Геймификация: ниша, которая все ещё ждет своих героев

uploadxrf868mv4q.jpg

Тренд на геймификацию определенно набирает обороты, но вовсе не такими темпами, что представлялись пару лет назад. Есть ли объективные причины для того, чтобы digital-агентства не рассматривали геймификацию как новое направление услуг? Какими ресурсами должно обладать агентство, чтобы реализоваться в этом направлении? Есть ли деньги в этом сегменте рынка? Насколько востребованы такие услуги у digital-заказчиков?

Накануне митапа «Корпоративные игры: геймификация для развития бизнеса», который пройдет в Mail.ru Group 13 июня, мы решили обсудить все эти вопросы с главой агентства MST, Николаем Фетюхиным. История этого агентства дает понять, что в нем умеют оценивать потребности рынка и заставлять тренды работать во благо бизнес-интересов.

Николай, как вы оцениваете уровень конкуренции среди веб-студий, специализирующихся на геймификации?

Ее почти не существует, как и рынка в целом, он в стадии формирования.

Звучит весьма жизнеутверждающе! А насколько геймификация востребована среди заказчиков в данный момент? Приходится ли их убеждать, уговаривать или они изначально сами выражают желание ввести игровые элементы в свои проекты?

Идея сделать игру или геймифицировать процесс сейчас в тренде и довольно популярна среди крупных компаний. Другой вопрос, что эти идеи не всегда доходят до того, чтобы под них заложили бюджет. Сказывается консерватизм больших компаний. Часто приходится помогать инноваторам в крупных структурах защищать эти идеи и закладывать в бюджет какие-то деньги на это.

Каковы ваши прогнозы? Когда геймификация перестанет быть диковинкой для клиентов и будет охотнее рассматриваться как эффективный инструмент для решения бизнес-задач?

В будущем это будет проще и легче. Думаю, через пару-тройку лет игры как стандарт коммуникации прочно войдут в бизнес-жизнь всех современных компаний!

Что ж, похоже у всех желающих еще есть время для того, чтобы успеть подготовить свои производственные мощности к потоку подобных клиентов. Кстати, на какие отрасли стоит ориентироваться? Из каких сфер бизнеса чаще приходят заказы на геймификацию?

  • Во-первых, банки. Пример — всем известная Спасибомания + годовые отчеты, которые можно представить в виде игр и прочее. У банков тяжелый продукт (со всеми их условиями, ставками), соответственно, в текущей ситуации пользователя тяжело вовлечь, особенно учитывая высокую конкуренцию среди предложений от различных банков. Поэтому отличный способ выделится среди конкурентов — это использовать новейшие бизнес-концепции (геймификации), в которых используются лучшие идеи, взятые от программ лояльности, игровых механик и поведенческой экономики.

  • Во-вторых, e-commerce. В качестве примера можно привести кейс NOTCOT — они прятали маленького человечка среди товарных карточек в интернет-магазине. Пользователи, которым удавалось его найти, выигрывали призы или получали специальные предложения. Кстати, данный кейс можно расширить и привязать настоящую игровую механику — уже не первый год крайне популярен такой игровой жанр как «Поиск предметов». Подход почти идентичный.

Еще очень часто за решением своих проблем обращаются HR-департаменты крупных корпораций из разных отраслей деятельности.

Как понять, что геймификация — лучшее решение для конкретного проекта?

Сложные продукты, в характеристики которых тяжело погрузить потребителя обычными инструментами. Перенасыщенные рынки с высокой конкуренцией, в которых большое количество продуктов и в которых тяжело выделиться с точки зрения продвижения и привлечения ЦА.

Что из себя должна представлять команда, реализующая проекты с геймификацией? Хотелось бы получить список всех необходимых специалистов.

Это стык специалистов из digital и гейм-индустрии:

  • гейм-дизайнер;

  • сценарист;

  • левел-дизайнер;

  • 3D-дизайнер;

  • UI/UX-дизайнер;

  • sound дизайнер;

  • motion-дизайнер;

  • unity-программисты;

  • маркетолог;

  • креативный и арт-директор.

Поговорим про деньги. Можно ли сказать, что проекты с геймификацией более маржинальны по сравнению с остальными?

У проектов с геймификацией в разы больше вовлечение, стало быть, они и более маржинальны, и лучше достигают целей. Поэтому в тех коммуникационных задачах, где традиционные каналы коммуникации плохо работают, геймификация — отличное решение!

Какие бюджеты присущи заказчикам таких проектов? Есть ли какой-то среднестатистический бюджет или примерная вилка?

Бюджет очень сильно зависит от целей и решения. Например, сделать мобильную игру, которая будет вовлекать пользователя на несколько часов, это вопрос до миллиона рублей, если же речь идет про несколько дней, то это дороже. Казуальная десктопная игра на несколько минут может стоить и несколько сотен тысяч рублей. Вообщем сильно зависит от количества контента и реализации (платформа, детализация и прочее).

Есть ли какие-то типовые трудности, с которыми приходится сталкиваться на проектах с геймификацией чаще всего? В чем их причины и как это лечится?

Самая важная подводная мина в любом процессе разработки — это коммуникация. То есть да, это достаточно очевидная штука, и обойти ее очень легко, но если проигнорировать — то корабль имеет все шансы утонуть. Лечить очень просто — коммуницировать и взаимодействовать, вот весь секрет.

Геймификация очень схожа с любым процессом разработки игр, а при разработке очень распространено явление «хотелок». Это когда набралась сильная команда высококлассных и креативных специалистов, и уже в процессе разработки начинается: «Хочу добавить это и вот это, а потом это и то». С одной стороны, это, безусловно хорошо. Постоянный приток свежих идей — это очень здорово. Но с другой стороны, есть сроки проекта, запланированные траты ресурсов, да и человеческий фактор нельзя исключать. И иногда бывает так, что разрабатываются фичи, которые, либо не подходят проекту по тем или иным причинам, либо просто не успевают реализовываться, и при этом на разработку нужных фич уже тоже нет времени. Лечится точно так же — коммуникацией и взаимодействием.

