Google закручивает гайки
О новых шагах Google в стремлении к узурпации торговли приложениями. Сможет ли независимый разработчик отодвинуть от своей шеи чугунный сапог монополиста?
Отличная карикатура 2017 года о беспрецедентном вмешательстве картеля интернет-компаний во внутреннюю политику США благодаря монопольному положению. Изображение The Wall Street Journal
На заре своего создания Android OS обещала полную открытость исходного кода, простой и прозрачный путь для публикации приложений сторонних разработчиков, но все меняется со временем. Согласно предварительным оценкам и прогнозам Sensor Tower Intelligence на 30 июня, мировые потребительские расходы на мобильные приложения достигли 64,9 миллиарда долларов США в App Store и Google Play в первой половине 2021 года. Это на 24,8 процента больше, чем 52 миллиарда долларов, сгенерированные обоими магазинами за тот же период в 2020 году. Можно прямо говорить, что пандемия и общее глобальное обнищание клиентов никак не сказались на рынке приложений. И на этом рынке уже нет никакого смысла выделять внутриигровые покупки и новые установки платных приложений, когда мы рассуждаем о мотивах продавца, ведь объем прибыли неуклонно растет в любом случае.
И, разумеется, не весь этот рынок экосистемы Android принадлежит Google, ведь существуют сторонние магазины приложений, вполне успешные ApkPure, QooApp, XDA Labs и другие, уже сомнительные с точки зрения законности. Даже «киллерфича» официального магазина Google — обновление установленных приложений — успешно повторена сторонним ПО, и установленный вручную APK-файл успешно обновляется при помощи приложения APKUpdater (и ему подобных, входящих в состав главного приложения сторонних магазинов), пускай и в несколько ограниченном режиме, связанном с дополнительными действиями. И в основе всего этого лежит открытый код Android, анонсированный с самого начала его создания. Но при взгляде на рост рынка приложений у одного из привилегированных разработчиков Android OS — Google, похоже, зашевелилось под ложечкой, иначе как объяснить предпринятые компанией действия, направленные в сторону закрытия экосистемы для непослушных издателей, разработчиков и независимых пользователей. Итак, вот эти действия, которые в сумме и дают основания утверждать о попытке раскола общества открытого исходного кода со стороны Google:
Большие приложения одним файлом
На этой неделе компания Google официально объявила об обязательном вводе для новых приложений стандарта под названием Android App Bundles (.Aab). О нем мы слышали с 2018 года, а суть его проста. Установка приложений большого размера в случае применения пакета .Apk ранее происходила в несколько этапов. Пользователь скачивал из Google Play установочный файл, запускал его и догружал основной массив данных. Тем не менее, это не понравилось разработчикам и пользователям, мнение которых озвучила почему-то компания-владелец магазина приложений Google Play, а не они сами. Да, действительно, такой способ установки и даже некоторые другие изменения, которые касаются разработчиков (отсутствие необходимости создания APK одного и того же приложения для каждой референс-платформы), упрощают жизнь самой компании Google (фрагментация серверов в зависимости от размера приложения дает ключ к экономии ресурсов). Но пользователь тут точно ни при чем. В условиях перемещения по городу гораздо эффективнее использовать многоэтапный уровень загрузки, не теряя ее прогресс при этом.
Главная же причина негодования общественности заключается в том, что поддерживать стандарт AAB сможет только официальный магазин Google Play, никакой поддержки ручной установки AAB-приложения на уровне AOSP не будет. Монополисты захватывают власть? Такого же мнения придерживается и основатель (и директор) Epic Games Тим Суини, в очередной раз разразившийся обвинениями в сторону монополистов:
This is one of the many reasons we mustn«t accept the argument: «If you don«t like iPhone«s restrictions, buy an Android phone».
Both companies have run amok, trampling the rights of users and developers alike. The distinction is just that Apple«s several steps ahead. https://t.co/m2ZIv7PnbK
— Tim Sweeney (@TimSweeneyEpic) June 30, 2021
Это одна из многих причин, по которым мы не должны принимать аргумент: «Если вам не нравятся ограничения iPhone, купите телефон Android». Обе компании вышли из-под контроля, попирая права пользователей и разработчиков. Отличие только в том, что Apple на несколько шагов впереди.
Google переходит от открытого формата APK к проприетарному формату приложений Android, привязанных к Google Play. Это еще один способ отдать предпочтение собственному магазину и задушить конкуренцию
Итак, по мнению одного из главных борцов с монополистами (включая подачу судебных исков и лоббизм, а не просто сотрясание воздуха ртом), Android-смартфон неуклонно превращается в iPhone, если говорить об открытости экосистемы в целом. Это грустно.
