Что дают облака при сервисной трансформации?

21.03.2021, Вс, 15:09, Мск , Текст: Шатунова Евгения

Переход на потребление товаров и услуг по модели аренды сегодня восходящий тренд. Облако как технологическая платформа позволяет консолидировать разные варианты аренды и быстро конфигурировать ресурсы, существенно упрощая управление ими. Гибкость ИТ-инфраструктуры — требование времени, без этого современный бизнес вряд ли может сохранять конкурентоспособность.

В ходе цифровой трансформации компаниям требуется все больше вычислительных мощностей, емкости дисковых массивов, пропускной способности каналов и других ресурсов, в результате для построения современной ИТ-инфраструктуры требуются вложения, сравнимые с инвестициями в основной бизнес. Но это не инвестиции, они не принесут явную и обоснованную регулярную прибыль! Поэтому все чаще организации предпочитают получать нужные ресурсы «как сервис».

Немного истории

История с ИТ-ресурсами в общих чертах повторяет историю с электричеством. Напомним, что в начале прошлого века порядка 80% генерации компании выполняли на собственных мощностях. Сейчас же внутренняя генерация стала экзотикой, актуальной для узкого спектра применений. Сегодня только 2–5% электричества компании производят «внутри», остальное получают «как сервис» — в секунды подключая нужные мощности. Похожие процессы происходят и в ИТ: потребление ресурсов, которые генерируют собственные компьютерные мощности, становится все менее выгодным с экономической точки зрения. Ситуация еще более усугубляется в связи с непрерывным изменением в ИТ-технологиях, что обуславливает быстрое устаревание оборудования и обычных «вечных» лицензий на программное обеспечение. С другой стороны, активно возрастает потребительский спрос на непрерывное и оперативное обновление сервисов.

С технической точки зрения аналогом энергосистем, поставляющих электричество бизнесу, являются облака провайдеров, предоставляющих различные ИТ-сервисы. «Именно облако — основа современных ИТ-ресурсов компаний, которые сегодня представляют «коммодити», — говорит Сердар Турмыев, пресейл инженер отдела виртуализации и резервного копирования Softline. — Облако можно развернуть внутри периметра ИТ-инфраструктуры компании, но во многих случаях в этом нет необходимости. Где и как получать «коммодити» с набором нужных характеристик — цена/качество, скорость/доступность и т.д. — компания решает по месту и в зависимости от ситуации». Заметим, что по принципу «как сервис» сейчас в ИТ можно получать практически все, включая «железо» и софт. Популярность HaaS и SaaS растет быстрыми темпами.

Облака являются средой для виртуализации, обеспечивая широкую, практически бесконечную вариативность технологий, на базе которых можно строить решения. Развертывание новых программных продуктов с целью ознакомления, запуск «самописных» пилотных проектов для тестирования, эксперименты с «образами» инфраструктуры — для этого и для многих других целей облако подходит как нельзя лучше. «Сегодня умение работать с облачными сервисами, понимание особенностей сервисной модели следует отнести к важным навыкам, резко повышающим ценность ИТ-специалиста, работающего на стороне заказчика, а тем более, специалиста высокого ранга: CEO, CDTO, CDO и т.д., повышает его рыночную стоимость и карьерные перспективы», — отмечает Сердар Турмыев.

Облака являются средой для виртуализации, обеспечивая широкую вариативность технологий, на базе которых можно строить решения

Про экономические выгоды аренды

Просчитать выгоду от использования ИТ-сервисов достаточно просто. «В среднем аренда оказывается дешевле на 30% на горизонте в три года, чем традиционная форма организации ИТ-инфраструктуры, — говорит Сердар Турмыев. — За семь лет аренда «выходит в ноль», то есть заказчик получает стопроцентную экономию». Такое заявление выглядит смело, но только на первый взгляд.

Если посмотреть на стоимость покупки «железа» или программ — вы найдете сегодня софт «в коробке» — с суммами арендных выплат за три или за семь лет, то сравнение окажется не в пользу аренды, но на ситуацию нужно смотреть шире. Начнем с того, что нужно учитывать не цену продукта, а стоимость владения, но кроме технических параметров есть и финансовые механизмы. Прежде всего, это стоимость денег: разово вложенные в покупку они больше не будут работать в обороте компании, а при дробных арендных выплатах часть средств, направленных на инфраструктуру, окажутся отложенными, а поэтому будут приносить прибыль, как будто взятые в беспроцентный кредит средства, то есть дополнительные средства в обороте компании, за которые не надо платить банку. При правильных подходах — как со стороны ИТ, так и со стороны финансово-экономических служб — перевод вложений в технику из CAPEX в OPEX (из капитальных затрат в операционные расходы) способен обеспечить и другие механизмы экономии для компании. «Грамотный финансист и бухгалтер из особенностей ОРЕХ может получить существенную экономию и много других преимуществ. — уверен Сердар Турмыев. — «Белая бухгалтерия» всегда рада ОРЕХу».

Что тормозит развитие облаков?
1. Инерция потребителей, некоторые желают «держать все под контролем», а иногда считая, что сами лучше и за меньшие деньги смогут обеспечить ресурсы для бизнеса.
2. Неверная оценка рисков информационной безопасности — иногда все еще предполагают, что данные внутри периметра компании будут лучше защищены.
3. Отсутствие нужных умений в современных экономических подходах, в частности, планирования «длинных денег» и понимания выгод моделей потребления на основе ОРЕХ.

