Финансирование российских блокчейн-разработок урезали в пять раз
ИТ в госсекторе
17.03.2021, Ср, 17:48, Мск , Текст: Игорь Королев
Затраты на развитие технологий распределенных реестров, к числу которых относится блокчейн, сокращены более чем в пять раз. Согласно последней версии дорожной карты на данную тему, они составят ₽15 млрд против ранее планировавшихся ₽78 млрд.
Дорожная карта «Технологий распределенных реестров»
В распоряжении CNews оказалась дорожная карта развития технологий распределенных реестров (ТРР), подготовленная госкорпорацией «Ростех» в рамках соглашения с правительством. Документ был утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Технологии распределенных реестров (ТРР) представляют собой группу методов по созданию, ведению критически важных или общественно значимых баз данных и использующих их информационных систем. Ключевой особенностью ТРР является применение принципа децентрализации в задачах принятия решений о внесении новых данных, хранения и доступа к ним. Целостность данных и программ, занимающихся их обработкой, обеспечивается математической функцией шифрования (хеширования).
Применение ТРР обеспечивает доказуемую степень доверия к ИС за счет прозрачности верификации данных, защиты от несанкционированных изменений, высокого уровня конфиденциальности данных, а также прослеживаемости жизненного цикла создания и модернизации информационных систем на предмет недекларированных возможностей. Самой известной из технологий распределенных реестров является блокчейн.
Применение ТРР обеспечивает доказуемую степень доверия к информационным системам за счет прозрачности верификации данных. Источник: ru.depositphotos.com
В эпоху тотальной платформизации остро стоит вопрос доверия пользователей к любого рода информационным системам, особенно использующим их персональные данные. В свою очередь, применение ТРР способно обеспечить доказуемую степень доверия к ИС, в том числе за счет технологического устранения экономической выгоды подмены данных. Реализация дорожной карты позволит снизить порог входа на рынок для новых разработчиков информационных систем и сервисов, существенно снижающих транзакционные издержки всех участников.
Сейчас ТРР широко пилотируются и используются по всему миру. Крупные компании интегрируют и используют решения на основе ТРР для отслеживания грузов и запасных частей, проведения сделок торгового обеспечения и межбанковских платежей, трансграничных платежей и государственных аукционов, для подтверждения подлинности товаров и взаиморасчетов коммерческих организаций. Тем не менее, применение технологии этим не ограничивается.
В России технологии распределенного реестра активно используется для сделок торгового финансирования, для обеспечения сделок «поставки против платежа», для торговли билетами, для отслеживания запасных частей и материалов, сырья и товаров повседневного потребления. В рамках плана мероприятий дорожной карты существенный объем поддержки предполагается направить на реализацию проектов разработки и последующего пилотирования отраслевых технологических решений. Это связано с особенностями существующего технологического рынка и текущей стадией его жизненного цикла.
Как будут сокращать расходы на ТРР
Впервые дорожная карта развития технологий распределенных реестров была утверждена в 2019 г. в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика». Тогда предполагалось, что объем затрат на реализацию мероприятий дорожной карты составит ₽78,3 млрд в период до 2024 г. Из этой суммы федеральный бюджет должен был выделить ₽20,9 млрд, а внебюджетные источники — еще ₽57,4 млрд руб.
Затем правительство заключило соглашение с «Ростехом» о разработке новой дорожной карты на данную тему. Первая версия этого документа была представлена в конце 2019 г. Она предполагала меньший объем затрат — ₽36,45 млрд руб.
В итоговой версии документа объем затрат был снова урезан: он составит ₽15,7 млрд в период до 2024 г. включительно. Из этой суммы федеральный бюджет выделит ₽10,1 млрд, внебюджетные источники — ₽5,6 млрд. Таким образом, по сравнению с первой дорожной картой по развитию технологий распределенных реестров объем затрат сократился в пять раз.
Большая часть суммы финансирования из федерального бюджета — ₽9,2 млрд руб — пойдет на обеспечение финансирования проведения научно-исследовательских работ, создание технологических и отраслевых платформ, а также приложений и сервисов на их основе. Финансирование будет предоставляться через институты развития.
Центр компетенций технологий распределенных реестров
Также в целях предоставления услуг в сфере развития ТРР и продуктов и решений на основе технологии, а также координации взаимодействия бизнес-сообщества, научно-образовательных организаций, органов государственной власти и иных сообществ, требуется создание и обеспечение работы центра компетенций по ТРР на базе автономной некоммерческой организации, которой потребует государственная поддержка в размере ₽900 млн.
Функциями центра компетенций будут: консолидация компетенций и экспертизы в части стратегического развития ТРР; координация развития технологической инфраструктуры, которая позволит участникам рынка на порядок увеличить количество проектов по внедрению ТРР в приоритетные отрасли экономики за счет снижения стоимости и увеличения скорости реализации проектов при гарантируемом соблюдении качества; создание условий для ускоренного развития ТРР за счет гармонизации существующих и создаваемых технических стандартов, НСИ, MDM, SDK, BaaS, API и т.д.; подготовка рекомендации ФОИВам и институтам развития по механизмам реализации мер поддержки проектов ТРР на всех этапах их жизненного цикла;
Кроме того, в числе функций центра компетенция обозначены разработка системного подхода к сегментации рынка ТРР, прогнозированию темпов роста сегментов и обеспечению компаний рынка ТРР необходимой экономической и технической аналитикой; создание консорциума с лидирующими компаниями рынка ТРР для организации экономической и технологической кооперации; увеличение скорости модернизации отечественных отраслей экономик и сфер жизнедеятельности за счет рентабельного внедрения ТРР; создание условий для возможности применения бизнес-моделей, приводящих к кратному росту капитализации российских компаний рынка ТРР и рентабельному импортозамещению всего спектра платформ, приложений и сервисов; обеспечение интеграции платформ ТРР с государственными информационными системами.
Также центр компетенций займется утверждением законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на достижение следующих целей: определение возможности упрощенного пилотного внедрения (цифровые песочницы); закрепление статуса отечественного программного обеспечения (глоссарий, коды ТНВЭД и ОКПД и пр.) приложений и сервисов на базе ТРР; устанавливающих архитектуру и организацию информационной безопасности информационных систем с применением ТРР; установление возможности снижения затрат на оплату труда для компаний, осуществляющих деятельность по разработке, внедрению и использованию ТРР; упрощение процедуры государственной регистрации права интеллектуальной собственности на результаты НИР/НИОРК в области ТРР.
Нефинансовые меры поддержки технологий распределенных реестров
Помимо финансовых мер поддержки, в дорожной карте предусмотрены нефинансовые меры. Ключевыми из них можно назвать создание рабочей группы руководителей ИТ-ассоциаций и их комитетов по направлению развития ТРР; создание маркетплейса апробированных и типизированных смарт-контрактов для платформ, разработанных с использованием отечественных решений в области ТРР: создание платформы акселерации стартап-проектов, разрабатывающих прикладные решения с использованием ТРР; создание платформы образовательного контента ТРР; создание отраслевых рабочих групп по разработке и внедрению решений, основанных на ТРР, в приоритетных отраслях и сферах жизнедеятельности; разработка совместно с институтами развития методики бесшовной поддержки проектов на базе ТРР на всех этапах реализации.
Кроме того, в числе запланированных нефинансовых мер поддержки значатся разработка НПА, позволяющих в ускоренном режиме аттестовать и сертифицировать прикладные сервисы при условии успешного прохождения ими набора автоматизированных тестов, наличия необходимого уровня покрытия кода тестами и проведения экспертного аудита; заключение соглашений, направленных на реализацию совместных проектов по внедрению решений на базе ТРР с партнерами в рамках ЕАЭС и другими партнерами в России; внесение изменений в региональные программы цифрового развития и иные программы субъектов федерации с учетом инициатив по пилотированию и внедрению решений и сервисов на базе ТРР.
Цели и задачи дорожной карты технологий распределенных реестров
Мероприятия дорожной карты направлены на достижение следующих целей: создание условий для развития ТРР, в том числе на создание благоприятной регуляторной среды посредством преодоления нормативно-правовых барьеров и гармонизации существующих и создаваемых стандартов; обеспечение условий для создания коммерчески успешных компаний с полным спектром отечественных продуктов, сервисов и решений на базе ТРР; развитие технологической инфраструктуры и разработка технологических инструментов, развитие технологии в целях расширения возможностей применения технологических решений и максимизации эффектов использования решений; развитие конкурентных преимуществ отечественных отраслей за счет внедрения технологических решений на базе ТРР.
Дорожная карта предполагает создание отечественных технологических и отраслевых платформ, приложений и сервисов на их основе при поддержке организационной и координационной инфраструктуры технологического рынка в форме ЦК.
Основными направлениями развития ТРР и решения научно-прикладных задач станут повышение уровня децентрализации распределения вычислительных мощностей и ресурсов систем распределенного реестра; увеличение пропускной способности; повышение кибербезопасности систем в части обеспечения защиты от захвата ресурсов/вычислительных мощностей сети; разработка группы инновационных решений в области технологий обеспечения целостности и непротиворечивости данных; увеличение количества поддерживаемых системами распределенного реестра языков программирования; снижение требований к вычислительным мощностям полных нод; увеличение количества готовых к внедрению протоколов организации и синхронизации данных, в том числе за счет использования открытого программного кода; сокращение среднего срока аудита смарт-контрактов; увеличение количества стандартизированных протоколов для обращения к внешним данным и интероперабельности; разработка комплекса технических решений и инструментов для управления командами в рамках проектной деятельности по созданию систем с использованием технологий распределенных реестров.
По всем продуктам работы будут завершаться проведением пилотных проектов и реализацией проектов внедрения решений в промышленную эксплуатацию. В рамках дорожной карты были определены приоритетные отрасли экономики и сферы жизнедеятельности для применения отечественных решений и разработок в области ТРР: государственное управление, здравоохранение, транспортировка и хранение, производство, энергетика, транспорт и логистика, интеллектуальная собственность, страхование, финансы, ИТ-разработка, геоданные, строительство, туризм, ЖКХ, торговля, экология.
В целях развития технологических решений и государственных информационных систем, обеспечения прозрачности истории и неизменности персональных и чувствительных данных, решения базе ТРР будут внедрены в большинство информационных систем всех приоритетных отраслей и сфер жизнедеятельности.
Три элемента рынка технологий распределенных реестров
В рамках дорожной карты предусматривается целевая модель организации и устройства рынка, составляющая из трех элементов. Первый — технологические платформы, позволяющие участникам рынка ТРР разрабатывать свои решения быстрее, дешевле, с гарантированным уровнем качества и доказуемой степенью доверия. Данные платформы обеспечивают интероперабельность всех существующих и создаваемых решений.
Второй — отраслевые цифровые платформы, позволяющие всем игрокам рынка ТРР создавать решения с учетом специфики отдельно взятых отраслей, что, в свою очередь, дает возможность участникам экономических отношений этой отрасли существенно снижать транзакционные издержки на типовые бизнес-процессы и применять новые бизнес-модели, повышающие их маржинальность и капитализацию. Данные платформы обеспечивают экономическую эффективность отраслей и синергию от применения различных решений в рамках каждой отрасли.
Третий элемент — широкий круг разработчиков отдельно взятых приложений и сервисов, имеющих доступ как к технологическим, так и к отраслевым платформам. Эти разработчики имеют возможность быстро и дешево разрабатывать свои финальные решения, выходить с ними в конкретные отрасли и получать меры поддержки от институтов на большое количество приложений и сервисов в области ТРР.
Прогноз развития рынка технологий распределенных реестров
По прогнозам авторов дорожной карты, в области технологических платформ объем мирового рынка увеличится с $541 млн в 2019 г. до $7,24 млрд в 2024 г., объем российского рынка — с ₽617 млн до ₽25,16 млрд. В области отраслевых платформ объем мирового рынка увеличится с $792 млн до $9,15 млрд, объем российского рынка — с ₽961 млн до ₽31,24 млрд. В области «Приложения и сервисы» объем мирового рынка увеличится с $1,44 млрд до $17,45 млрд, объем российского рынка — с ₽2,09 млрд до ₽58,7 млрд.
Объем производства и продаж на внутреннем и внешнем рынках продукции (товаров, работ, услуг), основывающейся, в том числе, на отечественных технологиях распределенных реестров, увеличится с ₽2,9 млрд в 2019 г. до ₽453,5 млрд в 2030 г. Совокупная доля российских компаний на мировом рынке решений на базе ТРР за этот период увеличится с 1,6% до 4,9%.
Объем продаж российских компаний на внешнем рынке решений на базе технологий распределенных реестров составит ₽99,2 млрд (сейчас — 0). В том числе в области технологических платформ объем продаж составит $55 млн, в области отраслевых платформ — $69 млн, в сфере «Приложения и сервисы» — $129 млн.
Объем продаж российских компаний на внутреннем рынке решений на базе ТРР увеличится с ₽2,9 млрд до ₽361,3 млрд. В том числе в части технологических платформ объем продаж вырастет с ₽500 млн до ₽46,8 млрд, в части отраслевых платформ — с ₽800 млн до ₽89,2 млрд, в области «Приложения и сервисы» — с ₽1,7 млрд до ₽225,3 млрд.
Интегральный показатель, отражающий уровень развития технологий (УГТ) в России, вырастет с »5» до максимально возможного — »9». К 2030 г. в России появится одна компания-«единорог», чья капитализация превысит $1 млрд.
Объем инвестиций в основной капитал российских компаний, производящих продукты и сервисы на базе технологий распределенных реестров, в период 2019–2024 гг. составит ₽144,3 млрд. В том числе объем предоставленного посевного финансирования составит ₽17,2 млрд, объем предоставленного венчурного финансирования — ₽83,6 млрд, объем предоставленных прямых инвестиций — ₽41,6 млрд.
Объем затрат на исследования и разработки российских компаний, производящих продукты и сервисы на базе ТРР, составит за данный период ₽13,9 млрд. На фундаментальные и поисковые исследования будет выделено ₽2,2 млрд, на прикладные — ₽11,1 млрд, а на опытно-конструкторские работы — ₽800 млн.
Ожидается, что к 2024 г. 430 специалистов закончат магистратутру (специалитет) по данному направлению. Количество привлеченных в соответствующих проектах специалистов, имеющих высший рейтинг в глобальном разрезе, составит 4,8 тыс., а число привлеченных международных специалистов — 1125 человек.
Доля патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами по процедуре РСТ (договор о патентной кооперации), в общем количестве ежегодно регистрируемых патентов по соответствующим отраслевым рубрикаторам увеличится с 0,1% в 2019 г. до 5% до 2030 г. Количество этих патентов к 2024 г. составит 422.
Доля публикаций российских резидентов в общемировом количестве публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, по соответствующим отраслевым рубрикаторам увеличится с 3% в 2019 г. до 10% в 2030 г. К 2024 г. их число составит 2,01 тыс. Средняя цитируемость публикаций российских резидентов в научных журналах увеличится с 55 в 2019 г. до 1,9 тыс. в 2024 г.
Помимо этого, к 2024 г. будет создано пять технологических и отраслевых платформ в высокотехнологичной области «Технологии распределенных реестров». Будет обеспечена экспортная поддержка реализации 71 проекта и исследования по разработке и внедрению технологических и отраслевых цифровых платформ, приложений и сервисов.
Количество слушателей, прошедших обучение пользованию функционалу технологических или отраслевых цифровых платформ в области ТРР, составит 4,8 тыс. Также будут проведены 22 научно-исследовательские работы в этой сфере.
Миллиарды на ТРР-проекты и платформы
Наиболее дорогостоящим мероприятием дорожной карты является поддержка различных проектов, общее число которых должно составить не менее 250. На эти цели планируется направить ₽5,18 млрд. Данную сумму примерно поровну поделят между федеральным бюджетом и внебюджетными источниками.
Проекты будут направленных на достижение следующих целей: разработка специализированных отраслевых приложений, сервисов на базе отраслевых и технологических платформ распределенных реестров, в том числе на этапах проектирования, прототипирования и тестирования; интеграция государственных информационных систем, технологических и отраслевых платформ, приложений, сервисов на базе ТРР; разработка отраслевых стандартов моделей данных, обмена данными и реализующих их программных библиотек для разработки программного обеспечения (SDK); ускорение стандартизации, сертификации, аккредитации приложений, сервисов и ПО через технологические или отраслевые платформы распределенных реестров; разработка специализированных учебных курсов и программ на платформе образовательного контента по ТРР.
Медицинский ум: чем может помочь искусственный интеллект здравоохранению
Искусственный интеллектСледующее по объему вложений мероприятие — разработка специализированных облачных платформ в приоритетных отраслях экономики и сферах жизнедеятельности: государственное управление, здравоохранение, производство, энергетика, транспорт, логистика, интеллектуальная собственность, страхование, финансы, ИТ-разработка, геоданные, строительство, туризм, ЖКХ, торговля, экология и др.
