Чатботы в онлайн-школе: чем полезны и как настроить
Студентам онлайн-курсов, как и многим современным пользователям мессенджеров и соцсетей, привычна быстрая коммуникация. Людям важно иметь возможность задавать вопросы и оперативно получать ответы в удобные им время суток и день недели.
Но специалисты службы поддержки и активации не всегда могут молниеносно обрабатывать запросы. Здесь на помощь онлайн-школе приходят чатботы, которые к тому же позволяют компании внедриться в экосистему привычного пользователю приложения и всегда быть рядом со своей аудиторией.
Чатбот-маркетолог Нетологии Юлия Толстоноженко и преподаватель и автор уроков курса «Технический администратор онлайн-школы» Мария Коновалова рассказали главное, что нужно знать о чатботах, чем они полезны онлайн-школам, как выбрать площадки для запуска и конструктор для их создания.
Редакция Медиа Нетологии
Что важно знать о чатботах
Чатбот — это виртуальный собеседник, который запрограммирован общаться с пользователями по чёткому алгоритму. Бот используется как альтернатива живому общению с оператором или менеджером компании в переписке или по телефону.
Чатботы могут работать на разных платформах:
- текстом — на сайтах в формате онлайн-чата, в мессенджерах и соцсетях;
- голосом — по телефону и на отдельных устройствах, как, например, голосовой помощник Алиса на Яндекс.Станции.
Проектировать чатботы можно в специальных конструкторах — сервисах, которые позволяют решить задачу без привлечения разработчиков. Если требуется создать технически сложное решение, для создания чатбота привлекают программистов. При этом цены конструкторов разнятся в зависимости от функций и объёма задач.
Глобально чатботы призваны:
- автоматизировать и благодаря этому на некоторых этапах упрощать коммуникацию с клиентом — например, оперативнее предоставлять актуальную информацию;
- увеличивать конверсии и продажи — как раз за счёт отточенных алгоритмов общения с потенциальными и уже состоявшимися клиентами;
- оптимизировать ресурсы компании — благодаря снижению нагрузки на службу поддержки и активации.
Обычно чатботы направлены на выполнение повторяющихся задач:
- оповещение о событиях и акциях;
- ответы на часто задаваемые вопросы;
- отработка типовых возражений и так далее.
Особенности коммуникации с чатботом:
- чатбот ведёт диалог, а не монолог;
- диалог ведётся с помощью ключевых слов;
- чатбот не может работать вне заранее прописанного алгоритма, поэтому важно предусматривать ситуации, когда клиент нарушает алгоритм;
- общение с чатботом — это общение с роботом, и не все клиенты к этому готовы, поэтому нужно давать возможность перейти от диалога с чатботом к диалогу с сотрудником компании.
Главное об алгоритме работы чатбота
Как мы сказали выше, чатбот выполняет рутинные задачи, значит, диалог всегда будет идти по одному и тому же алгоритму с каждым пользователем. Однако в алгоритм следует закладывать разные варианты развития диалога, потому что у каждого пользователя свои потребности:
- пользователь А хочет оформить заказ сразу;
- пользователь Б хочет сначала получить информацию обо всех продуктах, а потом оформить заказ.
Оба варианта развития диалога можно реализовать в одном чатботе.
Главная задача при разработке алгоритма — предоставить пользователю максимально очевидный путь для достижения его цели, включающий в себя все необходимые этому пользователю шаги. Таких путей в рамках одного алгоритма работы может быть несколько. Каждый путь соответствует определённому сегменту целевой аудитории, выделенному по поведенческим показателям.
В чатботе должны быть все возможные варианты достижения цели. Разные группы пользователей могут достигать одной цели разными комбинациями шагов:
- пользователь А готов купить продукт сразу;
- пользователь Б хочет сначала почитать всю информацию о продукте, затем купить;
- пользователь В ещё не знает, какой продукт ему нужен, поэтому хочет подобрать подходящий, затем почитать отзывы, а после того купить.
Узнать варианты достижения цели можно:
- в отделе продаж — его специалистам известны все частые возражения, вопросы и эффективные алгоритмы продажи целевой аудитории;
- у маркетологов — им известно, как обычно клиенты изучают продукт и какая информация для них может быть значимой — отзывы, выгоды, процесс обучения, преподаватели, поддержка на курсе и так далее;
- у кураторов, тьюторов и преподавателей — им известно, какие вопросы и проблемы у студентов возникают чаще всего.
Какие шаги могут быть в алгоритме:
- сообщение, которое бот отправляет пользователю;
- вопрос с вариантами ответа — кнопками или командами, который бот отправляет пользователю;
- ответ пользователя с помощью кнопки или команды;
- действие, которое бот совершает для пользователя, — создать заказ, отправить менеджеру просьбу перезвонить и прочее.
Каждый шаг даёт какой-то результат, и этот результат определяет, каким будет следующий шаг алгоритма.
В чатботе должны быть элементы подстраховки на случаи, когда пользователь:
- хочет вернуться к предыдущему шагу бота или другому конкретному шагу;
- намерен перейти к диалогу с живым человеком;
- не нажал на кнопку или не написал команду, а вместо этого написал произвольный текст;
- забыл нажать на кнопку, диалог приостановился, а пользователь забыл его продолжить.
3 основных элемента чатбота
Основные составляющие бота — это сообщения и кнопки или команды. Каждое сообщение представляет собой отдельный объект в конструкторе чатботов. Кнопки могут быть как отдельными объектами, так и настройками внутри блока с сообщением, в зависимости от конструктора чатботов.
Условие (триггер)
Условие работает по принципу «если…, то…».
Например: «если пользователь посетил вебинар, отправляем ему сообщение».
Если пользователь соответствует или не соответствует условию, то дальше происходит то или иное запрограммированное действие.
Операция
Операция с пользователем происходит в автоматическом режиме и самому пользователю не видна.
Примеры операций:
- создать заказ;
- выдать доступ к курсу;
- внести дополнительную информацию в CRM;
- начислить бонусные рубли;
- выдать скидку.
Перевод на диалог с человеком
В этом случае работа чатбота прекращается, и нужно, чтобы чатбот подал сотруднику школы сигнал о том, что с ним хочет пообщаться потенциальный клиент или студент.
Зачем чатботы онлайн-школе
Благодаря грамотно спроектированным чатботам онлайн-школа может:
- приглашать на мероприятия, предлагать обучение на тех или иных курсах и программах, рассказывать о скидках и акциях — то есть вести самые разные маркетинговые коммуникации;
- проводить обучение — прямо в чатботе, то есть прямо там проверять знания учащихся и там же давать обратную связь;
- принимать оплаты — такая функция есть не во всех конструкторах, но она может быть очень полезна, если, например, маркетинговая воронка настроена под коммуникацию в чатботах;
- делать массовые рассылки — в этом случае чатбот становится инструментом, конкурирующим с email.
3 вида чатботов в онлайн-школе
Маркетинговый
Назначение: прогревает потенциальных клиентов, доводит до регистрации и участия в промомероприятиях.
Основные функции:
- собирает лиды и прогревает их перед маркетинговыми событиями;
- отправляет полезные материалы: лид-магниты и тест-драйвы;
- напоминает о маркетинговых событиях — вебинарах, конференциях, прямых эфирах, днях открытых дверей и прочем;
- выдаёт подарки и записи видео после маркетинговых событий;
- пробуждает потенциальных клиентов, которые не совершили целевое действие;
- перенаправляет заинтересованного клиента в продающий чатбот или в отдел продаж.
Схема базового сценария для воронки маркетингового чатбота выглядит так:
Продающий
Назначение: предлагает информацию о продуктах школы, доводит клиента до оплаты.
Основные функции:
- пробуждает клиентов, оставивших заявку, но не оплативших или не оформивших заказ;
- информирует о продуктах школы, подбирая их на основе ответов потенциального клиента;
- рассказывает об акциях, скидках, рассрочке и прочих спецпредложениях;
- формирует заказ и переводит пользователя на страницу оплаты;
- отвечает на часто задаваемые вопросы о школе и продуктах;
- связывает клиента с менеджером отдела продаж и уведомляет последнего о действиях клиента.
Схема базового сценария для воронки продающего чатбота выглядит так:
Образовательный
Назначение: предоставляет организационную и учебную информацию, доводит до выполнения нужных действий во время обучения.
Основные функции:
- отправляет ссылку для доступа в личный кабинет после оплаты;
- по запросу студента отвечает на часто задаваемые вопросы и делится организационной информацией;
- напоминает о занятиях, событиях для студентов, домашних заданиях;
- собирает обратную связь по отдельным занятиям, модулям и курсам;
- пробуждает студентов, не проявляющих активность;
- поддерживает мотивирующими сообщениями.
Схема базового сценария для воронки образовательного чатбота выглядит так:
На каких этапах клиенту онлайн-школы может быть полезен чатбот
На этой иллюстрации мы видим классический путь клиента онлайн-школы.
Маркетинговый чатбот подключается в основном на этапах между «Зарегистрировался» и «Оставил заявку». Продающий чатбот работает после этапа «Оставил заявку» — дожимает, если не оплатил — или вообще заменяет собой вебинар. Образовательный чатбот полезен на протяжении всего обучения.
На иллюстрации ниже видно, как плотно чатботы вписаны в инфраструктуру онлайн-школы. Интеграция происходит с CRM-системой, вебинарным сервисом и LMS онлайн-школы. Иногда — ещё и с платёжной системой, если хочется принимать платежи прямо в чатботе.
Как выбирать конструктор и площадки для запуска чатботов онлайн-школы
Чтобы разобраться, где диалог с потенциальными и уже состоявшимися студентами будет наиболее эффективным, прежде всего необходимо убедиться, что есть вся необходимая информация о целевой аудитории.
Что важно знать о целевой аудитории перед запуском чатботов:
- Какими мессенджерами и соцсетями привыкли пользоваться потенциальные клиенты. Здесь поможет маркетолог — он знает, на каких площадках давать рекламу, чтобы целевая аудитория точно её увидела. Они же будут использованы и для чатботов.
- Как обычно разговаривает потенциальный клиент, к какому стилю общения он привык. Это поможет сделать диалог вовлекающим и удобным для целевой аудитории, превратить чатбота в настоящего виртуального собеседника. Здесь ценен вклад продюсера — или руководителя проекта, который проводит кастдев и другие исследования ЦА.
Что будет, если не знать особенностей целевой аудитории:
- Низкая конверсия при подключении к чатботу — «У меня нет ВКонтакте, я им не пользуюсь».
- Низкая удовлетворённость клиентов — «Мне неудобно общаться в этом вашем Telegram! У меня всё в WhatsApp!».
- Высокий процент прерванных диалогов — «Почему ваш бот мне «тыкает»?!».
- Низкий процент совершения целевых действий — «Ваша школа несерьёзная, бот постоянно шлёт мне мемы, а я преподаватель высшей школы!».
Отсюда вытекает 3 главных правила для выбора канала коммуникации:
- выбирать тот канал, где целевая аудитория общается чаще всего;
- помнить, что каналов коммуникации должно быть несколько;
- по возможности делать чатбота на все популярные соцсети и мессенджеры сразу.
Какую соцсеть или мессенджер выбрать для настройки чатбота онлайн-школы
Особенности популярных соцсетей и мессенджеров
ВКонтакте
- Универсальная площадка для чатботов, используется для этого уже около 10 лет.
- Сообщения отправляются от имени группы в личные сообщения.
- Фактически все конструкторы чатботов поддерживают работу с ВКонтакте.
Telegram
- Самый популярный мессенджер для чатботов.
- Имеет встроенные возможности создания чатботов. При желании можно обойтись без конструктора.
- Отправка сообщений идёт в личную переписку напрямую с чатботом, пользователь подписывается именно на чатбота, а не канал или чат.
- Сообщения приходят в личные сообщения от лица бизнес-аккаунта.
- Для работы чатботов требуется платный WhatsApp Business API.
- Работает по «правилу 24 часов». Оно предполагает наличие 24-часового окна переписки и 24-часового окна на обслуживание клиента. Время переписки продлить нельзя. После окончания 24-часового окна оплачивается новая переписка.
Viber
- Сообщения приходят от лица бизнес-аккаунта в личные сообщения.
- Далеко не все конструкторы чатботов поддерживают Viber.
Как выбрать конструктор для чатботов онлайн-школы
Определиться, для каких задач нужен чатбот
Всегда лучше сначала прописать процессы, а потом выбирать инструмент для них. В начале работы с чатботами важно решить:
- в каких мессенджерах и соцсетях специалисты онлайн-школы будут использовать чатбот — это связано как раз с предпочтениями целевой аудитории;
- будет ли чатбот использоваться только в маркетинге, или важны ещё и обучающие функции — то есть конструктор должен обладать всеми нужными функциями для создания маркетинговых, продающих и при необходимости образовательных чатботов;
- какие функции обязательно должны быть у чатбота.
Трезво оценить бюджет на конструктор
Лучше всего выбирать наименьший по стоимости чатбот. По крайней мере, он не должен стоить дороже, чем LMS — платформа, на которой работает онлайн-школа. Но многое зависит от того, какой сейчас у школы оборот и какой объём денег выделяется на маркетинг. Поэтому для начала нужно посчитать окупаемость. Не рекомендуем переплачивать за функции, в которых пока нет необходимости.
Воспользоваться тестовым периодом
Продолжая предыдущую рекомендацию рационально подойти к оплате конструктора, предлагаем не сразу оплачивать сервис, а сначала протестировать все необходимые онлайн-школе функции, которые он предлагает.
Тестовый период есть у всех конструкторов. Чтобы определиться, что подходит больше всего, стоит выбрать 2–3 технических решения, проверить функции и сравнить по важным проекту показателям все интересующие конструкторы.
Сразу оценивать стабильность работы конструкторов
В этом как раз поможет тестовый период. Также стоит внимательно почитать обзоры и отзывы по конкретному сервису. Ещё одна рекомендация: лучше всегда подбирать два конструктора — основной и запасной. От сбоев не застрахован ни один сервис, а заранее подобранный и протестированный запасной вариант позволит восстановить работу автоворонок максимально быстро.
Ориентироваться на конструктор, с которым будет удобно масштабироваться
Даже если изначально конструктор выбирается для небольшого проекта и опций базового тарифа хватает с головой, у технического решения должны быть возможности для потенциального роста в подписчиках, количестве ботов, воронок, сообщений и так далее.
Если проект будет развиваться активно, через 5 лет может понадобиться отправлять миллион сообщений в минуту. Но если, например, у выбранного конструктора лимит на максимальном тарифе 100 тысяч сообщений в минуту, то нам придётся переезжать на другой сервис. А это очень сложно и ресурсозатратно. Поэтому желательно сразу выбирать сервис «на вырост», чтобы держаться за него до последнего.
В идеале — выбирать решения с возможностью экспорта уже выстроенных воронок
Тогда, если через время возникнет желание или необходимость переехать в другой конструктор, не придётся заново собирать все цепочки вручную.
Если вы работаете с LMS-системой, в неё уже может входить конструктор для чатботов. Это верно для GetCourse и многих других платформ. Поэтому прежде чем выбирать сторонние решения, проверьте, возможно, у вас уже есть оплаченный сервис, которым вы можете пользоваться для создания цепочек автоматических сообщений.
6 российских конструкторов для чатботов
Конструкторов для чатботов целое множество. Расскажем о нескольких из них, отвечающих двум важным критериям — все они:
- разработаны в России, что существенно в сложившихся обстоятельствах, потому что зарубежные сервисы в любой момент могут отключить;
- имеют визуальный редактор, а значит, работать в них вполне могут люди без навыков программирования. Достаточно разобраться, как устроен интерфейс и почитать документацию, которую предоставляет каждый из разработчиков.
4study.pro
Сам себя сервис позиционирует как «простой конструктор сложных чатботов». 4study отличается доступной ценой, возможностью использовать его в обучении и подключить к работе искусственный интеллект.
Ключевые характеристики:
- Можно интегрировать с LMS, CRM и другими системами школы.
- Есть готовые шаблоны для воронок продаж.
- Можно подключить приём платежей.
- Есть анализ текста искусственным интеллектом — значит, и возможность спроектировать, например, проверку домашних заданий ботом. Также здесь можно создавать упражнения и тесты. Всё это позволяет использовать чатбот не только как маркетинговый, но ещё и как образовательный инструмент.
- Оплата зависит от количества сообщений в боте. Например, отправка до 100 тыс. сообщений в месяц будет стоить 5 тыс. руб.
Salebot
Позиционирует себя как «самый функциональный конструктор» и позволяет полностью автоматизировать работу онлайн-школы.
Ключевые характеристики:
- Очень большой набор социальных сетей и мессенджеров. В том числе, например, в нём есть доступ к Одноклассникам.
- Можно интегрировать с CRM онлайн-школы, также есть своя CRM-система.
- Наличие мобильного приложения для работы с чатботом.
- На тарифе «Стандарт» — 1 499 руб. в месяц. Тариф включает до 10 тыс. сообщений в сутки.
Salesbot
Встроенный в AmoCRM инструмент, который уже входит в базовый тариф.
Ключевые характеристики:
- Конструктор для чатботов внутри AmoCRM.
- Подходит для работы во ВКонтакте, Telegram, Viber, Facebook*.
- Чатбот входит в пакет «Расширенный» — 999 руб. за 1 пользователя в месяц.
*Facebook принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.
WinWinBot
Отличается наличием конструктора лонгридов, подходит и для маркетинговых, и для образовательных целей.
Ключевые характеристики:
- Отлично подходит для работы в Telegram. Также есть возможность конструировать чатботы во ВКонтакте, Viber, Instagram*, Facebook*.
- Можно использовать и для образовательных целей: есть возможности для проектирования квизов и тестов.
- Есть встроенный конструктор для лонгридов — очень удобная функция. Она позволяет создать продающую статью и поместить её в чатбот.
- Есть встроенная оплата платежей, в том числе можно настроить автоматическое списание.
- В тарифе «Профессиональный» — 4 990 руб. в месяц. Входит 5 чатботов и до 25 тыс. подписчиков.
*Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.
Botmother
Конструктор Botmother отличается широкими возможностями для интегрированных сервисов.
Ключевые характеристики:
- Широкий набор соцсетей и мессенджеров, в том числе, например, есть Одноклассники.
- Возможность интеграции с CRM и другими сервисами.
- Есть возможность сегментировать аудиторию.
- На тарифе «Стартовый» — 2 899 руб. за одного бота при подключении всех шести мессенджеров.
Aimylogic
Возможность подключать к работе искусственный интеллект, умные обзвоны и голосовых ассистентов делают этот конструктор отличным вариантом для средних и крупных проектов.
Ключевые характеристики:
- Можно создавать чатботов с использованием искусственного интеллекта.
- Доступна интеграция с CRM и внешними сервисами по API.
- Можно подключить умные обзвоны и голосовых ассистентов.
- Можно настроить IVR, понимающий естественную речь клиентов.
- Можно создавать комплексные сценарии. То есть переводить диалог из чата в звонок и обратно. Это уникальный конструктор, где к чатботу бесшовно подключается ещё и голосовой бот — или голосовой помощник.
- Есть большой набор интеграций, можно работать с большинством популярных соцсетей и мессенджеров.
- По тарифу Business Standart — 14 900 руб. в месяц. Входит 10 тыс. пользователей. Пакеты минут телефонии оплачиваются отдельно.
Курс
Технический администратор онлайн-школы
Узнать больше
- Освоите удалённую ИТ-профессию и сможете администрировать онлайн-проекты без навыков программирования
- На практике научитесь создавать лендинги и чатботы, настраивать GetCourse и вебинарные платформы
- Получите поддержку на этапе стажировки и трудоустройства
4 главных показателя эффективности чатботов
С их помощью можно в количественном и качественном выражении измерить, насколько хорошо чатбот выполняет свои функции — предоставлять нужную информацию и разгружать сотрудников онлайн-школы.
Конверсия на каждом шаге
Что измеряем: процент пользователей, перешедших на следующий шаг. Замеры делаются для каждого шага. Идеальный (и нереальный) показатель — 100%.
Как замеряем: количество пользователей на текущем шаге / количество пользователей на предыдущем х 100%.
Например:
- 100 клиентов зарегистрировались в чатботе;
- 80 клиентов прочитали все подогревающие письма — конверсия: (80/100)x100% = 80%;
- 70 клиентов перешли по ссылке на вебинар — конверсия: (70/80)x100% = 87,5%.
Совершение целевых действий
Что измеряем: процент пользователей, совершивших конкретное целевое действие. Замеры делаются для каждого действия. Идеальный (и нереальный) показатель — 100%.
Как замеряем: количество пользователей в боте / количество пользователей, совершивших действие х 100%.
Например:
- 100 клиентов зарегистрировались в чатботе;
- 20 клиентов перешли по ссылке на лид-магнит — конверсия: (20/100)x100% = 20%;
- 70 клиентов перешли по ссылке на вебинар — конверсия: (70/100)x100% = 70%.
Процент диалогов, завершившихся ошибкой
Что измеряем: процент диалогов, где было сообщение конструктора чатботов об ошибке или сбое. Замеры делаются в целом по чатботу. Идеальный (и нереальный) показатель — 0%.
Как замеряем: количество диалогов в боте / количество диалогов с ошибкой х 100%
Например:
- 100 клиентов зарегистрировались в чатботе, и с ними начался диалог;
- 4 диалога вернули ошибку — процент ошибок: (4/100)x100% = 4%.
Обратная связь о работе чатбота
Что измеряем: показатель качественный, поэтому смотрим на оценки пользователей и сообщения, написанные в качестве обратной связи. Идеальный показатель — только положительные отзывы.
Как замеряем: разрабатываем анкету обратной связи и встраиваем её в чатбот. Можно также сделать оценку работы чатбота по пяти- или десятибалльной шкале.
Резюмируем
Чатбот — это виртуальный собеседник, запрограммированный на общение по чёткому алгоритму. Его используют как альтернативу живому общению с оператором или менеджером компании.
Глобально чатботы призваны:
- автоматизировать и упрощать коммуникацию с клиентом;
- увеличивать конверсии и продажи;
- оптимизировать ресурсы компании.
Для онлайн-школы чатботы удобный маркетинговый, продающий и даже образовательный инструмент. В этом ракурсе главные функции чатботов такие:
- прогревать потенциальных клиентов, доводить до регистрации и участия в промомероприятиях;
- предлагать информацию о продуктах школы, скидках и акциях, доводи
Полный текст статьи читайте на Нетология