Экшн-камера GoPro Hero8 Black: высокая разрешающая способность и эффективный стабилизатор

Совсем недавно в разделе «Цифровое видео» был опубликован обзор новинки GoPro — панорамной камеры GoPro Max. Запомнился аппарат, главным образом, своим необыкновенно эффективным стабилизатором, высокой разрешающей способностью и долгим временем автономной работы. Но нашлись и некоторые изъяны в части сопутствующего программного обеспечения. Эти недостатки, к счастью, не касаются непосредственно самой камеры, ее конструкции. А значит, потенциально исправимы — было бы желание разработчика.

Теперь к нам на тестирование прибыл продолжатель высоких технологий, уже изученных на примере GoPro Max. Это камера привычного формата с одним объективом.

Конструкция, технические характеристики

Ничего не меняется, GoPro по-прежнему использует традиционный способ упаковки своего товара: коробка с аксессуарами, над которой возвышается прозрачный колпак с жестко закрепленной камерой. Да, упаковка довольно хитрая, вскрыть ее, не разорвав тонкий картон — это проблема. Именно в таком виде камера прибыла на тестирование.

Камера (вариант поставки CHDHX-801-RW) комплектуется чрезвычайно скромным набором аксессуаров. Карта памяти попала на фотографию случайно, в комплекте вы не найдете ничего сверх перечисленного ниже.

  • камера Hero8 Black
  • аккумулятор
  • изогнутое клеящееся крепление
  • крепежная пряжка + крепежный винт
  • кабель USB — USB Type-C
  • руководство пользователя (на самом деле это многоязычная книжка с перечислением важных — с точки зрения разработчика — условий эксплуатации)
  • гарантийный талон, листовки, наклейки

Дополнительные аксессуары приобретаются отдельно или в составе расширенного варианта поставки CHDRB-801, но их немалая стоимость может принудить к использованию аналогов-заменителей. Например, чтобы прикрепить камеру к штативу, мы использовали копеечную площадку с винтовым штативным отверстием, размеры ушек которой удивительно точно совпали с размерами штатной крепежной системы камеры.

Корпус камеры состоит из нескольких слоев: алюминиевое шасси плюс пластик с резиновым покрытием «софт-тач», которое исключает скольжение. Объектив находится вровень с корпусом, вперед выдается лишь защитный блок со стеклом. Под ним можно видеть решетку с отверстиями — это встроенный микрофон. В стороне от объектива расположен жидкокристаллический дисплейчик, доставшийся камере в наследство от прежних версий, еще не имевших полноценного дисплея. Здесь отображается информация о текущем режиме, состояние батареи и карты памяти, а также ведется отсчет времени съемки. Наличие этого экранчика в нынешних версиях камеры логичнее всего объяснить как дань традиции. Впрочем, возможно, найдутся пользователя, которым он и пригодится. Мы, признаться, за время тестирования взглянули на него лишь единожды — когда описывали его функциональность.

Яркий сенсорный дисплей находится на стороне оператора, он расположен не строго по центру камеры, а сдвинут чуть вправо. Размеры дисплея невелики, всего 40×28 мм, но это не мешает точному распознаванию касаний пальцами и даже несложных жестов.

Еще один микрофон находится на левом боку корпуса, под кнопкой включения. Эта же кнопка меняет режимы съемки.

Всю высоту правой стороны корпуса занимает крышка. Под ней находится батарейный отсек, слот для карты памяти и разъем USB Type-C. Как ни странно, эта крышка — съемная. Простая конструкция, состоящая из петли с прищелкивающейся к ней крышкой, в зафиксированном положении надежно защищает камеру от пыли и даже воды на глубине до 10 метров.

Важно: эту крышку нельзя оставлять в открытом положении в походных условиях. Например, если требуется подзарядить камеру от пауэрбанка, то крышку лучше совсем отстегнуть и убрать в карман, иначе ее очень легко потерять — она еле-еле держится в своей петле. Признаться, мы ее разок потеряли во время съемок, но, к счастью, она быстро отыскалась на утоптанном снегу.

Верхняя кнопка служит для старта и остановки записи либо создания фотоснимка, это зависит от текущего режима работы камеры. Этой же кнопкой включается мгновенная запись без предварительного включения аппарата (функция QuickCaprure). Крепежная система здесь та же, что и в рассмотренной GoPro Max — два ушка, которые убираются в предусмотренное для этого углубление.

Кстати, в этом углублении можно заметить решетку встроенного динамика. Он довольно громкий, особенно громко издаются сигналы начала и окончания записи.

Прилагаемая аккумуляторная батарея имеет емкость 1220 мА·ч. С полностью заряженным аккумулятором камера может вести непрерывную видеозапись в режиме 4K 60p в течение 48 минут. Результат не впечатляет. Возможно, будь аккумулятор поновее (камера уже была в недолгом использовании), то и длительность работы могла бы быть выше. Но вряд ли намного. Кстати, точному измерению длительности работы мешает поведение камеры — она регулярно выключается из-за перегрева.

Повторное тестирование с новым аккумулятором показало чуть большую длительность автономной работы: 56 минут. Как мы и предполагали, разница оказалась невелика.

Измерения производились при комнатной температуре, камера при этом находилась в покое, а снимаемая сцена была в основном статичной. В полевых же условиях, при низких температурах, время автономной работы может упасть в разы, поскольку литий-ионные аккумуляторы крайне не любят низких температур. И мы об этом еще расскажем.

Конструкция камеры не предусматривает наличие видеовыхода. Однако получить его все-таки можно. Достаточно купить специальный медиамодуль для Hero8 Black. Штука недешевая, само собой. Зато в этом медиамодуле имеется HDMI-порт, микрофонный вход (миниджек 3,5 мм), ну и, конечно, USB Type-C. Более того, на верхней и боковой частях медиамодуля располагаются стандартные интерфейсы типа «холодный башмак» для крепления устройств вроде внешнего монитора, накамерного света, микрофона и прочих гаджетов вплоть до усилителей радиосигнала. Чтобы соединить камеру с медиамодулем, достаточно отделить ее боковую крышку (вот для чего она сделана съемной) и вставить аппарат в корпус медиамодуля.

По всей видимости, связь гаджетов осуществляется через встроенный в камеру порт USB Type-C, пропускной способности которого, как видим, хватает и на видеовывод, и на питание, и на связь. К сожалению, такого медиамодуля у нас не было, а значит, при изучении камеры придется обойтись без видеовыхода.

Во время замеров длительности автономной работы мы выяснили, что камера страдает избыточным нагревом и аварийно выключается. Перед выключением, вместе с тревожным звуковым сигналом, дисплей успевает показать оранжевую иконку термометра и какие-то надписи, которые мы не успели прочитать за эти доли секунды. Зато, пока камера остывает, успели сфотографировать ее тепловизором.

Видно, что некоторые участки корпуса камеры нагрелись почти до 60 °C. По всей видимости, под этим самым горячим участком корпуса (район переднего ЖК-дисплея) прячется процессор. Критический нагрев, приводящий к аварийному отключению аппарата, возникает уже через 15–20 минут записи при комнатной температуре, и это при выключенном стабилизаторе! Все правильно, миниатюрный герметичный корпус, не имеющий вентиляционных отверстий, обязательно приводит к перегреву внутренних компонентов, ведь в камере используется многомегапиксельный сенсор и производительный процессор, выделяющий много тепла.