Я вычислю тебя по API
Долгие годы абсолютно каждый мог стать разработчиком Android, а для регистрации в Google Play в качестве разработчика требовались только учетная запись (электронная почта) и номер телефона (без подтверждения личности). Но, видимо, чтобы лучше контролировать непослушных, Google вводит обязательное указание физического адреса разработчика и в дополнение обязательную верификацию почты и телефона (вам будут звонить и проверять).
Еще несколько лет назад я бы сказал, что это хорошо. Что это помогает лучше охранять пользователей от приложений-вымогателей, от мошенников и т.д. Но в свете последних событий вижу тут, уж простите, очередной инструмент для политического влияния через поддержку или преследование неугодных точек зрения. Образ врага или друга в голове пользователя смартфона создать очень просто, для этого достаточно выводить на первый план нужные новости и статьи, а обратную точку зрения, неугодную хозяину (птице из рода ястребиных), можно и не выводить. Теперь физический адрес неугодного разработчика уже будет находиться в базе, и можно не канителиться с ним, если он находится в ареале прямого влияния специальных служб. А тем, кто считает, что это все выдумки, предлагаю прочитать статью о конфликте спецслужб Израиля (и других национальных государств) с «правозащитниками», вылившемся в избиение и даже убийства последних.
Карта с пострадавшими «правозащитниками» (в кавычках, потому что все в этом мире относительно), которые были найдены и идентифицированы карательными спецслужбами и радикалами с помощью ПО Pegasus от израильской компании NSO Group. Судя по географическому разбросу локаций — это общая проблема. И это тот самый софт, из-за которого заклеивание глазка веб-камеры изолентой на смартфоне обретает смысл. Как и полный отказ от использования смартфона. Изображение TechCrunch
Для вычисления физического расположения жертв использовалось программное обеспечение Pegasus от NSO Group, но в контексте Google это не имеет никакого значения, ведь база с адресами неугодных уже будет находиться внутри компании.
В любом случае фактор «мы знаем, кто ты и где живешь» поможет гигантской компании с огромным юридическим аппаратом держать разработчиков на очень коротком поводке, умножая на ноль все их стремления к равноправному сотрудничеству.
Возможные причины такого поведения Google
Старая и казавшаяся неисчерпаемой кубышка для обогащения под названием «монопольная реклама», похоже, может показать Google донышко. Конец июня ознаменовался громкими делами в антимонопольной сфере в отношении компании со стороны ЕС и примкнувшей к нему Индии. Данных о доле общего медийного рекламного пирога в Индии найти не удалось, но в ЕС по состоянию на конец 2019 года она оценивалась в 20 миллиардов евро. Есть за что побороться, что и сделала антимонопольная комиссия ЕС 22 июня 2021 года. Но если в случае ЕС речь идет о предполагаемом монопольном положении Google на рынке медийной рекламы в интернете вообще, то Индия ограничилась сегментом умных телевизоров.
Монопольное положение Google сопровождается цензурой. Мне не удалось найти это изображение в поисковой системе Google за разумное время, результат поиска задвинут в самый дальний угол. Изображение Courrier International
Предполагаемое ограничение прибыли от рекламы и могло сподвигнуть руководство компании Google на взятие под более плотный контроль рынка приложений, отсекая возможность использования новых стандартов для новых независимых разработчиков и убирая старых по надуманным предлогам.
Заключение
Компания Google (как и Apple) и раньше делала внезапные изменения в политике. И даже пыталась скрывать новости про наезды фирменных беспилотных автомобилей на других участников движения. У пользователя не должно быть никаких иллюзий относительно «порядочности» компании.
Карикатура Бена Гаррисона (Ben Garrison) на поведение компании Google по случаю первого в истории наезда беспилотного транспортного средства на автобус в 2016 году, сопровождавшегося блокировкой блогеров за репосты этой новости
За первыми шагами к тотальному контролю всех участников рынка экосистемы Android могут последовать и следующие. Например, обязательная регистрация физического адреса пользователя позволит Google интегрироваться в его местную инфраструктуру и слать ненужную рекламу из соседних магазинов, зарабатывая на этом помимо воли пользователя. Отключение со временем поддержки ручной установки приложений в пакете .Apk по причине «это приложение небезопасно и бла-бла-бла» убьет все возможности для создания независимых приложений, таких как Fortnite. И, конечно же, встанет вопрос о существовании как таковом всех независимых магазинов (и репозиториев).
Иными словами, Google хочет контролировать все, подобно Apple. А плохо это или хорошо для пользователя, приглашаю обсудить в комментариях.
Полный текст статьи читайте на mobile-review