Что такое экстремальное программирование
«Нетология» запускает новую программу обучения — «Экстремальное программирование: пишем код, за который не стыдно». Сегодня объясняем, что это такое и кому пригодится.
Почему экстремальное?
Экстремальное программирование (XP) — это набор методов, которые помогают писать более качественный код. Кодеры берут лучшие практики и возводят их в экстремум — то есть в предельную форму.
А мне Agile больше нравится!
Agile, Scrum — это методологии построения процессов. Они помогают организовать работу, но не влияют на прямую на код. Agile подходит не только программистам — по этим методикам успешно работают даже маркетологи. Экстремальное программирование — это о том, как писать код, строить архитектуру, то есть про инженерную часть. Agile рассказывает, как руководить проектом гибко. А экстремальное программирование — как разработчику соответствовать Agile-подходам.
Кто это вообще придумал?
Программист Кент Бек, ныне работающий в Facebook, в 1999 году выпустил книгу «Extreme Programming Explained: Embrace Change». Именно из неё и появилось экстремальное программирование.
Ну ок. А подробнее?
В основе XP лежат ценности, принципы и практики.
Главные ценности XP:
Общение — программисты сидят рядом и постоянно обсуждают детали проекта. Или сидят не рядом, но всегда на связи.
Простота — использовать максимально простые решения и избегать «костылей». То есть не строить идеальных архитектур, а работать итерациями. Если не попали — вносить правки, чтобы вышла программа, которую не стыдно показать.
Кураж — не ныть, а постоянно делать шаги к улучшению. Лучше сделать одно улучшение сегодня, чем весь день планировать работу на неделю.
Уважение — брать в команду только единомышленников и принимать, что каждый делает важную часть работы.
И какие практики предлагают?
Расскажем о нескольких.
«Сидите вместе». Кодеры сидят рядом. Если у одного возник вопрос, он может в буквальном смысле подкатиться к коллеге и обсудить гипотезу. Суть — общаться экстремально часто.
Парное программирование. Два программиста, один компьютер, две клавиатуры, одна программа. Сначала один пишет код, а второй следит. Если что-то пошло не так, бьёт коллегу по рукам и сразу исправляет. Через 15 минут — смена. Плюс в том, что во время перерыва ты продолжаешь работать — пока коллега вбивает код, сложно отвлечься на Facebook или трёп у кулера. За полтора часа два программиста сделают меньше кода, чем поодиночке, но качество выйдет выше.
Непрерывная интеграция. Делать упор на автоматизацию и интегрировать изменения постоянно. Что-то сделали — внедрили. Ещё — внедрили.
Разработка test-first. Сначала пишем тест, а потом код, который делает тест «зелёным», то есть успешно пройденным.
Инкрементальный дизайн. Не продумывать дизайн целиком до идеального состояния, а менять максимально часто и маленькими шагами. Воспринимать оболочку как инструмент, который выполняет функцию. Как только он перестал её выполнять — сразу нужно менять. Нет идеального дизайна, есть удобный дизайн, который можно быстро масштабировать. Как нет и финального дизайна. Он делается под задачу, а наперёд ничего не продумывается.
А для какого языка программирования подходит XP?
Для любого. Главное, чтобы кодеры понимали друг друга.
Звучит как какая-то программистская религия.
Это не так. XP — набор практик. Не нужно применять их все одновременно, программист выбирает удобные и внедряет. Это значит, что если кодер один, то парное программирование ему, конечно, не подойдёт, а вот test-first вполне.
Записывайтесь на программу обучения «Экстремальное программирование: пишем код, за который не стыдно».
Ключевые навыки, которые вы сможете добавить в резюме после обучения:
-
Refactoring;
-
Unit Testing;
-
Test Driven Development;
-
Continuous Integration;
-
Configuration Management;
-
Pair Programming.
Полный текст статьи читайте на Нетология