Экзотический функционал интернет-магазинов: рациональности вопреки?

Веб-разработчики о целесообразности «хотелок» заказчиков Дата публикации: 06.10.2016   Сегодня речь пойдет о таком полезном слове как «стоп». Обычно это слово воспринимается негативно, но зачастую оно обладает прямо-таки волшебными свойствами. Для того, чтобы уберечь себя от организационных проблем или ненужных расходов, достаточно просто его вовремя сказать или услышать. А когда речь заходит о проектировании и разработке интернет-магазинов — ценность слова «стоп» повышается в разы. Основной причиной здесь является то, что большинство интернет-магазинов визуально не отличаются друг от друга. Соответственно, их владельцы сталкиваются с проблемами позиционирования и отстройки от конкурентов. В поисках выхода, они часто принимают привлекательные с точки зрения визуализации решения, которые оказываются совершенно нежизнеспособными. Итог — в лучшем случае попросту потраченные на разработку время и деньги, в худшем — потеря интереса со стороны клиентов. В этом материале мы решили разобраться, какой необычный функционал интернет-магазинов и в каких ситуациях может быть полезен для онлайн-бизнеса, а какой, наоборот, бесполезен или вреден. А помогать, как обычно, нам будут представители веб-разработки, специализирующие конкретно на e-commerce проектах. Итак, передаем им слово. Мнение: Роман Дорин, арт-директор компании Факт Чаще инициатор создания экзотического функционала в интернет-магазине — заказчик. Это вполне объяснимо, ведь заказчик значительно глубже знает предметную область и особенности своего покупателя. Наша задача — приложив свои профессиональные навыки, сделать этот функционал действительно полезным и удобным, а не просто экзотическим. Не самые экзотические, но интересные примеры в практике:  — Создание конфигуратора лампочку — альтернативный сценарий покупки, при котором пользователь не изучает каталог, а с помощью конфигуратора создает лампочку, ориентируясь на которую, сайт предлагает доступные варианты.  — Визуализация бонусов и покупок за бонусные баллы — в личном кабинете пользователя, в зависимости количества покупок, должен по частям собираться некий приз, к примеру, квадроцикл. При достижении чекпоинтов покупатель получает виртуальные запчасти от квадроцикла. Когда получит полный набор — получит сам подарок.  — Интересный пример экзотического функционала — создание интерфейса «активации товаров». После выгрузки товаров, пользователь с правами модератора через данный интерфейс проверяет выгруженные товары, на месте редактируя, активируя на сайте, либо возвращая на доработку. Оригинальное решение, которое было бы полезно и в других e-commerce проектах. Если говорить в целом, то залог успеха той или иной идеи заключается в продуктивной командной работе заказчика и исполнителя, именно тогда создается тот самый синергетический эффект, сплав технологий и потребностей реального мира. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Мнение: Роман Горевой, исполнительный директор компании ЕВРОСАЙТЫ Экзотический функционал — это как креатив в дизайне, он может быть полезным, а может быть и вредным. По опыту могу сказать, что нестандартные желания клиента в 80% случаев выливаются в лучшем случае в бесполезный функционал, а в худшем вызывает негативный опыт у их клиентов. Мы часто предлагаем клиентам интересный завязанный на особенностях их бизнеса функционал. Для этого проводятся и тематические опросы всей нашей команды и потенциальных аудитории заказчика, и мозговые штурмы, и просто сбор интересных идей для последующего их обсуждения. Только получив вразумительные данные по целесообразность какого-либо нестандартного функционала принимается решения по его внедрению. Все понятно, что главная опасность экзотичного функционала, это то, что его не поймет пользователь и он останется невостребованным или отталкивающим. В данный момент в разработке имеется сайт инкубатора, с помощью которого можно заказать цыплят, утят и т. п. При этом абсолютно весь функционал нестандартный, существует много условий и факторов влияющих на появление товара в календаре, на последующее «поведение» товара после предзаказа и т.д. Через сайт в больших количествах продаются живые птенцы, которые можно приобрести только в день своего появления на свет, а так как этот процесс невозможно запланировать со 100% точностью, и вылупиться птенцы могут на день позже или на два, поэтому система должна перенести все заказы на определенное количество дней и уведомить об этом всех заказавших. При этом нельзя допускать «простоя» производства. Основные пользователи сайта — это сельские жители, поэтому функционал должен быть понятен для всех, а еще у многих жителей села нет компьютера и большинство заходят в интернет с телефона, поэтому к адаптации сайта были особые требования. Любой экзотических функционал требует глубокого продумывания (проектирования) и тестирования. Лучше потратить часть бюджета на проектирование и тестирование нежели на бесполезную разработку. Мнение: Алена Пугачева, руководитель проектов Intaro Пример экзотического функционала, достойный внимания, был реализован на одном из мебельных магазинов. По заданию заказчика мы разрабатывали возможность проведения аукционов — классического (с повышением ставки), и голландского, когда в начале аукциона объявляется самая высокая цена на товар, а затем ставки автоматически снижаются до той, на которую согласится первый покупатель, либо до минимально возможной. Классический аукцион успешно работал и пользовался высокой популярностью, а вот голландский не нашел должного отклика. Возможно по причине минимального вовлечения пользователя в процесс в нем не пробуждается азарт и желание победить. Мнение: Мурад Эфендиев, менеджер проектов веб-студии itsoft Наш проект, который нельзя назвать интернет-магазином в прямом смысле слова, но функционал из которого может быть использован в e-commerce: взаимодействие по типу b2b, одна сторона — назовем ее дистрибьюторами, другая — производители. Мы разработали платформу, которая позволила связать дистрибьюторов с производителями и дала возможность вести общение и документооборот в рамках данной платформы. Автоматическая проверка данных в документообороте (договора, приложения) существенно облегчила время взаимодействия сторон. Мнение: Юлия Виноградова, технический директор интернет-компании R52.RU Среди множества CMS для создания интернет-магазинов наша компания остановила свой выбор на двух системах управления: 1C-Bitrix и DIAFAN.CMS, с помощью которых нам удается решать практически любые задачи, поставленные перед нами клиентами. Выбор системы управления зависит от сложности проекта, необходимого функционала, возможностей и пожеланий заказчика. Экзотика — это всегда интересно, просто потому, что это что-то новое. Инициатором создания нестандартного функционала процентов на 70 бывает заказчик, приходящий с уже продуманными идеями и своим представлением о проекте. При проектировании будущего сайта эти идеи подвергаются анализу на целесообразность внедрения, и, в некоторых случаях, мы пытаемся отговорить клиента от явно неполезных наворотов. Однажды заказчик с подачи своих сеошников настаивал, чтобы любые GET-запросы, не предопределённые функционалом сайта, вели на 404 страницу, дабы избежать дублей страниц с товарами, иначе ничего не будет индексироваться и продаваться. Такое количество проверок регулярными выражениями неизбежно бы приводило к многократному увеличению нагрузки на сервер и зависанию сайта. В результате заказчик поменял оптимизаторов на более компетентных и умеющих обращаться с волшебным файлом robots.txt. Достаточно часто необычный функционал — это плод совместного творчества агентства и заказчика. Например, сейчас у нас в разработке находится весьма интересная задача: связать магазин на 1C-Bitrix с двумя API: R&G и программой лояльности Dinect. В основе этой работы лежит идея заказчика, суть которой в том, чтобы человек мог покупать реальные товары или получать скидки на них, используя бонусы, полученные при игре на смартфоне. Авторизация на сайте происходит через аккаунты в социальных сетях, связь пользователя в магазине и программе лояльности Dinect организована через API R&G. Сама программа лояльности активируется на стадии оформления заказа — https://candythieves.ru/ Иногда даже для простых магазинов требуется расширение функционала. Продавцу хозяйственных товаров нужно было сделать так, чтобы при добавлении товаров в корзину подсчитывалось не только количество товаров, но и их суммарный вес и даже объём упаковки — магазин планировался под оптовые закупки, и заказчик хотел, чтобы покупатель мог примерно понять необходимый ему для перевозки объём кузова и тоннаж машины. Недавно возникла аналогичная задача, но вместо огромных коробок и тонн пришлось считать вес пакетиков с семенами. Но какая, по сути, разница? К сожалению, магазин пока находится на этапе наполнения товарами — http://hobbysad.diafan.r52.ru/ Из несбывшегося… Был у нас необычный запрос на развернутый конфигуратор дверей, когда пользователь мог бы собрать себе любую дверь по своему вкусу с учетом отделки, фурнитуры, стеклянных элементов и т.д. Нашей компании было очень интересно создать такой функционал — настолько полноценных аналогов мы в интернете не нашли, но, к сожалению, после разработки детального прототипа и финальной оценки проекта, заказчик испугался стоимости его разработки. Мнение: Инга Таирова, заместитель директора по развитию интернет-агентства Bquadro Нашему агентству регулярно приходится сталкиваться с нестандартными задачами. Мы много работаем с сайтами промышленной тематики, на которых порой приходится разрабатывать новые решения для каталогов оборудования. Из-за специфики отрасли стандартный функционал CMS не всегда может выполнить все поставленные задачи. Интересный модуль мы разработали на сайте интегратора решений для инжиниринга и автоматизации компании ITC-Electronics. В разделе «Склад-online» реализован удобный поиск по производителю и артикулу. Пользователь также может искать нужные позиции в найденном. Система поиска работает и при частичном задании запроса. При этом вместе с заказом генерируется Excel-файл с историей поиска на сайте, которая отправляется менеджеру. Это позволяет более предметно общаться с клиентом, а также собирать статистику о наиболее запрашиваемых позициях. Другой пример — система автоматической генерации партномера на сайте поставщика и интегратора лазерно- и волоконно-оптических компонентов и оборудования «Специальные Системы». Сложное техническое оборудование имеет множество характеристик и порой отличается незначительными модификациями. Зная систему формирования партномера производителя, пользователь может самостоятельно указать требуемые параметры и сгенерировать уникальный партномер. Нажав кнопку «Сформировать», система подбирает артикул по введённым характеристикам. После этого пользователь может легко сделать заказ буквально в один клик. Мнение: Алексей Сосновский, директор DIAFAN.AGENCY Если разобраться, то «экзотическое» или «ненормальное» для магазинов — это просто всё то, что делается редко. Ведь определение слова «норма» — правила, принятые абсолютным большинством. Соответственно, всё то, что большинство не использует, оно «не нормально» и экзотично. Но это не значит, что «червяки из экрана должны вылезать». :) Относительно недавно, например, мы делали интернет-магазин, где можно заказать эксклюзивный товар. Сайт http://exobutiq.ru/, ничего особенного, обычный магазин, но покупатель может заказать эксклюзивный товар на основе любого типового товара из представленных на сайте. То есть, в каталоге есть перчатки из кожи питона, но, если нужно вместо кожи питона, кожу крокодила, обитающего в русле реки Нил, причем кожа нужна именно с левого бока, который он прятал при жизни от солнца, — пожалуйста. Заполняем анкету и ждем звонка менеджера. Технически здесь работы никакой, просто форма заявки, но возможность заказа такого товара достаточно редка для магазинов. Делать «конструктор перчаток (сумок, обуви, ремней)» мы не стали, так как слишком много неизвестного. А вот на сайте компании по изготовлению и продаже пластиковых карт конструктор как раз сделать было нужно. В магазине есть множество видов пластиковых карт, но, если вам нужна своя, — без проблем. Для этого нужно выбрать параметры карты, и при выборе изменяется как внешний вид карты, так и ее итоговая стоимость. Созданную карту можно сохранить или сделать заказ, т.