчезают.

3Круглые элементы

Замечены в 16% изученных интерфейсов

Несколько экспертов назвали одной из черт минимализма использование кругов и округлых форм, но в нашей выборке таких сайтов оказалось только 16%. Вероятно, это временное явление.

На главной странице сайта Gesture Theory мы видим несколько круглых элементов.

4Скрытая глобальная навигация

Использована в 13% изученных интерфейсов

На многих сайтах даже в полной версии используется предельно сокращённая глобальная навигация — в частности, пресловутая иконка-гамбургер. Иногда такое решение является следствием плохо продуманной стратегии «mobile-first», в которой не учтены потребности пользователей ПК и доступное им пространство экрана, иногда — результатом чрезмерного увлечения минимализмом. Возможно, в вашем случае редко используемые элементы можно спрятать — но сначала убедитесь, что вы не скрыли инструменты и ссылки, важные для выполнения пользовательских задач. Если сайт содержит много контента и категорий, к этому вопросу стоит отнестить особенно внимательно.

На сайте дизайн-студии Visual Soldiers (версии для ПК) глобальная навигация скрыта за иконкой-гамбургером.

Меню содержит всего лишь несколько элементов и вполне поместилось бы на странице в открытом виде — вероятно, его скрыли только ради визуального эффекта.

Решения, популярные в минималистичных интерфейсах

Анализ 112 сайтов позволил выявить определяющие признаки минималистичного веб-дизайна:

  • Плоские — не скевоморфные — паттерны и текстуры

  • Ограниченная несколькими цветами или монохромная палитра

  • Строго ограниченное число функций и графических элементов

  • Максимум негативного пространства

  • Эффектная типографика, структурно организующая текст и делающая сайт визуально богаче

Некоторые из перечисленных решений можно увидеть почти в каждом интерфейсе, другие встречаются чуть реже, но не менее, чем в 75% случаев.

Кроме того, в ходе исследования мы выявили несколько признаков, ассоциирующихся с минимализмом, но замеченных менее чем на 75% сайтов:

  • Крупные изображения или видео в качестве фона
  • Модульная сетка
  • Круглые элементы интерфейса
  • Скрытая глобальная навигация

Заключение

Интерфейсы 2000-х годов были нередко перегружены информацией и деталями. Уже много лет мы выступаем против такого «максимализма». Неоправданное увеличение числа функций и лишний контент — враги пользователей.

В теории минимализм должен противостоять «максимализму», его цель — упрощение контента и построение более эффективных цепочек пользовательских задач. Но на практике мы видим, как минимализм превратился в поверхностный визуальный тренд: дизайнеры копируют внешние признаки минималистичных интерфейсов, не задумываясь, соответствует ли это целям их сайта.

Подобно тому, как скевоморфизм сменился плоским дизайном, на смену «максимализму» пришёл минимализм. Какой бы подход вы ни использовали, мы призываем руководствоваться здравым смыслом. Минималистский подход может оказаться мощным инструментом, но только тогда, когда учитываются потребности аудитории — минимализм ради минимализма пользователям ничего не даст.

(Минимализм как один из дизайнерских подходов обсуждается в рамках однодневного семинара «Редизайн пользовательского опыта с учётом различных подходов», Generating UX Redesigns From Broad Design Principles.)

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine