Флагманская беззеркальная камера Olympus OM-D E-M1: тест с двумя объективами

M.Zuiko Digital 45 mm f/1.8M.Zuiko 12–50 mm f/3.5–6.3 ED EZ camera-550.jpg Название Olympus OM-D E-M1 Дата анонса 10 сентября 2013 г Тип MILC (беззеркальная) Производитель Olympus Информация о камере Olympus OM-D E-M1на сайте производителя Цена, корпус T-10498016 Цена, «кит» 12—50 мм T-10498019 Содержание Когда в нашем разделе появился предварительный тест и обзор Olympus OM-D E-M1, страсти на форуме разгорелись недетские. Мнения разделились и распределились от ругательных до вполне мирных. С одного края: «Удивляют люди, которые этих мошенников защищают» (т. е. компанию Olympus, которая пытается отнять у честных людей 60К рублей и всучить им OM-D E-M1). С другого края: «А вообще, камера, конечно, интересная. При наличии «лишних» денех, возможно, куплю жене» (орфография сохранена). По ходу обзора я буду приводить выдержки из рассказа Александра Гуткина, московского фотографа, который купил Olympus OM-D E-M1 не жене, а себе. Причем сделал это сознательно, и спустя полгода ничуть не жалеет, что остановил выбор именно на этой камере. Но об этом чуть после, а сначала детальное знакомство с OM-D E-M1 и тесты.

Основные характеристики Объектив Сменная оптика, байонет Micro Four Thirds.В «китовом» наборе — Olympus M.Zuiko 12–50 mm f/3.5–6.3 ED EZ Матрица Live MOS, Four Thirds (17,3? 13 мм) Светочувствительность ISO 100 — 25 600 Автофокус Гибридный — 37 зон (фазовый АФ), 81 зона (контрастный АФ), 800 зон (ручной выбор в режиме увеличенного просмотра) Экспозициия Многосегментный TTL-замер в 324 зонах. Режимы: ESP, точечный, центрально-взвешенный, светлая зона, тень Экран LCD 3 дюйма, 1 037 000 точек, поворотный, сенсорный Стабилизация изображения Оптическая, с перемещением матрицы (в пяти измерениях) Режимы съемки «Программный», «Авто», «Приоритет диафрагмы», «Приоритет выдержки», «Ручной», «От руки», «Время», «i-Auto», «Сюжетные программы», «Художественные фильтры», «Фото история» Формат файлов JPEG (EXIF ver 2.2), RAW (формат ORF, 12 бит), RAW + JPEG, MPO (3D) Видео Максимальное разрешение Full HD 1920×1080 30p в форматах MOV (MPEG-4AVC / H.264), AVI (Motion JPEG) со стереозвуком, с возможностью делать фотоснимки во время видеозаписи Память Карты памяти SD, SDHC, SDXC Разъемы Micro-HDMI, комбинированный USB и видео (NTSC, PAL), гнездо для микрофона — миниджек 3,5 мм, аксессуарный порт, синхронизация с внешним светом Источник питания Литий-ионная батарея (прибл. 330 кадров, 50% с Live View) Размеры, вес 130,4 × 93,5 × 63,1 мм; 497 г (включая вес батареи и карты памяти) Дополнительные характеристики Встроенная вспышка Нет Скорость затвора 60 с — 1/8000 с, синхронизация со вспышкой 1/320 с Видоискатель Электронный, 2 360 000 точек, охват кадра 100%, максим. увеличение — 1,48 «Горячий башмак» Да Беспроводные соединения Bluetooth, Wi-Fi Автоспуск 10 / 2 с Подсветка автофокуса Да Брекетинг По экспозиции, по чувствительности, по балансу белого. Обычная скорость (L) — 6,5 кадров/с (система стабилизации выключена). Обычная скорость (L) — 3,5 кадров/с (система стабилизации включена). Макс. количество кадров RAW — 50 Серийная съемка Приоритет скорости (H) — прибл. 10 кадров/с Форматы съемки 4:3 / 3:2 / 16:9 / 6:6 / 3:4 Конструкция, дизайн, управление Об эргономике Olympus OM-D E-M1 уже написано немало. Тому, кто не держал эту камеру, сложно поверить, что она начинает нравиться, как только попадает в руки.

Александр Гуткин: «Приятно, что у тебя в руках ничего не хрустит, не разваливается. Дико удобные корпус, хват и распределение клавиш — они удобны для руки любого размера, проверено на знакомых. Абсолютно правильные ощущения: экран поворачивается, каждая кнопочка нажимается, щелкает, фиксируется и т. д. При том, что аппарат не простой и меню навороченное, со всеми функциями можно разобраться с помощью интуиции и системы подсказок. Очень удобно, что все кнопки программируемы. По работе с Nikon D800 я привык к определенной схеме, на «Олимпусе» я могу ее повторить. Очень радуют размеры корпуса и объективов. Камера небольшая и легкая, можно обойтись без рюкзака, объективы помещаются в карманах. И конечно, поворотный и сенсорный экран, этого очень не хватает профессиональным зеркалкам. Открывается масса новых ракурсов, открываются новые возможности для незаметной съемки. В том числе возможность снимать, легко касаясь сенсорного экрана — это вообще у окружающих не вызывает никаких эмоций, они не чувствуют, что их фотографируют».

front-300.jpg Фронтальный вид дает немало информации. Самое необычное здесь — кнопка «Баланс белого по эталону» (на фотографии верхняя слева от объектива). Она позволяет почти мгновенно перестроить баланс белого по эталону (серой карте или чему-то относительно белому).Под ней находится репетир диафрагмы. Справа от объектива — кнопка разблокировки объектива. А над ней, под крышкой — разъем синхронизации внешней вспышки.

front-right2-300.jpg Кстати, или, вернее, некстати, встроенной вспышки у Olympus E-M1 нет. Но в горячий башмак можно установить внешнюю вспышку, которая включается при поднятии вспышки. В опущенном состоянии она выключена. Это довольно удобно, хорошее инженерное решение.В принципе эту внешнюю вспышку можно постоянно держать на камере. Монтируется она быстро, без винтового соединения.

right-back-300.jpg Профиль рукоятки лучше виден с этого ракурса. Уже много экспертов высказалось по поводу уникального дизайна Olympus OM-D E-M1 — камера, без преувеличения, великолепно лежит в руке.Сенсорный откидной экран — обычной конструкции, может подниматься верх и опускаться вниз.

back-right-300.jpg Как видите, задняя панель не перенасыщена элементами управления. Но те, что есть — очень удобны, лежат прямо под большим пальцем правой руки. И очень удачно разнесены, не перепутаешь.Обратите внимание на дополнительный разъем под горячим башмаком — к нему подключаются аксессуары, в частности маленькая внешняя вспышка.

top-300.jpg Схема управления построена на двух управляющих колесах — под большим и указательным пальцами. А слева от горячего башмака находится рычажок включения камеры (единственный не слишком удобный) и две функциональные клавиши в одном круге. По умолчанию одна управляет режимами автофокуса, а другая — режимами серийной съемки.На верхней панели стоит обратить внимание на кнопку в центре диска выбора режимов. Это фиксатор диска, который может находиться в положении «нажато», и тогда диск выбора режимов не заблокирован, свободно вращается.

front-left4-300.jpg Для работы с объективами стандарта Four Thirds (не микро) необходим небольшой переходник. Конечно, это лишняя головная боль при установке объектива, но боль небольшая, а оптика Four Thirds (если есть) значительно расширяет парк объективов.Правда, с Four Thirds (не микро) не работает контрастный автофокус, остается только фазовый. Скорость при этом не падает, а вот точность порой страдает.

front-battery-300.jpg Еще один замечательный аксессуар (помимо внешней мини-вспышки) — батарейная ручка Olympus HLD-7, которая превращает Olympus E-M1 в «как бы в небольшую профессиональную зеркалку». По внешнему виду, конечно.Хотя и по удобству съемки тоже. И по запасу электроэнергии. Стоит батарейная ручка около 10 000 рублей.

Итак, дизайн Olympus E-M1 — исключительно удачный. Причем, для разных рук — для больших, средних, небольших. В конструкции применены как минимум три нестандартных элемента: диск режимов с переключающимся фиксатором, кольцо с двумя кнопками-клавишами, а также мини-вспышка, которая легко устанавливается в «горячий башмак» и включается при подъеме. На этом фоне меню E-M1 кажется традиционным, практически все его элементы уже обкатаны в камерах относительно старых — Olympus XZ-2, например. Но некоторые пункты меню у других камер не встречаются. На них мы и обратим внимание в первую очередь.

Подведем предварительный итог. То, что предлагает Olympus в лице OM-D E-M1, очень привлекательно по всем параметрам, кроме размера матрицы и цены:

Исключительно удачный дизайн (ИМХО, лучшее, чем сегодня могут похвастаться беззеркальные камеры). Множество функций, включая такую экзотику, как выбор стиля ЭВИ — в частности, в стиль входит цветовая температура дисплея видоискателя. Очень удобное управление, быстрый доступ ко всем необходимым функциям. Olympus OM-D E-M1 и конкуренты   CanonEOS 6D FujifilmX-T1 NikonD610 OlympusOM-D E-M1 PanasonicDMC-GH3 SonyAlpha 7 Матрица 20 МпCMOSFull Frame 16 МпCMOSAPS-C 24 МпCMOSFull Frame 16 МпLive MOS4/3 16 МпLive MOS4/3 24 МпCMOSFull Frame Макс. чувств 25 600102 500* 320051 200* 640025 600* 25 600 320025 600* 25 600 Дисплей 3,0″ TFT1 040 000фикс. 3,0″ TFT1 040 000фикс. 3,15″ TFT921 000фикс. 3,0″ OLED1 037 000откидной, сенсорный 3,0″ OLED610 000откидной, поворотныйсенсорный 3,0″ TFT921 000откидной Стабилизатор нет нет нет оптич. нет нет Видео Full HD30p Full HD60p Full HD60p Full HD30p Full HD60p Full HD60p Вес, размеры 755 г145×111×71 мм 440 г129×90×47 мм 850 г141×113×82 мм 497 г130×94×63 мм 550 г133×93×82 мм 470 г127×94×48 мм Цена T-8458236 T-10687078 T-10533681 T-10498016 T-8459250 T-10542303 * — в расширенном режиме

Качество изображения — шумы Разумеется, даже с очень удачным дизайном и множеством полезных и продвинутых функций Olympus OM-D E-M1 сложно бороться за место под солнцем, поскольку у ближайших конкурентов матрица больше по площади либо на 64% (Fujifilm X-T1, матрица APS-C), либо на 283 процента (Sony Alpha 7). Но в любом случае лучше посмотреть на тестовые снимки, чем прикидывать, насколько цифры работают против камеры.

Как видите, относительно маленький сенсор Olympus OM-D E-M1 неплохо справляется с уровнем ISO 1600, и даже картинку на ISO 3200 можно назвать приемлемой. Но дальше, начиная с ISO 6400, появляются заметные артефакты. Мелкие детали еще можно разобрать на ISO 12800. Еще в предварительном тесте камеры мы заметили, что характер шумов по-разному проявляется на разных фактурах. Порой E-M1 дает неплохую картинку даже на ISO 8000, но тестовое изображение «мира + деревянная линейка» с небольшой натяжкой показывает тот же пороговый уровень — ISO 3200.

RAW, «проявленный» по умолчанию в Adobe CameraRaw 8.4, дает более зернистую картинку, чем внутрикамерный JPG. Возможно, потому что при создании внутрикамерного JPG шумодав полностью не отключается, его можно поставить только на низкий уровень — минус две единицы. Но в любом случае разрешение формально остается довольно высоким, выше 0,5 линий на пиксель даже на ISO 6400, хотя не слишком приятные глазу артефакты заметны уже на ISO 3200.

Тест «шумы«оценка разрешения RAWслабый «шумодав» JPGслабый «шумодав» JPGсильный «шумодав» graphic-raw-200.jpg graphic-jpg-low-filter-200.jpg graphic-jpg-high-filter-200.jpg Общий выводы, которые позволяют сделать тестовые снимки:

Конечно, Olympus OM-D E-M1 проигрывает камерам-конкурентам с более крупным сенсором, но при этом неплохо держится до уровня ISO 3200. Дальше мы наблюдаем гораздо более стремительное падение качества, чем наблюдали в тестах Sony Alpha 7 и Fujifilm X-E2. У тех, кто рискнет снимать на ISO 6400, картинка будем много хуже той, что дают более крупные сенсоры. Вопрос:, а многие ли обладатели Sony Alpha 7 и Fujifilm X-E2 рискнут подняться выше ISO 3200? У этих камер на высокой чувствительности картинка лучше, чем у Olympus E-M1, но все равно далека от идеала.

Оптика: Olympus M.Zuiko Digital 45 mm f/1.8 olympus-45-300.jpg   Тип объектива с постоянным фокусным расстоянием Фокусное расстояние 45 мм (90 мм в эквиваленте 35 мм) Диафрагма f/1,8 — f/22 Размеры, вес ∅56×46 мм, 116 г Цена T-7888908 Тест «шумы» мы по традиции делали с китовым объективом 12—50 мм, так что исследование оптики начнем с 45-миллиметрового «фикса». Вернее, 90-миллиметрового, поскольку кроп-фактор системы Four Thirds равен двум (очень удобно считать).

Что радует в этом объективе — почти незаметные геометрические искажения (очень умеренная «подушка») и почти незаметные хроматические аберрации. Кроме того, неплохое разрешение в светосильной области: начиная от f/1,8 и вплоть до f/16,0 разрешение не падает ниже 0,6 линий на пиксель.

graphic-550.jpg Как у большинства объективов, разрешение в центре кадра выше, чем на краю, но это не драматический разрыв, т. е. мы можем говорить о высокой резкости по всему полю кадра. В диапазоне f/3,5 — f/11,0 разрешение очень высокое, не ниже 0,75 линий на пиксель. Ну, а на узкой диафрагме f/22,0 оно закономерно опускается до 0,45.

Так что с учетом разумной цены, небольших размеров и веса можно говорить об очень хорошем наборе характеристик этого объектива.

Оптика — Olympus M.Zuiko 12–50mm f/3.5–6.3 ED EZ olympus-12-50-300.jpg   Тип объектива с переменным фокусным расстоянием Фокусное расстояние 12—50 мм (24—100 мм в эквиваленте 35 мм) Диафрагма f/3,5 — f/22 на коротком ФРf/6,3 — f/22 на длинном ФР Размеры, вес ∅57×83 мм, 211 г Цена T-7888905 Давайте теперь посмотрим, на что способен «китовый» объектив, цена которого при продаже вместе с камерой — приблизительно 10 000 рублей. Кстати, у Olympus OM-D E-M1 есть еще один «кит» — со светосильным объективом M. Zuiko Digital ED 12–40 mm f/2.8, который в наборе стоит примерно 20 000 рублей. Но про него поговорим, когда он окажется в нашей лаборатории.

  Тест «оптика«Olympus M.Zuiko 12–50mm f/3.5–6.3 ED EZцентр кадра   ЭФР = 28 мм ЭФР = 48 мм ЭФР = 70 мм f/3,5f/5,2f/6,3 F024-f035-mira1.jpg F054-f052-mira1.jpg F100-f063-mira1.jpg f/6,7f/6,7f/6,7 F024-f067-mira1.jpg F054-f067-mira1.jpg F100-f067-mira1.jpg f/13,0f/13,0f/13,0 F024-f130-mira1.jpg F054-f130-mira1.jpg F100-f130-mira1.jpg f/22,0f/22,0f/22,0 F024-f220-mira1.jpg F054-f220-mira1.jpg F100-f220-mira1.jpg По разрешению особо выдающимися характеристиками Olympus ED 12–50mm f/3.5–6.3 EZ не обладает. На коротком «фокусе» разрешение на краю кадра заметно отстает от разрешения в центре. Но все же в диапазоне f/3,5 — f/16 не опускается ниже 0,5 линий на пиксель, а в центре кадра — ниже 0,6.

Тест «оптика«M.Zuiko 12–50mm f/3.5–6.3 ED EZ ЭФР = 24 мм ЭФР = 52 мм ЭФР = 100 мм F024-graphic-200.jpg F052-graphic-200.jpg F100-graphic-200.jpg На среднем «фокусе» картина чуть лучше: в диапазоне f/5,2 — f/13 разрешение не опускается ниже 0,6 линий на пиксель. Здесь тоже наблюдается более низкое разрешение на периферии кадра, но потом, в диапазоне f/13 — f/22, край кадра и центр сравниваются, и разрешение снижается по мере закрытия диафрагмы до 0,45.

Что касается максимального ЭФР 100 мм, здесь разрешение на краю и в центре практически не расходится и плавно снижается от 0,75 линий на пиксель до 0,45 на закрытой диафрагме.

  Тест «оптика«M.Zuiko 12–50mm f/3.5–6.3 ED EZкрай кадра   ЭФР = 24 мм ЭФР = 52 мм ЭФР = 100 мм f/3,5f/5,2f/6,3 F024-f035-chrom.jpg F054-f052-chrom.jpg F100-f063-chrom.jpg f/6,7f/6,7f/6,7 F024-f067-chrom.jpg F054-f067-chrom.jpg F100-f067-chrom.jpg f/13,0f/13,0f/13,0 F024-f130-chrom.jpg F054-f130-chrom.jpg F100-f130-chrom.jpg f/22,0f/22,0f/22,0 F024-f220-chrom.jpg F054-f220-chrom.jpg F100-f220-chrom.jpg Хроматические аберрации Olympus ED 12–50mm f/3.5–6.3 EZ весьма умеренные и заметны лишь на коротком фокусе 24 мм. Здесь же, что вполне закономерно для широкого угла, мы наблюдаем явно выраженную «подушку-бочку», которая уже на среднем ЭФР становится почти незаметной.

В итоге, хотя объектив не обладает выдающимися характеристиками, назвать его неудачным никак нельзя. Это честная «рабочая лошадка». К тому же некрупная и не слишком дорогая.

Особенности Olympus OM-D E-M1 Скорость, автофокус Александр Гуткин: «В свое время я был развращен камерой Nikon D3, которую побить по скорости сложно, это просто «пулемет». Потом моей основной камерой стала Nikon D800 — в основном потому, что она намного легче, да и мегапикселей у нее больше. Но скорости и скорости автофокуса не хватало. И теперь, хотя я пока не считаю Olympus E-M1 основной камерой, я снова получил «пулемет». Кроме того, здесь ценно, что и скорость высока, и после серии кадров видоискатель или экран умудряются показать мне, что я снял. Очень быстро, но этого достаточно, чтобы понять, удалось или не удалось. И если не удалось, сразу видно, что́ надо скорректировать. То есть ты еще в процессе съемки понимаешь, что́ надо поправить, а правильно настроенные кнопочки позволяют сделать коррекцию, не отрываясь от видоискателя. Это тоже увеличивает общую скорость, повышает шансы не упустить кадр».

Алексей Ерохин: «То, что скорость съемки высока — прекрасно. Вопрос — насколько быстр автофокус. Александр Гуткин в основном фотографирует малодинамичные сцены, для его задач скорости и точности автофокуса вполне достаточно. Я пробовал Olympus E-M1 в репортажной съемке, здесь результат напрямую зависит от освещения. При хорошей и средней освещенности автофокус очень и очень неплох. Примерно как у зеркалки среднего уровня — Canon EOS 70D или Nikon D7100. Но при низкой освещенности скорость и точность АФ резко падают. Это общий закон, но здесь, ИМХО, Olympus E-M1 уступает зеркалкам среднего уровня».

  JPG RAW RAW + JPG Обычная скорость / количество кадровдо заполнения буфера 6,1 fps / ∞ 6,1 fps / 40 6,0 fps / 37 Обычная скорость / количество кадровпосле заполнения буфера 5,0 fps / ∞ 2,3 fps / ∞ 1,5 fps / ∞ Повышенная скорость / количество кадровдо заполнения буфера 10,1 fps / 68 10,1 fps / 40 10,0 fps / 35 Повышенная скорость / количество кадровпосле заполнения буфера 2,7 fps / ∞ 2,3 fps / ∞ 1,5 fps / ∞ Знак «бесконечность» означает, что камера способна сделать в данном режиме более 100 кадров. Для восстановления работоспособности (способности производить скоростную съемку) камере требуется от 10 до 20 секунд. Замеры скорости производились с объективом Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8 и картой памяти SanDisk Extreme SDHC UHS-I 16 ГБ (скорость записи до 45 МБ/с).

Видео Умение снимать видео можно определить как нормальное для камеры высокого класса — не выдающееся, но без явных провалов. Главная претензия — низкая по сегодняшним меркам частота кадров: 30 fps. Но у Olympus E-M1 это принципиальное ограничение, даже на самом низком разрешении частоту кадров поднять нельзя. Вторая претензия — нет прямого механизма коррекции экспозиции по ходу видеосъемки, хотя автомат неплохо справляется даже со сложными по освещению сценами.

К работе автофокуса, цветопередаче и «шумности» картинки нареканий никаких, даже при скудном освещении. При зумировании, как правило, объект выпадает из фокуса несильно и ненадолго — максимум на секунду. То же происходит, если план полностью меняется, если мы резко разворачиваем камеру и начинаем снимать другую сцену. Тогда на хорошем свету автофокус Olympus E-M1 «соображает» половинку секунды, а в полумраке — максимум две. Здесь порой дело спасает сенсорный экран — можно пальцем указать, какой объект надо держать в фокусе.

Стабилизатор Один из приемов раскрутки высокотехнологичного товара — рассказ о фантастических технологиях, которые обеспечивают его работу. Порой это напрямую связано с высокими потребительскими качествами, но порой остается интересным рассказом, и только, потому что эффект от применения технологии слишком мал.

Когда Olympus заявляет, что в камере E-M1 применятся 5-осевой стабилизатор, способный не только гасить вибрации матрицы по трем осям в декартовых координатах, но также стабилизирующий вращение матрицы в двух плоскостях — это интересно. Но до тестирования — непонятно, насколько будет заметен реальный эффект. Отрадно, что реальный эффект есть, и его сложно не заметить. Наш тест построен на съемке тестовой мишени с пяти метров с ЭФР 50 мм. Обычно оптические стабилизаторы дают фотографу 3 дополнительные ступени, и в условиях нашего теста пороговой оказывает выдержка порядка 1/8 секунды — когда вероятность получения резкого кадра выше 0,7.

stabilizator-550.jpg Стабилизатора Olympus E-M1 показал более высокий результат — пороговое значение находится на уровне ⅓ секунды. Т. е. крутой 5-осевой стабилизатор может подарить фотографу почти полторы дополнительные ступени EV по сравнению с работой обычного стабилизатора. Что полностью соответствует заверениям Olympus: общий эффект стабилизации — от четырех до пяти ступеней EV.

Итоги Давайте теперь соберем плюсы и минусы вместе. Вернее, раздельно, по группам.

В группу минусов войдут:

Относительный проигрыш по разрешению и шумности (по сравнению с конкурентами). Высокая цена — впрочем, соответствующая статусу камеры (классу, новизне, возможностям). В группу плюсов:

Исключительно удачный дизайн, эргономика — с камерой приятно общаться. Небольшие размеры и вес камеры, оптики. Очень хорошее качество картинки вплоть до ISO 1600, неплохое — до ISO 3200. Очень высокая скорость серийной съемки, высокая скорость автофокуса на хорошем свету. Высокая функциональность (включая уникальные функции). Очень хорошие экран и видоискатель (с некоторой натяжкой можно сказать, что они дают калиброванную картинку, не врут по цветам). Наличие стабилизатора (уникально эффективного). Большой парк доступных объективов. Самый главный вывод: плюсы камеры сильно перевешивают минусы. В качестве основной камеры любителя-энтузиаста, второй камеры профессионала она будет очень хороша.

Галерея Здесь я опять передаю «слово» Александру Гуткину — галерея полностью составлена из его фотографий. Это главное. Единственное, что можно отметить: на этот раз мы нарушили правило отбора тестовых фото — никакой доводки, никакого «фотошопа», никакого «лайтрума». Александр профессионально увлекся фотографией очень давно, фотографировал самыми разными камерами, и владеет обработкой фотографии, как мало кто в этой стране. И поэтому лучше других знает, что редко когда кадр не требует вообще никакой доводки. Впрочем, к этому знанию приходят люди и с меньшим опытом. Ну, а если кому-то захочется посмотреть на снимок как он есть, как он был снят Olympus E-M1 — у большей части фотографий есть оригинальный RAW, их можно скачать.

Снимки в гелерее, как обычно, ранжированы по чувствительности — от ISO 200 до 8000, но основная часть сделана с чувствительностью не больше ISO 1600.

  Огромное человеческое спасибо Александру Гуткину за предоставленные фотографии и красочные рассказы о фотокамере Olympus OM-D E-M1. Работы Александра можно найти на сайтах: todofoto и flickr.

Полный текст статьи читайте на iXBT