CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
На российском рынке зарегистрировано около 3,7 млн касс. Их число практически не меняется на протяжении последних трех лет. Теперь операторы фискальных данных удерживают клиентов, помогая им соответствовать закону и цифровым госинициативам, предлагая удобные и полезные сервисы для роста бизнеса. Тренды последних лет — риск-ориентированный подход в кабинетах ОФД, единое окно для работы с системами и документами, развитие сервисов на больших данных.
Итоги года
По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2023 г. составил ₽47,4 трлн, это на 6,4% больше, чем в 2022 г., в сопоставимых ценах. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АПКИТ), оборот электронной коммерции в России в 2023 г. вырос на 28% по сравнению с 2022 г. и достиг ₽6,4 трлн.
На 1 января 2024 г. в России было зарегистрировано 3,7 млн онлайн-касс. С 2018 г. их число увеличилось более чем в 2 раза и последние 3 года остается практически стабильным. В 2023 г. примерно каждая третья касса подключена к системе маркировки «Честный знак» и передает данные в Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Лидером по числу зарегистрированных ККТ является Москва — на ее долю приходится 11,1% активных онлайн-касс. На втором месте Московская область (6,9%), на третьем — Краснодарский край (5,1%). В общей сложности 42% активных касс работает в топ-10 российских регионов.
Количество касс незначительно меняется в течение года, даже с учетом сезонности продаж. Так, в 2023 г. всплески активности наблюдались в июне, августе, октябре, ноябре и декабре, а самый существенный спад — в феврале, когда число активных касс было почти на 100 тыс. меньше, чем в «высокий сезон».
Основные события
Прошедший 2023 г. оказался для рынка ОФД относительно спокойным. Сокращения рынка не произошло. «Количество касс на рынке находится на «плато» и меняется в течение года в пределах 1%. Из этого следует, что количество касс, которые приходят на рынок, равно количеству касс, которые ушли с рынка», — говорит Никита Ерин, руководитель продукта ОФД «Калуга Астрал».
Число ОФД также не изменилось — все игроки сохранили свои лицензии. «Однако на фоне возросших требований регулятора к качеству работы и инфраструктуре, ряд игроков все же могут покинуть рынок самостоятельно», — говорит Алексей Баров, генеральный директор компании «Платформа ОФД».
Тренд на цифровизацию, затрагивающий как бизнес, так и граждан, не мог не сказаться на рынке ОФД. Несмотря на то, что сроки перехода к обязательной маркировке некоторых товаров и внедрения электронного документооборота были сдвинуты, в ритейле активно вводится система электронных платежных документов, развиваются машиночитаемые доверенности и другие инициативы. Некоторые ОФД становятся операторами создаваемых государством систем. «Сдвиг дедлайнов дает время разным отраслям, а также ОФД и партнерской сети, более качественно подготовиться к нововведениям и провести работу с клиентами», — отмечает Алексей Баров.
Александр Харитонов, менеджер проекта «СКБ Контур», отмечает, что вместе с продлением моратория на проверки касс усилился контроль за их применением. Он становится более сфокусированным и прозрачным для бизнеса, потому что государство внедряет риск-ориентированный подход. «Появились новые индикаторы риска. Например, для владельцев ККТ был один индикатор, а стало три, а для продавцов маркированных товаров было четыре, а стало 34», — говорит он.
Также ФНС постепенно перестает принимать чеки, которые не прошли форматно-логический контроль. «Для многих ОФД и их клиентов это оказалось неожиданностью и привело к массе непринятых ФНС чеков», — вспоминает Михаил Федотов, директор по новым продуктам «Тензор». Если в 2022 году сервис контроля и индикации ошибок по чекам в личном кабинете был лишь у небольшой части ОФД, то в течение 2023 г. большинство игроков рынка внедряли валидацию чековой информации на соответствие протоколам налоговой и работали над тем, чтобы в личном кабинете оператора пользователи могли увидеть, принят он ФНС или нет.
Расширение списка услуг ОФД
Главные тренды на рынке ОФД — платформенно-экосистемный подход к сервисам и упрощение пользовательского опыта. Для соответствия бизнеса клиентов множеству государственных инициатив, игроки рынка ОФД стремятся облегчить администрирование сложных процессов и давать платформу для интеграции с разными системами.
«С большим объемом государственных инициатив появилось много личных кабинетов. Очевидным трендом становится упрощение и объединение сервисов, кабинетов. При этом пользовательский опыт облегчается, становится дружелюбным», — говорит Алексей Баров из «Платформы ОФД».
Развивается экосистемный подход. «Если раньше конкуренция строилась на функционале отдельных сервисов, то сейчас мы наблюдаем сравнение, основанное на полноте экосистем, предлагаемых игроками рынка», — говорит Ирина Есипенко, генеральный директор «Первого ОФД».
Клиенты интересуются обеспечением более эффективного управления бизнесом. «Основные бизнес-задачи предпринимателей связаны с ростом прибыли, привлечением клиентов, работой с поставщиками, персоналом, а также c оптимизацией товарной матрицы. Желание предпринимателей сконцентрироваться на достижении этих бизнес-задач и не беспокоиться о приеме безналичных оплат, маркировке, кассовой дисциплине, товарном учете и бухгалтерской отчетности формирует потребность в простом комплексном решении в формате единого окна», — продолжает Ирина Есипенко.
Тем не менее, самыми востребованными по-прежнему остаются традиционные услуги — контроль работы касс и корректности чеков, отслеживание индикаторов риска. «Если касса перестала передавать чеки или заканчивается срок действия ФН, сервис напомнит об этом в личном кабинете пользователя, а также отправит уведомление на почту или по смс. А если в чеках есть форматно-логические ошибки, сервис «подсветит» их и подскажет, как исправить», — приводит пример Александр Харитонов.
Важная задача — контроль корректности передачи данных маркировки в «Честный знак». «Клиенты хотят именно в ОФД видеть информацию о том, что чеки с маркировкой корректно уходят в «Честный знак». Особенно актуальным это становится из-за ввода разрешительной системы в маркировке», — отмечает Михаил Федотов.
ОФД развивают технологическую базу — фискальных документов становится все больше и оператору нужны мощности для их хранения. «Главная задача — сохранить высокую скорость работы с увеличивающимся объемом данных и доработать интерфейс личного кабинета так, чтобы клиентам было удобно работать со всей представленной информацией», — продолжает Александр Харитонов.
По сути, ОФД сегодня трансформируются в платформу цифровизации. «Сервисы ОФД обеспечивают клиентам прозрачность их бизнеса, качество чековой информации. На этом фоне происходит отрыв ряда ОФД, хорошо разрабатывающих такие продукты, от тех, кто уделяет этому меньше внимания», — отмечает Алексей Баров.
Продолжают активно развиваться продукты на основе больших данных, становясь все более полезными для рынка.»2023 г. был годом эксперимента в товаро-зависимых акциях от производителей, где ОФД играли роль поставщика объективной информации по продаже товаров, за которые производители мотивировали торговые точки. 2024 — год более массового применения этого инструмента», — уверен Алексей Баров.
Наблюдается рост числа обращений за аналитикой по рынку — со стороны производителей и ритейла, а также других участников российского бизнеса. Они интересуются ценообразованием, дистрибуцией товаров, зависимостью продаж от рекламных инструментов и т.д. Помимо сегментов «Фарма», FMCG, заметно прибавился объем запросов от представителей строительной отрасли, сектора бытовой техники и электроники. Активно развиваются клиентские программы лояльности с участием больших данных от ОФД.
Прогнозы на 2024 год
В 2024 г. рынок ОФД не ждет радикальных изменений. Количество касс уже устоялось. Теперь устойчивость бизнеса ОФД зависит от того, сможет ли он соответствовать требованиям регуляторов, потребностям в работе с риск-ориентированным подходом и удерживать клиентов, предоставив им необходимые сервисы для цифровизации бизнес-процессов. «Конкуренция и дальше будет развиваться на уровне экосистем, которые сочетают в себе работу с кассой, маркировкой и бухучет», — говорит Александр Харитонов.
Сервисы для клиентов продолжат объединять в рамках общей платформы, чтобы бизнесу было легче работать с разными системами.
Государство совершенствует контроль за соблюдением правильности оформления платежей и транзакций. «Мы ждём в 2024 году развития этого процесса, а также усиления кассовой дисциплины в части удаленного мониторинга со стороны регулятора», — отмечает Алексей Баров.
На фоне усиления кассовой дисциплины становится очень популярным термин «жесткий карантин». «Пользователю необходимо отслеживать, чтобы его чеки не попали в «жесткий карантин», а для этого чаще заходить в личный кабинет. В связи с этим, мы видим тренд на более частое использование личного кабинета в качестве рабочего инструмента», — говорит Никита Ерин. Гендиректор «Платформы ОФД» считает, что это приведет к тому, что ОФД будут работать с клиентами в превентивном формате, подсвечивая им проблемные зоны, чтобы можно было оперативно принимать решения.
Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
МаркетБудет увеличиваться и нагрузка на сервисные центры в регионах. Алексей Баров отмечает, партнерская сеть ОФД на местах является необходимым звеном цифровизации, поскольку предприниматели выбирают их для оперативной консультации и технической помощи.
Результаты исследования
На 1 января 2024 г. в России было зарегистрировано 3 669 590 касс. (Учитываются кассы, активные в течение предыдущих 30 дней). В списке операторов фискальных данных (ОФД), как и в прошлом году, представлено 15 игроков (16 операторов, в том числе 2 лицензии у ПФ «СКБ Контур»). В реестре ФНС России 216 моделей ККТ, которые можно использовать для работы в соответствии с новыми требованиями.
90% рынка ОФД поделили между собой восемь игроков. Первое место уже много лет подряд занимает «Платформа ОФД» — в 2023 г. компания обслуживала 30,6% онлайн-касс, что на 0,7% больше, чем в 2022 г.
Как среднему бизнесу обеспечить защиту от киберугроз?
БезопасностьНа втором месте традиционно «Такском» — 13,1% касс против 13,8% в 2022 г. На третьем — «Первый ОФД» (12,7% против 12,1% в прошлом году).
На четвертом месте закрепился «Тензор» (9,4%) — в прошлом году компания переместилась на него с пятого места, потеснив OFD.ru (9,3% в 2023 г.). Шестое, седьмое и восьмое место у «СКБ Контур» (6%), ОФД «Ярус» (4,4%) и «Калуга Астрал» (3,4%).
На категорию «Другие», в которую входят «Яндекс ОФД», «Тандер», «Инит Про», «Группа Элемент», «Вымпел Коммуникации», ОФД «Онлайн», «Информационный центр», приходится 11,1% рынка.
Наблюдение за развитием российского рынка ОФД на протяжении семи лет позволяет сделать вывод, что с 2021 г. он практически перестал расти «в ширину» — число касс менялось незначительно, а список топ-8 оставался стабильным. Развитие рынка продолжилось благодаря появлению все новых и новых сервисов.
Лидером по их количеству и качеству стабильно является «Платформа ОФД» — компания получила 18,8 балла, в том числе в категории «Сервисы обмена данными» 3,2 балла из 4 возможных, в категории «Аналитические и рекомендательные сервисы» — 2,7 балла из 3 возможных, в категории «Работа с системой маркировки» — 2,2 балла из 3 возможных, в категории «Функциональность ОФД, удобство и простота» — 10,7 баллов из 11 возможных.
На втором месте — «Такском», набравший в общей сложности 14,3 балла, — этому ОФД еще предстоит развивать уникальные сервисы на базе больших данных и совершенствовать мониторинг статуса чеков и кодов маркировки.
Третье место по количеству и качеству дополнительных сервисов у «Первого ОФД» (13,8 балла) — компания не является оператором сдачи электронной отчетности в госорганы и предоставляет ограниченный спектр услуг в области электронного документооборота. Тем не менее, в 2023 г. «Первому ОФД» удалось обойти по этому показателю «Тензор» (в 2022 г. компании поделили между собой третье место) — он набрал 12,9 балла по причине недостатка аналитических и рекомендательных сервисов.
По совокупности показателей лидером ежегодного рейтинга ОФД в очередной раз становится «Платформа ОФД» (49,4 балла) — она лидирует как по масштабу бизнеса (30,6 балла), так и по количеству и качеству дополнительных сервисов (18,8 балла).
На втором месте «Такском» со суммарным показателем 27,4 балла, в том числе 13,1 за масштаб бизнеса и 14,3 — за дополнительные сервисы. На третьем месте «Первый ОФД», набравший 26,5 балла (12,7 за масштаб бизнеса и 13,8 за дополнительные сервисы).
Методика рейтинга
При подготовке рейтинга операторов фискальных данных CNews использовались данные опроса крупнейших ОФД. Компании OFD.ru («Петер-Сервис Спецтехнологии»), ОФД «Ярус» не ответили на запрос CNews, поэтому при расчете их показателей использовались открытые данные и экспертные оценки.
Основным показателем развития бизнеса ОФД является число подключенных онлайн-касс. В суммарной оценке ОФД учитывается доля, которую ОФД занимает на рынке.
Дополнительные сервисы для клиентов ОФД разбиты на 4 группы, каждая из которых имеет весовой коэффициент 0,1. Показатели качества услуг оцениваются по 10-балльной шкале. Баллы, набранные участниками рейтинга в каждой группе, учитываются в общем показателе с коэффициентом 0,1.
В группу «Сервисы обмена данными» были включены услуги оператора электронного документооборота (ЭДО), оператора сдачи электронной отчетности в госорганы, внутренние сервисы по работе с »1С», выгрузке отчетов, сверке отчетности и др. и внешние сервисы-приложения, разработанные внешними разработчиками для удобства бизнеса: выгрузка данных в телеграм, выгрузка чеков во внешние сервисы и др.
Во вторую группу «Аналитические и рекомендательные сервисы» были включены сервисы в личном кабинете ОФД (аналитика по проданным товарам, топ-покупок, сравнение показателей с рынком и пр.), уникальные сервисы на базе больших данных и встроенные партнерские сервисы (предоставление отчетности банкам, арендодателям и т.д.).
Группа «Работа с системой маркировки» включает в себя мониторинг статуса чеков и кодов маркировки в личном кабинете ОФД, аналитику по маркированным товарам, комплексное решение по работе с маркировкой (приемка документов, списание кодов маркировки, интеграция с ЭДО, ОФД, СУЗ, ЛК ЧЗ и др.).
В группе «Функциональность, удобство и простота» учитываются наличие мобильного приложения, возможность гибкого поиска чеков в личном кабинете (по типам чеков, тегам в чеках, периодам и др.), отправки чеков не только по SMS, но и на мессенджеры, возможность делать выписки и отчеты разных форматов, осуществлять мониторинг основных показателей по работе касс в ЛК (смены, наличие/отсутствие чеков, статусы ФН, ФФД согласно протоколам ФНС и др.), мониторинг корректности фискальных документов в ЛК (статусы чеков и других фискальных документов, ошибки в них, статусы регистрации касс в ФНС, ошибки в регистрации касс), возможность регистрации и перерегистрации ККТ в личном кабинете без перехода на сайт ФНС, автоматизированный учет доходов и расходов ИП/ЮЛ в онлайн-режиме, доступный в личном кабинете клиента, интеграция с разными кассовыми решениями, клиентский аудит для крупных клиентов — оценка и рекомендации для бизнеса по соответствию закону, личный менеджер для крупных клиентов, а также доступность техподдержки (итоги обзвона по номерам телефонов операторов на сайте в разное время суток, по результатам которого была выведена средняя продолжительность дозвона в техподдержку).
Скачать отчет по исследованию
Наталья Рудычева
Полный текст статьи читайте на CNews