Основные технические характеристики экшн-камеры приведены в следующей таблице:

Сенсор 1 сенсор CMOS ½,3″ 12 Mп
Интерфейсы
  • USB Type-C
  • Wi-Fi
  • Bluetooth
Носитель карта памяти формата microSD до 128 ГБ Class 10 или UHS-1 или выше
Габариты, вес 66×48×28 мм, 103 г без аккумулятора, 125 г с аккумулятором и картой памяти
Длительность записи от аккумулятора до 48 минут в режиме 4K 60p (до 56 минут с новым аккумулятором)
Режимы видеозаписи в тексте статьи
Прочие характеристики
  • трехосевая электронно-программная стабилизация изображения HyperSmooth 2.0
  • управление по Wi-Fi
  • голосовое управление
  • режим Time Lapse
  • режим TimeWarp
  • режим Slow Motion
  • водонепроницаемый корпус (до 10 метров)
Розничные предложения (минимальный комплект, CHDHX-801-RW)
Розничные предложения (расширенный комплект, CHDRB-801)

Информацию о камере также можно увидеть на страничке продукта.

Видео/фотосъемка

При подготовке статей с обзорами видео- или фотокамер не делается попыток снять художественный, видовой или экшн-фильм, как того хочется некоторым читателям. Цель каждой сугубо технической статьи — рассказать об эксплуатационных свойствах прибора, по возможности показать, каким образом настройки камеры либо условия съемки могут повлиять на характер и качество получаемого видео, а также ознакомиться с оригинальными видеороликами, снятыми в фиксированных условиях, для последующего сравнения со съемками, которые сделаны другими аппаратами.

Рассмотрим технические параметры видео, которое записывает камера. Этих параметров здесь — просто море, в котором очень легко утонуть. Даже простой подсчет вариантов съемки заведет в такой тупик, что не выбраться. Дело в том, что камера может снимать в шести режимах, точнее, с шестью разными размерами кадров. Но! Эти шесть размеров следует умножить на два варианта битрейта, высокий и низкий, а затем еще раз умножить на доступное количество частот кадров. Причем для разных размеров кадра доступно разное количество частот, что добавляет путаницы. Более того: камера умеет переключаться из стандарта NTSC в стандарт PAL, что почти вдвое увеличивает количество доступных частот кадров. В итоге мы получим сотни и сотни режимов, а это риск навсегда в них запутаться. Впрочем, эти сотни можно смело умножать еще раз, поскольку камера умеет кодировать в два разных формата, HEVC и AVC. И это мы еще не касались четырех вариантов углов обзора… Жуткая перспектива вырисовывается.

В настройках камеры имеется довольно хитрый пункт выбора кодека. Почему хитрый? А вот почему:

С первым пунктом все ясно: когда он активен, камера будет вести запись только в HEVC, без вариантов. А вот второй пункт создает путаницу, непонятно, в какой именно формат камера собирается вести запись. Не в оба же сразу?

Чтобы расшифровать задумку разработчика, пришлось потратить много времени на эксперименты. Оказалось, что второй пункт, H.264 + HEVC, дает камере право самостоятельно выбирать оптимальный кодек. И она это делает, исходя из сложности выбранного формата. Чем больше информации содержится в записываемом видео (размер кадра, частота), тем выше вероятность, что видео будет сжато более эффективным HEVC. Например, при съемке в 4K с частотой 30 кадров в секунду камера создаст видео, сжатое AVC (H.264). Но стоит повысить частоту кадров, и видео станет кодироваться в HEVC (H.265). Это логично и оправданно с точки зрения камеры, однако затрудняет прогнозирование оператору. Что, если ему требуется получить строго определенный формат, но камера самовольно изменила его во время записи? Такие настройки, вероятно, будут полезны для обыденного применения нетребовательным пользователем, однако они отучают человека думать своей головой. Либо наоборот — заставляют досконально изучить каждый формат, а на это потребуется немало сил и времени.

Чтобы выяснить, в каких случаях камера использует AVC, а в каких HEVC, мы сначала провели тестовую съемку коротких клипов со всеми возможными размерами кадра, но с невысокой частотой, не выше 30 кадров в секунду. Затем повторили эксперимент, переключившись в первый режим «строго HEVC» и выставляя каждый раз максимально возможную частоту кадров. В следующей таблице режимов и битрейтов, в графе H.264 указаны битрейты, затрачиваемые камерой при съемке с частотой 30 кадров в секунду. В то время как графа H.265 содержит значения, получающиеся при съемке с максимально возможной частотой кадров, которая в каждом формате разная, от 30 до 240.

Размер кадра Частота кадров в файле Кодек, битрейт (Мбит/с) Звук
H.264 (частота 30p) H.265 (макс. частота)
выс. низ. выс. низ.
4K (3840×2160) 24, 25, 30, 50, 60 100 60 100 60 AAC стерео 192 Кбит/с
4K 4:3 (4000×3000) 24, 25, 30 нет нет 100 60 AAC стерео 192 Кбит/с
2.7K (2704×1520) 24, 25, 30, 50, 60, 100, 120 100 30 100 60 AAC стерео 192 Кбит/с
2.7K 4:3 (2704×2028) 24, 25, 30, 50, 60 100 60 100 60 AAC стерео 192 Кбит/с
1440 (1920×1440) 24, 25, 30, 50, 60, 100, 120 60 45 80 60 AAC стерео 192 Кбит/с
1080 (1920×1080) 24, 25, 30, 50, 60, 100, 120, 200, 240 60 45 80 60 AAC стерео 192 Кбит/с

Добавим, что в некоторых случаях наблюдается двукратная разница в уровнях битрейтов при съемке с одним и тем же размером кадра, но с разной частотой. Например, на кодирование Full HD с кодеком AVC (H.264) и частотой 30 кадров в секунду камера затрачивает 30 Мбит/с, но увеличение частоты до 240 кадров в секунду приводит к двукратному увеличению битрейта, до 60 Мбит/с соответственно.

Не меньшая путаница возникает с углами обзора. Но прежде чуток теории. В руководстве пользователя и служебном меню камеры изменение углов обзора называется «Цифровой объектив». Существует четыре «положения» цифрового объектива: SuperView, Широкий, Линейный и Узкий. Неосведомленный пользователь может подумать, будто в камере действительно присутствует некий объектив, который, меняя свое положение, тем самым влияет на фокусное расстояние (трансфокатор, зум). На самом же деле, конечно, никаких подвижных частей оптическая система камеры не имеет. А изменение фокусного расстояния производится самым элементарным образом: программной обрезкой исходного кадра (кроп) с последующим растягиванием получившейся картинки до нужных размеров. То есть, видео, снятое с «узким» углом обзора — это всего лишь центральный кусочек видео, снятого с широким углом, растянутый до заданного размера. Вот так:

Разумеется, детализация полученного таким образом видео падает в разы. И то, что делает камера, нетрудно сделать самому при монтаже, ведь функции обрезки кадра с последующим его растягиванием присутствуют в любом видеоредакторе. Так для чего же в камере присутствуют эти установки? Вероятнее всего, они предназначены для того пользователя, у которого нет компьютера и, соответственно, возможности полноценного монтажа.

А теперь про путаницу. Она исходит из того, что некоторые углы обзора невозможно применить в некоторых форматах. Например, при съемке в 4K с частотой 60 кадров в секунду нельзя выставить сверхширокий угол обзора (SuperView), в меню доступны лишь два угла: широкий и линейный. Выяснить доступность того или иного угла обзора при выбранном формате можно, лишь изучив пункты служебного меню.

Следующие съемки тестовой таблицы хорошо показывают зависимость разрешающей способности камеры от выбранного угла обзора. Чем меньше угол — тем ниже разрешающая способность. При наличии оптического зума (в обычных камерах) такая зависимость отсутствует, а здесь она не просто присутствует — она неизбежна по причинам, описанным выше. Кстати, включенный стабилизатор не влияет на разрешающую способность камеры, она не снижается, как можно было бы ожидать. Это чрезвычайно полезное достижение разработчиков.

4K Широкий

4K Линейный

4K Широкий + стабилизация

В 4K-режиме с широким углом обзора камера дает 1600 ТВ-линий по горизонтальной стороне кадра. Это очень хороший результат для 4K-съемки, подобные цифры характерны для фото-видеотехники среднего и высшего ценового диапазона. Если же при съемке угол сузить до «линейного», то разрешающая способность ожидаемо падает с исходных 1600 ТВ-линий до 1400. Более точному измерению мешают артефакты, возникающие в кадре из-за его кропа с последующим ресайзом.

Со съемкой в Full HD прослеживается примерно та же картина: сужение угла обзора приводит к планомерному снижению разрешающей способности: SuperView — 900 ТВЛ, Широкий — 800 ТВЛ, Линейный — 700 ТВЛ, узкий — 600 ТВЛ.

Кстати, эту наиболее высокую разрешающую способность, которая получается при съемке с углом SuperView, нельзя назвать высокой для Full HD съемки. Здесь мы в который уже раз видим работающую аксиому: разрешающая способность 4K-камер при съемке в «неродной» для них Full HD оказывается ниже, чем детализация хороших Full HD камер, снимающих в «родной» Full HD (единственное исключение не в счет).

А что, если взять какой-то промежуточный размер кадра, между 4K и Full HD? Например, 2,7K (2704×1520).

Ничего удивительного не происходит: в этой съемке мы видим закономерную «серединку», составляющую около 1100 ТВ-линий. Конечно, такая детализация не сравнится с детализацией, которую дает 4K, однако преимущество съемки с этим размером кадра заключается в доступной частоте — 120 кадров в секунду против максимальных 60 в 4K. Для фильма, который будет монтироваться в Full HD, съемка в таком формате и с такой частотой подходит просто идеально: разрешающая способность достойна качественного Full HD, а частота позволяет вчетверо-впятеро замедлить видео, сделав эффектную слоумо-вставку.

Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают некоторые режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров. Можно наблюдать, что при уменьшении угла обзора изображение увеличивается в размерах, но качество при этом падает.

Следующие кадры сняты с размером 1920×1080 и с одинаковым углом (широкий), но с разной частотой, от максимальной 240p до почти минимума, 30p. Эти кадры показывают деградацию качества в зависимости от частоты кадров видео. Чем меньше частота — тем выше качество.

Со съемкой статичных сцен у камеры все очень неплохо, особенно, если не усердствовать с уменьшением угла обзора и не увеличивать частоту кадров. Но ведь это экшн-камера. Она предназначена снимать динамику. А это значит, что к уровню битрейта и качеству аппаратного кодировщика предъявляются более жесткие требования. Оценим способность камеры кодировать сложные сцены с достаточным качеством. Сначала на примере скоростной съемки в формате 1080 240p.

Трудно заметить какую-то существенную разницу, правда? Это объясняется не только небольшим расхождением в уровнях битрейта (60 и 80 Мбит/с), но и, главным образом, изначально низким качеством скоростной съемки.

Гораздо более существенная разница наблюдается в старшем режиме съемки, 4K с частотой 60 кадров в секунду.

Тут даже комментировать не нужно: мазня вместо деталей на левом снимке говорит о серьезной нехватке битрейта, в то время как в съемке со 100 Мбит/с битрейта вполне хватает для кодирования мелких объектов, особенно движущихся (рябь на воде).

Можно сделать общий вывод из полученных сведений: при съемке в режиме с изначально невысоким качеством (скоростные режимы или режимы с узким углом обзора) не стоит тратить место на карте памяти, минимального уровня битрейта будет вполне достаточно. А вот на режимах с большим размером кадра экономить нельзя, тут подойдет только высокий уровень битрейта.

Изучая месяц назад панорамную камеру GoPro Max, мы отдали должное ее необыкновенному стабилизатору. Только им одним этот аппарат бьет любого конкурента. А как со стабилизацией обстоит в рассматриваемой камере? Разработчик ведь один и тот же, GoPro. И можно надеяться, что эти уникальные наработки перекочевали из панорамной камеры в обычную.

Следующие ролики сняты с рук во время быстрой ходьбы по неровному снегу, съемка велась в режиме 4K 60p.

Великолепно! Стабилизация действительно работает, полностью убирая любую тряску. Подавляющее большинство фотоаппаратов, видеокамер и тем более экшн-камер плачут от зависти.

Но оказывается, в камере имеется еще и третий режим стабилизации, повышенный. Вот только доступен он не всегда. Например, при съемке в Full HD с частотой 240 кадров в секунду повышенная стабилизация невозможна. Но стоит снизить частоту кадров вдвое, до 120p, третий режим становится доступным, появляясь в меню настроек.

Сравнивая работу Повышенной стабилизации со стандартной, трудно увидеть явную разницу, хоть какое-то отличие в положительную сторону. Это потому, что улучшать здесь просто нечего: к обычному режиму стабилизации нет никаких претензий.

Кстати, если в панорамной камере GoPro Max можно было наблюдать полную компенсацию вращения камеры по оси объектива, то рассматриваемый аппарат не умеет так делать. Если наклонить камеру во время записи влево или вправо — изображение тоже наклонится, как в любой другой камере. Конечно, небольшой угол наклона будет компенсирован трехосным стабилизатором, но лишь в том случае, если этот наклон носит кратковременный характер и приравнивается к тряске.

Роллинг-шаттер (подробнее см. в материале Роллинг-шаттер в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения) в съемке нашей камерой полностью отсутствует. Причина понятна: быстрый сенсор и широкий угол обзора. Желающие могут скачать оригинальный видеоролик, снятый в 4K 50p (loco-original.mp4, 380 МБ).

Однако роллинг-шаттер иногда может проявляться еще и в виде «желе», так происходит, когда камера во время съемки подвергается мелкой вибрации. Проверим, даст ли наша камера пресловутое желе, если примотать ее, скажем, к квадрокоптеру. Этот летающий гаджет отличается заметной вибрацией во время полета, особенно сильная вибрация наблюдается в моменты маневров и посадки. Ранее мы уже использовали этот дрон в качестве платформы для разных экшн-камер, в результате почти всегда получали заметный роллинг-шаттер.

Но то были старые камеры, построенные на устаревших дешевых сенсорах. Которые, хоть и могли дать 4K с частотой 30 кадров в секунду, но быстротой сканирования не отличались. В нашей же камере — сенсор явно современный, скоростной. Заберемся в облака и посмотрим на результат.

Абсолютное отсутствие желейности в видео! Даже во время маневров и посадки дрона, когда вибрация корпуса наиболее сильна.

Настройки камеры позволяют изменить любой параметр экспозиции, либо положиться на автоматику. Эта автоматика за последние годы настолько поумнела, что мы затрудняемся назвать условия, когда могли бы потребоваться ручные фиксированные настройки. Пожалуй, разве что при съемке интервального (таймлапс) видео. В остальных же случаях проще всего оставить настройки по умолчанию, автоматическими. Камера не ошибется ни при определении температуры кадра, ни с параметрами экспозиции. Эти настройки станут меняться автоматически во время съемки вместе со сменой освещенности и температуры, причем делается это плавно, без скачков. Так, как положено делать всем видеокамерам.

Пора поговорить о способностях камеры вести съемку при недостаточном уровне освещенности. Понятно, что микроскопическая оптика — не лучший вариант для такой съемки. Все, что мы можем — это выяснить, при каких значениях ISO и при съемке с какой частотой кадров в видео появляется цифровой шум, который считается браком. Следующие ролики получены в формате 4K, но с разной частотой, 24 и 60 кадров в секунду. Уровни ISO изменялись пошагово, со 100 до максимально возможных 6400. Полные стоп-кадры можно увидеть по ссылкам, находящимся под миниатюрами.

Следует признать, что камера не предназначена для полуночных съемок. Это не дефект камеры, а закономерность: качественную видеокартинку микрооптика может дать только при достаточном уровне освещенности, не менее 700 люкс (открытое пространство пасмурным днем либо в тени в ясную погоду). При съемке же в темноте с частотой 24p кадр наполняется шумом уже при усилении 800, такое же количество шума появляется в съемке с частотой 60 кадров в секунду при вдвое большем значении ISO, 1600. Это двукратная разница объясняется разной выдержкой: в 24p выдержка вдвое длиннее, чем в 60p. Более высокие значения ISO (ISO 1600 для 24p и ISO 3200 для 60p) делают видео совершенно несмотрибельным из-за мельтешащего цифрового шума. Таким образом, при съемке в потемках следует перейти в ручные настройки и установить порог ISO в 800 либо 1600, в зависимости от выбранной частоты кадров.

Дополнительные режимы съемки, имеющиеся в камере, связаны с интервальной записью. Эта запись имеет устоявшееся название «таймлапс», что буквально означает «промежуток времени». Она складывается из отдельных кадров, фиксируемых камерой через определенные интервалы времени (поэтому правильное название — интервальная видеосъемка). Помимо обычного таймлапса с выбором интервалов камера предлагает съемку в режиме TimeWarp. Он отличается от таймлапса тем, что в такой съемке включается стабилизатор, а скорость записи можно в любой момент изменить, нажав соответствующую кнопку на дисплее камеры или в мобильном приложении. Также в TimeWarp присутствует любопытный вариант: автоматический выбор скорости съемки. То есть, по всей видимости, в таком режиме камера самостоятельно определяет интервалы, с которыми создаются отдельные кадры, в зависимости от движения, сцены и освещения (цитата из Руководства пользователя). Возможно. Однако нам не удалось понаблюдать этот эффект автоматического ускорения или замедления, хотя TimeWarp съемка проводилась в самых разных условиях: со штатива, в движении пешком и даже из движущегося автомобиля.

Благодаря тому, что в таймлапс-съемке можно удлинять выдержку хоть до секунды, камере хорошо удается ночной таймлапс — существует даже специальный режим, который так и называется. Благодаря длинной выдержке в кадре почти отсутствует цифровой шум. Правда, движущиеся объекты получаются смазанными, но этого никак не избежать.

Завершая тему видеосъемки, приведем короткий ролик. Все видео в нем снято рассматриваемой камерой в формате 4K 60p. Если абстрагироваться от сюжета, съемки и монтажа, то в ролике можно оценить главное преимущество камеры — ее стабилизатор, с которым совершенно не нужны внешние стабилизирующие системы. Да, изредка изображение чуть срывается (не каждый заметит), но это целиком вина оператора, слишком резво передвигавшегося по неровному снегу и размахивавшего рукой. Во время монтажа программные стабилизаторы не использовались, лишь чуток был изменен цвет и увеличен контраст.

А теперь о проблемах, которые возникли во время этой выездной съемки. Мы хорошо помним о слабой автономности камеры — при комнатной температуре заряда аккумулятора хватило лишь на 48 минут записи. Поэтому, в целях экономии энергии, запись производилась только в самые интересные моменты. Тут-то и пригодилась архиполезная функция QuickCapture, когда для старта записи не нужно включать камеру, достаточно нажать кнопку Rec.

Жаль, что тщедушный аккумулятор так сильно ограничивает свободу съемки. А ведь он еще и низких температур боится. Есть способы избежать просадки аккумулятора при работе на холоде. Не ахти какие секретные.

  • первый вариант: не выключать камеру. Так, чтобы она постоянно потребляла энергию, пусть даже в режиме простоя. Работающие сенсор и процессор будут подогревать корпус изнутри, да и сам факт небольшого потребления энергии не даст охладиться аккумулятору. Но ведь постоянно работающая камера непременно истратит и без того невысокий заряд батареи. Нет, этот вариант не подходит.
  • второй вариант — держать выключенную камеру во внутреннем кармане, вынимая ее для записи только нужных моментов. Однако в нашем случае аппарат был привинчен к небольшой треноге, которая играла роль рукояти, а такую конструкцию, если в карман и сумеешь убрать, то быстро вытащить не получится. Значит, и этот вариант мимо.

Такой цугцванг привел к тому, что за час нахождения на улице при температуре всего лишь около −5 °C, аккумулятор охладился так, что его емкость упала с 75% заряда до нуля. Буквально только что было 75%, а при следующем включении камеры, через минуту — уже ноль и камера заснула. Чтобы продолжить съемку, пришлось воспользоваться пауэрбанком, который все это время находился в тепле, во внутреннем кармане пуховика. Оставшееся время оператор бегал с торчащими из одежды проводами. Впоследствии, уже по пути домой, аккумулятор, отогревшийся в теплом автобусе, показал 60% заряда. Вот было обидно.

Делаем вывод: зимние экшн-сюжеты получится снять, только если камера во время транспортировки находилась в тепле. Сняв один ролик, непременно убирайте камеру обратно в тепло, иначе есть серьезный риск увидеть на дисплее 0% заряда. Кстати, съемка в летнюю жару и тем более на солнце чревата другим осложнением, которое мы тоже наблюдали: перегревом. А ведь охладить аккумулятор не проще, чем согреть.

Камеру можно использовать в качестве фотоаппарата, который умеет работать в четырех режимах: RAW, Стандартный, HDR и «Суперфотка». Также доступны несколько режимов серийной фотосъемки, в том числе скоростной. Фотографии в RAW-формате имеют расширение *.GPR, этот формат основан на DNG RAW от Adobe, но в нем отсутствует встроенный предварительный просмотр JPG. Такие фотографии легко открываются и обрабатываются в Adobe Camera RAW.

Другие три режима дают обычные JPEG-фотоснимки. Разница между ними кроется в разной степени выраженности теней, светов и цвета в режимах HDR и «Суперфотка».

Последний режим — Суперфотка — напоминает «AI» в смартфонных камерах и фотоаппаратах. Он предназначен для автоматического определения характера сцены с применением наиболее подходящих настроек экспозиции и цвета.

Программное обеспечение

Миниатюрный сенсорный дисплей полностью освобождает от необходимости использовать смартфон для изменения настроек камеры. Несмотря на микроразмеры экрана, нам удавалось управлять камерой даже в перчатках со специальными вставками на пальцах. ПО камеры построено логично и удобно, управление настройками осуществляется свайпами и касаниями. Ниже приводятся снимки экрана камеры в разных режимах.

Для связи с камерой используется фирменное приложение GoPro App. Оно универсально и подходит для любой модели камеры GoPro, снабженной Wi-Fi-адаптером и функцией беспроводного управления. первичное соединение камеры со смартфоном производится через Bluetooth, после чего смартфон подключается к Wi-Fi-точке камеры. Это приложение достаточно подробно описано в обзоре панорамной камеры GoPro Max, повторять рассказ нет необходимости.

Укажем лишь на некоторые особенности. Первая: при съемке в 4K с высокой частотой кадров просмотр живого видео на смартфоне невозможен. Трансляция доступна только во время записи 4K с частотой 30 кадров в секунду и ниже. Прочие режимы с меньшим размером кадра не имеют таких ограничений, трансляция видео поступает на смартфон бесперебойно. Вторая особенность: хрупкая связь камеры со смартфоном. Например, если во время сеанса связи с камерой вы переключитесь на другое приложение или даже просто ответите на входящий звонок, то связь с камерой разорвется. Вернувшись в GoPro App, придется вновь устанавливать подключение. И не факт, что оно установится без перезагрузки приложения. Речь сейчас только о смартфонах на Android. Возможно, аналогичное приложение для iOS ведет себя иначе и не страдает таким недостатком.

В мобильное приложение встроен нехитрый видеоредактор. Точнее, модуль, который позволяет провести самые простые монтажные операции: подрезку, добавление нехитрых титров и музыки. Экспорт материала производится как во внутреннюю память смартфона, так и в облако.

Полный текст статьи читайте на iXBT