CNews опубликовал новый рейтинг операторов фискальных данных

depositphotos164965018s2019-crop_600-315

Интеграция Ритейл

15.04.2020, Ср, 09:09, Мск , Текст: Наталья Рудычева

Рынок операторов фискальных данных существует уже более трех лет. Статус ОФД получила 21 компания, однако на рынке реально работают только 10 из них. Процесс подключения касс к ОФД уже фактически завершен. Передача чеков в ФНС России является не слишком прибыльным бизнесом, поэтому операторы развивают сервисы для клиентов. На их долю уже приходится около 15% выручки, и эта цифра будет расти.
 

Как меняется роль ОФД

Процесс перехода на онлайн-кассы стартовал в 2017 г. Он дал старт появлению на рынке совершенно нового сегмента: операторов фискальных данных (ОФД) — компаний, чей бизнес строится на получении, хранении и обработке кассовых чеков, поступающих от предприятий розничной торговли и услуг, и передаче их в Федеральную налоговую службу (ФНС). В соответствии с 54-ФЗ, переход на онлайн-кассы и, соответственно, их подключение к ОФД, был постепенным и фактически завершился в 2019 г. Отсрочку до 2021 г. получили лишь предприниматели без наемных сотрудников, продающие товары собственного производства. По словам Артема Меликджаняна, руководителя департамента по развитию бизнеса компании «Такском», за три с половиной года, прошедших с момента появления первых операторов фискальных данных, ОФД из непонятной аббревиатуры превратился в полноправного помощника для бизнеса.

Михаил Добровольский, руководитель направления автоматизации малого и среднего бизнеса «СКБ Контур», считает, что главной и основной функцией ОФД остается обработка чеков. Однако многие участники рынка с ним не согласны. «На сегодняшний день ОФД — уже не только сервис по обработке документов, но, в первую очередь, огромный аналитический сервис, который позволяет оценить эффективность бизнеса в считанные минуты», — говорят в ОФД «Тензор».

Егор Сергеенко, директор по маркетинговым коммуникациям «Первого ОФД» отмечает, что ОФД стали полноценными сервисными компаниями, наряду с операторами документооборота и удостоверяющими центрами по выдаче ЭЦП, и развили новые направления — продукты на основе аналитики чеков, магазины по продаже кассовой техники и сопутствующих товаров.

Дополнительный толчок развитию рынка ОФД дало введение маркировки товаров. Теперь информация из ОФД уходит не только в ФНС, но и в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), а точнее в систему «Честный знак», оператором которой он является. В настоящее время обязательной маркировке подлежат меховые изделия, сигареты, алкоголь (ЕГАИС), обувь, ряд лекарств. Стартовали проекты маркировки духов и туалетной воды, ряда изделий легкой промышленности, фотокамер и фотовспышек, шин и покрышек, кресел-колясок, велосипедов, молочной продукции, расширяется список лекарственных препаратов. В дальнейшем к ним могут добавиться биологически активные добавки, минеральная вода, ювелирные изделия, электроника и так далее. «Благодаря внедрению системы маркировки ОФД может получать максимально точные аналитические данные о продажах определенных товаров и имеет доступ к сведениям о поставщиках и производителях продукции», — отмечает Алексей Потапов, коммерческий директор «ОФД-Я».

Какие сервисы предлагают ОФД

Сама по себе передача чеков является малоприбыльным бизнесом. Поэтому ОФД стараются развиваться в других направлениях. «За три года работы потребности бизнеса возросли, и к прежним обязанностям добавились новые. Они не столько регламентированы законом, сколько обусловлены коммерческой деятельностью и пожеланиями клиентов. Сегодня личный кабинет клиента ОФД — это точка получения информации клиентом не только о том, как его видит налоговая служба, но и о себе, о его положении в условиях рынка», — говорит Алексей Баров, гендиректор «Платформа ОФД».

ОФД стремятся предлагать клиентам самые разнообразные сервисы, развивают направление больших данных, которое позволяет анализировать рынок розничной торговли в целом, выявлять тренды, строить прогнозы и предлагать решения. Еще одно важное направление — интеграция данных, имеющихся у ОФД, с данными других компаний, таких как телеком-операторы, банки и т.д. для того, чтобы совместными усилиями обеспечить развитие новых направлений и сервисов. Операторы фискальных данных также довольно успешно осваивают новое для себя направление — становятся операторами ЭДО и сдачи отчетности в госорганы.

Операторов фискальных данных продолжают развиваться и в сфере, связанной с введением системы национальной маркировки. «Стало понятно, что ОФД как обязательный элемент бизнес-процессов при выбытии товаров, может и должен предложить клиентам инструменты по работе с маркировкой и маркированными товарами, начиная с аналитики, контроля корректности передачи чеков до готового комплексного решения, дающего возможность клиенту заказывать и получать коды маркировки, интегрироваться с системами и делать все, что необходимо, на всем пути потребностей от ввода до вывода товара из оборота, в одном интерфейсе», — рассказывает Алексей Баров.

Крупный бизнес заинтересован, помимо бесперебойной работы ОФД, прежде всего в доработке существующей и разработке новой отчетности на основе кассовых чеков. «Для крупного бизнеса бесперебойная передача фискальных данных не так интересна, как дополнительные сервисы и технические возможности ОФД. Самыми востребованными сервисами является возможность получения доступа по API ко всем переданным данным и отправленным чекам по sms и e-mail», — рассказывают в «Калуга Астрал» («Астрал.ОФД»).

Крупный бизнес уже делает шаги в сторону более глубокой интеграции данных ОФД в свои CRM и учетные системы. «Синтез систем и данных, который мы сейчас наблюдаем, позволит решать как традиционные задачи больших компаний с широкой сетью представительств, холдингов из десятков юрлиц, франшиз и т.д., так и выявлять накапливаемые сложными системами ошибки управления и учета, — уверен Егор Сергеенко. — Все это приведет к снижению рисков и отразится на операционных расходах крупных компаний».

Средний и малый бизнес переживает болезненный переход от прежнего стиля работы к новой реальности, которая наполнена новыми сущностями, например, такими как ОФД и маркировка товаров, экосистемами, программами развития предпринимательства и господдержки. По мнению представителей «Калуга Астрал», пока малому бизнесу важен только основной функционал ОФД — это бесперебойная отправка фискальных данных в ФНС и регистрация касс.

Тем не менее, по словам Егора Сергеенко, имеются предприниматели, которые уже встроились в новую систему, приняли все плюсы нового порядка, равно как и издержки на его поддержание. Для такого рода бизнесменов в арсенале любого ОФД, банка, оператора ЭДО и других участников рынка есть масса полезных инструментов для открытия и ведения бизнеса. Теперь открыть бизнес с нуля можно за очень короткое время, и расходы на это минимальные. Конкуренция на рынке идей для бизнеса, соревнование технических команд по созданию систем управления бизнесом, товароучетных программ и других сервисов сейчас высока как никогда, а это приводит к снижению цен, улучшению качества продуктов и сервисов. А также к появлению новых, еще не просматриваемых сейчас решений — мобильные, облачные системы, системы с искусственным интеллектом, самообучаемые нейросети. А значит, задача по созданию комфортной среды для предпринимателей в общей сложности решена и решается в данный момент всеми участниками этого рынка.

Методика рейтинга

О росте рынка не «в ширину», а «в глубину» CNews писал еще год назад. В 2020 г. этот тренд стал играть еще большую роль в бизнесе ОФД, что заставило в очередной раз скорректировать методику формирования третьего по счету рейтинга. Ключевым показателем по-прежнему остается число подключенных онлайн-касс, которое оценивается на основании данных, предоставленных самими ОФД, и экспертных оценок. Однако вес этого показателя было решено снизить с прошлогодних 0,7 до 0,6, и уделить еще больше внимания дополнительным сервисам, которые предлагают участники рынка.

Эти сервисы были разбиты на 4 группы, каждая из которых имеет весовой коэффициент 0,1. Таким образом, баллы, набранные участниками рейтинга в каждой группе, учитываются в общем показателе с коэффициентом 0,1. Первая группа — «Сервисы обмена документами» — включает в себя услуги оператора ЭДО, оператора сдачи электронной отчетности в госорганы и наличие приложений для бухгалтерии: работа с »1С», выгрузка, сверка отчетности и др.

Вторая группа — «Аналитические и рекомендательные сервисы», такие как базовые аналитические сервисы (аналитика по проданным товарам и пр.), рекомендательные сервисы (сравнение показателей компании с общерыночными по отраслевому и территориальному признаку (выручка, средний чек, ассортимент, число покупок) и встроенные партнерские сервисы (предоставление отчетности банкам, арендодателям и т.д.).

Сегодня в списке самых востребованных сервисов аналитика: сравнение собственных продаж с рынком, аналитика по брендам, отчеты об объеме продаж в торговой точке и информация о выручке клиента для арендодателя для того, чтобы ввести плавающую шкалу платы за аренду. Как рассказал Алексей Баров, в последнее время арендодатели стали использовать последний сервис для управления всем продающим центром: измерение количества покупок и других показателей позволяет вывести динамику развития, оценить эффективность маркетинговых кампаний.

Третья группа — «Работа с системой маркировки», а именно мониторинг передачи чеков в ЦРПТ и их корректности, аналитика по маркированным товарам, ЭДО с ЦРПТ.

И четвертая группа — «Комплексное решение по работе с маркировкой», развитие которого только стартовало, но несет с собой новые возможности как для самих ОФД, так и для их клиентов. Речь идет о приемке маркированных товаров, вводе и выводе их из оборота, включая заказ, получение, распечатку кодов, интеграцию с международным кодом GTIN (Global Trade Item Number), станцией управления заказами (СУЗ), личным кабинетом «Честный знак» и др.

Результаты исследования

По состоянию на начало 2020 г. в ФНС было зарегистрировано около 3,5 млн кассовых аппаратов — все они отправляли свои данные в ведомство через аккредитованных операторов фискальных данных, число которых достигло 21. Рынок ОФД фактически поделили между собой девять ОФД, а остальные играют на нем незначительную роль и, по информации некоторых игроков, находятся в состоянии закрытия или с разной степенью активности ищут покупателей на свой бизнес.

Самым крупным игроком рынка по числу подключенных касс по-прежнему остается «Платформа ОФД» — ей принадлежит 28,4% рынка против 26,6% в 2019 г. На втором месте «Такском» с показателем 15,5% — по сравнению с прошлым годом доля компании сократилась на 1%. На третьем, как и в прошлом году, «Первый ОФД», на долю которого приходится 15,2% касс против 16,2% годом ранее. На четвертом «Петер-Сервис Спецтехнологии» (OFD.ru) (11,3% в 2020 г., 12% в 2019 г.), а на пятом — «Ярус» (ОФД-Я) (9,5% в 2020 г., 11,5% в 2019 г.).

В категорию «Другие», на долю которой приходится 1,3% рынка, входят «Тандер», «ИнитПро», «Группа Элемент», «Энвижн Груп», «Вымпел-Коммуникации», «Мультикарта», «Дримкас», «Электронный экспресс», «Корус Консалтинг СНГ», ОФД «Онлайн» и «Информационный центр».

Доля рынка по числу подключенных касс, %

Источник: CNews Analytics, 2020

В составленном в соответствии с описанной методикой рейтинге первое место занимает «Платформа ОФД». Компания не только является лидером рынка по числу подключенных касс, но и уделяет самое пристальное внимание развитию дополнительных сервисов. На сегодняшний день она предлагает все перечисленные выше услуги. «Наше присутствие на рынке позволяет давать клиентам уникальные сервисы, такие как анализ и сравнение собственных продаж с рыночными. Порядка 150 тыс пользователей в месяц активно интересуются аналитикой в личном кабинете ОФД. Сейчас все эти сервисы бесплатны, чтобы предприниматели могли оценить их пользу», — говорит Алексей Баров.

На втором месте, как и в прошлом году, «Такском». Компания стала вторым участником рейтинга, предоставляющим пользователям полный спектр перечисленных выше услуг. «С внедрением маркировки дополнительные сервисы аналитики, на наш взгляд, станут еще актуальнее», — говорит Артем Меликджанян.

На третьем месте по-прежнему «Первый ОФД». Оператору так и не удалось потеснить со второго места «Такском» отчасти из-за того, что он пока не предоставляет клиентам возможности сдачи электронной отчетности в госорганы, не завершил разработку аналитического сервиса по маркированным товарам и не предоставил комплексных сервисов по работе с маркировкой. По словам Егора Сергеенко, сегодня 80% бизнеса компании приходится на обработку чеков, а 20% — на предоставление сервисов на основе их анализа.

Четвертое место у OFD.ru — оператор предоставляет все указанные сервисы, кроме сдачи электронной отчетности в госорганы и комплексных сервисов по работе с маркировкой. Занимающий пятое место «ОФД-Я» также пока не готов взять на себя роль оператора ЭДО при взаимодействии с госорганами, хотя предоставляет услуги оператора ЭДО через партнеров. Компания активно развивает аналитические сервисы для своих клиентов. «За последние два года вырос спрос на аналитические данные, и в будущем доля бизнеса ОФД будет зависеть от количества обработанных оператором кассовых чеков, — говорит Алексей Потапов. — Информация, которой обладает «ОФД-Я», интересна аналитическим и маркетинговым агентствам, представителям финансового и банковского сектора. Заметно увеличивается интерес со стороны производителей и владельцев продукта».

Все больше сервисов

В планах на ближайшие годы — дальнейший рост сервисной составляющей бизнеса. Так, «Платформа ОФД» планирует расширять сотрудничество с другими ОФД, чтобы помогать малому и среднему бизнесу повышать эффективность, работать с ассортиментом. Оператор работает над развитием предсказательной аналитики для прогнозирования тенденций — что, где и как делать. «Можем, например, советовать клиенту, на какие товары внутри категории сделать акцент. Планируем вместе с партнерами развивать бизнес-инструменты на базе обогащенных данных», — уточняет Алексей Баров.

CNews Analytics: Крупнейшие операторы фискальных данных 2020

Название ОФД Масштаб бизнеса Сервисы обмена документами Аналитические и рекомендательные сервисы Поддержка системы маркировки Комплексная работа с маркировкой Итоговый балл
Платформа ОФД 17,04 0,3 0,3 0,3 0,1 18,04
Такском 9,3 0,3 0,3 0,3 0,1 10,3
Первый ОФД 9,12 0,2 0,3 0,2 0 9,82
Петер-Сервис Спецтехнологии (OFD.ru)* 6,78 0,2 0,3 0,3 0 7,58
Ярус (ОФД-Я) 5,7 0,15 0,3 0,3 0,1 6,55
Тензор* 4,8 0,3 0,3 0,3 0,1 5,8
СКБ Контур* 3 0,3 0,2 0,3 0,1 3,9
Калуга Астрал 1,8 0,3 0,1 0,2 0 2,4
Яндекс.ОФД* 1,68 0 0,1 0 0 1,78

Источник: CNews Analytics, 2020

* — оценка CNews

«Такском» также ориентируется на развитие сервисов для малого и среднего бизнеса, связанных с анализом и управлением ассортиментом продаваемой продукции. «С 1 февраля 2021 года перестанет действовать отсрочка, и абсолютно все владельцы онлайн-касс будут обязаны указывать в чеке наименование товара. Это расширит возможности ОФД в плане аналитики по товарным позициям и даст возможность предложить дополнительные сервисы, например, сравнение продаж с похожими игроками на рынке», — продолжает Артем Меликджанян.

«Первый ОФД» изучает возможность создания самообучающихся систем искусственного интеллекта с правом принятия тех или иных управленческих решений в сфере логистики, маркетинга и менеджмента. Кроме того, по словам Егора Сергеенко, будущее рынка за появлением экосистем «единое окно для предпринимателей», в которых ОФД смогут взять на себя роль полноценных операторов документооборота, удостоверяющих центров выдачи ЭЦП, а также объединяться для предоставления самых разных услуг с государственными институтами развития малого и среднего бизнеса, банками, производителями кассовой техники и другими участниками рынка. При этом конкуренция на рынке подобных экосистем будет большой, соревнование продуктовых команд жестким. Это приведет к снижению цен на услуги таких «единых окон», что позволит предпринимателям сократить издержки. Егор Сергеенко также уверен в скором развитии облачных кассовых ферм.

В «ОФД-Я» считают, что с расширением спектра товаров, подлежащих обязательной маркировке, ОФД смогут предоставлять бизнесу все больше различных метрик, позволяющих уловить общие тенденции рынка, сформировать востребованный ассортимент продукции, выбрать верные каналы коммуникации, спрогнозировать предпочтения покупателей и эффективно планировать использование своих кадровых и финансовых ресурсов.

В конечном итоге, выживут только те ОФД, кто сможет быстрее и лучше других разработать новые, интересные и доступные по цене сервисы, уверены участники рынка.


Полный текст статьи читайте на CNews