Эхолот-картплоттер Garmin Echomap 50dv со сканирующим датчиком DownVu
В минувшем десятилетии на рынке рыболовных эхолотов произошла небольшая революция: в продаже стали появляться модели с высокочастотными сканирующими излучателями, которые в некоторых случаях позволяли получать чуть ли не фотографическое изображение дна водоема. Фирменные названия данной технологии у разных производителей были разными, но в большинстве своем они созвучны или связаны с фразой «боковой обзор» (SideVu, Side Imaging и т. д.).
А в минувшем году данная технология в упрощенном варианте стала активно проникать в более доступные сегменты рынка, где эхолот с ее поддержкой можно приобрести сейчас по цене от 15 тыс. рублей и даже меньше. Но прежде чем говорить об их устройстве и практике работы с ними, кратко напомним принцип работы устройств предыдущего поколения.
Типичный эхолот состоит из двух основных элементов — преобразователя (излучателя, трансдьюсера, сонара) и электронного блока обработки и отображения информации. Преобразователь переводит энергию электрических высокочастотных импульсов в ультразвуковые колебания, а также осуществляет обратное преобразование отраженного сигнала. Его ядром обычно являлся цилиндрический кристалл титаната бария (иногда других материалов), в котором под воздействием электрического поля возникали упругие колебания, заставляющие его сокращаться и расширяться, в результате чего появлялись волновые колебания в воде. Принято считать, что форма излучающего сигнала такого преобразователя имеет форму конуса. На самом деле это не так.
Изображение из книги «Эхолоты и GPS-навигаторы», В.А. Евстратов Реальная диаграмма излучения имеет многолепестковую структуру с ярко выраженным «центром». Ширину диаграммы направленности («угол конуса») как электрических, так и акустических антенн, принято определять по половинному уровню мощности излучения. Этот угол при одинаковых размерах кристалла зависит от частоты — чем выше частота, тем уже конус. Таким образом возникала дилемма — если нужно было показать глубину под лодкой, нужен был узкий высокочастотный сигнал. А если мы хотим захватить чуть большую площадь с целью поиска рыбы, то частоту надо было уменьшать. Бюджетным решением проблемы стали так называемые двухлучевые эхолоты, которые на одном излучателе формировали два разных сигнала.
Информация с двух лучей объединялась и выводилась на экран эхолота, но точно определить, с какой именно стороны находится объект в толще воды, если он попал только в широкий луч эхолота, было трудно. В этом случае в моделях Humminbird, например, такие объекты отображались не закрашенными пиктограммами. Однако понять, находится ли они справа или слева, невозможно.
Дальнейшая эволюция эхолотов, предназначенных для установки на лодки и малые суда, шла по принципу увеличения количества лучей. Трех и четырехлучевые модели позволяли отличать рельеф и объекты справа и слева от лодки. А самые прогрессивные многолучевые модели с 6, 11 и более лучами уже могли рисовать трехмерные картины.
Но с появлением излучателей нового типа подобные многолучевые модели начали уходить с рынка.
DownVu, Down Imaging, DownVision Главная особенность новой технологии — форма излучаемого сигнала. Он не конусообразный, он плоский, эллипсовидной формы. Плюс увеличенная частота, которая позволяет получить лучшую детализацию. В итоге эхолот работает практически как сканер. Два таких излучателя, установленные по бокам под определенным углом, как раз и названы производителями как SideVu, Side Imaging и др. А результат их работы можно посмотреть на самой первой иллюстрации к этой статье.
В упрощенном варианте исполнения остается один излучатель, направленный вниз. Garmin такой датчик называет DownVu, у Humminbird он называется Down Imaging, у Raymarine — DownVision.
Результирующее изображение на экране эхолота получается не столь фантастически фотографичным, как в случае с SideVu и ему подобными, но детализация все равно впечатляет.
Главное, что на изображении становится меньше шума и появляется возможность разглядеть достаточно мелкие объекты, в том числе и водоросли. Но подробнее об этом чуть ниже.
Правда, тот же Humminbird в некоторых моделях с Down Imaging все равно использует два датчика, а результирующая картинка дна получается путем программной обработки двух сигналов, которые до этого отображались на экране по отдельности. И в этом случае качество оказывается на высоте. Вместе с ценой.
Однако есть у данной технологии свои ограничения — типичная глубина сканирования составляет от 30 до 50 метров в зависимости от излучателя. При этом с увеличением глубины уменьшается и ширина обзора.
Garmin Echomap 50dv Изначально наибольший интерес для нас представляли бюджетные модели с излучателем DownVu, но вследствие возросшего под осень спроса удалось раздобыть только более дорогую модель Garmin Echomap 50dv, включающую картплоттер. Вдобавок к сканирующему излучателю у этой модели имеется и обычный двухлучевой. Его наличие — суровая необходимость, которая позволит системе выполнять свои функции при глубине более 30 метров. Дело, правда, не только в этом —, но пока не будем забегать вперед.
Исходя из названия модели можно сразу определить, что перед нами эхолот-картплоттер с пятидюймовым экраном и излучателем DownVu. Подробные характеристики модели мы занесли в таблицу, а также добавили туда параметры более простой модели Garmin echo 301dv, на которую прицеливались изначально.
Garmin Echomap 50dv Garmin echo 301dv тип эхолот-картплоттер эхолот экран 5 дюймов, 256 цветов 3,5 дюйма, 256 цветов разрешение экрана 480×640 240×320 GPS/Глонасс да/да — работа с картами да — карта памяти 2 слота microSD — количество маршрутов / точек / треков 100 / 5000 / 50 — сонар 50/77/200 кГц, DownVu мощность излучения среднеквадратичная / пиковая 500 / 4000 Вт 300 / 2400 Вт максимальная глубина в пресной / соленой воде 700 / 335 м 530 м / Н/Д углы лучей 60° и 120° запись данных сонара да нет символы в виде рыбок нет да энергопотребление типичное / пиковое 5 / 27 Вт Н/Д водонепроницаемость IPX7 габариты 150×155×61 мм 104×147×71 мм вес 700 г 330 г средняя цена T-10732181 T-10694568 розничные предложения LS-10732181–10 LS-10694568–10 Если исключить функцию картплоттера и все что с ней связано, отличия моделей будут только в мощности излучателей и размере и разрешении экранов.
Комплект поставки В коробке относительно крупных размеров (215×295×170 мм) присутствует все необходимое для установки и подключения основного блока эхолота и трансдьюсера на корпусе лодки:
сам эхолот Garmin Echomap 50dv универсальный излучатель (трансдьюсер, сонар) 77/200 кГц HD-ID/DownVu с кабелем (6,5 м) защитная пластиковая крышка для основного блока эхолота поворотный кронштейн и держатели для установки основного блока рамка для основного блока в случае установки на приборной панели лодки шаблон для выпиливания отверстия на панели под основной блок резиновая пробка для проведения кабеля через борт или дно лодки кабель питания с предохранителем и отдельной разводкой для подключения по протоколу NMEA 0183 (1,8 м) двусторонний скотч комплект крепления трансдьюсера на транец комплект для крепления трасдьюсера на корпусе электромотора инструкция по монтажу трансдьюсера (англ.) инструкция по монтажу основного блока (англ.) краткое руководство по эксплуатации на нескольких языках включая русский полное руководство по эксплуатации (англ.) правила по технике безопасности нескольких языках, включая русский Кроме всего вышеперечисленного в комплекте присутствует полный набор всевозможных винтиков, шайб, стяжек и прочих деталек. Другими словами, все подобрано до мелочей, и для установки от вас потребуются только прямые руки и инструмент.
То, что в комплекте нет полноценной бумажной инструкции на русском языке, частично компенсируется тем, что существует ее электронная версия, которую можно взять на официальном сайте.
Описание и установка Основной блок может быть установлен как на специальном поворотном кронштейне, так и врезан в приборную панель катера или яхты. В последнем случае в комплекте прилагается шаблон, по которому следует пропилить на панели отверстие, после чего закрепить блок четырьмя саморезами. Чтобы закрыть головки саморезов на лицевую часть одевается специальная пластиковая рамка.
При установке на поворотный кронштейн появляется возможность вращать прибор в двух плоскостях.
Трансдьюсер может быть закреплен как на транце лодки, так и на троллинговом электромоторе. Для этого в комплекте присутствует все необходимое.
В случае с установкой на электромоторе трансдьюсер пристегивается к нему большим хомутом. Однако наш старенький троллинговый Minn Kota Endura Pro 32 для этого не подошел. Причина в большой длине датчика (15 см), который упирался в гребной винт и блокировал его вращение.
Лицевая часть основного блока содержит ЖК-экран, динамик, датчик освещенности, блок кнопок с подсветкой и прикрытый подмагниченной пластмассовой крышкой отсек для карт памяти.
Кнопки »+» и »−» управляют масштабом карты, стрелочный блок служит для навигации по меню и скроллингу по карте, кнопка «Select» подтверждает выбор, «Back» возвращает на один шаг назад, «Menu» вызывает локальное меню для текущей функции, «Home» предназначена для перехода в главное меню прибора, а «Mark» позволяет занести в память прибора текущее местоположение.
Один из слотов microSD предназначен для работы с картографическими функциями, а второй для сохранения пользовательских данных, таких как запись показаний трансдьюсера или сохранения скриншотов.
Обратная сторона содержит лишь два разъема. Верхний восьмиконтактный предназначен для подключения трансдьюсера. Нижний служит для подключения питания и работе по коммуникационному протоколу NMEA 0183.
Устройство имеет водонепроницаемый корпус, соответствующий стандарту IPX7, то есть оно может работать, будучи погруженным в воду на глубину до одного метра. Мы проверили это на водоеме, но забыли сделать соответствующее фото, потому повторили эксперимент уже в домашних условиях. Все работает.
Главное меню прибора состоит из восьми пунктов. Первые два отвечают за отображение карты и работу с трансдьюсером. Остальные являются сервисными. С них мы и начнем.
«Комбинации». Отвечают за режимы совместного отображения различных данных, например, навигационной карты и «картинки» с двухлучевого излучателя.
Через меню можно сформировать различные наборы отображаемых данных, которые комбинируются только попарно. При этом первый выбранный показатель будет считаться основным и займет примерно две трети экрана. Среди доступных к выводу показателей только различные варианты информации от трансдьюсеров (сонаров) и два варианта представления карты.
«Приборы контроля» подразумевают доступ к приборной панели и маршрутному компьютеру. Также тут может отображаться другая информация, полученная через интерфейс NMEA 0183 или NMEA 2000 от различных устройств, установленных на катере или яхте.
«Человек за бортом» создает в памяти навигатора точку, к которой затем можно начать движение в поисках «выпавшего».
В меню «Настройки» можно отрегулировать различные параметры, касающиеся как самого эхолота, так и отображения некоторых общих данных для катера или системы навигации.
Например, в разделе «связь» можно активировать Wi-Fi, а затем подключиться к прибору устройства на iOS и через приложение Bluechart Mobile создавать маршруты и обмениваться другой информацией.
Через раздел «сигналы» можно настроить биппер для различных событий от сонара или навигационной системы.
Навигация и работа с картами В системе есть три варианта отображения карты: обычный вид сверху включая курсор, пролистывание и масштабирование; вид с перспективой и комбинированный режим, когда верхние две трети экрана занимает обычная карта, а в нижней трети карта все время сфокусирована на вашем местоположении и имеет масштаб в 10 раз крупнее чем на обычной карте вверху, что позволяет всегда держать под рукой обзорный вид.
Все навигационные функции сосредоточены в меню «Навигация».
Тут есть возможность задать маршрут к сохраненным ранее точкам, следовать по трекам, которые хранятся в памяти прибора с привязкой к датам или в виде отдельных записей, если их предварительно сохраняли.
Маршруты прокладываются по точкам. Для этого карта входит в режим прокрутки, а за курсором следует линия маршрута.
Также присутствует поиск, но ищет он только среди названий сохраненных треков или точек. При этом поиск по объектам с карты не осуществляется.
В нашем навигаторе был загружен целый ряд карт: общая, Дороги России Топо и детальные карты некоторых водоемов. Причем детализация этих карт нам понравилась еще при тестировании туристического навигатора Garmin Monterra.
Эхолот Напомним, что наш трансдьюсер имеет обычный двухлучевой режим и режим работы DownVu. Причем их можно использовать одновременно, благодаря чему появляется возможность выявить различия и отметить преимущества.
Меню «Сонар» дает доступ к информации от трансдьюсеров в их различной комбинации, а также позволяет просматривать изменение глубины и температуры воды в настраиваемом временном интервале от 1 минуты до 8 часов.
Но главное — работа с сонарами. Пункт «Традиционный» запускает отображение информации с обычного двухлучевого излучателя. Раздел «Увеличение» разделяет экран обычного излучателя пополам, где левая часть показывает увеличенный фрагмент изображения от текущего транслируемого излучателя на выбор — 77 или 200 кГц. Запустить в таком режиме отображения с сонара DownVu, увы, нельзя.
Аналогично ведет себя пункт «Разделить частоты», где левую половину экрана занимает информация с излучателя 200 кГц, а правая — 77 кГц.
«Флэшер» — это живое отображение текущего сигнала от излучателей. По круговой диаграмме разложена вся текущая глубина, а различным цветом, отличным от синего фона, отображается уровень отраженного сигнала. Флэшер имеет практический смысл на зимней рыбалке или при отвесном блеснении, когда лодка стоит на одном месте, а эхолот позволяет наблюдать изменение картины под ней. На флешере можно хорошо видеть движение приманки и подходящую к ней рыбу.
Собственно, флэшер можно активировать и в момент просмотра информации с двухлучевого сонара. Эта функция называется A-scope. При ее активации на экране появляется горизонтальное поле, где с некоторым увеличением показывается текущий уровень сигнала. Это может помочь, например, в поиске рыбы у самого дна.
В пункте «Записи сонара» отабражается список сделанных записей с трансдьюсеров. Увы, воспроизвести их в самом приборе нельзя. Для просмотра понадибится установить на ПК программу Garmin HomePort, которая также поможет создавать маршруты и переносить их на устройство, плюс выполнять некоторые другие операции. Примечательно, что запись ролика с сонаров также содержит в себе трек, который потом можно отобразить на карте.
DownVu Вот мы добрались и до самой интересной части — работе DownVu. Ниже мы просто приведем фотографии, снабдив их подписями. В этом случае каждый сам сможет оценить преимущества этой технологии. Все фотографии были сделаны на Селигере. Увы, дно там достаточно ровное и никаких интересных объектов наподобие коряжников, затопленных деревьев или чего-то подобного нам не попалось. Однако некоторые сделанные кадры будут весьма показательны.
Скопления мелкой рыбешки Ниже три снимка, демонстрирующие заход на яму, где сонары отображают ее стенки.
В левой части виден трос с глубины ≈10 м, к которому был привязан небольшой буй
Вот еще пара кадров с отображением рыбы.
На картинке с DonwVu рыбешку можно даже пересчитать
Чтобы дополнить картину, приведем также несколько фотографий, сделанных нашими знакомыми из компании «Навиком» (эксклюзивный дистрибьютор Garmin). Они использовали модель Garmin echo 551dv с аналогичным нашему трансдьюсером.
Рыба в толще воды
Дерево с ветками
И в завершение — несколько скриншотов с демо-ролика эхолота, который также неплохо демонстрирует отличие в детализации данных с разных излучателей.
Заключение Несомненно, технология DownVu и ей подобные выводят современные эхолоты на качественно новый уровень. Она в разы увеличивает детализацию изображения предметов в толще воды и самого дна тоже. Если с обычными эхолотами стаю мелкой рыбешки в придонной области можно было спутать с коряжником или с притопленным деревом, то сейчас «мухи» отображаются отдельно от «котлет». Причем в большинстве случаев вы сможете пересчитать всех мальков в стае. Однако поиск более крупного хищника может быть затруднен, и тут на помощь приходит обычный эхолот, который рисует на экране привычные для глаз «перевернутые галочки». Потому совместный режим работы двух типов излучателей — это то, что доктор прописал.
Кроме того, есть у сканирующей технологии еще один недостаток — заметные ограничения по глубине. Типичные излучатели DownVu способны работать на глубинах в 30 и 50 метров. И если для рек и озер этого будет вполне достаточно в большинстве случаев, то для морской рыбалки уже маловато, особенно с учетом солености воды.
Что касается самого эхолота-картплоттера Garmin Echomap 50dv, то прибор во всех случаях показал себя с лучшей стороны. Тут продуманная до мелочей комплектация, достаточно шустрая и стабильная работа во всех режимах, простота управления, водонепроницаемый корпус, вдобавок по водным картам у Garmin конкурентов в этом сегменте вообще нет. Предусмотрена в нем и совместная работа с другими системами судов, что выдает его позиционирование, в первую очередь, как прибора для яхт и больших катеров, где ему самое место.
Недостаток, по сути, только один: не хватает простого увеличения отдельных участков изображения с сонара DownVu. Хотя это не столь критично.
Полный текст статьи читайте на iXBT