е. купить. Тут тоже ничего особенного с технической точки зрения, важен сам факт: такая функциональность магазинов встречается не часто. Еще интересную нестандартную идею из области юзабилити в одном интернет-магазине мы разрабатываем сейчас. В нем в карточке товара наряду с блоком похожих товаров и товаров, которые недавно смотрели, есть «связанные объекты», на которых использовался данный товар. Компания занимается продажей строительных материалов, а также занимается непосредственно строительством, используя свои же товары. Выбирая, например, краску в каталоге, можно сразу посмотреть её «в деле» на объекте, в оформлении которого данная краска была использована. На самом деле, технических сложностей сегодня нет ни с чем, функциональность сайта практически не имеет ограничений. Реализовать можно абсолютно всё, тем более на DIAFAN.CMS, которую мы используем в работе. Однако делать что-то для «фишки, прикола или красоты» мы не рекомендуем. Каждый винтик и гаечка сайта должны преследовать одну цель — продавать, а не отвлекать или отпугивать. Мнение: Понравилось, как на одном англоязычном сайте было сделано, адреса не помню уже. Они продают детские коляски, надо сказать, недешевые. И чтобы максимально побудить к покупке — предлагают загрузить фото своего малыша, чтобы посмотреть сразу, как малыш будет выглядеть в детской коляске. Там типа конструктора: мальчик/девочка, несколько цветов одежды, плюс фото малыша загружается. Выглядело очень симпатично, думаю, там и конверсия в продажи была хорошая.В Aliexpress мне понравился один функционал, который я пока еще не встречал нигде. Товар можно положить в корзину или добавить в «Мои желания». И тут самое интересное — в «Мои желания» можно делать списки. И добавлять электронику в один список, товары для спорта — в другой, товары для детей — в третий. Очень удобно.Когда на товар в списке снижается цена — на почту приходит уведомление, цена мол снижена, покупайте. Для бизнеса — это плюс: больше времени покупатель проводит на сайте, постоянно в контакте/получает рассылки, активная работа с «брошенной корзиной». Мнение: Николай Чуков, основатель и креативный директор студии Nikoland Могу привести такой пример как предзаказ товара на сайте по продаже ключей для игр. На проекте https://gabestore.ru/ мы реализовали интересную механику покупки товара, который поступит в продажу через некоторое время. Все аналогичные проекты позволяют лишь подписаться на появление товара, но товар раскупают в считанные минуты после релиза, в итоге пользователь знает, что игра поступила в продажу, но ее нет в наличии — печаль. А ведь так хотелось получить игру раньше друзей! Мы позволяем оплатить предзаказ сразу, а как только администратор сайта пополнит игру ключами (обычно до релиза в соцсетях и емейл рассылках), пользователь моментально получает ключ на емейл. Плюсы решения для заказчика: живые деньги за долго до старта продаж игры, понимание минимального количества продукта, который нужно закупить у производителя. Плюсы для клиентов: гарантия получения игры в числе первых без лишних заходов на сайт и напоминаний. Что касается чужих проектов… Я довольно редко встречаю магазины с какими-то интересным и необычным функционалом, все-таки это магазин, его задача продавать, а не удивлять. Но есть функционал, который я очень жду и который должен сделать переворот в области e-commerce — виртуальная примерочная. Допустим я ищу одежду, делаю свое фото в формате 360 градусов, движок магазина преобразует его в 3d модель, учитывающую все особенности моей фигуры, а потом я просто беру одежду из каталога и примеряю на себе, смотря как оно сидит. Или выбираю кухню, делаю фотку квартиры, загружаю, а система выдает мне хороший рендер и сама рассчитывает нужные размеры. И все это в онлайн-режиме через сайт. Реально очень жду и надеюсь, что это будет внешняя надстройка, которую сможет подключить себе любой магазин. Мнение: Алексей Шишкин, генеральный директор Redsoft Я бы хотел обсудить негативные стороны «прикольных фишек» в разработке интернет-магазинов. Самая частая ошибка студий (реже самих клиентов) — придумать экзотические решения в дизайне или логике работы, в надежде выделиться из числа конкурентов. В лучшем случае такие решения просто не окупаются и служат лаской ЧСВ причастных к разработке, и раньше такие магазины иногда даже выигрывали конкурсы сайтов. В таком случае потри клиента — только на излишнюю стоимость разработки решения. Но часто в попытке сделать специфичный функционал разработчики в погоне за wow-эффектом идут на нарушение принятых паттернов поведения пользователя на сайте. Например, если клик по кнопке «Купить товар» выводит сообщение про уникальное предложение по другому товару или если кнопка «Купить» бегает за мышью. Я уверен, что разработка дизайна интернет-магазина — самая скучная в вебе, потому что в ней вес аналитики при проектировании и дизайне намного превышает требования к визуальной составляющей и гонка за экзотикой и чрезмерной «индивидуальностью» в ней неуместна. В конце, как обычно, постараемся кратко структурировать мнения. Итак, какие выводы можно сделать: 1Одним из определяющих понятие «экзотический функционал интернет-магазина» является факт отсутствия соответствующего модуля в коробочных CMS. А это значит, что его разработка потребует отдельного времени и денег. Соответственно, в случае ограниченного бюджета или сроков, заказчикам стоит заранее разобраться, не выльются ли в итоге «небольшие эксклюзивные хотелки» в неподъемную сумму и не отодвинут ли они запуск проекта относительно запланированного. 2Как мы уже писали ранее, «красивости» и «дизайн-креативы» в интернет-магазинах — дело десятое. На первом месте — реализация бизнес-задач заказчика, технологические решения и юзабилити. Принимая решения о заказе необычного функционала, стоит задать себе простые, но важные вопросы: «Поможет ли это решение повысить конверсии?», «Является ли оно необходимым или привлекательным не для вас лично, а для ваших клиентов?», «Не будет ли это техническое решение отвлекать покупателей от основной цели ресурса — совершения покупок?» и т.д. 3В большинстве случаев необходимость экзотического функционала исходит от специфики бизнеса. Торговля живыми существами или точечные продажи дорогого промышленного оборудования почти наверняка будут сопряжены с функционалом, не присущим 95% интернет-магазинов. 4Инициатива о внедрении необычного функционала обычно исходит от самих заказчиков. Разработчики предпочитают советовать клиентам лишь неоднократно проверенные на собственном опыте варианты. Однако это не значит, что сотрудники веб-студий не обладают компетенциями одобрить или отговорить клиента от реализации его пожеланий при работе над интернет-магазином. 5При заказе интернет-магазина (как и любого другого сайта), заказчикам следует предварительно самостоятельно изучить отрасль и интернет-площадки конкурентов. Это позволит не только подчерпнуть полезные идеи для собственного бизнеса, но и уберечь себя от необдуманных решений. На сегодня всё. До новых встреч! Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. Рекомендуем: Основные ошибки разработчиков интернет-магазинов Подборка чистосердечных признаний веб-студий. Как построить продажи в веб-студии Продажи — ключ к успеху. Но вместе с этим — это самый сложный, самый плохо делегируемый процесс нашего бизнеса. Как определить клиента-вампира 13 типов клиентов, которые могут обескровить ваш бизнес. И чеснок не поможет :-). KPI веб-студии и агентства Интересует вопрос, на основании каких данных и показателей руководители веб-студий управляют компанией. Образно: что у вас на приборной доске? Какие показатели основные? Какие вспомогательные, но важные? На что не обращаете внимания? Какой горизонт финансового планирования (месяц, квартал, год)? Каким образом анализируются данные финансового учета, и как они используются в повседневной деятельности

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine