Что происходит в SMM после блокировок соцсетей — и как это исправлять
В марте от Инстаграма* отключили всех, кто не пользуется VPN. С тех пор прошло 5 месяцев. Всё это время мы в Студии Чижова мы занимались адаптацией клиентских проектов к новым условиям. Рассказываем, что происходит сейчас и как работать в сложившихся условиях.
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →
Вкратце: что мы наблюдаем
Начнём с негативного.
«ВКонтакте» стал безальтернативной соцсетью.
Телеграм — не социальная сеть, а мессенджер. Там нет таргетинга. Нам приходится изобретать новые подходы для развития и монетизации каналов.
Яндекс.Дзен — не социальная сеть. Продвижение в нём — огромная отдельная тема.
Серьёзных конкурентов до сих пор не появилось. Тенчат дорос до миллиона пользователей —, но динамика роста у него уже спала. А это самый успешный новый проект.
При этом и «ВКонтакте», и Телеграм сложно монетизировать создателям контента. Это снижает вовлечённость пользователей, их интерес и даже объём рынка в соцсетях.
На рынке пропала конкуренция, а это мешает его развитию.
Из позитивного: бизнесу всё ещё нужно продвигаться, и он это делает.
Рынок интернет-рекламы в Telegram наращивает обороты, блогеры активно стараются монетизировать свои страницы, паблики, каналы. Кроме этого, инструменты восстанавливают свою эффективность.
Росту — быть, бизнесу в соцсетях — быть, эффективному продвижению — быть. Но сперва нам предстоит окончательно «отыграть падение», а после создать стимулы для развития рынка.
Вкратце: что мы сейчас рекомендуем
Если нет страницы во ВКонтакте — заводить. Не находиться в единственной оставшейся соцсети довольно странно, если вы занимаетесь SMM.
Если есть канал в Телеграм, учиться делать интересный контент и продавать через него. Продавать через мессенджеры непросто, но возможно. Здесь стоит учесть, что в Телеграме применим не «классический SMM» с его правилами и догмами, а скорее умение работать в рамках маркетинга и контент-маркетинга.
Если страница в Инстаграме* приносила заявки, возвращаться и продолжать работу. Пока что использование VPN и ведение бизнес-страниц не наказуемы. Даже несмотря на статус «экстремистской» соцсети вы можете вести аккаунты, наказуемо только получение денег от самой организации.
Да, есть законопроект, который рассматривает такой запрет —, но он пока даже не прошёл стадию предварительной оценки. На фоне этого рекомендуем не вкладывать в Инстаграм* большие бюджеты, а использовать малозатратные методы. Кросспостинг с небольшой доработкой постов не создаст крупных затрат, и при этом может быть эффективен.
Следить за появлением новых соцсетей. Условный Тенчат отхватил у того же «Вконтакте» малую долю рынка —, но он работает на конкретный сегмент, и у пользующихся Тенчатом предпринимателей есть результаты.
Продолжать работать максимально эффективно. Нужно аккуратнее тратить бюджеты, оптимизировать активности, больше внимания уделять конкретным показателям — это поможет компенсировать эффект от «просадки».
На чём всё это основано
На нашем опыте и исследованиях. Пойдём по порядку.
Исследование LiveDune показывает следующую статистику по Инстаграму*:
-
Снижение охватов публикаций на ~50%.
-
Снижение охватов сторис на ~25%.
-
Снижение активных подписчиков на ~10—20%, в зависимости от сегмента.
Соцсеть в России ещё жива, и, пока законопроекты о запрете ведения бизнеса не получат подпись президента, её можно использовать.
Исследование Mideascope показывает, что у «ВКонтакте» конкуренты остались —, но он начал занимать доминирующую позицию:
Что бизнесу стоит делать во «ВКонтакте»
Основная концепция не изменилась: нужно развивать свои сообщества и личные страницы, в идеале — так, чтобы люди обязательно читали вас, встречая вдруг в ленте.
Воплотить эту концепцию сложно. Мы предлагаем четыре правила, которые помогут вам получить больше результатов.
Эти правила работают для любого бизнеса, но особенно хорошо срабатывают там, где вопрос доверия аудитории стоит очень остро. Так, работая с воронками контента, мы привлекли 77 заявок на услуги пластического хирурга за 3 месяца.
Мы можем сказать, что люди идут во «ВКонкатке» за чем-то новым и интересным именно им. SMM компаний при правильно выстроенной работе даёт именно такой контент: уникальный, экспертный, который больше нигде не найти.
Почему мы так уверены в этом? Наше исследование, совместно с DataFan, показывает, что во «ВКонтакте» сейчас растут небольшие сообщества, а крупные, наоборот, теряют аудиторию:
С вовлечением — та же ситуация:
Наконец, по охватам сильнее всего растут именно маленькие сообщества:
Тренд однозначный: крупные паблики с универсальными тематиками теряют людей, в это же время малые сообщества получают значительные приросты. На наш взгляд, сейчас — самое время начинать работу во «ВКонтакте», пока люди не начали читать ваших конкурентов.
Что бизнесу стоит делать в Телеграме
Здесь концепция уже сложнее.
Создавать контент, за которым люди хотят возвращаться. В Телеграме нет умной ленты, поэтому такой уровень контента — обязательное требование. Иначе пользователи будут мьютить канал и, в лучшем случае, читать его спустя три недели, случайно до него долистав. В худшем — отпишутся.
Привлекать аудиторию через посевы у инфлюенсеров. Для тех, кто продвигает аккаунт в Телеграме, существует два пути: уводить в него подписчиком из других соцсетей или покупать рекламу у локальных лидеров мнений.
И то, и другое дороже обычного SMM, а перевести читателя в покупателя непросто. Исторически сложилось, что Телеграм — это площадка скорее для b2b. b2c на ней тоже присутствовал, но с осторожностью. Сейчас ситуация изменилась, и при отсутствии альтернатив Telegram можно использовать и для b2c.
Тем более, аудитория Телеграм резко выросла в последние месяцы: во многом из-за активности на платформе блогеров из Instagram.
Сложно объяснить все причины, по которым мы рекомендуем делать именно так. Пока прикладываем ссылку на кейс продвижения в Телеграме от нашей студии — там заодно можно увидеть, за каким контентом люди не прочь вернуться.
Что бизнесу стоит делать в других соцсетях
В таком случае всё зависит от бизнеса и конкретной соцсети. Если вы хотите самостоятельно понять, стоит ли делать аккаунт в новой соцсети и тратить на него деньги, то оцените:
-
есть ли там ваши конкуренты,
-
какой контент они публикуют,
-
насколько активно,
-
как прирастает аудитория.
Информация, которую вы получите, поможет вам определить, что нужно делать в этой соцсети.
Вместо итогов
Что происходит в SMM. Рынок упал, возможностей стало меньше, работать стало труднее. Но восстановление запущено — просто восстанавливаться и расти будем медленнее, чем при наличии конкурентов.
Как это исправлять. Продолжать работать. Делать как можно больше и как можно лучше. Анализировать происходящее и применять только лучшие решения из своей практики.
Если хотите запустить продвижение бизнеса во «ВКонтакте» или Telegram на результат, обращайтесь в Студию Чижова.
*социальные сети Instagram и Facebook принадлежит корпорации Meta, организация признана экстремистской и запрещена на российской территории.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine