Электронный статистик водителя Drive Journal: устройство для телеметрического контроля вождения
Сама по себе идея ведения детальной статистики по поездкам с оценкой их качества по различным параметрам не сильно нова, но весьма актуальна. Используя общедоступные современные технологии, можно отслеживать не только суммарный пробег и время в движении, но и возможную выгоду в плане экономии топлива, рискованность и количество опасных маневров, количество нарушений скоростного режима, плюс массу других параметров. И если частному автовладельцу эта информация не особо интересна (разве что вы даете свой авто во временное пользование кому-то еще), то тем же страховых компаниям она может оказаться полезной. И если вы образцово-показательный водитель, ездите мало и по хорошим дорогам, то вам предложат неплохую скидку на каско. А с этого момента все это должно стать интересно и вам.
Отдельной категорией пользователей данных технологий значатся коммерческие компании, перед которыми стоит задача мониторинга автопарка, но в рассматриваемом нами продукте Drive Journal данное направление пока не проработано, что в принципе логично, поскольку к корпоративным клиентам нужен немного иной подход.
Drive Journal представляет собой связку из компактного модуля (трекера), подключаемого к диагностическому разъему OBD-II, «о́блака» и мобильного приложения. Трекер имеет встроенный модуль Глонасс/GPS, GSM-модем, а также два акселерометра и виброакустический датчик. Все это хозяйство собирает различные телеметрические данные и отправляет их в облако. Позднее они становятся доступными пользователю через фирменное мобильное приложение, а также копятся в облаке, формируя карточку автовладельца, предназначенную для страховых компаний.
Для мобильного приложения устройство регистрирует маршрут и скорость на его участках, оценивает динамику движения и время простоя. Из всех этих данных затем формируется ряд отчетов. В них можно узнать о количестве превышений скоростного режима с указанием мест на карте, количестве резких маневров (разгон, торможение, боковые ускорения) и количестве топлива, которое можно было бы сэкономить при более аккуратном стиле вождения. По итогам поездки система ставит водителю комплексную оценку за аккуратность вождения. Также устройство зафиксирует эвакуацию автомобиля в отсутствие владельца, отключение питания (извлечение из разъема), произошедшее ДТП, а кроме того покажет и расшифрует возникающие ошибки в работе двигателя и других систем автомобиля, которые доступны через интерфейс OBD-II.
Основная цель сбора информации — последующее открытие доступа к ней страховым компаниям с целью получения скидки на страховые полисы каско. Ведь вполне логично, что если пробеги малы, автомобилем управляют аккуратно и не рискуют почем зря, то за такого клиента можно и побороться. Но с другой стороны, сам вопрос влияния, например, стиля вождения на риск ДТП все еще находится в стадии изучения различными компаниями и отдельными исследователями. Потому однозначного мнения тут пока нет, хотя этот вопрос изучается не одно десятилетие, о чем мы еще поговорим ниже.
Что касается идеи в целом, то она была позаимствована с Запада, где последние пару лет тема страховой телематики становится все более популярной. На российском рынке подобные разговоры ведутся уже лет пять, включая демонстрацию различных устройств, но окончательно договориться со страховщиками пока никому не удалось. Потому у компании «Р-Телематика», входящей в группу компаний CDCOM (одна из входящих в нее компаний — разработчик ГИС «Прогород»), прямых конкурентов пока нет.
Комплект поставки, характеристики, описание, установка По заверению разработчиков, устройство можно было приобрести начиная с февраля этого года.
Внутри небольшой коробки с фирменной раскраской находится трекер Novatel MT 3060, гарантийный талон, предельно краткие руководства по установке и эксплуатации, а также регистрационная карта для работы с мобильным приложением.
Увы, какой-либо полноценной инструкции нет, хотя ее обещают выложить в том или ином виде чуть позже.
Трекер имеет компактный корпус, на одной из верхних граней которого расположены четыре индикатора работы (OBD, GPS, GSM, Bluetooth). Также под верхней крышкой слева находится антенна GPS. Поскольку данный трекер разрабатывался с учетом пожеланий страховых компаний, пользователь максимально отстранен от прямого взаимодействия с ним: на корпусе нет USB-разъемов, отсутствует доступ к слоту SIM-карты и нет Bluetooth.
Создателем трекера является американская компания Novatel Wireless, занимающаяся разработкой и продажей устройств мобильного сетевого доступа под брендом MiFi, а также уже продолжительное время развивающая направление различных телеметрических устройств для корпоративного сектора. Ее продукты считаются достаточно проверенными и надежными, хотя китайские аналоги стоят немного дешевле. Также в активном арсенале «Р-Телематика» есть еще одна модель трекера — Calamp LMU-3030. Предполагается, что она будет продаваться наравне с Novatel.
