DLP-проектор Ricoh PJ WU5570: световой поток 5500 люменов, разрешение 1920×1200 и сдвиг объектива по двум осям

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Технология проецирования DLP
Матрица один чип DMD, 0,67″
Разрешение 1920×1200 (WUXGA, 16:10)
Объектив трансфокатор 1,8×
Источник света ртутная лампа высокого давления, 365 Вт
Срок службы лампы 3000/4000 ч (режимы Нормальный/Эко)
Световой поток 5500 ANSI лм
Контрастность 9000:1 (full on/full off, динамическая)
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:0 (в скобках — расстояние от края объектива до экрана при крайних значениях трансфокатора) минимум 0,73 м (…—1,4 м)
максимум 7,62 м (7,7—13,8 мм)
Интерфейсы
  • видеовход DisplayPort
  • видеовход HDMI
  • видеовход HDMI с поддержкой MHL 2.2 (5 В/ 0,9 A)
  • видеовход VGA, Mini-D-sub 15 pin (совместим с компьютерными RGB-сигналами), 2 шт.
  • видеовход, S-Video, mini DIN 4 pin
  • видеовход, композитный, RCA
  • аудиовход (для композитного и S-Video видеовходов), 2 RCA
  • аудиовход (для видеовходов VGA), гнездо миниджек 3,5 мм, 2 шт.
  • микрофонный вход (для динамического микрофона), гнездо миниджек 3,5 мм
  • аудиовыход, гнездо миниджек 3,5 мм
  • синхронизация затворных очков 3D VESA, mini DIN 3 pin
  • удаленное управление по RS-232C, D-sub 9 pin (m)
  • управление экраном, гнездо миниджек 3,5 мм (12 В)
  • дистанционное управление по Ethernet, RJ45
  • сервисный разъем USB, Mini-USB Type B
Форматы входного сигнала телевизионные (композитный, S-Video): NTSC, PAL, SECAM
компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): до 1080p/60p
аналоговые RGB-сигналы: до 1920×1200/60p (отчет MonInfo для VGA)
цифровые сигналы (HDMI): до 1920×1200/60p (отчет MonInfo для HDMI, отчет MonInfo для DisplayPort)
Уровень шума 35/32 дБА (режимы Нормальный/Эко)
Встроенная звуковая система громкоговорители, 2 шт., 10 Вт
Особенности
  • сдвиг объектива +20% по вертикали и ±10% по горизонтали
  • поддержка стереоскопического режима с последовательным выводом кадров
  • поддержка активных 3D-очков DLP-Link или 3D VESA
  • поддержка протоколов Crestron, AMX, PJ Link и управления через встроенный веб-сервер
  • разъем для кенсингтонского замка
  • перемычка для тросика
Размеры (Ш×В×Г) 424×356×160 мм (с выступающими частями)
Масса 6,35 кг
Потребляемая мощность (220—240 В) типично 450 Вт (нормальная работа) и 360 Вт (экономичный режим); не более 0,5 Вт в ждущем режиме, не более 1 Вт в ждущем режиме с выводом на внешний монитор
Напряжение питания 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки
  • проектор с крышкой на объективе
  • кабель питания (европейская вилка)
  • VGA-кабель
  • ИК-пульт ДУ и два элемента питания ААА для него
  • краткое руководство
  • гарантийный талон
  • CD-ROM c инструкциями по эксплуатации на нескольких языках (PDF-файлы, на русском языке нет) и с ПО Projector Management Utility
Средняя текущая цена
Розничные предложения

Внешний вид

Внешние панели корпуса проектора изготовлены в основном из пластика с белой матовой поверхностью. Фронтальная панель — из черного пластика без покрытия с зеркально гладкой поверхностью, маркой и не устойчивой к появлению царапин. Обод ниши объектива и кольца на нем — из черного пластика с матовой поверхностью. Объектив может быть достаточно глубоко утоплен в корпус, чтобы его внешнее кольцо не выступало за габариты корпуса, но рычажок трансфокатора все равно немного торчит наружу. Линзу объектива защищает крышка из прозрачного матированного пластика. Чтобы крышка не потерялась ее можно прикрепить шнурком к корпусу проектора. Почти весь правый бок занимает выпускная вентиляционная решетка.

На левом боку в нише — вороток горизонтального сдвига объектива, под нишей — решетка, за которой можно рассмотреть один из двух громкоговорителей с вытянутым диффузором, а ближе к задней части — впускная вентиляционная решетка с неплотным фильтром за ней.

Интерфейсные разъемы находятся в неглубокой нише на задней панели.

Плоскость этой ниши защищена от воздействия острых кромок разъемов подкладкой из износостойкого пластика. Так же на задней панели можно обнаружить разъем питания, разъем для кенсингтонского замка, решетку, за которой установлен второй из двух громкоговорителей с вытянутым диффузором и два резьбовых отверстия в металлических втулках, предназначенных, видимо, для крепления опциональной кабельной крышки. На стыке днища и задней панели есть перемычка в нише, за которую проектор можно пристегнуть к чему-то массивному, чтобы не украли.

На стыке верхней и задней панелей размещены индикаторы состояния и один из двух ИК-приемников. Рядом находятся кнопки управления. На верхней панели ближе к объективу в неглубокой нише расположен вороток вертикального сдвига объектива, а в переднем правом углу — крышка отсека лампы.

Второй ИК-приемник — спереди примерно по центру рядом с объективом.

Проектор оснащен тремя вывинчивающимися из корпуса ножками (примерно на 50 мм, стальная стойка М8 и металлическая втулка с резьбой, подошвы из упругого пластика), позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны три металлические втулки с резьбой.

Лампу можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна. Упакован проектор в не очень большую и скромно оформленную коробку из гофрокартона. Для защиты и распределения содержимого используются прокладки из надутых полиэтиленовых матов и гофрированного картона.

Пульт

Корпус ИК-пульта дистанционного управления изготовлен из пластика с матовой поверхностью снаружи, верх — черный, низ — белый. Пульт не очень крупный. Подписи кнопок может и мелковаты, но контрастные. Материал кнопок — это упругий напоминающий резину пластик. Часто используемые кнопки различаются по форме и расположены разнообразным образом, поэтому пультом относительно удобно пользоваться на ощупь. При передаче сигнала в передней части пульта мигает зеленый светодиод. Подсветки кнопок нет.

Коммутация

Проектор оснащен хорошим набором цифровых и аналоговых интерфейсов. Все разъемы стандартные и расположены они более-менее свободно. Подписи к разъемам читаемые. Таблица в начале статьи дает представление о коммуникационных возможностях проектора. Отметим наличие входа DisplayPort, который в проекторах встречается нечасто. В стереоскопическом режиме для синхронизации затворных очков с выводом кадров используется технология DLP-Link (синхронизация по самому изображению с помощью дополнительных импульсов) или внешний передатчик синхросигналов, подключаемый к разъему 3D Sync. Заметим, что подходящие затворные очки не были нам предоставлены, поэтому стереоскопический режим работы мы не тестировали. Заявлено, что поддерживаются стереоскопические сигналы с чередованием кадров (до 120 Гц при 1024 на 768 пикселей, только при VGA-подключении), с горизонтальной или вертикальной стереопарой и упакованные кадры.

Цепь управления экрана с электромеханическим приводом можно подключить к выходу с названием Trigger Out. Разъем Mini-USB Type B используется в сервисных целях. Для удаленного контроля и управления можно использовать интерфейсы RS-232C и Ethernet. Во втором случае можно воспользоваться возможностями встроенного в проектор веб-сервера. Изображения его пары страниц приведены ниже.

Заявлена поддержка Crestron RoomView. Еще одним вариантом ограниченного контроля и управления проектором является использование ПО Projector Management Utility, дистрибутив которого находится на комплектном CD-ROM. Данное ПО использует протокол PJ Link class 1 и поддерживает до 100 проекторов в сети. Можно узнать состояние проектора, включить/выключить, выбрать вход, приостановить вывод видео и/или аудио.

Меню и локализация

Меню строгое и занимает на экране много места, но шрифт меню мелкий, его линии тонкие, к тому же надписи неконтрастные и есть интерполяция, местами снижающая четкость границ. В итоге читаемость меню невысокая. Настроек не очень много. Навигация относительно удобная, списки зациклены. В нижней части меню выводится подсказка по функциям кнопок. При настройке некоторых параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только название настройки, ползунок и текущее значение, или строка вариантов, что облегчает оценку вносимых изменений.

Есть русская версия меню, качество перевода невысокое.

К проектору прилагается напечатанное краткое руководство пользователя (текста на русском языке нет), а также CD-ROM с полным руководством пользователя виде набора PDF-файлов на трех языках. Руководство на русском можно загрузить с сайта производителя.

Управление проекцией

Фокусировка изображения на экране осуществляются вращением ребристого кольца на объективе (в помощь ему есть и рычажок), а регулировка фокусного расстояния — рычажком рядом.

Два воротка позволяют смещать границы проекции так, что картинка смещается максимум на 20% от высоты проекции вверх по вертикали и на 10% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали. При сдвиге вверх диапазон регулировки по горизонтали уменьшается. Без сдвига вверх низ проекции находится на оси объектива.

Режимов геометрической трансформации три: вывод в формате 16:9 и 4:3, и режим с автоматическим выбором варианта. Режима с принудительным заполнением всей области проекции нет.

В наличии функция ручной коррекции вертикальных и горизонтальных трапецеидальных искажений (±30°), а также удобная функция коррекции геометрии по углам. Есть функция цифрового увеличения со смещением увеличенной области.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор относительно короткофокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее средне-длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать около линии первого ряда зрителей, в диапазоне немного перед или недалеко за ней.

Настройка изображения

На картинку большое влияние оказывает профиль изображения (список Режим фотосъемки), поэтому начинать настройку имеет смысл с выбора того профиля, который лучше подходит под текущие условия.

Настройками можно подправить яркостный баланс, степень повышения контурной резкости, насыщенность и оттенок. Список Цвет стены позволит отчасти скомпенсировать сдвиг цветов при проекции на поверхности, цвет которых отличен от белого. Внесенные изменения сохраняются в одном пользовательском профиле.

Дополнительные возможности

Для снижения энергопотребления можно отключить вывод на внешний монитор и/или сетевой адаптер при нахождении проектора в режиме ожидания. Есть блокировка функционирования проектора паролем из шести цифр. Присутствует отключаемая функция автоматического поиска сигнала на входах с возможностью исключения части входов из цикла перебора. В наличии таймер на выключение при отсутствии сигнала и возможность использования выбранного изображения в качестве заставки.

Измерение яркостных характеристик и потребления электроэнергии

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились без вертикального сдвига объектива (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений (если не указано иное, то установлено минимальное фокусное расстояние, лампа включена на высокой яркости, выбран профиль Яркий и отключена динамическая регулировка яркости лампы):

Режим Световой поток
5800 лм
Эко 4500 лм
Равномерность
+14%, −42%
Контрастность
340:1

Максимальный световой поток немного выше паспортного значения (заявлено 5500 лм). Равномерность освещенности для проекторов типичная. Визуально вблизи левого края проекции изображение заметно темнеет и белое поле приобретает желтоватый оттенок. Контрастность для DLP-проектора не самая высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность full on/full off
1600:1
Максимальное фокусное расстояние 1900:1

Контрастность full on/full off для современных DLP-проекторов относительно высокая, она увеличивается при увеличении фокусного расстояния или при включении динамической регулировки мощности лампы. Ниже приведен график роста яркости при переключении с черного поля (после 5 секунд его вывода) на белое при включенном динамическом управлении яркостью лампы, и когда этот режим не активирован. Для наглядности график сглажен.

