Что такое «робот»?
Что мы понимаем под словом «робот»? Есть много определений для этого понятия. Среди моих коллег популярно такое определение: «Робот — это машина, которая воспринимает, мыслит и действует». Около десяти лет назад я добавил к этим трем характеристикам способность к коммуникации, и теперь многие говорят, что робот «воспринимает, мыслит, действует и коммуницирует». Хорошо это или плохо, но такое определение заставляет считать современную бытовую технику (стиральные машины и так далее) роботами. Возможно, для снятия противоречий стоит использовать подходящие прилагательные: мобильный робот, человекоподобный робот, сельскохозяйственный робот, робот-бомбардировщик и так далее. Я думаю, люди очень легко поймут и примут такие названия.
В 1980-е, когда я начал заниматься робототехникой, мы видели перспективу создания «умной» бытовой техники, которая могла бы «воспринимать, думать и действовать». В реальности ее еще не было. Я тогда говорил, что «умная» стиральная машина вполне попадает под определение робота. Сейчас, когда у нас действительно много «умных» приборов и машин, которые, без сомнения, можно назвать роботами, мне кажется, стоит использовать более узкое определение. В противном случае роботом будет называться любая вещь с микропроцессором —, а скоро такими будут почти все, — и слово «робот» потеряет всякий смысл, станет синонимом к словосочетанию «сделано человеком». Поэтому я думаю, что аспект коммуникации, который я добавил в определение «воспринимать, думать, действовать», очень важен для машины, которую мы хотим назвать роботом. Возможно, в этом смысле стоит даже использовать слово «договариваться» вместо «коммуницировать»: мы должны иметь в виду возможность продуктивного двустороннего взаимодействия. Итогом должно стать повышение качества работы, которая в результате такой кооперации станет выполняться лучше, чем если бы робот и человек занимались ею по отдельности. Такую машину мы с полным основанием можем назвать роботом.
Идея робота появилась задолго до того, как их стало возможным создать, — например, пражский Голем XVI века или «R.U. R» (Rosumovi Univerzální Roboti) Карела Чапека, придуманный в начале XX века. Также есть довольно длинная традиция кукол и марионеток, выдаваемых за роботов, но таковыми не являющихся; я называю их «кукушками» (Cuckoo clock robot — робот из часов с кукушкой). Считается, что первым индустриальным роботом был Unimate, заработавший на заводе автозапчастей «Дженерал Моторс» в 1961 году.
Сложно сказать, на каком этапе развития робототехники мы находимся сегодня. Давайте представим прямую линию, на которой отмечена точка, обозначающая в самом общем смысле способности лучшего робота, и точка, обозначающая способности обычного человека, такого как я. Затем я спрашиваю: «Где на этой линии будет находиться точка, которая обозначит способности моей собаки Беллы?» Я бы сказал, что расстояние между роботом и мной в двадцать раз больше, чем расстояние между мной и Беллой. Если смотреть в общем, то Белла больше подходит на роль «воспринимающей, мыслящей, действующей и коммуницирующей» машины, чем самый лучший робот. Но здесь очень важна оговорка «в общем»! Когда мы говорим о конкретной задаче, для которой придуман и запрограммирован специальный робот, то он выполнит ее гораздо лучше, чем человек, занятый тем же. Например, робот может гораздо быстрее и точнее приклеивать автомобильное стекло в нужном месте, чем рабочий-человек.
Истоки современной робототехники следует искать в двух местах. Во-первых, их можно найти в общей автоматизации: конвейерные автоматы, выполняющие повторяющиеся работы на большой скорости и с высокой точностью. Во-вторых, в исследованиях искусственного интеллекта.
Цель программистов — создать компьютеры и программы, которые обладали бы «здравым смыслом».
В парадигме «воспринимать, думать, действовать и коммуницировать» автоматизация — это «действие», искусственный интеллект — это «мышление». «Коммуникативное» направление уже довольно хорошо развито на практике; «воспринимающее» — в теории, хотя, конечно, настолько развить эту сторону робототехники, используя воспринимающие устройства настолько малые и дешевые, насколько нам хочется, — цель пока далекая и труднодостижимая, равно как и обработка в реальном времени огромного количества данных, доступ к которым мы можем получить, удовлетворив свои запросы.
Когда меня спрашивают, какие области робототехники являются ведущими на сегодняшний день, я всегда вспоминаю историю о семи слепцах, которых попросили описать слона. Один пощупал хвост и сказал: «Слон похож на канат». Другой потрогал бок и сказал, что, по его мнению, слон похож на стену. Третьему попалась нога, его ответ был: «Слон — это как дерево» и так далее. Робототехника сейчас развита повсеместно, и сложно выделить наиболее перспективные векторы развития: любая область является для кого-то ведущей. В настоящий момент я вижу две «горячие точки» — это исследование беспилотных летательных аппаратов (их еще называют дронами) и беспилотные наземные аппараты, «беспилотные автомобили». Потребуется еще огромное количество исследований, прежде чем такие машины будут готовы к автономным операциям. Обе эти области объединяет более общая тема, которая на самом деле охватывает все возможные сферы развития робототехники, — взаимодействие людей и роботов.
Полный текст статьи читайте на Postnauka.ru