Технические характеристики трекеров таковы:
Novatel MT 3060 (GSM2398–00) Calamp LMU-3030 Частоты GSM, МГц 850/900/1800/1900 850/900/1800/1900 Передача данных GPRS GPRS, EDGE, 3G, HSPA (+ CDMA 850/1800) Работа со спутниками A-GPS / Глонасс GPS / A-GPS Чип GPS н.д. н.д. Чувствительность, дБм −161 −162 Буфер GPS-событий, шт. 22 000 20 000 Датчики два трехосевых акселерометра, виброакустический трехосевой акселерометр, виброакустический Обновление прошивки «по воздуху» н.д. да Разъем подключения J1962 Поддержка диагностических протоколов J1850 PWM, J1850 VPW, ISO-9141–2, ISO-14230 (KWP2000), ISO-15765 CAN Питание, В 9—16 Встроенный аккумулятор, мА·ч 230 200 Заявленное время автономной работы, ч 6 н.д. Энергопотребление в активном режиме и режиме сна, мА 140 / 4 н.д. / 3 Диапазон рабочих температур, °C −20 — 60 (−30 — +70 для версии без аккумулятора) −30 — +75 Габариты, мм 63,5×48×25 64×43×25 Вес, г 50 52 Цена с учетом годового контракта, руб. 9900 Ежегодное обслуживание в отсутствие контракта со страховой компанией, руб. 3200 Полезные ссылки официальный сайт производителя официальный сайт производителя MT 3060 — свежая разработка Novatel, представляющая собой серию продуктов. В нашем случае использовался трекер с индексом GSM2398–00, предназначенный для работы с сетями GSM. На рекламном сайте Drive Journal указано, что кроме работы с GPS он также имеет поддержку Глонасс. Что касается работы через OBD-II, то тут декларируется работа со всеми пятью протоколами, то есть трекер совместим практически со всеми автомобилями с данным диагностическим разъемом. Установку устройства в авто может осуществить любой желающий за пару секунд. Тут не нужно обращаться ни в какие специализированные сервисы, достаточно просто найти разъем OBD-II и подсоединить к нему трекер.
Мы пробовали устанавливать трекер на несколько автомобилей, а также немного изучили тему расположения разъема OBD. Его типичное место — под рулевой колонкой. Он может находиться в прямом доступе или быть интегрирован в панель и закрыт крышкой-заглушкой. Также производители могут размещать разъем в районе центрального тоннеля или бардачка. Но так или иначе, в некоторых автомобилях установленный трекер будет мешать ногам водителя или явно выделяться в интерьере, что неприемлемо. В каких-то отдельных случаях удастся решить проблему с помощью кабеля-удлинителя с прямой или Г-образной колодкой, но тут уже надо смотреть по месту.
Еще одна проблема размещения связана с антенной GPS. Поскольку разъем OBD чаще всего находится под панелью, включающей металлические элементы, а его ориентация в пространстве может быть какой угодно, все это способно ухудшить прием спутниковых сигналов.
Третий момент заключается в том, что примерно в том же месте под торпедо может быть размещен блок сигнализации, содержащий датчик удара. И при определенном положении антенны GSM на этот датчик могут идти наводки, по аналогии с наводками на динамики акустических систем. В худшем случае это грозит срабатыванием сигнализации при каждом сеансе передачи данных, которых у трекера может быть по нескольку в час, даже когда автомобиль просто стоит на месте с выключенным зажиганием. С этой проблемой мы столкнулись на одном из тестовых автомобилей: после постановки на охрану сигнализация периодически нервно попикивала, попутно отсылая сообщения на брелок владельцу. В теории решить данную проблему можно опять-таки с помощью кабеля-удлинителя и двустороннего скотча.
А хорошая новость состоит в том, что большинства автовладельцев все эти неприятности не коснутся. Тем не менее, перед покупкой это надо обязательно учесть. Например, убедиться в правильном расположении OBD-разъема, а также проверить с помощью сотового телефона реакцию сигнализации — для этого можно поставить машину на охрану и покрутить телефоном в режиме голосового вызова около разъема OBD. Если при отдельных положениях телефона будут появляться наводки, то есть некоторая вероятность, что установленный трекер также может фонить.
Мобильное приложение Для начала работы с мобильным приложением необходимо авторизоваться с помощью социальных сетей или зарегистрироваться, используя e-mail, а затем добавить в список один или несколько трекеров. Для этого нужно указать системе IMEI каждого трекера и код владельца — эти данные находятся на специальной карте, прилагаемой к трекеру. На ней же есть QR-код, отсканировав который, вы избавляетесь от нудной процедуры перепечатывания множества цифр и за пару секунд получаете доступ к системе.
Главный рабочий экран приложения представляет собой небольшую панель, где отображается общая оценка качества вождения за текущую неделю, пробег, время в пути, индикаторы погоды и ошибок работы систем автомобиля. При этом нажимаемыми являются только два последних упомянутых индикатора.
Ниже панели идет полный список событий текущей недели, включая поездки с указанными конечными пунктами, расстоянием, оценками и списком нарушений, а также сообщения об отключении питания, эвакуации или ДТП.
Для каждой поездки можно посмотреть мини-карту с пройденным маршрутом. При повторном нажатии карта развернется на весь экран, и появится возможность изучить маршрут детально, включая отмеченные места нарушений или произошедших событий. Карта, равно как и все остальные данные, подгружается из облака.
Также с панели на главном экране можно переключиться на закладку с картой, где будет отображено ваше текущее положение и положение автомобиля.
Однако эта функция не всегда работала корректно, и «текущим» положением иногда оказывались те координаты, которые последними были переданы блоком и обработаны в «облаке». Сама обработка и передача данных иногда происходит с задержками (в отдельных случаях — до нескольких часов). Вдобавок приложение не имеет прямой связи с устройством и не может у него запросить текущие координаты. Потому, если вам вдруг приснится ночью плохой сон и вы решите узнать, на месте ли ваш автомобиль, приложение даже не сможет сообщить, находится ли трекер на связи с «центром» или его давно прикусили пассатижами. Впрочем, разработчики обещают добавить соответствующие функции в последующие версии приложения, а пока можно довольствоваться информацией о том, когда и в какое время трекер последний раз был на связи.
Например, скриншот выше показывает, что по состоянию на 7:13 утра последние данные о местонахождении автомобиля относятся к 18:55 предыдущего дня. Причем автомобиль в это время не стоял на месте, а двигался по трассе М4. Карта, кстати, временами подгружается также весьма неспешно.
Отельным пунктом в приложении идет «Статистика». Тут данные группируются по неделям, месяцам и годам и распределяются в три небольших блока: нарушения, топливная экономичность и затраченное на поездки время.
Для расчета показаний топливной экономичности нужно указать приложению ваш типичный расход топлива в городе и на шоссе, а также ориентировочную цену топлива.
Логично было бы ожидать, чтобы расход топлива трекер получал непосредственно через OBD-II, но тут есть ряд сложностей. Хотя разработчики обещают, что в будущем и это будет реализовано.
Практика В реальной эксплуатации у нас возникли определенные трудности, которые мы целиком готовы списать на финальную доводочную стадию, на которой сейчас находится проект. Тем не менее, не сказать об этом тоже нельзя, поскольку не все вопросы были сняты.
Первый трекер (Novatel), который попал к нам на тест и фото которого вы видели выше, работал с большими перебоями. Регистрация поездок шла выборочно, а некоторые из тех, что отображались, имели неполноценные данные.
На скриншоте выше регистрация маршрута началась в середине поездки и тут же прервалась, возобновившись лишь спустя какое-то время. Впрочем, финишная точка на карте также не является финишной — запись маршрута опять прекратилась раньше времени.
Устройство нам заменили на другую модель (Calamp), сославшись на необходимость доработки прошивки предыдущего трекера!
С новым трекером таких проблем уже не было. Все поездки регистрировались как положено, но иногда с задержкой от нескольких минут до нескольких часов. Однако всплыли другие проблемы, на сей раз касающиеся акселерометра: он отказывался регистрировать боковые ускорения (снос, занос). На наш вопрос в компании дали ответ, что в предоставленном образце фиксация боковых ускорений отключена. Впрочем, регистрировать резкие торможения прибор также отказывался даже тогда, когда в тестовом авто при экстренном торможении с ускорением до 7–8 м/c² срабатывала «аварийка». С другой стороны, проблем с регистрацией резких ускорений не было! По личным ощущениям, настройки были относительно адекватные, и система назначала штрафы практически за все резкие старты с ускорением от 3 м/c². Правда, большинство таких маневров было обусловлено необходимостью вклиниться в поток и не создавать помех другим участникам движения.
Регистрация нарушений скоростного режима работает избирательно. На кратковременные (в несколько секунд) выходы из допустимых значений, контролируемых по GPS, скорее всего, никакой реакции не последует, поскольку трекер передает данные с интервалом раз в 30 секунд, беря текущие показатели на момент передачи. Сама система достаточно точно определяет скоростные ограничения на каждом участке дороги, поскольку использует для этого те же данные, что и ГИС «Прогород».
Скоринг Один из самых актуальных вопросов — подсчет баллов. И тут надо понимать, что баллы в приложении и информация, которую увидит страховая компания в карточке водителя — разные вещи. Про баллы в приложении говорить особого смысла нет. А вот про расчет для страховщиков сводного индекса управления автомобилем стоит рассказать подробнее. Сам индекс — это персональная, связанная с водителем суммарная оценка безопасности и экономичности управления транспортным средством, выраженная в процентах соответствия реального вождения ТС идеальному. На нее влияют различные действия водителя, такие как резкие разгон и торможение, резкие перестроения и опасные маневры, за которые начисляются штрафные баллы. Причем величина штрафа разнится в зависимости от ситуации и места. Например, за резкое торможение перед пешеходным переходом штраф будет выше, чем при аналогичном случае на шоссе.
Кроме оценки поведения водителя, к индексу добавляются значения места и времени, погодных условий и общего пробега. Входными данными для всех этих оценок являются скорость движения и ускорения в трех плоскостях, а также интенсивность эксплуатации ТС. Плюс картографическая составляющая: типы и классы дорог, скоростные ограничения, данные по пропускной способности дорог, сведения о разрешенных маневрах, аварийно-опасные участки. Все это сопоставляется с погодными условиями и временем суток.
Результат работы этой системы можно видеть на двух скриншотах ниже:
Видно, что большое внимание уделяется общему пробегу, скоростям движения, месту, качеству дорог и времени. Худший сценарий — когда авто целыми днями толкается в пробках и при этом наматывает немало суточных километров.
Также страховщики могут получить отдельные отчеты по инцидентам. Вот пример того, как такой отчет может выглядеть:
Из данного конкретного примера становится понятно, что виноват в случившемся обладатель трекера, который «томился» в пробке и в итоге «догнал» идущий впереди автомобиль. Такие отчеты, кстати, весомый плюс в копилку трекера, который в ином случае может помочь доказать свою невиновность.
Стоимость владения и экономическая выгода В этом деле главный вопрос «сколько» не имеет однозначного ответа даже при том, что известны начальная розничная стоимость трекера с годовым контрактом — 9900 руб., и стоимость годового обслуживания — 3200 руб. Последняя складывается из услуг сотового оператора (в данный момент это «Билайн») и услуг «Р-Телематика» по хранению и ведению статистики. Предполагается, что при заключении контракта со страховой стоимость обслуживания (а возможно, и самого оборудования) будет включена в контракт и войдет в скидку. Таким образом, конечному пользователю все это может достаться совершенно бесплатно. Но тут еще надо иметь представление о сумме страховой премии, т. е. общей стоимости страхования автомобиля. По всей видимости, прагматикам ловить здесь особо нечего. Ведь, например, стоимость страхового полиса каско на иномарку, оцененную условно в миллион и не входящую в список высокорискованных, может составлять всего 12–30 тыс. рублей с учетом определенной франшизы. И давать дополнительную скидку с этой суммы страховщики могут быть попросту не готовы. А вот тем, у кого страховая премия составляет не одну сотню тысяч и годовые пробеги невелики, определенно будет над чем поразмыслить. Планируется, что сама «пища для размышлений» станет доступна уже с марта этого года, когда «Р-Телематика» подпишет первый контракт с одной из крупных страховых компаний. По крайней мере, так нам пообещали создатели.
Заключение В общем и целом заложенная идея уже опробована во многих западных странах, где клиенты страховых компаний используют данное телеметрическое оборудование с целью получения скидок на каско, а страховщики — для удержания отдельных групп клиентов. Подойдет эта система не всем — в первую очередь она будет актуальна для тех, у кого годовые пробеги невелики, а стиль вождения достаточно аккуратный. О реальной же выгоде можно будет судить лишь тогда, когда будут доступны телематические тарифы от страховых компаний и критерии оценки клиентов с учетом телеметрических данных. Также очевидно, что разработчикам еще нужно провести окончательную шлифовку настроек оборудования, да и мобильного приложения. Ведь предоставить прессе подряд два не полностью работающих образца — это исключительный случай за более чем 16-летнюю журналистскую практику автора. Никаких проблем с доработкой возникнуть не должно, но сам факт, вероятно, говорит о том, что разработчики сейчас шлифуют продукт с какой-то другой стороны.
Полный текст статьи читайте на iXBT