Дмитрий Кичко, «Эдит Про» — про мифы о российских ERP с их разоблачением

20 Мая 2024 10:2020 Мая 2024 10:20 |
Поделиться

Российские бизнес-системы — прежде всего, ERP — окружены рядом мифов, их истоки лежат еще в 00-х гг. Реальность же сложнее и интереснее, как выяснили в CNews после беседы с Дмитрием Кичко, генеральным директором «Эдит Про» (группа «Борлас») — компании, занимающейся внедрениями бизнес-решений на платформе »1С».

CNews: Разберем наиболее популярные оценки российских ERP-систем. Например, принято считать, что отечественные системы не рассчитаны на использование в крупных корпорациях, так как не могут работать под высокими нагрузками…

Дмитрий Кичко: Это мнение достаточно распространено, к сожалению, но оно полностью не соответствует действительности. Причем достаточно давно. Сегодня возможности платформ, например »1С», покрывают потребности российских предприятий любого размера.

Это показывают многие кейсы из российской практики. Например, на отечественных решениях работает «Магнит», а это один из крупнейших работодателей в стране — там трудится более 300 тыс. человек. При внедрении на предприятии такого масштаба платформу, конечно, пришлось несколько оптимизировать. Но при таких размерах компании оптимизация системы и переработка архитектуры требуется в любом случае. Есть и другие прецеденты.

Мы внедряли ERP-системы на платформах »1С» по заказам крупнейших предприятий российской энергетики, где тоже трудятся сотни тысяч сотрудников. Но такое мнение все еще существует, причем это приносит и положительный эффект.

CNews: Как может миф работать «в плюс»?

Дмитрий Кичко: Многие российские компании при внедрении ERP требуют проведения нагрузочного тестирования. Это правильный подход, так как скорость и устойчивость работы бизнес-систем зависит от ряда факторов — выбранной платформы, баз данных, операционной системы, под которой все это работает, аппаратного обеспечения и т.д. — поэтому проверка в реальных условиях нужна обязательно.

Мы и раньше выполняли такие тесты на реализуемых нами внедрениях, но делали это за свои средства по своей инициативе. Сейчас заказчики — частью под влиянием мифов, частью в рамках общего роста «цифровой зрелости» — стали относиться к этому вопросу серьезно и уже сами инициируют проведение процедур тестирования.

CNews: Насколько востребованы EPR у российских заказчиков?

Дмитрий Кичко: Востребованность таких систем постоянно растет. Но важно понимать, что ERP не является «волшебной таблеткой». Внедрение ERP возможно только при определенном уровне «цифровой зрелости» в компании с налаженной системой учета и выстроенной системой бизнес-процессов.

Заказчики выполняют оптимизацию бизнес-процессов своими силами, с привлечением внешнего консалтера или с нашим участием. Мы часто консультируем заказчиков на «нулевом шаге» внедрения, оптимизируя и отлаживая систему бизнес-процессов. Наша компания располагает профильными компетенциями, что позволяет нам сочетать классические подходы с собственными наработками.

Если внутри компании-заказчика не отлажены процессы, внедрять что-либо совершенно бессмысленно. Но когда развертывание ERP происходит поверх отлаженной системы бизнес-процессов, эффективность работы компании, конечно же, возрастает.

CNews: Сколько времени занимает внедрение? Есть мнение, что можно уложиться за два-три месяца.

Дмитрий Кичко: Есть такие кейсы, но это скорее исключения на небольших предприятиях. В среднем период, за который можно внедрить ERP на предприятии, составляет порядка двух лет. Внедрение бизнес-систем в компании, где трудятся пять тысяч сотрудников и более — большой и сложный проект. Важно помнить, что внедрение происходит на действующих предприятиях. Значит процессы не должны простаивать.

Сроки внедрения ERP сильно зависят от компании, их нужно уточнять в каждом конкретном случае. Наличие у заказчика подразделений, занятых любой специализированной деятельностью, требует индивидуального подхода и подготовки. Как следствие, увеличивает сроки реализации проектов. Требования инфобезопасности, которые в последнее время становятся все жестче, также способны увеличивать сроки внедрения.

При работе с заказчиком требуется «установочная сессия», в ходе которой строится контакт с заказчиком, проясняются детали, фиксируется терминология и т.д. Затем нужна формализация множества процессов, в том числе технических, связанных с процессами внедрения. Это требует управленческих решений, ряда согласований, что занимает время, которое приходится закладывать в сроки реализации проекта. Только после этого мы с заказчиком достигаем понимания того, в какой очередности будет идти внедрение ERP на предприятии.

CNews: С чего начинаете внедрение ERP?

Дмитрий Кичко: HR-задачи, регламентированный, управленческий и налоговый учет. Реализацию этих систем можно сделать достаточно быстро, что очень важно для импортозамещения. В ситуации с внедрением ERP это означает «в течение года».

Как показывает практика, в течение двух лет обычно успеваем внедрить первую очередь системы. К этому моменту существует понимание по срокам запуска следующих очередей ERP. За это время, замечу, у заказчиков обычно появляются дополнительные пожелания.

Кроме того, любая компания растет, ее бизнес развивается, масштабируется, что требует дополнительных инструментов, реализацию которых мы закладываем в следующие очереди внедрения системы. Полное и окончательное внедрение ERP на крупных предприятиях занимает в среднем около пяти лет. У нас в работе есть такие проекты.

CNews: А если мы говорим о миграции? Переход с SAP в рамках импортозамещения на санкционно-устойчивые российские решения должен быть проще, и поэтому в реализации быстрее?

Дмитрий Кичко: Вот это очень опасный миф! В большинстве случаев нам приходится производить внедрение «с нуля», даже если компания использует ERP, построенную, например на SAP. Но внедрение было проведено много лет назад, с тех пор изменились процессы, ушли люди, которые разворачивали систему, многие детали уже никто не помнит, документация утрачена.

В итоге система работает по принципу «черного ящика». Она выполняет исходные задачи, но непонятно как она эта делает, как изменять имеющиеся функции и как добавлять новые. Нередки случаи, когда ERP-система на предприятии есть и работает, но часть процессов работники оставили в Excel.

В таких условиях внедрение идет зачастую более сложно, чем с нуля. Хотя бы потому, что нам приходится выполнять промежуточные задачи интеграции, обеспечивая взаимодействие и совместное функционирование разнородных компонент, работающих в ИТ-рельефе заказчика. На этапе внедрения вполне может быть «гибридная» ситуация, когда производство еще работает на SAP, а бухгалтерия уже перешла на 1С. На поддержание работоспособности таких систем нужны дополнительные ресурсы, их выделение увеличивает сроки реализации проекта.

CNews: Есть устойчивая точка зрения, что у российских решений не хватает функциональности для замены продуктов SAP, Oracle и других?

Дмитрий Кичко: Нет. Это тоже миф. Функционала российских ERP хватает. Но системы, построенные на SAP и Oracle, как показывает практика, сильно кастомизированы под задачи заказчика на этапах внедрения. Поэтому не стоит сравнивать работающий на конкретном предприятии SAP и базовую версию 1С.

Российские продукты уже совсем не те, какими были еще пять лет назад. Продукты »1С» быстро развивались, как по функциональности, так и по производительности. В современных условиях российские решения в ряде случаев даже превосходят глобальные.

Подчеркну, что развитие российских продуктов продолжается. Российские вендоры чутко реагируют на потребности заказчиков и партнеров, на основании обратной связи внося изменения в решения. Это касается как продуктов »1С», так и, например, вендоров операционных систем и баз данных. В результате решения, построенные на российских программных продуктах, оказываются не только функциональней, но и быстрее глобальных конкурентов, использованных для построения ERP в прошлом.

CNews: А после внедрения как выглядит развитие ERP-системы у заказчика?

Дмитрий Кичко: Развитие, разумеется, продолжается, причем на разных уровнях. Часть заказчик может реализовать своими силами. Внедрение занимает достаточно длительное время, в течение которого внутри заказчика успевает пройти формирование собственной команды с профильными компетенциями. Мы заинтересованы в таких командах, помогаем заказчикам в поиске специалистов, обучаем людей. Силами такой команды можно выполнить ряд работ как по поддержке системы, так и по ее развитию: создать новые отчеты, исправить некоторые ошибки, решать прочую «текучку». Но серьезные изменения внутри ранее внедренных ERP уже выполняем мы.

Cnews: Российские ERP-платформы могут существовать только в рублевой зоне?

Дмитрий Кичко: Это еще один миф. Есть успешные внедрения, растет интерес к российским платформам, например, к версии 1С: ERP WE» (World Edition), они востребованы за пределами рублевой зоны. Сейчас рынки, конечно, сузились, но экспансия российских бизнес-систем на рынки других регионов по-прежнему происходит.

Это не только Беларусь и Казахстан, но и ряд азиатских стран, например Вьетнам. Там, разумеется, нет потребности в импортозамещении, поэтому внедрение ERP-систем на основе российских платформ — обычный коммерческий проект.

Однако следует помнить, что экспансия — дорогой проект. Она требует локализации на национальные языки как самих продуктов, так и технической документации, создание техподдержки на языке целевого рынка и т.д. Чтобы экспансия была эффективной, нужны дополнительные инвестиции и возможно государственная поддержка.

Полный текст статьи читайте на CNews