Должно быть создано не менее 10 отраслевых платформ с использованием ТРР. На эти цели будет направлено ₽2,34 млрд. Из этой суммы федеральный бюджет выделит ₽1,07 млрд, а внебюджетные источники — ₽1,3 млрд.
Третье по объему финансирования мероприятие — поддержка проектов финансового рынка, которых должно быть не менее 30. На это потратят ₽1,3 млрд, вклад федерального бюджета и внебюджетных источников будет равнозначным.
Эти проекты будут направлены на достижение следующих целей: создание и внедрение платформ, реализующих открытые, забытые, гибридные, федеративные и другие сети на основе технологии распределенных реестров для финансовых сервисов; разработка и внедрение технологических решений для сделок торгового обеспечения и финансирования, включая факторинг, с использованием систем распределенных реестров; внедрение новых финансовых и страховых решений на базе технологий распределенных реестров для персонального и коммерческого использования; разработка и пилотирование решения для отслеживания состояния лизинговых активов на основе ТРР; разработка решений с использованием алгоритмов с нулевым разглашением на базе ТРР.
Следующее мероприятие — создание интеграционной платформы, реализующей интеграцию с целевыми информационными системами. На эти цели будет направлено ₽690 млн, большая часть данной суммы — ₽560 млн — будет взята из федерального бюджета.
В рамках данного мероприятия будут осуществлены: разработка и реализация изменений в нормативно-правовой базе для реализации упрощенного порядка подключения конечных сервисов к данной интеграционной платформе; разработка поверх данных интеграций стандартизированных оракулов и доверенных сервисов; проведение исследования технологического ландшафта ГИС (а также других систем ФОИВ, РОИВ и отраслевых платформ) и существующих интеграционных инструментов (СМЭВ, СМЭВ 2, СМЭВ 3 и др.); определение перечня приоритетных информационных систем и платформ для интеграции, исходя из приоритетных для внедрения сервисов с использованием технологий распределенных реестров в отраслях экономики России и опубликование дорожной карты интеграции систем; модернизация и поддержка интеграционной платформы в рамках развития ТРР.
На разработку комплекса технических решений и инструментов для управления командами в рамках проектной деятельности по созданию систем с использованием ТРР будет выделено ₽400 млн. Речь идет об обеспечении прозрачности и прослеживаемости процесса создания исходного кода как самих систем распределенного реестра, так и смарт-контрактов, создании инструментов для отображения взаимодействия команд и ведения системы учета затрат, модернизации и поддержке комплекса технических решений в рамках развития технологии распределенных реестров. Созданный инструментарий позволит постоянно увеличивать ведение одновременных проектов по разработке за счет снижения итоговой стоимости реализации проектов не менее чем на 10%.
Мероприятия дорожной карты развития технологий распределенных реестров и стоимость их реализации, млн руб
Наименование мероприятия | Общий объем финансирования за 2020–24 гг. | Объем финансирования из федерального бюджета за 2020–24 гг. | Объем финансирования из внебюджетных источников за 2020–24 гг. | Общий объем финансирования за 2020 г. | Общий объем финансирования за 2021 г. | Общий объем финансирования за 2022 г. | Общий объем финансирования за 2023 г. | Общий объем финансирования за 2024 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Поддержка проектов направленных на: — разработку специализированных отраслевых приложений, сервисов на базе отраслевых и технологических платформ распределенных реестров, в том числе на этапах проектирования, прототипирования, тестирования; — интеграцию государственных информационных систем, технологических платформ, отраслевых платформ, приложений, сервисов на базе технологий распределенных реестров; — разработку отраслевых стандартов моделей данных, обмена данными и реализующих их программных библиотек для разработки программного обеспечения (SDK); — ускорение стандартизации, сертификации, аккредитации приложений, сервисов и программного обеспечения через технологические или отраслевые платформы распределенных реестров; — разработку специализированных учебных курсов и программ на платформе образовательного контента по технологиям распределенных реестров |
5175,4 | 2659,4 | 2516 | 0,0 | 424,6 | 701,6 | 1926,4 | 2122,8 |
Разработка специализированных облачных платформ в приоритетных отраслях экономики Российской Федерации и сферах жизнедеятельности: — государственное управление; — здравоохранение; — производство; — энергетика; — транспорт, логистика; — интеллектуальная собственность; — страхование; — финансы; — ИТ-разработка; — геоданные; — строительство; — туризм; — ЖКХ; — торговля; — экология и другие |
2365 | 1066 | 1299 | 0,0 | 483,0 | 721,0 | 961,0 | 200,0 |
Поддержка проектов финансового рынка направленных на: — создание и внедрение платформ, реализующих открытые, забытые, гибридные, федеративные и другие сети на основе технологии распределенных реестров для финансовых сервисов; — разработку и внедрение технологических решений для сделок торгового обеспечения и финансирования, включая факторинг, с использованием систем распределенного реестра; — внедрение новых финансовых и страховых решений на базе технологий распределенных реестров для персонального и коммерческого использования; — разработку и пилотирование решений для отслеживания состояния лизинговых активов на основе технологии распределенных реестров; — разработку решений с использованием алгоритмов с нулевым разглашением на базе ТРР |
1294,6 | 665,6 | 629 | 0,0 | 106,9 | 175,4 | 481,6 | 530,7 |
Создание интеграционной платформы, реализующей интеграции с целевыми информационными системами. Разработка и реализация изменений в нормативно-правовой базе для реализации упрощенного порядка подключения конечных сервисов к данной интеграционной платформе. Разработка поверх данных интеграций стандартизированных ораклов и доверенных сервисов. Проведение исследования технологического ландшафта ГИС (а также других систем ФОИВ, РОИВ и отраслевых платформ) , а также существующих интеграционных инструментов (СМЭВ, СМЭВ 2, СМЭВ 3 и т.д.), определение перечня приоритетных информационных систем и платформ для интеграции, исходя из приоритетных для внедрения сервисов с использованием ТРР в отраслях экономики РФ и опубликование дорожной карты интеграции систем. Модернизация и поддержка интеграционной платформы в рамках развития технологии распределенных реестров | 690 | 560 | 130 | 0,0 | 175,0 | 200,0 | 175,0 | 140,0 |
Создание типовой специализированной отраслевой облачной экосистемной платформы с применением распределенного реестра для последующего разворачивания на ее основе специализированных облачных платформ в приоритетных отраслях экономики Российской Федерации и сферах жизнедеятельности. В состав типовой платформы должны входить и быть интегрированными между собой: система управления нормативно-справочной информацией; интеграция с ключевыми государственными информационными системами через интеграционную платформу; интеграция с платформой разработки, аудита и отслеживания исходного кода и маркетплейс приложений; интеграция с ключевыми внешними доверенными источниками данных (оракулами); решение по обеспечению распределенного хранения больших массивов данных с прослеживаемостью обращений к ним посредством распределенного реестра; решение по созданию цифрового следа и решение по работе с геоданными. В рамках разворачивания специализированной отраслевой платформы для каждой из отраслей должны быть проведены дополнительные работы: разработка единого стандарта отраслевых данных с опубликованием его на веб-портале технологий распределенного реестра, разработка отраслевых сводов нормативно-справочной информации и их формализация на платформе управления НСИ, классификаторов, реестров; разработка и публикация высокоуровневых программных библиотек для разработки программного обеспечения (SDK), реализующих данные отраслевые стандарты как на стороне облачных приложений, так и на стороне распределенного реестра; разработка специализированных отраслевых стандартов обмена данными с государственными информационными системами. Модернизация и поддержка типовой специализированной платформы в рамках развития технологии распределенных реестров | 495 | 420 | 75 | 0,0 | 225,0 | 170,0 | 60,0 | 40,0 |
Внедрение единой среды синхронизации бэклогов проектов, дорожных карт, ключевых майлстоунов, отслеживание и управление технологическими зависимостями между проектами, создание модели рисков и управление рисками. Разработка и внедрение веб-сервиса управления проектами в области технологий распределенного реестра для групп разработки стандартов и проектов реализации прикладного и инфраструктурного программного обеспечения, обеспечение координации всех инициатив выполняемых в рамках реализации дорожной карты по развитию высокотехнологичной области технологий распределенного реестра. Создание на портале профессионального сообщества: профили профессионалов, публикации, обсуждения и т.д., с возможностью создания на его основе отдельных узкоспециализированных сообществ. Публикация и поддержание в актуальном виде на портале сводной информации о проектах выполняемых в области технологий распределенного реестра по данной ДК и в целом, о разработке стандартов, работе над нормативно правовыми актами, проведение открытого обсуждения НПА в профессиональном сообществе. Разработка и внедрение отечественного вебпортала ТРР. Модернизация и поддержка веб-сервиса и портала в рамках развития технологии распределенных реестров | 420 | 360 | 60 | 0,0 | 225,0 | 135,0 | 40,0 | 20,0 |
Разработка комплекса технических решений и инструментов для управления командами в рамках проектной деятельности по созданию систем с использованием технологий распределенных реестров. Обеспечение прозрачности и прослеживаемости процесса создания исходного кода как самих систем распределенного реестра, так и смарт-контрактов. Создание инструментов для отображения взаимодействия команд и ведения системы учета затрат. Модернизация и поддержка комплекса технических решений в рамках развития технологии распределенных реестров | 397 | 337 | 60 | 0,0 | 225,0 | 112,0 | 40,0 | 20,0 |
Разработка облачного сервиса хранения и обработки геоданных и данных с географической привязкой на основе технологий распределенных реестров и решений с открытым исходным кодом. Разработка многостороннего маркетплейса, обеспечивающего создание и накопление первичных данных, маркетплейса приложений по обработке исходных данных и прикладных решений, использующих эти данные. Обеспечение сквозной прослеживаемости обращений к данным. Разработка и принятие нормативно-правовых актов, придающих юридическое значение геоданным, накапливаемым на платформе. Создание SDK и инструментов разработчика с открытым исходным кодом, позволяющим сторонним разработчикам создавать приложения, оперирующие геоданными | 375,0 | 300 | 75 | 0,0 | 250,0 | 125,0 | 0,0 | 0,0 |
Интеграция комплекса технических решений и инструментов обеспечения прозрачности и прослеживаемости процесса и истории создания исходного кода в технологические и отраслевые платформы, разрабатываемые в рамках реализации дорожной карты интернета вещей | 355 | 280 | 75 | 0,0 | 0,0 | 145,0 | 125,0 | 85,0 |
Создание инфраструктуры для аудита и мониторинга безопасности и корректности исходного кода с использованием как средств автоматического анализа кода, автоматизированного тестирования, так и экспертного анализа с привлечением членов профессионального сообщества. Разработка на основе библиотек с открытым исходным кодом инструментов формализованного описания бизнес-сценариев и проведения автоматизированного тестирования приложений с использованием технологий распределенного реестра в пре-продакшен-среде и эмуляции работы в продакшен среде. Разработка и внедрение сервиса, позволяющего в ускоренном режиме аттестовывать и сертифицировать прикладные сервисы при условии успешного прохождения ими набора автоматизированных тестов, наличия необходимого уровня покрытия кода тестами и проведения экспертного аудита с последующим принятием нормативно-правовых актов. Разработка инструментов автоматизированного аудита смарт-контрактов на наличие критических уязвимостей. Модернизация и поддержка инфраструктуры для аудита и мониторинга безопасности в рамках развития технологии распределенных реестров | 298 | 260 | 38 | 0,0 | 150,0 | 88,0 | 40,0 | 20,0 |
Создание платформы образовательного контента технологий распределенного реестра. Разработка и проведение программы конкурсов научно-исследовательских и инженерно-прикладных проектов и олимпиад для школьников, учащихся СПО: техникумов и колледжей; студентов, аспирантов и кандидатов наук, а также массовых конкурсов для всех желающих | 230 | 180 | 50 | 0,0 | 230,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Создание платформы акселерации стартап-проектов, разрабатывающих прикладные решения с использованием технологии распределенного реестра. Техническая и организационная интеграции с платформой образовательного контента, платформой разработки и автоматизированного тестирования и сертификации, с сообществом профессионалов и облачной платформой хостинга распределенного реестра (BaaS). Предоставление стартапам грантов на услуги платформ входящих в экосистему. Разработка и проведение программ акселерации с привлечением отраслевых партнеров в качестве экспертов и инициаторов задач. Принятие нормативно-правовых актов по обеспечению для проектов акселерационной платформы возможности работать в режиме цифровой песочницы | 230 | 180 | 50 | 0,0 | 230,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Разработка типового облачного сервиса цифрового следа с применением технологий распределенного реестра и решений с открытым исходным кодом. Создание SDK и инструментов разработчика с открытым исходным кодом, позволяющих стор
Полный текст статьи читайте на CNews |