За какими разработчиками вы посоветуете следить тем, кто хочет развиваться в этом направлении?

Все зависит от того, что именно вы ищете и на что обращаете внимание, что требуется для конкретного кейса.

Однозначно Ketchapp, VODOO, Nitrome, Playgendary — эти разработчики возглавляют список. Они специализируются на крайне простых играх с разной глубиной визуализации (от вполне достойной до совсем нулевой), с крайне простыми, но залипательными механиками, направленными на максимальный охват аудитории. Среди них однозначно можно найти подходящие референсы.

Если ваш фокус — это нарратив и связь игры с игроком через текст, то один из самых успешных вариантов на текущий момент это Grumpy Rhino Games. Именно за счет прекрасного и крайне забавного нарратива они и выезжают.

Еще, конечно, стоит обратить внимание на такие тайтлы как Ankama Games, издатель Devolver Digital, и Pomelo Games. Но вообще, если есть желание развиваться, то нужно играть во всё.

Можете привести пример кейса (своего или чужого), который бы наглядно демонстрировал, что проекты с игровыми элементами могут эффективнее решать проблемы заказчика по сравнению с более традиционными вариантами?

Да, есть кейс финансовой организации. К сожалению не можем разглашать всех подробностей. Задача была наиболее простыми для понимания методами донести всю глубину экономических процессов до неподготовленной аудитории. Мы на примере различных экономических ситуаций показываем игроку последствия тех или иных решений не через непонятные для игрока строчки с цифрами красных или зеленых цветов, а более наглядно и эмоционально. Мы используем живую картинку с городом и эта визуализация дополняет осознание процессов, которые раньше были непонятны. Несмотря на то, что релиз еще не состоялся, мы, разумеется, тестировали игру на других людях, не вовлеченных в проект и даже не знающих, о чем он. Тесты показали, что с задачей мы справились — почти все «залипли» в игру, и стали понимать, что такое эти инфляции, долговые нагрузки, от чего зависит курс и в какую сторону он идет в том или ином случае.

Еще был кейс от студии Mobirate. Когда они выпустили свою игру Parking Mania, то пользователи присылали очень много писем в их поддержку с примерным текстом: «Спасибо Вам, с Вашей помощью моя жена научилась параллельной парковке!». То есть людям реально помогла эта игра.

Мы в редакции CMS Magazine уже немного наслышаны про вашу игру Hello digital и очень сильно заинтригованы. Можете рассказать о ней подробнее?

Hello digital — это симулятор digital-агентства, во многом напоминающий жизнь.

Здесь пользователи сталкиваются с теми же проблемами, что и в жизни, принимают сложные решения, которые влияют на дальнейшее развитие событий игры. Например, сталкиваются с проблемами набора персонала, проблемами с проектами и т.д. Мы постарались сделать ее максимально приближенной к реалиям, и сделали ее на совесть. Мы продолжаем ее развивать и одна из актуальных задач в этом плане — упрощение логики игры.

А какие задачи пытались решить с помощью этого проекта?

Во-первых, мы приурочили ее разработку к 15-летию компании в качестве доказательства, что наша команда может создать классную игру (как по визуализации, так и по логике). Во-вторых, брендовая игра — это прорыв digital-индустрии, теперь на примере нее мы можем показать уровень наших разработчиков. В-третьих — это PR бренда в индустрии геймификации бизнеса, а чтобы быть на виду и быть лучшими, сначала надо создать лучшее решение для себя. Ну и конечно, при помощи игры мы надеемся решить кадровый вопрос, ведь когда ты видишь классный проект, волей-неволей ты задумываешь о том, что было бы здорово поработать с такой командой.

Является ли она платной и как планируете ее распространять?

Игра является бесплатной для всех. Не буду скрывать, есть определенные планы по монетизации, но это секрет! Распространять планируем при помощи GooglePlay и AppStore и, конечно, при помощи выставок, рейтингов и митапов.

Ну вот… Опять бесплатно… А так хотелось про монетизацию послушать! А если серьезно, как вы считаете, могут ли проекты с геймификацией быть отличным решением в ситуациях, когда агентство очень хочет запустить собственный монетизируемый проект?

Может, конечно! Мы сейчас именно это и пытаемся сделать с нашей игрой Hello digital. Мы получили очень крутой фидбэк от коллег по рынку. Сейчас адаптируем игру на Канаду и США, а в июле планируем запустить ее уже в платном режиме на эти страны.

При этом необходимо понимать, что конкуренция на игровом рынке достаточно высокая. Нельзя сказать, что создание своей игры — стопроцентная формула успеха, как и в любом бизнесе здесь есть свои риски. Однако если вам это интересно, если вы готовы рискнуть и готовы вложить в это силы и ресурсы, — да. Почему нет?! Нет ничего невозможного.

Завершая интервью, просим вас дать три коротких совета тем, кто планирует открыть собственное направление по геймификации.

  • во-первых, ответить четко себе на вопрос: «Зачем?», желательно цифрами;

  • во-вторых, посчитать, сколько нужно инвестиций и умножить на 2;

  • в-третьих, встретиться с парой-тройкой компаний, которые уже добились в этом успеха и позадавать им вопросы. Если после этих 3-х простых действий желание не исчезнет, открывайте быстрее!

И еще:

  • играйте, и играйте много!

  • изучайте рынок;

  • выстройте и отладьте весь процесс разработки.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine