Голодный предприниматель — сытый предприниматель: 5 советов от владельца 6 успешных компаний
Спикер конференции «Студия 9», владелец агентств Matik и Agny, сеть йога-школ «Каула», проекта Wikium.ru и стрип-клубов «Бурлеск» и Virgins Артем Овечкин написал для «Нетологии» колонку, в которой дал 5 советов предпринимателям, которые хотят оставаться голодными в бизнесе.
Голод — лучший друг успеха и материальной «сытости». Однако, добившись заметных высот, мы становимся слишком «откормленными» и теряем тягу к росту. Накопившийся жирок тянет вниз, и неумолимая сила притяжения запускает движение по наклонной. Чтобы всегда оставаться успешным — «сытым» — бизнесменом, приходится поддерживать в себе порядочный уровень голода. Такой вот парадокс.
Впрочем, ничего нового: достаточно посмотреть на нашу экономику. Высокие цены на нефть сформировали поколение сытых и успокоенных, которое слишком разжирело для активной умственной и физической деятельности. Оно ничего не хочет, кроме потребления. К счастью, у нас снова появился шанс скинуть лишние килограммы и вернуть бодрость тела и духа.
Для того, чтобы поддерживать нужный уровень тонуса, необязательно ждать сложных перемен. Я управляю шестью успешными компаниями, большая часть из которых создана за последние четыре года: двумя агентствами маркетинга Agny и Matik, сетью йога-школ «Каула», стартапом развития мозга Wikium.ru и двумя стрип-клубами «Бурлеск» и Virgins. И это не все. В сентябре мы запускаем новый стартап. При этом бизнесом я занимаюсь более 15 лет.
Как получилось, что из владельца одной очень успешной на своем рынке компании я внезапно превратился в серийного предпринимателя? Почему в, в общем-то, «сытом» бизнесмене внезапно проснулось чувство голода, которое дало такой мощный толчок? Как получилось, что в сложные времена, как сейчас, все мои компании не только на плаву, но и активно развиваются, словно на стероидах? Да и сам я не толю стою за штурвалом, но и занимаюсь активной деятельностью: езжу по конференциям, провожу семинары и поддерживаю благотворительные организации.
Я на хвастаюсь, а хочу поделиться своей методикой поддержания нужной степени голода.
Итак, все началось с того, что я и сотоварищи основали ставшее потом успешным и очень заметным на рынке агентство Matik. Стимулом для основания компании стал голод в буквальном значении слова, или попросту безденежье.
Matik был и остается хорошим бизнесом, в золотые годы SEO — в середине 2000-х — отбоя от клиентов не было. Да и сейчас все очень неплохо. Имея в портфолио более 700 постоянных клиентов и репутацию одного из самых опытных агентств интернет-маркетинга, можно спокойно почивать на лаврах. Но к концу десятилетия произошел прорыв, и я превратился в совладельца сразу двух агентств, двух ночных клубов, школы йоги и — совсем недавно — онлайн-сервиса по развитию мышления Wikium. И безденежье тут ни при чем.
На смену банальной мотивации пришли более сложные стимулы. Откуда они взялись?
Правило №1: не думайте о себе в терминах своего бизнеса
Вы не продавец смартфонов, не производитель посуды, не разработчик софта. Вы человек, который этим занимается. И ничто не мешает вам смотреть по сторонам в поисках альтернатив.
Время от времени делайте то, что не делали. Ходите туда, куда не ходили. Бывайте в новых ситуациях и окружении.
Например, идеи некоторых из моих проектов пришли ко мне в Амстердаме и Бутане.
Дело на всю жизнь — это так благородно, но немного скучно. Ричарду Бренсону ничто не мешало начать с выпуска журнала, «обратиться» в звукозапись, а сейчас заниматься космическими полетами. Чем чаще вы будете сталкиваться с новым, тем больше вам захочется попробовать что-то новое. Не зацикливайтесь на своем деле: это лишь небольшая часть того, что вы можете попробовать. Говорят, что человек выгорает за 5–7 лет. Не ждите этого, открывайте для себя новые двери. Серийное предпринимательство не случайно стало одним из трендов нашего времени.
Правило №2: быть стратегом круто, но солдатом — полезно
Как бы высоко вы ни стояли в пищевой цепочке бизнеса, возвращайтесь и пашите в поле. Например, я лично контролирую детали своих бизнесов, от маркетинговых акций до найма низового персонала. Это не означает «ручного управления» и «вертикали власти». Как и у всех, у меня есть менеджеры, ответственные за направления. Но я не боюсь испачкать руки и, например, лично изучать статистику посещаемости моих сайтов.
Вовлеченность в ежедневный процесс рассеивает иллюзии и создает ощущение вечного голода.
В бизнесе, даже успешном, не может все быть хорошо.
Когда вы в поле, вам не до приятной сытости желудка. Вы всегда видите повод и стимул к улучшениям.
А вы знаете, сколько человек посещает ваш сайт ежесуточно и сколько из них настоящих лидов? А вы знаете, кто такие на самом деле лиды?
Правило №3: ищите новых людей
Поиск новизны не ограничивается свежими направлениями деятельности. Работайте с людьми из разных отраслей и с разным опытом. Не ограничивайтесь наймом только специалистов своей узкой сферы деятельности. Иногда рискуйте и принимайте людей из «другой песочницы». Зачем далеко идти?!
Нам с партнерами удалось открыть два суперуспешных стриптиз-клуба потому, что мы не имели опыта работы в клубном бизнесе. Незамутненный взгляд позволил нарушить привычные стандарты этого бизнеса. Оказалось, что мы уловили тенденцию.
Новый человек, «чужак», будет иногда ставить вас в тупик, смущать, даже раздражать непривычным взглядом на вещи -, но именно он сделает вас более голодным и богатым.
Правило №4: быть, как дедушка Ленин
Прежде, чем делать революции, надо учиться, учиться и еще раз учиться. Бойтесь регалий эксперта: они усыпляют душу и ум. Как только вас назначили мастером своего дела, знайте — пора на учебу. Любой эксперт знает и умеет больше, чем окружающие, но меньше, чем он способен.
Экспертиза — это ступень на вершину, а не сама вершина.
Я не могу перечислить то огромное количество курсов и семинаров, который мне пришлось пройти. Причем не только по бизнесу, но и по таким далеким от него вещам как йога и цигун. И я не могу с уверенностью сказать, что из этого дает больший результат. Как я сказал, идея одного из бизнесов родилась в Бутане, куда в принципе ездят не за делами.
Несколько лет назад я открыл для себя силу науки, в частности, психологии, для целей бизнеса. Причем, я учусь не только по книгам, но также у серьезных экспертов. Мои агентства и клубы плотно сотрудничают с психологическим факультетом МГУ, который помогает нам разрабатывать идеи для маркетинга. Еще раз подчеркну, что общение с людьми, далекими от твоей сферы деятельности, всерьез увеличивает творческие способности.
Правило №5: скромность украшает и обогащает
Наконец, не питайте иллюзий насчет собственного величия. Наши люди часто болеют «манией крутизны», хлебом не корми — дай вознестись над ближним. В клептократической «экономике», где побеждает самый приближенный и беспринципный, такой подход работает. В реальной экономике, где есть конкуренция, работа на результат и желание сделать что-то полезное — нет. Самомнение убивает здоровый голод, а значит шансы на успех в чем-то большем, чем грубое заколачивание денег.
Оставайтесь голодными — и вам никогда не придется голодать.
16 июля Артем Овечкин выступит на конференции «Студия 9». Его тема — «Эффективный метод успешных переговоров в продажах». Записывайтесь бесплатно и слушайте выступления лучших специалистов по продажам в кризис.
Полный текст статьи читайте на Нетология