Dreams — долгожданная революция в игровой индустрии. Рецензия
Играли на PS4
Среди вышедших в этом консольном поколении игр трудно вспомнить по-настоящему прорывные. В предыдущем цикле их было множество: и Dark Souls, и GTA V с ее вечнозеленым онлайном, и Minecraft, и всякие Heavy Rain да Skyrim — они либо породили новые жанры (или популяризировали их), либо впечатляли масштабами и игровыми механиками. А за последние годы чего-то такого было мало (по крайней мере, среди однопользовательских релизов) — на ум приходят лишь попытки привнести точечные инновации вроде системы Nemesis в Middle-earth: Shadow of Mordor, но никакого развития подобные идеи не получали.
И тут, на закате восьмого поколения, появляется Dreams. В прошлом году я уже рассказывал о своих впечатлениях от ранней версии, но с тех пор прошло много времени, проект получил немало обновлений и обзавелся каким-никаким сюжетным режимом, а купившие его около года назад пользователи разобрались в инструментарии и создали гору контента. Ранний доступ в случае с Dreams был самым настоящим ранним доступом, участвуя в котором, можно было только мечтать о том, что ждет нас в будущем. Теперь это будущее наступило, и это все равно лишь начало очень долгого пути.
Достаточно поработать над освещением и погодными явлениями — и атмосфера становится совсем другой
⇡#Кузница талантов
Dreams представляет собой конструктор для творческих людей. То есть речь не только о создании полноценных игр (хотя прежде всего проект для того и существует) — здесь можно быть художником, скульптором, композитором, кем угодно. Кто-то в одиночку разрабатывает ролевые игры с возможностью выбирать варианты ответа в диалогах, кто-то моделирует людей, деревья, здания, бочки и другие объекты. Либо рисует картины, которыми дизайнер украсит свои помещения. Авторство никуда не девается — если что-то сделано на основе вашей работы, ваше имя будет стоять рядом с никнеймом того, кто ее использовал.
Все это создается с помощью редактора в самой игре, предлагающего множество инструментов. Со времен раннего доступа было добавлено немало обучающих роликов, рассказывающих во всех подробностях о доступных опциях. Начинаем с простого: создание базовых объектов, их перемещение, клонирование и деформирование, понимание работы камеры и раскладки управления. Когда азы освоены, можно приступать к более продвинутым материалам: добавление эффектов, логика, освещение и атмосфера, создание скульптур. Отдельные уроки объясняют, как внедрить показатель здоровья, контрольные точки, подсчет очков, таймеры и прочее. Урок анимации рассказывает об опорных кадрах и временных шкалах.
Заново пройти некоторые этапы обучения придется даже тем, кто уже играл в раннюю версию
Разработчики из Media Molecule всегда были со своей аудиторией на короткой ноге — в LittleBigPlanet они предоставляли богатый инструментарий, активно продвигали особенно удачные работы, устраивали конкурсы и трансляции. Но Dreams по сравнению с платформерами о Сэкбоях — это не просто шаг вперед для отличной идеи, а колоссальный эволюционный скачок. Немудрено, что на создание проекта ушло более семи лет, — то, как плавно все здесь работает, восхищает и в процессе собственного творчества, и при знакомстве с плодами трудов других людей.
⇡#Шаг за шагом
Студия хочет, чтобы каждый обладатель Dreams попробовал что-то сотворить, поэтому при первом запуске игры включается коротенькое обучение, в котором мы разрушаем «стену сомнений» и вроде как должны обрести уверенность в своих силах. На той же идее построен и сюжетный режим, рассказывающий о музыканте с говорящим именем Арт, который покинул свою группу из-за постоянных мыслей о собственной бездарности и борьбы с внутренними демонами. Заход простенький и даже примитивный, но все же он способен вдохновить на творчество.
Озвучение и текст в «сюжетке» переведены на русский язык — получается, можно добавить в свои игры различные локализации
Самым логичным шагом было сделать сюжетную кампанию как можно более насыщенной, совместить в ней несколько жанров и завалить игрока разными механиками. С этой задачей она справляется: то это платформер с фиксированной камерой, то сайдскроллер, то квест с поиском предметов и диалогами, то погоня с препятствиями.
Если помнить, что все сделано с помощью встроенного редактора, начинаешь замечать мелкие детали. В одном из эпизодов на столе лежит чемодан с кодовым замком, и когда при приближении камеры меняешь выставленные цифры, а потом отходишь подальше, код остается измененным. В другой сцене звонишь приятелю с помощью телефона с дисковым набором — хватаешься курсором за нужную цифру и прокручиваешь. Смены ракурсов, освещение, сопровождающиеся звуками анимации, исчезающие под персонажами платформы — чего тут только нет, и все это возможно реализовать самому, если разобраться.
Здесь можно создавать полноценные музыкальные инструменты, что наглядно демонстрирует сюжетный режим
Сюжетная кампания получилась яркой, веселой, увлекательной и вообще достойной того, чтобы потратить на нее время. Но она очень короткая, буквально на два с половиной часа. Скорее всего, так и было задумано — ведь это одна из множества историй, доступных в так называемой «Вселенной грез». После нее возникает острое желание опробовать что-то еще, и разработчики очень удобно разместили в соответствующем меню самые заметные работы других игроков, изучать которые можно часами.
⇡#Кто во что горазд
Возьмем, к примеру, ленту самых популярных игр. Здесь есть Pip Gemwalker — очаровательная головоломка о ленивце, собирающем кристаллы. Она напоминает Captain Toad: Treasure Tracker — так же поворачиваем камеру и ищем спрятанные коллекционные предметы. Есть Blade Gunner, этакая «бюджетная» версия Resogun с полетами на кораблике, стрельбой по волнам противников и прокачкой. Есть Art Therapy — дурацкая, но смешная игра о безумном творце, желающем отомстить владельцам музея путем уничтожения скульптур с помощью биты. Заниматься вандализмом нужно скрытно — если охранник заметит негодяя, баловство закончится.
Из некоторых игр вылезаешь с трудом, настолько талантливо они сделаны
Интересных вещей тут полно — кто-то лепит реалистичные модели людей и животных, которые можно изучать, как в галерее искусств, кто-то создает «клоны» популярных игр (тут и ремейк Metal Gear Solid зарождается, и даже Fallout 4 кто-то решил перенести), а кто-то придумывает свое. Экшены с изометрической камерой, JRPG с классическим интерфейсом, гонки, хорроры, шутеры… Встречаются даже сцены из фильмов — фанат «Звездных войн» собрал в редакторе эпизод из «Новой надежды». Некоторые люди заморачиваются с озвучиванием — актеры из них зачастую никудышные, но за старания их похвалить стоит. Сразу вспоминается игра о монстре, разрушающем огромный город, — там камера иногда переключается на вид «с вертолета», как в выпусках новостей, и импровизированный диктор комментирует происходящее.
Конечно, на данном этапе среди пользовательских игр нет почти ничего выдающегося. Вернее, нет «и деальных» проектов. Если встречается хорошая идея, наверняка графика плоховата. Если много механик, то, скорее всего, это лишь демо-версия, которая закончится спустя пять минут. Если роскошно нарисована локация, то за ее пределы не выйти — больше ничего автор не сделал. Но игры вообще создаются долго, и уже сейчас попадаются забавные развлечения на любой вкус. Особенно круто, что загружаются они моментально. Нашел что-то в списке, нажал «Играть», и вот через пару секунд оказываешься в собственном меню проекта.
Если проект выглядит амбициозным, обычно заканчивается он быстро. Но все еще впереди
Благодаря обратной совместимости Dreams продолжит существование и на PlayStation 5, так что беспокоиться о ее будущем не стоит. Творческие люди будут творить, пресса продолжит писать о самых необычных пользовательских играх, на YouTube станут появляться всевозможные подборки лучших проектов. Возможно, даже возникнут проблемы с авторскими правами и скандалы — не дай бог Nintendo узнает, что кто-то нарисовал Марио и создает платформер с его участием. В дальнейшем Sony даже раздумывает позволить игрокам продавать свое творчество за реальные деньги —, но как это будет реализовано (и будет ли), неизвестно.
***
Dreams — не игра, а событие. Это и редактор с безграничными возможностями, аналогов которому нет, и бездонная коллекция разнообразного контента. Она открывает все двери людям, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут разобраться в языках программирования, так и не нашли внятный туториал по 3D-редакторам или давно придумали необычную историю, но не способны рассказать ее в формате игры или фильма из-за отсутствия соответствующих навыков и денег. Теперь у них есть возможность воплотить свои мечты в реальность, а у нас — оценить эти труды, поток которых в ближайшие годы не иссякнет.
Достоинства:
- кратенькая сюжетная кампания показывает многообразие возможностей редактора;
- гора обучающих режимов на разные темы, пошагово объясняющих доступный инструментарий;
- можно делать что угодно — создавать игры разных жанров, рисовать, лепить модели, писать музыку и так далее;
- за год в раннем доступе библиотека пользовательских творений успела разрастись.
Недостатки:
- управление с геймпада в редакторе не всегда идеальное.
Графика |
Все пользовательские игры выглядят по-разному: кто-то обходится простенькими моделями, кто-то имитирует стили классических художников, а кто-то стремится к реализму. |
Звук |
О звуковом сопровождении можно сказать то же самое — поскольку можно импортировать в игру звуки с флешки, все подходят к этому вопросу по-своему. |
Одиночная игра |
Для одного игрока тут множество развлечений, начиная с коротенькой «сюжетки» и заканчивая тысячами пользовательских проектов. |
Коллективная игра |
В Dreams можно создавать игры с поддержкой локального кооператива на двоих, и в каталоге уже есть несколько примеров. В будущем получится работать и над полноценными мультиплеерными проектами. |
Общее впечатление |
Редактор с безграничными возможностями и светлым будущим — Dreams можно назвать одним из главных релизов этого поколения, который продолжит становиться все лучше. |
Оценка: 10/10
Подробнее о системе оценок
Видео:
Полный текст статьи читайте на 3DNews