Диванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежать

Привет.

Старая как мир история, вы хотите приобрести товар, в качестве которого будете уверены, но при этом немного сэкономить. Вы ищите лучшее предложение в сети, отметаете неизвестные компании, обращаете внимание на знакомые и известные имена. Возможно, что в таких магазинах не самая низкая цена, но для вас это своего рода дополнительная защита от подделки. И вы приобретаете товар, а затем неожиданно оказывается, что это самая натуральная подделка и никакого отношения к реальному продукту она не имеет. Растерянность, возмущение, у человека весь спектр эмоций — он все сделал «правильно», но в конечном итоге промахнулся. Как такое возможно и почему магазины совершенно не озабочены своей репутацией? Давайте вместе разберемся в причинах возникновения подделок в интернет-магазинах и том, как вам защитить себя от них.

Начну с банального утверждения, что в основном подделывают аксессуары, число таких подделок велико и зачастую сравнимо с продажами оригинального товара. Чем популярнее товар, тем больше подделок для него существует. Например, вы покупаете наушники Beats где-либо, и вероятность приобрести подделку становится максимальной. Внешне такие наушники почти неотличимы от оригинала, во всяком случае, на первый и невнимательный взгляд. Многие покупают поддельные наушники и пользуются ими, даже не осознавая, что приобрели подделку. И это основная проблема, подделки зачастую таковы, что ими можно пользоваться, а покупатель даже не осознает, что потратил деньги на китайский подвал. Зарядные устройства, кабели, чехлы, наушники и многое другое сегодня активно подделывают, популярных товаров много, равно как и их копий разного качества.

Экономическая причина, стоящая за продажами подделок, очевидна и понятна. Например, оригинальные AirPods стоят 13 490 рублей, это самые популярные беспроводные наушники в мире, и это значит, что их активно подделывают.

Диванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежать

Сколько стоят поддельные AirPods? Недорого, и тут все упирается в качество исполнения как наушников, так и коробки. Понятно, что вы не получите аналогичный софт, но китайцы стараются все сделать как в оригинале. И если у меня есть претензии к тому, как звучат AirPods, то подделка вовсе не звучит — это недорогие беспроводные наушники в таком исполнении. В Китае внешне хорошая, но все же отличающаяся при рассмотрении подделка стоит 15–20 долларов в среднем. Продаются такие наушники как подделка по цене почти в два раза большей, но тут все зависит от площадки. Допустим, подделку вы можете купить за 2 200 рублей, вспоминаем про 13 990 рублей и считаем в уме — если кого-то можно обмануть и всучить подделку под видом оригинала, то экономика процесса становится совсем другой. И причина популярности подделок в том, что на них можно неплохо заработать.

На том же Amazon огромное число продавцов, которые пытаются продать подделки. Официальная политика Amazon в том, что площадка запрещает продажу подделок и борется с ними. На деле это практически невозможно сделать, так как экономика толкает многих продавцов обманывать покупателей, а средства контроля со стороны Amazon явно недостаточны. В российских условиях этика продажи подделок многие площадки не волнует от слова «совсем»! Например, если вы будете искать поддельные AirPods, то одно из рекламных объявлений приведет вас к Ozon.

Диванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежать

Открываем страницу на Ozon и видим описание подделки.

Диванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежать

Обратите, пожалуйста, внимание, что Ozon не просто разместил поддельный товар на своих страницах, он покупает рекламу для его продвижения. В России нельзя продавать подделки, равно как нельзя продавать товар, что не прошел сертификацию. Во всех случаях Ozon неправ, тут нет никаких оправданий. Модерацию такой товар на маркетплейсе пройти не мог в принципе, тем не менее, это случилось. Посмотрите на фото этой подделки.

Диванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежатьДиванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежать

Продавец — это ИП, который не несет ответственности ни за что.

Диванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежатьДиванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежать

В Ozon правда считают, что ИП может продавать AirPods по такой цене? Ничто не дрогнуло в системе маркетплейса, когда появился товар по смешной стоимости? Это проблемы Ozon, чистота товара на стороне продавца, вне зависимости от того, чей это товар и откуда он взялся. А еще мне нравятся описания, что взяты на сайте Apple (в наушниках, конечно же, нет Siri).

Диванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежать

Просто пробежался по сайту Ozon и нашел десятки таких поддельных товаров, это не единичный случай, а системная ошибка. Более того, посмотрев описания «оригинальных» аксессуаров, нашел подделки, просто их внаглую пытаются продавать как родной товар. То, что площадка ничего не делает с этим, а просто поддерживает экономику подделок, у меня лично вызывает удручающее восприятие. Суд со стороны производителя площадка проиграет за продажу подделок, если компания-производитель захочет этим заниматься. Равно как и покупатель, что купил подделку, может засудить маркетплейс по полной программе — продажа подделок запрещена, они просто не могут быть на витрине. А то, что Ozon их еще и рекламирует, выводит всю историю на принципиально новый уровень. До сих пор немного в обалдении от всего этого. Сайт Ozon продвигает подделки!

Я понимаю, что просто кто-то из эффективных менеджеров Ozon думает, что деньги не пахнут, и решил участвовать в истории с подделками, так как рынок большой. Но это же как минимум некрасиво? Или деньги оправдывают все? А если говорить про зарядные устройства, аккумуляторы, то они могут быть банально опасны для жизни и вашего имущества. Воспламенение, пожар и все вытекающее. Но ведь продавец ни за что не отвечает? Это заблуждение существует на практике, так как считается, что люди делают бизнес. Моральная сторона вопроса при этом их не волнует.

Но есть и другие истории, когда это не системный подход, но вы все равно с легкостью наткнетесь на подделку и потом будете тратить время на исправление первоначальной ошибки.

Почему подделки можно купить в крупных магазинах — смотрим на примеры

Давайте посмотрим на маркетплейс «Беру», где за высокую стоимость продали подделку AirPods Pro. Вы можете найти оригинальный твит вот тут.

Диванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежать

А вот что пишут в отзывах.

Диванная аналитика №234. Почему вам продали поддельный аксессуар и как этого избежать

Это прямой, неприкрытый обман, в котором участвует маркетплейс, так как не проверяет своих партнеров. Это экономия на организации бизнеса, так как риски понятны и с ними нужно работать, но в «Беру» этого не сделали. При этом «Беру» не всегда продает подделки, зачастую можно купить оригинальный товар, но вы не можете этого понять, пока не попробуете. Почему? Ответ в том, что название продавца от покупателя скрыто, его можно выяснить только при возврате товара. То есть тот же «Беру» становится ширмой для кого угодно, а плохая, если не сказать отвратительная организация процесса превращает покупку в рискованное мероприятие.

В Ozon служба поддержки до последнего защищает продаваемые подделки и даже публично утверждает, что на них есть все сертификаты (их можно скачать в сети, это факт, но подделки даже имеют ошибки в логотипах компаний! Это очень смешно).

Но сама организация работы многих компаний — и необязательно маркетплейсов — такова, что система имеет изъяны, и предприимчивые люди устраивают свой маленький бизнес. Например, Николай продает на Горбушке разные аксессуары, много колонок и наушников. Он заказывает в Китае подделки, придирчиво выбирает те, что максимально схожи с оригиналом по упаковке и внешнему виду. В России он через подставных людей постоянно заказывает аналогичные товары на маркетплейсах и в других местах, а потом происходит подмена. По каким-то причинам товар не подходит, упаковка не вскрыта (редко упаковка заменяется на оригинальную), и этот ненужный товар возвращается продавцу. Тот принимает товар, возвращает деньги и не осознает, что вместо оригинала ему вернули подделку. И продает подделку следующему покупателю. Красиво? Не то слово. Николай не имеет патента на свое ноу-хау и говорит, что бардак в крупных магазинах таков, что эту операцию можно проделывать постоянно и он не один, кто этим промышляет. Чтобы понимать размер бизнеса Николая с подделками, достаточно сказать, что у него оборот около миллиона рублей в месяц. Прибыль? Примерно половина от этой суммы. Это очень выгодное занятие, причем предъявить какие-либо претензии конкретно Николаю невозможно. На мой вопрос, как часто ловили за руку и какие были последствия этого, ответ был таков — в течение месяца не получается вернуть процентов 10 от силы, но все это мелочи, можно продать товар за те же деньги, потерь как таковых нет.

Плохая работа приемки, отсутствие оценки товара, формальный подход — все это создает риски для компаний. Причем риски, которых можно избежать, правильно продумав структуру. Но и это не является панацеей, так как всегда найдется паршивая овца, человек внутри системы, который попытается создать свой небольшой бизнес. Расскажу историю, которую услышал в конце прошлого года. Операторский магазин, один из покупателей приобретает беспроводную колонку для ребенка. Дома колонка падает на пол и разлетается, внутри все выглядит так, что колонка создавалась на коленке и к JBL не имеет никакого отношения. Так сложилось, что покупатель не последний человек у оператора, и начинается поиск концов, кто виноват и как такой товар попал на полки. Шерстят склад, проверяют поставщика и грозят ему всеми возможными карами. Поставщик стоит фигурально на коленях и вопит, что он ни в чем не виноват и у него все колонки белые до невозможности. Проверка показывает, что поставщик не врет, на складе и на других точках такие колонки оригинальные. Служба безопасности начинает проверять конкретный магазин, вскрывается множество любопытных фактов. Почти с десяток обращений о продажах подделок, каждое из которых закрывалось без тщательного расследования (это более-менее типичная ситуация, покупатели пытаются сдать подделку под видом купленного оригинала, как описано выше). Просмотр камер показал, что подделки ходовых аксессуаров сотрудники точки приносили с собой и подменяли товар. Никто просто не обращал на это внимания. Система с тех пор несколько изменилась, чтобы проделывать такие трюки стало намного сложнее. Но будь на месте менеджера этого оператора обычный человек, и ничего бы не случилось, все осталось бы по-прежнему.

Важно понимать, как работает ваш бизнес, и избегать таких проблемных ситуаций. Создавать систему так, чтобы даже ваш нечистоплотный сотрудник не смог нажиться на покупателях.

Кто виноват и что делать — короткие советы

Покупатель по определению является добросовестным приобретателем товара, он не обязан точно знать, как выглядит оригинальный товар. Поэтому если вам какая-то компания продает подделку, вы можете требовать возврата уплаченных средств. Это самый простой путь для продавца, большинство из них соглашается это сделать. Покупатели не любят ходить в суды, юридическая безграмотность процветает, люди не хотят терять свое время и деньги. Напрасно, так как в суде можно получить не только полную компенсацию, но также и оригинальный товар, который вы хотели приобрести, либо его полную стоимость. То есть в суде присуждают получение компенсации за расходы плюс обязуют предоставить вам товар (оригинальный), что вы приобретали. Так как судебные издержки достаточно заметны, многие продавцы урегулируют этот вопрос именно так — предоставляют на замену вместо подделки оригинальный товар. Но никто не любит афишировать свои ошибки, и продавцы боятся, что подобная практика может вызвать волну претензий. Ведь многие осознанно позволяют продавать подделки, их продажами могут манипулировать извне (как это делает Николай), и для них это накладные расходы, которые ощутимы.

Покупатель, что сталкивается с подделками, должен быть готов бороться за свои права, в том числе и в суде. Многие используют суд как некую страшилку, которая должна напугать компанию. Но давно не пугает, так как это стало общим местом. Только реальные судебные иски способны изменить ситуацию. Дела о подделках достаточно прозрачны, с ними справляются юристы средней руки, там нет разных толкований. Завалить такое дело почти невозможно.

Подобные практики неоднократно обсуждал с людьми из бизнеса, кто-то искренне пытается правильно выстроить бизнес, кто-то устраивает плач Ярославны и утверждает, что без подделок жизнь невозможна (рентабельность другая, это важная часть продаж, ведь мало кто жалуется, и так далее). Меня воротит от второй позиции, ведь это осознанный обман, который нельзя ничем оправдать. Но пока он работает, так как многие просто не понимают, что они покупают. А те, кто обнаружил, что у них подделка, не идут в суды или не отстаивают свои права. В конечном итоге примерно на тысячу проданных подделок только 3–5 человек возмущаются этим в каком-то виде. До суда доходит в лучшем случае один человек на 10 тысяч проданных подделок. И поэтому это такой выгодный бизнес, который процветает. Россия наводнена подделками, в последнее время их стало больше, о чем мы неоднократно писали, в том числе и недавно.

Хотите точно быть уверенными в покупке? Идите в фирменные магазины производителя, если они существуют. Дорого, но есть уверенность, что вас, скорее всего, не обманут. Вам никто не даст гарантии на 100% и там, но почти никогда подобных ситуаций в таких местах не случается.

Хотите рисковать на маркетплейсах? Будьте морально готовы к тому, что вас могут обмануть. Нужно точно соизмерять свои риски и понимать их. Тогда не будет неожиданностей и расстройства.

Расскажите, есть ли у вас истории, когда вы покупали подделки. Как вы попадались на удочку обманщиков?

Ссылки по теме

Поделиться:  

Мы в социальных сетях:

Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье

Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com

Полный текст статьи читайте на mobile-review