Видно, что яркость в режиме с динамическим управлением яркостью плавно возрастает после начала вывода белого поля. Производитель позиционирует этот режим как способ продления срока жизни лампы.

Проектор оснащен светофильтром с шестью сегментами: широкие красный, зеленый и синий, поуже прозрачный и желтый и узкий голубой (cyan). За счет желтого, голубого и прозрачного сегментов и использования промежутков между сегментами повышается яркость белого поля. Также указанные сегменты участвуют в формировании соответствующих им и ряда других цветов. Разумеется, увеличение яркости белого, желтого и других цветов относительно, например, чистых красного, зеленого и синего ухудшает баланс яркости цветов — чистые цвета на фоне белых участков выглядят неестественно тусклыми. Величина дисбаланса яркости белого и цветов зависит от выбранного профиля. Таблица ниже дает об этом представление:

Профиль Яркость белого в %% от профиля Яркий Цветовая яркость в %% от яркости белого для данного профиля
Яркий 100 24
Стандарт 88 30
Обычный 53 39
Презентация 60 38

Видно, что в самом ярком режиме яркость цветов более чем в 4 раза ниже яркости белого поля. Самым сбалансированным режимом является Обычный, но и яркость белого в его случае почти в два раза ниже.

Судя по графикам зависимости яркости от времени, частота чередования сегментов светофильтра составляет 120 Гц при кадровой развертке в 60 Гц, т. е. светофильтр имеет скорость 2×. При подаче сигнала с 24 кадр/с частота чередования сегментов повышается до 144 Гц. Это хорошо, так как чаще частота понижается до 96 Гц. Эффект «радуги» заметен, что типично для проекторов данного класса. Как и во многих DLP-проекторах, для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).

График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами, полученный при последовательном выводе 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) :

Из графика следует, что почти каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. В близком к черному диапазоне различаются все оттенки:

Реальная гамма-кривая аппроксимируется степенной функцией с показателем 1,86, что немного ниже стандартного значения 2,2, поэтому изображение чуть высветлено:

Звуковые характеристики и потребление электроэнергии

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка Потребляемая от сети мощность, Вт
Высокой яркости 38,8 Тихо 425
Низкой яркости 35,9 Тихо 342

В режиме ожидания с включенными функциями энергосбережения потребление электроэнергии составило 0,6 Вт.

С точки зрения использования в офисе проектор является тихим устройством. Шум от системы охлаждения ровный, и не раздражает.

Встроенные громкоговорители для проектора весьма громкие, но заметные искажения и резонансные призвуки присутствуют. Пара опробованных динамических микрофонов работала, правда, усиление сигнала с микрофона слабое.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении поддерживается разрешение до 1920 на 1200 пикселей при 60 Гц кадровой частоты. Изображение четкое, но все же в случае цифровых сигналов микроконтраст выше. Цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Оттенки на шкале серого различаются от 2 до 242, то есть присутствует небольшой завал в светах. Вариация цветовой примеси на шкале серого незначительная. Автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала выполняется не очень быстро, и для оптимального результата фазу приходится подстраивать вручную.

HDMI/DisplayPort-подключение к компьютеру

При подключении к HDMI- или к DisplayPort-выходу видеокарты компьютера поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1200 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты. Геометрия отличная. Четкость высокая, также как и при VGA-подключении цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации незначительные, даже в углах ширина неяркой цветной каемки у контрастных объектов достигает порядка ⅓ пикселя. Равномерность фокусировки средняя — от центра к углам и к верхнему краю (особенно к левому верхнему углу) проекции картинка теряет в резкости, добиться идеальной четкости по все площади не получается.

HDMI-подключение к бытовому плееру

В данном случае HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются, но даже при оптимальном значении настроек Яркость и Контрастность все равно один оттенок, близкий к черному и белому, или не различается, или виден один оттенок «чернее черного» или «белее белого». В случае SD-сигналов от видеоплеера картинка принудительно немного увеличивается так, чтобы исходное изображение по периметру выходило за область проекции. В случае HD-сигналов оверскана нет, но есть небольшое изменение геометрии по вертикали, поэтому для сигналов 1080 по вертикали вывода пиксель в пиксель нет. В случае режима 1080p при 24 кадр/с кадры выводятся с чередованием длительности 1:1.

Функции обработки видеосигнала

В случае чересстрочных сигналов только для неизменных частей кадра выполняется склейка из полей, меняющиеся области чаще всего выводятся по полям (кадры восстанавливались только для NTSC с чередованием полей 3–2 при 24 кадр/с исходно). Впрочем, для чересстрочных видеосигналов обычного разрешения выполняется некоторое сглаживание диагональных границ двигающихся объектов. Качество масштабирования до разрешения матрицы хорошее.

Определение задержки вывода

Мы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. При этом в итоговое значение не включалась неизвестная фиксированная величина задержки от запроса на переключение страниц видеобуфера до запуска АЦП с внешним фотодатчиком, установленным в центре экрана монитора, а также некая постоянная/переменная задержка, обусловленная тем, что ОС Windows не является системой реального времени с нормированными задержками и особенностями работы видеокарты, ее драйвера и Microsoft DirectX. В итоге задержка вывода изображения составила примерно 45 мс для VGA- и HDMI- и всего 18 мс для DisplayPort-подключения. В любом случае задержка при работе не ощущается, а играть в очень динамичные игры лучше при подключении по DisplayPort.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи мы использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).

Цветовой охват не зависит от текущего профиля и он чуть меньше sRGB:

Однако по восприятию цвета имеют естественную насыщенность (напомним, что практически весь потребительский цифровой контент рассчитан на демонстрацию на устройствах с охватом sRGB). Ниже приведены спектры белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для самого яркого профиля (Яркий):

Видно, насколько интенсивность белого выше интенсивности цветов. В более сбалансированном, и менее ярком режиме Обычный ситуация чуть лучше:

Все равно яркость белого заметно превышает яркость основных цветов в соответствующих областях спектра, поэтому в любом случае цветные области на фоне белых участков выглядят менее яркими, чем должны быть на самом деле. Отметим, что в целом это типичные спектры для проекторов с источником света в виде ртутной лампы высокого давления.

Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) для самого сбалансированного режима Обычный. Укажем, что близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.

В случае этого профиля баланс оттенков приемлемый, так как цветовая температура пусть и выше стандартных 6500 К абсолютно черного тела, но ΔE ниже 10 единиц, при этом оба параметра не очень сильно изменяются от оттенка к оттенку — это положительно сказывается на визуальной оценке цветового баланса.

Выводы

Проектор Ricoh PJ WU5570 — это яркий мультимедийный проектор высокого разрешения, лучше всего приспособленный для проведения презентаций в аудиториях среднего размера. При этом, благодаря высокой яркости, в полном затемнении нет особой необходимости. Далее списками:

Достоинства

  • Высокая яркость
  • Тихая для своего класса работа
  • Регулируемый сдвиг объектива
  • Минимальные геометрические искажения проекции
  • Поддержка стереоскопического режима
  • Широкий набор аналоговых и цифровых интерфейсов
  • Достаточно высокая громкость встроенной акустики
  • Правильный вывод сигнала 24 кадр/с
  • Функции защиты от кражи и несанкционированного использования
  • Расширенные возможности контроля и управления по сети
  • Русифицированное меню

Недостатки

  • Нет режима со сбалансированной яркостью белого и цветов
  • Заметный эффект «радуги» (типично для проекторов данного класса)

Проектор Ricoh PJ WU5570 предоставлен на тестирование компанией DNS

Полный текст статьи читайте на iXBT