Что общего между дизайнером и экстрасенсом
30.05.2014 | Автор: Сергей Мелихов
На прошлых выходных мы побывали в Ульяновске, где я и Егор Волков выступали на IT-конференции «Стачка». Основная цель моего доклада и этого поста — шокировать ребят, которые работают с интерфейсами, и сместить акценты в деятельности дизайнера.
Сайт — инструмент достижения конкретных целей
Все, что написано ниже, относится к функциональным сайтам. К таковым я причисляю любые сайты, где есть условная кнопка «Купить», количество нажатий на которую можно измерить. Если себя не ограничивать, то можно натянуть это представление на любой сайт, с которым мы взимодействуем каждый день:
Интернет магазины — идеализированный пример; Поисковик — кнопка «Найти», пейджинатор, ссылки в контекстной выдаче; Новостные сайты и контентные ресурсы — количество прочитанных статей, клики по баннерам; Социальные сети — лайки, шары, клики. Короче говоря, труднее придумать антипример, чем перечислить все варианты функциональных сайтов.
Look at me и RapidShare — это одно и то же Давайте рассмотрим конкретные примеры функциональных сайтов.
Look at me — один из самых впечатляющих медийных ресурсов Рунета. Ребята стремительно растут, не снижая качество контента и скорость внедрения изменений. Судя по всему, с окупаемостью у них тоже все в порядке.
С другой стороны, есть целый класс сайтов-файлообменников вроде Rapidshare. Выглядят они примерно так:
Важно понимать, что у этих сайтов очень похожие задачи. И Look at me, и Rapidshare нацелены на увеличение глубины просмотра, чтобы показывать нам рекламу и зарабатывать на этом. Поэтому отдел по работе с продуктом, в первом случае, корпит над блоком сопутствующих материалов на странице статьи, а во втором — над выдумыванием полосы препятствий для желающих скачать файл.
Также важно понимать, что главная забота владельцев этих сайтов — эффективно решать задачу увеличения глубины просмотра. Все остальное вторично. Сайт либо прибыльный, либо нет.
Шокирующий пример А теперь самое интересное. Давайте посмотрим на следующий лендинг интернет-магазина, продающего мебель.
Аккуратный дизайн, красивый шрифт, улыбающиеся люди, плоские кнопки, красивые фотографии, отсылка к процессу производства — в общем, дизайн явно в тренде.
А вот та же самая страница в немного другом стиле:
Обратите внимание на эти сексуальные цветочки и зеленый фон по бокам. Шокирующий факт заключается в том, что второй вариант продает заметно лучше. Для меня, как для человека последние 10 лет связанного с дизайном сайтов, это действительно важный момент. Получается, что все мои знания, вкус и опыт подают неправильные сигналы: то, что мне кажется выигрышным вариантом, на самом деле антивариант. Другими словами, моя деятельность подозрительно напоминает деятельность экстрасенсов. Гипотезы дизайнера могут легко оказаться неверными при столкновении с реальностью.
Сеошники все это время были правы
Другое дело, деятельность сеошника. На этом рынке сейчас принято платить за результат. Т.е. специалист по SEO может потратить огромное количество времени, энергии и ресурсов, но не получить деньги. Для этого достаточно не достигнуть результата. Сравните это с тепличными условиями, в которых существуют хрупкие творческие натуры дизайнеров. Представьте, что вы отрисовали 47 страниц для какого-нибудь интернет-магазина, дождались пока все это сверстают и внедрят (сеошники тоже ждут) и не получили за свою работу ни гривны, потому что ваш дизайн уронил или просто не повысил продажи.
Именно на таких условиях вынуждены работать специалисты по поисковому продвижению. Поэтому в SEO нет места методикам, принятым в среде экстрасенсов. Они нацелены на результат, а не на высокие материи. Их работу легко измерить и ткнуть носом в результат. Дизайнерам повезло, что измерить результат нашей работы не так уж просто.
Гипотезы, которые мы строим Итак, мы пришли к выводу, что продукт деятельности дизайнера необязательно приводит к ожидаемому результату. Значит, любой макет можно рассматривать как набор гипотез, верность которых проверяется на реальном трафике. Уверен, мало кто рассматривает свою работу с этой точки зрения. Дизайнеры обычно мыслят категориями лайков на Behance или Revision.
Подумаем, чем обусловлены гипотезы, которые строит дизайнер. Мне легко об этом рассуждать, потому что я сам 10 лет в профессии. Если упростить и свести все к одной ссылке, то наиболее влияющим на гипотезы дизайнеров будет раздел web-design на Behance.net или сайт awwwards. Нас слишком редко тыкают носом в результат, чтобы измеримые показатели имели влияние на идеи, которые мы используем в нашей работе.
Контекст определяет то, какие сайты мы считаем правильными. Дизайнеры предпочитают рисовать картинки для модного бреда, а создание интернет-магазина алмазных сверел считают скучной работой.
Гипотезы, которые строит дизайнер, выглядят так:
Тогда как представление заказчика можно визуализировать так:
Важно понимать, что заказчик скорее всего знает своего клиента лучше, чем вы. Для него это действительно важно, потому что эффективность интерфейса напрямую влияет на его доходы. Не стоит сомневаться в этом, даже если заказчик предлагает запилить на главную страницу моргающую бегущую строку.
Выход Никакого конкретного выхода нет. Это уже второй пост за последнее время, где я говорю о том, что наша экспетиза ничего не стоит. Осознание этого — важный шаг. Два других шага — понимание, что сайт является инструментом достижения конкретной цели, а критерием успешности может быть только количество нажатий на условную кнопку «Купить».
Для тех, кто не читает, а просто просматривает длинные посты, оформлю тезисно.
На что ориентироваться при создании интерфейсов Сайт — инструмент достижения конкретной цели. Гипотезы легко могут не подтвердиться. Только факт имеет значение. Если вы будете опираться на эти вещи, то со временем сами найдете материалы о том, как работать с Аналитикой и Метрикой, что нужно спрашивать у заказчика про посетителей его сайта, как проводить исследования перед началом работ и многое другое. Мы также будем развивать эту тему в нашем блоге.
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine