Garmin Virb XE: новый герой в мире экшн-камер

Новый герой в мире экшн-камер


cam-5-s.jpg


Содержание

В очередной раз, волею случая, к авторам раздела «Цифровое фото» запорхнула экшн-камера. Казалось бы, передать ее в раздел «Цифровое видео» — и пусть эксперты разбираются. Но что-то в ней так и тянуло и вызывало жуткий интерес. Во-первых, производитель, с навигаторами которого наверняка имел дело каждый, а вот с камерами — едва ли. Во-вторых, информация на коробке, которая заинтересованного в данном сегменте человека никак не оставит равнодушным (как минимум, погружение под воду на 50 метров без бокса). В итоге решено было не упускать камеру, а протестировать ее по методикам Цифрового фото. Итак, что же в черном ящике?

Характеристики

Основные
Матрица CMOS, 1/2,3 дюйма (6,17 × 4,55 мм)
Разрешение 12 млн эффективных пикселей, максимальное разрешение 4000×3000
Объектив f/2,8; 14 мм в 35-миллиметровом эквиваленте при фотосъемке, 16 мм — при видеосъемке
Стабилизатор изображения Электронная стабилизация
Формат файлов JPEG, MP4/H.264
Видео 1920×1080 60 кадров/с, 1280×720 120 кадров/с
Память Карты памяти microSD, microSDHC, microSDXC (до 128 Гб)
Экран ЖК-дисплей диагональю 1″, 128×128
Разъемы Проприетарный
Защита
  • водонепроницаемость при погружении под воду на 50 метров
  • морозоустойчивость до −20 °C
Источник питания Литий-полимерная батарея 980 мА·ч (прибл. 120 мин. в режиме 1080p при 30 fps)
Беспроводные интерфейсы Wi-Fi (802.11 bgn), Bluetooth (2.1 + EDR), ANT+, GPS
Размеры, вес 41×77×37 мм; 152 г (включая вес батареи и карты памяти)

Внешний вид

cam-5-s.jpg Вид спереди уже интересен, хотя и малоинформативен. Из рабочих элементов видны лишь объектив и индикатор событий.
cam-6-s.jpg Вид сзади скучнее: здесь располагается лишь название камеры, но также можно заметить ушко для крепления шнурка и паз для крепления разъема. Весь корпус выполнен из матового черного пластика, приятного на ощупь и, по ощущениям, достаточно прочного.
cam-1-s.jpg В ушко легко влезает самый обычный капроновый шнурок.
cam-7-s.jpg Верхняя панель содержит все органы управления: кнопки питания и меню по совместительству являются и кнопками навигации, справа находятся тумблер включения видеозаписи и кнопка спуска для фотосъемки, рядом с ними располагается дублирующий индикатор событий. Дисплей тоже здесь, что является немаловажным нюансом в контексте данного форм-фактора.
cam-8-s.jpg Справа мы видим универсальный разъем и тумблер видеосъемки.
cam-9-s.jpg Слева находится защелка крышки камеры.
cam-10-s.jpg Снизу располагается панель с ушами для соединения с креплениями. Это единственный вариант фиксации камеры на чем-либо.
cam-11-s.jpg В надежде найти что-нибудь интересное под панелькой с ушами, мы таки открутили ее, но, к сожалению, ничего там не обнаружили. Однако два резьбовых отверстия для крепления панельки определенно могут быть использованы для других вариантов крепления.
cam-4-s.jpg Как это ни удивительно, но крышкой камеры является ее передняя панель. Защита выглядит солидно и сомнений в допустимых глубинах не вызывает. Под крышкой находится слот для карт microSD, а также аккумулятор, который должен бы вытаскиваться за пленочное ушко, но сидит достаточно плотно или хитро фиксируется, поэтому мы не стали испытывать судьбу, рискуя его оторвать.
cam-13-s.jpg Разъем для зарядки и передачи данных выглядит так.
cam-14-s.jpg Он достаточно легко и прочно защелкивается на камере — и не менее просто снимается.
cam-12-s.jpg Комплектация камеры, если верить сайту производителя, в нашем случае была полная, однако применения двум пластмассовым штучкам слева мы так и не нашли. Остальные крепления представляют собой переходники с ответными ушами к камере и пластиковым байонетом, зажимающимся в площадку с липучками под шлем или плоскую поверхность. Фиксирующие винты имеют пластиковую головку для закручивания пальцами, внутри которой находится головка под шестигранный ключ (на случай, если винт слишком сильно затянут).


cam-3-s.jpg
На первый взгляд устройство выглядит вполне привычно для экшн-камеры. Но при ближайшем рассмотрении проявляются нюансы, которые, как всегда, совершенно меняют дело.

Пожалуй, основной особенностью камеры является ее встроенная защита. По заявлению производителя, камера способна погружаться на глубину до 50 метров, при этом ее «защитным боксом» является то, что мы наблюдаем снаружи. С одной стороны, это большое преимущество перед конкурирующими решениями, которые могут существовать без своей раковины, но при этом чувствуют себя очень неуютно. Здесь же бокс всегда вместе с камерой, он достаточно компактен и совершенно не затрудняет взаимодействие с ней. С другой стороны, мы не можем проверить герметичность бокса без возможного вреда для самой камеры, да и любое механическое повреждение поставит владельца в неудобное положение: рискнуть в надежде на неповрежденную защиту и, возможно, испортить камеру — или… что? Ведь просто выбросить бокс и взять новый не получится. Свои плюсы и минусы есть у обоих вариантов. Компромиссом здесь может быть только дополнительный, более защищенный бокс для защищенной камеры, но это уже, как минимум, экономически не оправдано.

cam-2-s.jpg
Уникальный разъем, несомненно, вызовет множество эмоций как у любителей единых стандартов, так и у сторонников простоты и надежности.

Есть у героя обзора и пара особенностей, отличающих его от собратьев по полке. Во-первых, это проприетарный разъем, который так же легко пачкается, как и чистится. Кто-то поспешит заметить, что контакты непременно окислятся в соленой и не очень воде, но масштабы бедствия в таком случае может показать только опыт длительного использования. Во-вторых, крепление камеры предусматривает только использование родных ушей, которые заметно ограничивают выбор неродных креплений. Особенно обидно за отсутствие штативного гнезда 1/4″.

В любом случае Virb XE — это не просто еще один корпус для стандартной экшн-камеры, а вполне новый самостоятельный вариант (коих на самом деле не так уж много), который может быть выбран в зависимости от задачи.

Интерфейс и особенности работы

Запись можно запустить, просто щелкнув тумблером, при этом неважно, включена камера или нет. При запуске из выключенного состояния запись начнется примерно через 5 секунд, из включенного — примерно через 2 секунды. Во время записи видео также можно делать фото (разумеется, в разрешении текущего видео). При остановке записи камера выключится, если до записи была выключена, и вернется на начальный экран, если была включена. Иными словами, по завершении съемки камера вернется к своему предыдущему состоянию, что достаточно удобно.

О включении и начале съемки камера сообщит звуковыми и световыми сигналами. При включении она выдает переливчатый писк и включает зеленый диод сверху и спереди, а с началом записи — однократный писк и меняет цвет индикаторов на красный.

Наличие дублирующего индикатора начала съемки также очень удобно, поскольку можно сразу выбрать нужный ракурс, а не «пялиться» в объектив, ожидая включения красной лампочки. Тем самым оператор может избавить будущего зрителя от необходимости смотреть на уже ставший традиционным момент «это я, просто включаю камеру, а теперь смотрите, что происходит вон там». Этому же способствует и совершенно явный и физически отчетливый жест переключения тумблера, который отсутствует при нажатии электронной кнопки.

Удобно расположен и дисплей, вполне в зеркалочном стиле. Впрочем, не менее удобным был бы и дисплей на задней стороне (маленький, цветной, пусть и не сенсорный), лишь бы не спереди.

Есть у камеры одна не очень приятная особенность: при установке на зарядку она включается. Если ее при этом не выключить, то некоторое время спустя можно найти включенную камеру изрядно разогревшейся. Поэтому при установке на зарядку следует не забыть выключить камеру, прежде чем уйти.

При подключении к компьютеру камера без проблем определяется как съемный носитель. Пользователю становится доступен не только медиаконтент, но и логи с метрическими данными.

Меню камеры достаточно простое и минималистичное. Сразу в глаза бросается интересная и архаичная русификация — как следствие отсутствия поддержки кириллицы.

На экране смартфона или планшета все выглядит симпатичнее и удобнее. Хотя не забыли программисты и о тех, кто ностальгирует по сотовым телефонам начала века с монохромными дисплеями 100×100 точек и поддержкой только латиницы, поэтому некоторые пункты оставили в «авторском» переводе.

Огорчает в приложении лишь его подвисание при смене ориентации камеры. Для дальнейшей работы приложение приходится перезапускать.

Фото

Поскольку камера практически лишена настроек фотосъемки, а имеет лишь авторежим, тестировалась она по «мобильной» методике, которая подробно описана здесь.

graph-ec.jpg

Тестирование проводилось при широком угле, наиболее эффективно использующем сенсор.

В камере есть два режима фотосъемки — 7 и 12 Мп. Первый получается из второго простым кадрированием без последующей интерполяции. Поэтому можно условно назвать режим 12 Мп широкоугольным, а 7 Мп — средним. Как мы можем увидеть из графика, режимы по разрешению практически совпадают, что неудивительно, учитывая их прямое родство.

mira1-s.jpg mira2-s.jpg
Верхний ряд — 12 Мп, нижний — 7 Мп. Освещение меняется слева направо: 3200, 1400 и 130 люкс соответственно. Слева направо: 7 Мп (средний угол), 12 Мп (широкий угол), 12 Мп (широкий угол с коррекцией дисторсии)

По фрагментам съемки стенда можно сказать, что для камеры такого класса снимки выглядят очень достойно. Разрешение достаточно высокое и пиксели используются эффективно. Также практически отсутствуют дефекты и программные артефакты.

По краям кадра видно, что хроматические аберрации почти отсутствуют, а разрешение на краю все еще остается достаточно высоким, даже несмотря на искажения широкоугольного объектива. Программная коррекция дисторсии работает неплохо. Она не до конца исправляет углы, несколько снижает разрешение, но визуально результат все равно выглядит лучше.

Ниже на диаграмме представлены разрешения в трех режимах съемки. Во всех трех разрешение и в центре кадра, и на краю достаточно высокое. И хотя фотосъемка не является коньком экшн-камер, герой обзора справляется с ней очень достойно, почти на уровне камер лучших смартфонов, что нельзя не отметить.

graph-ec1.jpg

12 Мп (широкий угол), 12 Мп (широкий угол с коррекцией дисторсии), 7 Мп (средний угол). Фиолетовый — центр кадра, желтый — край кадра.


Видео

Для активной съемки видеокамера подготовлена хорошо. Здесь есть режимы и 1080p60, и 720p120. Помимо этого камера поддерживает еще множество менее «крутых» режимов и даже умеет снимать slo-mo 480p240, при этом замедление можно установить в 2, 4 и 8 раз. Поддержки 4К нет, но это пока отдельный вопрос для энтузиастов. Впрочем, режим 2160p25, присутствующий в той же GoPro Hero 4 или Sony FDR-X1000V, едва ли подходит для экшна, хотя в GoPro же есть и уже более подходящий 1520p50, коего герой обзора лишен. В любом случае это в современных условиях остается вопросом индивидуальных предпочтений и задач: кому-то и FHD по-прежнему более чем достаточно.

Со съемкой FHD камера справляется очень хорошо. Разница в разрешающей способности между режимами 1080p60 и 1080p30 технически заметна, но на глаз ее увидеть непросто, особенно в динамике. Но в любом случае разрешение достаточно высокое. Также нельзя не отметить, что с ухудшением освещения оно падает не очень сильно, а это немаловажно при подводной съемке.

graph-ec.jpg

В режимах 1080p30 и 1080p24 камера работает лучше всего. Как показывает диаграмма, режим 1080p24 и вовсе выдает почти «стопроцентное» разрешение, хотя немного уступает при этом тому же 720p30. Во всех остальных режимах разрешение также находится на достаточно высоком уровне, вполне соответствующем, а местами даже и превышающем возможности упомянутых камер Sony и GoPro. Но это справедливо лишь для съемки в FHD.

graph-ec2.jpg

Сравнение разрешающей способности в разных режимах. Фиолетовый — центр кадра, желтый — край кадра.

Камера может снимать с тремя разными углами обзора: широким, средним (масштаб) и узким (ультразум). При этом в каждом режиме она все равно использует столько пикслелей на матрице, сколько необходимо для заданного разрешения, так что при среднем и узком углах разрешающая способность практически одинаковая (и чуть ниже при широком).

Варианты углов съемки
angle-1-s.jpg angle-2-s.jpg angle-3-s.jpg
Широкий Масштаб Ультразум
graph-ec1.jpg

(z) — ультразум, (m) — масштаб, (w) — широкий, (kd) — коррекция дисторсии на среднем угле. Фиолетовый — центр кадра, желтый — край кадра.

Роллинг-шаттер практически отсутствует, хотя намеки на него найти вполне можно.

vid-16-3-s.jpg vid-16-4-s.jpg

Далее в галереях сэмплы приведены в наиболее интересных режимах. Поскольку информация о видео- и аудиопотоках практически не меняется от ролика к ролику, сразу приведем ее, чтобы каждый раз не упоминать.

Режим Видео Аудио
1080р 60 fps Main@L4.2, 25 Мбит/с AAC, 128 Кбит/с, стерео
720р 120 fps Main@L4.2, 25 Мбит/с AAC, 128 Кбит/с, стерео
720p 60 fps Main@L3.2, 12 Мбит/с AAC, 128 Кбит/с, стерео
480р 240 fps Main@L4.2, 20 Мбит/с AAC, 128 Кбит/с, стерео

В качестве видеорегистратора камеру использовать можно, учитывая, что ни со сменой ориентации, ни с циклической записью проблем у нее нет. Некая «художественность» съемки и слабая программная обработка в данном случае не являются проблемой для мелких деталей, с которыми камера работает хорошо.

Подводная съемка даже в не самых близких к Москве пресных водоемах — занятие весьма специфическое. Глубже 10 метров, к сожалению, камеру испытать не удалось, но тест она прошла успешно. При этом тест был весьма непрост: подводная съемка в не очень чистой воде при слабом и сложном освещении. В качестве примеров приведены ролики, снятые на глубине 5 метров.

Баланс белого камера неплохо выбирает в зависимости от окружающего освещения, хотя слишком теплый подводный фонарь заметно сбивает ее с толку. Экспозицию при перемещении между водой и воздухом камера перестраивает достаточно быстро.

Ниже приведены примеры съемки в сумерках, бегущей воды и два ролика slo-mo. Сказать по ним особо нечего, к тому же результат во всех случаях вполне ожидаемый: в сумерках камера заметно шумит, что в динамике чувствуется не очень сильно, а slo-mo следует снимать только при хорошем освещении, что давно известно.


Итог

Garmin Virb XE — новая интересная камера. Хотя ее форма достаточно стандартна и напоминает уже поднадоевший кирпич, органы управления при этом расположены удобно и позволяют не лезть в объектив самому и не попадать в него пальцами лишний раз.

Не касаясь некоторых особенностей, которые для каждого могут быть положительными или отрицательными, коротко распишем объективные, на наш взгляд, плюсы и минусы.

Отмеченные плюсы:

  • продуманная система управления и уведомлений (не включить видеосъемку имеющимся тумблером просто невозможно, а два индикатора событий отлично видны оператору в большинстве случаев);
  • хорошая защита без необходимости использовать бокс;
  • полноценное Full HD-видео для экшн-съемок;
  • возможность работы с внешними датчиками;
  • полноценное приложение для дистанционного управления и настройки.

Отмеченные минусы:

  • отсутствие штативного гнезда и, как следствие, возможности использовать сторонние универсальные крепления;
  • специфическая русификация транслитом;
  • достаточно высокая цена (основные конкуренты на момент написания статьи стоили несколько дешевле).

Отсутствие 4К назвать минусом на текущий момент не получается: у камер, которые поддерживают этот режим, в том числе упомянутых по ходу статьи, доступна съемка максимум с 30 к/с. Когда же появится поддержка 2160p60, к ним, возможно, подтянется и Garmin. На сегодня Garmin Virb XE — это хорошая проработанная экшн-камера для тех, кому достаточно Full HD.

Для флагманской камеры в первой линейке Virb XE определенно хороша. Если у производителя получилась такая удачная камера, ему не составит труда ее постепенно совершенствовать и быстро догнать нынешних лидеров рынка. А в ряде случаев она уже может стать заметным конкурентом существующим топам.


Благодарим компанию Garmin и лично Анастасию Хрущеву
за предоставленное на тестирование оборудование.


Полный текст статьи читайте на iXBT