Заметим, что экономия может быть радикально более значительная. В качестве примера рассмотрим предприятия из сферы SMB, которым сегодня зачастую требуются мощные решения для обеспечения информационной безопасности. Ситуация достаточно распространенная, например, даже небольшая стоматологическая клиника работает с персональными данными пациентов, а потому попадает под надзор регуляторов, и информационная безопасность для нее должна быть мощной. В среднем, если такой корпоративный клиент приобретет все решения, нужные для соответствия требованиям закона № 152-ФЗ, это потребует единовременных вложений порядка 1 млн. рублей, а если получать нужное «как сервис», то затраты будут составлять порядка 12 тыс. рублей в месяц. Экономия в течение трех и семи лет очевидна.

Однако, предложенные модели сознательно упрощены — они не учитывают динамичность современных рынков. Такая тенденция приводит к резким изменениям требований к ИТ-инфраструктуре и, соответственно, к ресурсам: их нужно то в разы больше, то заметно меньше. Такое изменение требований невозможно предвидеть заранее, равно как и не получится найти универсального ответа на вопрос: что делать с техникой, которая сейчас простаивает? Однако, если применять арендную модель, то таких вопросов не возникнет совсем. Такая ситуация —, а она весьма распространена и будет встречаться все чаще, — также подчеркивает очевидную экономическую выгоду арендной модели, только ее размеры сложно выразить в цифрах на горизонте 3–7 лет даже для конкретного предприятия, не говоря уже об общих моделях. «В большинстве случаев современный бизнес делает акцент на скорости получения ресурса, — говорит Сердар Турмыев, пресейл инженер отдела виртуализации и резервного копирования Softline, — Но это сложно выразить в экономических категориях».

Почему облака дешевле?

Резонный вопрос: почему облачные провайдеры могут поставлять ресурсы с такой выгодой для клиента, при этом не разоряясь и оставаясь «в плюсе»? Если коротко: благодаря эффекту масштаба и консолидации ресурсов. И, конечно же, профессионализму: для облачного провайдера внедрение новейших компонентов и конфигурирование инфраструктур — основной бизнес, а для любой компании из других вертикальных рынков развитие ИТ все же является неким поддерживающим видом деятельности.

Применение ИИ в финансовой сфере экономит миллионы

Новое в СХД

В результате у провайдеров есть опыт, экспертиза, квалификация и инструменты, включая необходимые лицензии, для построения любых облаков, как частных, так и публичных. Для построения инфраструктуры облаков есть свои инструменты. Например, VMware vSphere — ведущая в отрасли платформа виртуализации — одна из наиболее удобных и востребованных для построения облачной инфраструктуры. Может быть применима для управления как приватными, так и публичными облаками, а также гибридными структурами. Единое управление всеми элементами виртуализированной структуры — серверами, системами хранения, виртуальными рабочими столами и прочим — существенно упрощает и, как следствие, удешевляет процессы. Управление и мониторинг инфраструктуры — самый верхний, третий уровень, средним является логистический, нижним, базовым — виртуализация «железа». При этом управление будет доступно в единой панели, к которой могут быть подключены как ресурсы, построенные на VMware, так и на решениях от других вендоров.

Именно на базе платформы VMware vSphere и Cloud Director создан виртуальный центр обработки данных Softline vCloud. Компания предоставляет бизнесу вычислительные мощности для решения любых задач: от организации хранения бэкапов до развертывания сложных высоконагруженных сервисов. Клиенты провайдера размещают в облаке корпоративную почту, ERP и CRM системы, Web-сервисы и базы данных, а также иные всевозможные инфраструктурные сервисы, включая такие популярные, как аренда сервера для 1С или Битрикс 24. Решение предусматривает возможность установки различных операционных систем на выбор и самостоятельное администрирование серверов через панель управления.

Заметим, что приземление в облако может быть разным в зависимости от пожеланий организации — на мощностях самой компании или провайдеров, на арендованной инфраструктуре. Параметры инфраструктуры — например, уровень безопасности, — можно обеспечить любые, в зависимости от требований. Все это позволяет оптимизировать решения по цене и, при необходимости, быстро изменить конфигурацию в зависимости от смены ситуации в бизнесе.

Что остается на стороне интегратора и бизнеса?

Переход к арендной модели потребления ИТ меняет рынок: сегодня ИТ-компании являются для своих заказчиков прежде всего центрами компетенций. Причем в данном случае компетенции нужны существенно более широкие, чем цифровые или логистические. «К технической экспертизе Softline добавляет технико-экономическое обоснование». — отмечает Сердар Турмыев. Кроме того, крупные провайдеры часто выступают в качестве поставщика других сервисов, помимо облачных. Например, Softline может обеспечить как сами облака, так и каналы связи, что бывает критически важно для компаний из Сибири, Урала, Казахстана и других отдаленных регионов. Вне зависимости от территории компаниям будет обеспечен канал с нужными характеристиками, да еще и оптимизированный, по привлекательной цене. И таких примеров можно привести много.

В свою очередь ИТ-отдел при переходе к арендной модели занимается планированием и управлением развития ИТ-инфраструктуры и сервисов, постановкой задач, работой с оборудованием, работающим в периметре компании. Пока в большинстве случаев работа по обслуживанию техники — компьютеров, принтеров и т.д. — также ложится на инженеров компании, хотя все чаще и это приобретают «как сервис». Сотрудники ИТ-отделов выступают в качестве визионеров, действуя в контакте с финансистами, экономистами, риск-менеджерами, а иногда и юристами. Именно ИТ-отдел должен создавать планы развития инфраструктуры: как минимум на год, а лучше — на два-три. По понятным причинам такую работу проблематично отдать на аутсорс, это проще сделать, находясь внутри компании.


Полный текст статьи читайте на CNews