Что нужно для повсеместного внедрения роботов в городах
На заводах с каждым годом растет количество промышленных роботов. Этому способствует дефицит рабочих рук и возможность снизить себестоимость продукции. Дома нас ждут роботы-пылесосы и другие гаджеты. Но это решения для дома и бизнеса. А можно ли внедрить роботов в общественную среду? Это будет еще один шаг к созданию эффективных городов будущего.
В ноябре 2022 года численность населения планеты превысила 8 млрд человек, и в ближайшие 30 лет она увеличится на 25%. Более густонаселенное будущее, которое нас ждет, означает, что города должны рационально использовать пространство, автоматизировать процессы и решать проблемы неэффективной городской мобильности. Например, по городам могут курсировать персональные устройства доставки (PDD), которые привозят продукты питания и лекарства. В Москве и Иннополисе Яндекс запустил доставку еды с помощью колесных роботов-курьеров «Яндекс.Ровер». Кроме того, в столице в тестовом режиме начал работать робот-уборщик «Пиксель», который умеет делать влажную уборку и подметать тротуары в течение 16 часов подряд.
Но для процветания этой технологии города должны адаптировать свою инфраструктуру и политику для регулирования и обеспечения безопасности как граждан, так и роботов. Кроме того, государственные структуры должны запустить образовательные программы, чтобы помочь жителям привыкнуть к роботам, идущим рядом с ними по тротуарам. Поговорим об этом подробнее.
Адаптация инфраструктуры городов
На начало 2023 года в России 10,9 млн человек с инвалидностью, что составляет 7,5% от общей численности населения страны. Среди них преобладают инвалиды II и III групп — по 41%, инвалиды I группы составляют около 12%.
Кроме того, доля маломобильных людей составляет до 41% от общей численности населения любого города, из них:
- 10,7% — инвалиды всех возрастов;
- 16,3% — люди пожилого (старше трудоспособного) возраста, не признанные инвалидами;
- 6,2% — люди с временной утратой трудоспособности;
- 7,7% — дети в возрасте до 4-х лет в сопровождении взрослого человека трудоспособного возраста.
Помочь с этим может концепция 15-минутного города, в котором все необходимые товары находятся в двух шагах от дома. Они ориентированы на человека и имеют продуманную инфраструктуру. National Geographic назвал эти города будущего хорошо построенными местами, где люди с ограниченными возможностями имеют полный доступ ко всем объектам и услугам. Яркий пример тому — проект NeoM в Саудовской Аравии, где в пустыне построят город-сад.
«Инфраструктура на основе искусственного интеллекта упростит повседневную жизнь. Город без машин и дорог. Только небольшие расстояния, которые можно преодолеть пешком, поддерживая здоровый образ жизни. Самый длинный маршрут из одной точки города в другую займет не больше 20 минут», — указано в проекте.
А так как на повестке дня в «городах 15 минут» стоит вопрос об удобстве для жителей, то к этой концепции можно добавить роботов. Они помогут доставлять продукты питания и предметы первой необходимости, очищать дороги и даже патрулировать города.
В свою очередь, города могут облегчить работу автономных роботов, создавая более безопасные и доступные общественные пространства, включая тротуары и пешеходные переходы, с четкими сигналами и знаками остановки.
Некоторые организации, например, Open Mobility Foundation, уже приступили к реализации этих мер, создав структуру управления с открытым исходным кодом, в рамках которой частные и государственные структуры обмениваются данными о городском движении для повышения мобильности в городах. Робототехнические компании могут присоединиться к этим усилиям, используя свои возможности по сбору данных персональными устройствами доставки (PDD). Роботы постоянно собирают данные об инфраструктуре, что позволяет выявить такие неэффективные элементы, как недоступные тротуары для ботов, а значит, и для людей с ограниченными возможностями передвижения. Имея такую информацию, муниципалитеты поймут, какие районы нуждаются в улучшении инфраструктуры.
Внедрение правил эксплуатации и политики безопасности
Необходимо принять законы, которые будут определять правила эксплуатации роботов. С одной стороны, новые правила помогут робототехническим компаниям внедрять свои услуги для общественного пользования, помогая населению. В то же время власти смогут использовать обратную связь с инфраструктурой. Это беспроигрышная ситуация.
Проведение образовательных программ
Поначалу жители городов могут неохотно воспринимать новые технологии, поэтому очень важно развеять мифы и показать, как роботы помогают удовлетворять потребности людей в доставке. На начальном этапе образовательного процесса привлечение местных властей или некоммерческих организаций, работающих с населением, может существенно изменить ситуацию, начав разговор с жителями.
Роботы должны уступать дорогу пешеходам, иметь небольшие размеры, ходить в человеческом темпе, чтобы избежать столкновений, и отображать на своих экранах дружелюбное выражение лица. Благодаря этому повысится интерес и снизится скептическое отношение к ним.
Компании должны сотрудничать с руководителями районов и общественными советами, чтобы понять уникальные потребности местных жителей. Таким образом, они могут разработать инструменты для привлечения внимания аудитории и рассказать ей о преимуществах роботизированных операций.
Полный текст статьи читайте на Компьютерра