ЦАП/усилитель для наушников Aune Audio Flamingo: компактный, теплый, ламповый

Прикоснуться к легендарному «теплому ламповому звуку» многие хотят, но побаиваются. И есть чего: полноценные ламповые усилители — штука в наше время не самая дешевая, а еще большая, тяжелая и капризная. Для тех, кому хочется попробовать получить нужную окраску быстро, легко и без больших затрат, есть разного рода программные эмуляторы ламповых усилителей. Но это, конечно, «не тру» и вообще занятие, не одобряемое многими любителями хорошего звука, которых вполне можно понять — в конце концов, задумчиво смотреть на горящую в усилителе лампу тоже важно для создания нужного для восприятия музыки настроя.

А еще есть разного рода компромиссные решения, об одном из которых мы сегодня и поговорим. ЦАП и усилитель Flamingo компании Aune Audio может работать в режиме OP-AMP, который основан на операционном усилителе. Но при этом в него установлена пусть и одна-единственная, но самая настоящая лампа, которая добавляет характерной окраски звуку в режиме Tube. Устройство компактное, простое в эксплуатации, да и стоит сравнительно недорого — уж точно намного дешевле всяческих «аудиофильских» ламповых усилителей.

Разрабатывается и производится оно под брендом Aune, на развитие которого оказало существенное влияние китайское сообщество любителей аудиотехнологий Hifidiy.net. Помимо «ламповости» у Flamingo есть и другие интересные особенности — от хорошо зарекомендовавшего себя чипа ESS Technology ES9038Q2M до нескольких режимов фильтрации и линейного выхода, к которому можно подключить активную акустику, например. Плюс есть версия Flamingo-BD с поддержкой Bluetooth-подключения с использованием «продвинутых» кодеков aptX-HD и LDAC — как раз она и была у нас на тестировании.

Заявленные технические характеристики

Вход USB
Частота дискретизации до 32 бит
Частота семплирования до 768 кГц
Поддержка DSD DSD512
Коаксиальный вход
Частота дискретизации до 24 бит
Частота семплирования до 384 кГц
Поддержка DSD DoP128
Bluetooth-подключение
Поддерживаемые кодеки SBC, AAC, aptX, aptX-HD, LDAC
Линейный выход
Выходной уровень OPA: макс. 2В RMS
Tube: макс. 1,9В RMS @0dBFS
Неравномерность АЧХ OPA: ±0,02 дБ
Tube: ±0,06 дБ
Гармонические искажения + шум (1 кГц) OPA: 0,0003 @0dBFS
Tube: 0,02 @−17dBFS
Выход на наушники
Выходная мощность до 45 мВт @ 300 Ом
Гармонические искажения + шум (1 кГц) OPA: 0,0005 @0dBFS
Tube: 0,035 @−17dBFS
Прочие характеристики
Размеры 135×101×27 мм
Масса 310 г

Упаковка и комплектация

Поставляется Aune Audio Flamingo в коробке из плотного картона с красной съемной крышкой. Оформление строгое и даже минималистичное — на упаковку нанесены лишь название и схематичное изображение продукта. Аксессуары упакованы в пластиковые пакеты и помещены в отдельную коробку, усилитель удерживается внутри ложементом из плотного пенистого материала.

Комплект поставки обширный, в него входят: сам «цапоусилитель», документация, блок питания, переходники с USB-C на USB-B и с миниджека 3,5 мм на джек 6,3 мм, кабель USB-A — USB-B для подключения к источнику, две антенны для Bluetooth-передатчика, небольшие силиконовые накладки ножки.

Одна антенна компактная — ее хватит в подавляющем большинстве случаев, ну, а если источник расположен далеко, от чего страдает качество приема — можно воспользоваться антенной побольше с кабелем для подключения длиной 50 см.

Блок питания компактный, его технические параметры можно увидеть на иллюстрации ниже. Корпус выполнен из маркого глянцевого пластика, но прикасаться к нему часто нет никакой необходимости. Длина несъемного кабеля — 1,5 метра.

Переходники выполнены на должном уровне качества, сомнений в своей надежности не вызывают.

Также для Aune Audio Flamingo производитель предлагает пульт дистанционного управления как отдельную опцию. У нас на тестировании его не было, но сам факт возможности его докупить нельзя не отметить.

Дизайн

Строгий матовый черный корпус из алюминия, округлые очертания и, конечно, лампа в специально предназначенном для нее окошке — выглядит «цапоусилитель» очень эффектно.

На передней панели размещены разъем для подключения наушников, универсальный поворотный регулятор, круглое отверстие для верхнего торца лампы, а также дисплей, способный показывать уровень громкости, активный вход, режим работы и активный фильтр.

Лампа светится и ощутимо нагревается при работе, что сразу отличает Aune Audio Flamingo от всяческих поделок, с подсвечиваемыми светодиодами «лампами».

В устройстве используется лампа ECC82 хорошо себя зарекомендовавшего китайского производителя Psvane Audio.

На задней части корпуса размещена панель подключения, о которой мы подробно поговорим ниже. Там же находится выключатель питания.

По бокам мы видим просто матовую поверхность — без лишних декоративных элементов. Поверхность, кстати, устойчива к появлению пятен от прикосновений, а вот переднюю панель придется периодически протирать.

На дне размещены небольшие силиконовые ножки, а также штрихкод с серийным номером. Ну и окошко для лампы, конечно — куда без него.

Сверху мы видим еще одно окошко лампы, логотип сертификации Hi-Res Audio и название устройства. Вновь никаких лишних «украшательств», что в данном случае идет только на пользу внешнему виду прибора.

Конструкция

Задняя панель легко снимается — достаточно открутить три винта, один из которых закрыт гарантийной пломбой. Далее демонтируем ручку регулятора и вынимаем плату. Практически по центру видим ЦАП ES9038Q2M — один из самых передовых в линейке Sabre (ESS Technology). На всякий случай напомним, что картинки увеличиваются по клику — плату можно рассмотреть в деталях.

В промоматериалах производитель сам обращает наше внимание на использованные компоненты. Особый акцент делается на специальную систему электропитания, состоящую из пяти модулей, позволяющих подавать «чистый» ток с нужными параметрами на ЦАП, усилитель OP+BUF и лампу.

За поддержку USB отвечает XMOS U30870C10, левее и ниже виден цифровой регенератор WM8805 (SRC), занимающийся преобразованием сигнала со входа S/PDIF, который дальше отправляется на ЦАП.

Bluetooth-модуль размещен на небольшой отдельной плате и организован на базе QCC5125 (Qualcomm).

Нижняя часть платы отдана под операционные усилители NE5532 производства Texas Instruments.

Отдельной строкой производитель упоминает «материал печатной платы коммуникационного класса», а также высококачественные конденсаторы Wima и COG.

Что же касается лампы, то тут есть важный нюанс — ее работа отличается от той, что мы видим в «полноценных» ламповых усилителях. Она добавлена в тракт как некий «спецэффект» обеспечивающий сатурацию звука и придание ему характерной окраски. Кощунство с точки зрения «истинного аудиофила», однако именно это решение позволяет сохранять компактный размер и сравнительно доступную стоимость прибора, оснащенного при этом неплохим набором вариантов подключения.

Подключение

Почти все разъемы для подключения размещены на задней стенке. К RCA с регулируемым уровнем громкости можно присоединить активные мониторы или внешний усилитель, работает он в обоих режимах. Далее мы видим разъем для подключения коаксиального кабеля S/PDIF, следом порт USB-B. В штекер для антенны есть смысл сразу вкрутить одну из антенн на выбор. Ну и, наконец, питание — разъем и выключатель.

В целом, всё будет работать и без лишних телодвижений. Но если хочется поддержки ASIO на устройствах под Windows — есть смысл скачать драйверы с официального сайта производителя.

При этом на странице версии с Bluetooth ссылок на драйвера почему-то нет, зато на странице базовой — есть. Там же можно обнаружить краткую инструкцию и ответы на часто задаваемые вопросы.

Процесс установки драйверов стандартный — соглашаемся, продолжаем, финишируем. Всё как всегда, тут вряд ли возникнут какие-либо сложности.

При подключении Aune Audio Flamingo определяется системой, максимально доступный уровень разрешения — 32 бит и 384 кГц, всё как заявлено.

Аппаратного декодирования MQA нет, этим придется заниматься источнику. Ничего особо страшного в этом нет, более половины времени тестирования мы транслировали на него сигнал из Tidal — всё отлично работало.

К передаче звука посредством ASIO тоже никаких нареканий — всё работает, нужные параметры можно выставить в собственной панели управления устройства.

И к смартфону тоже можно подключить — даже переходник с USB-B на USB-C есть в комплекте. Мы для примера попробовали соединить Aune Audio Flamingo с устройством под управлением Android. «Цапоусилитель» прекрасно работал с поддерживающим его плеером, все форматы определялись и воспроизводились корректно.

Bluetooth-подключение работает и без внешней антенны, но всё же какую-нибудь из них лучше подключить. В небольшой квартире прекрасно хватает и маленькой, но если объемы помещения велики — можно воспользоваться и большой. На передней панели размещен выход джек 6,3 мм для наушников, переходник на миниджек есть в комплекте. Некоторых пользователей может расстроить отсутствие балансного выхода, но чего нет — того нет.

Беспроводное соединение устанавливается привычным образом: активируем соответствующий вход, некоторое время Aune Audio Flamingo пытается подключиться к уже «знакомым» устройствам, если не получается — активирует режим сопряжения. Полный список поддерживаемых кодеков и их режимов традиционно был получен с помощью утилиты Bluetooth Tweaker. Список впечатляющий: помимо базового SBC прибор поддерживает AAC, aptX, aptX LL, aptX-HD и даже LDAC.

Управление и эксплуатация

Для управления устройством служит размещенный на передней панели поворотный регулятор с возможностью нажатия. Работает он следующим образом:

  • Одиночное нажатие — смена активного входа
  • Двойное нажатие — переключение между режимами OP и Tube
  • Долгое нажатие — переход в режим выбора фильтра
  • Вращение — регулировка громкости и перемещение по меню

Переключаться между режимами можно «на лету» — не выключая музыку. В режиме OPA лампа не отключается и продолжает греть корпус, это надо иметь в виду. Ну и вообще подумать об охлаждении — размещать устройство на открытом пространстве, как минимум. По традиции мы попытались подключить к тестируемому прибору все наушники, которые были под рукой. Aune Audio Flamingo хорошо справился со всеми — от низкоомных китайских гибридных моделей и полноразмерных Audio-Technica ATH-M50x до Beyerdynamic DT 990 Pro с импедансом 250 Ом.

Измерения и звук

Звучит Aune Audio Flamingo достойно, обладая при этом интересным «характером» — в данном случае это можно рассматривать как своеобразную «фишку» устройства. Соответственно, измерения в программе RightMark Audio Analyzer версии 6.3.0 будут далеко не самыми впечатляющими — высшие оценки в ней получают как раз устройства с максимально «точным» звучанием. При этом разница между «очень хорошо» и «отлично», например, зачастую составляет доли процента — на слух ее уловить нереально. Измерения и графики могут помочь нам увидеть действительно серьезные проблемы: слишком высокий уровень искажений, заметную неравномерность АЧХ и так далее.

Измерения проводились с помощью АЦП E1DA Cosmos в режиме 24 бит/96 кГц. А приводятся они, как мы всегда отмечаем, исключительно как иллюстрации — делать на их основе однозначные выводы о качестве устройства не следует. Первую серию измерений мы провели в режиме OP — без задействования встроенной лампы. Общая оценка — очень хорошо. Учитывая специфику и далеко не самую высокую стоимость устройства, это успех.

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ +0,09, −0,47 хорошо
Уровень шума, дБ (А) −94,1 очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А) 94,1 очень хорошо
Гармонические искажения, % 0,00056 отлично
Гармонические искажения + шум, дБ (A) −87,1 хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, % 0,00602 отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ −93,8 отлично
Интермодуляции на 10 кГц, % 0,00598 отлично
Общая оценка очень хорошо

Частотная характеристика

Уровень шума

Динамический диапазон

Гармонические искажения +
шум (−3 дБ)

Интермодуляционные
искажения

Интермодуляционные искажения
(переменная частота)

В «ламповом» режиме показатели предсказуемо пониже из-за появления соответствующей окраски, в этом и смысл использования лампы в данном случае. Про природу «теплого лампового звука» мы уже как-то говорили и даже картинки показывали. Если вкратце: лампы обогащают звук четными гармониками, которые как благозвучные и приятные для слуха. «Честность» звука снижается, а вот субъективно многими он воспринимается как более приятный.

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ +0,10, −0,47 хорошо
Уровень шума, дБ (А) −91,8 очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А) 91,8 очень хорошо
Гармонические искажения, % 0,031 хорошо
Гармонические искажения + шум, дБ (A) −67,8 средне
Интермодуляционные искажения + шум, % 0,029 хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ −82,1 очень хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, % 0,028 хорошо
Общая оценка хорошо

Частотная характеристика

Уровень шума

Динамический диапазон

Гармонические искажения +
шум (−3 дБ)

Интермодуляционные
искажения

Интермодуляционные искажения
(переменная частота)

Aune Audio Flamingo предлагает воспользоваться одним из семи фильтров, выбрать которые можно из специального меню. Приведем их описание в том виде, в котором их предлагает производитель:

  1. Linear-phase apodizing fast roll-off filter или аподизирующй линейно-фазовый фильтр с быстрым спадом. Вид линейно-фазового фильтра с улучшенным пост- и пре-эхом. Нейтральное, уравновешенное и чуть менее насыщенное звучание.
  2. Linear-phase fast roll-off filter или линейно-фазовый фильтр с быстрым спадом. «Фильтр по умолчанию». Звучание ясное, нацеленное на выделение области верхних частот. Хорошо подходит для записей инструментов, богатыми обертонами. Характер звучания мощный, чуть напористый и несколько агрессивный.
  3. Linear-phase slow roll-off filter или линейно-фазовый фильтр с медленным спадом. Импульсные характеристики также симметричны, но выражены куда менее. Звучание менее напористое и более расслабленное на верхних частотах. Низкие частоты обладают большим «панчем». Саунд ближе к естественному, нейтральный и комфортный. Детали менее навязчивы.
  4. Minimum-phase fast roll-off filter или минимально-фазовый фильтр с быстрым спадом. Звучание располагает к лучшим визуализации и построению сцены. Переходные процессы следуют за основным сигналом, а не предшествуют ему. Что дает более насыщенные низкие частоты, а также чистые высокие.
  5. Minimum phase slow roll-off filter или минимально-фазовый фильтр с медленным спадом. Фильтр с минимальным пре- и пост-эхом. Как следствие, насыщенные НЧ и хорошо артикулированные атаки.
  6. Minimum-phase apodizing fast roll-off filter или минимально-фазовый фильтр с быстрым спадом. То же самое, но с учетом отсутствия пре-эха. Звучание несколько акцентирует НЧ и атаки в низкочастотной области.
  7. Hybrid fast roll-off filter или гибридный фильтр с быстрым спадом. Интересный вариант, объединяющий как минимально-фазовый, так и линейно-фазовый фильтр. Нулевой семпл смещен в сторону крайнего в выборке. Звучание объединяет в себе ударные НЧ с подчеркнутыми атаками и ясные прозрачные ВЧ.

Но это всё слова, посмотрим на графики АЧХ, полученные при активации каждого из предлагаемых фильтров.

Как несложно заметить, графики совпали — соответственно, ожидать каких-то явных и сразу заметных изменений в звучании при переключении с фильтра на фильтр не приходится. Тут речь, скорее, идет про фазовые искажения, возможно — реверберацию… В общем, поэкспериментировать можно.

Графики АЧХ в режимах OP и Tube тоже практически совпали, хотя в области глубокого баса у «лампы» есть маленький провал.

А вот графики искажений различаются куда сильнее, чего и следовало ожидать. При этом разница не так заметна, как если рассматривать полновесные ламповые усилители и их транзисторных собратьев, да и акцент именно на четных гармониках выражен слабее — с учетом конструкции прибора, о которой мы говорили выше, удивляться тут нечему. Так что «лампового звучания» Aune Audio Flamingo нам обеспечит, но в ограниченных объемах.

И критиковать за это маленький настольный усилитель было бы странным — он делает всё, что может. Объективная разница в звучании есть, свою порцию удовольствия от прослушивания музыки обладатели Aune Audio Flamingo точно получат.

Итоги

Совместить компактность, разнообразие вариантов подключения, поддержку «хайрезов» и «теплый ламповый звук» — задачка не самая простая. Создателям Aune Audio Flamingo это вполне удалось: устройство получилось интересным, хоть и не лишенным спорных моментов. Внешне оно смотрится замечательно, в эксплуатации удобно, к универсальности тоже никаких вопросов. Конечно, кому-то будет не хватать умения декодировать MQA или балансного выхода, но с учетом стоимости все эти мелочи можно простить.

Что же касается звука — да, не обошлось без компромиссов. Это не полновесный ламповый усилитель, дающий максимум окраски и всего прочего, чего пользователи ждут от подобных устройств. Тем не менее, героя сегодняшнего обзора можно рассматривать как способ прикоснуться к миру лампового звучания без лишних затрат средств и места. А если понравится и «затянет» — большие и красивые ламповые усилители ждут своего часа.

Полный текст статьи читайте на iXBT