ЦАП/усилитель для наушников Aune Audio Flamingo: компактный, теплый, ламповый
Прикоснуться к легендарному «теплому ламповому звуку» многие хотят, но побаиваются. И есть чего: полноценные ламповые усилители — штука в наше время не самая дешевая, а еще большая, тяжелая и капризная. Для тех, кому хочется попробовать получить нужную окраску быстро, легко и без больших затрат, есть разного рода программные эмуляторы ламповых усилителей. Но это, конечно, «не тру» и вообще занятие, не одобряемое многими любителями хорошего звука, которых вполне можно понять — в конце концов, задумчиво смотреть на горящую в усилителе лампу тоже важно для создания нужного для восприятия музыки настроя.
А еще есть разного рода компромиссные решения, об одном из которых мы сегодня и поговорим. ЦАП и усилитель Flamingo компании Aune Audio может работать в режиме OP-AMP, который основан на операционном усилителе. Но при этом в него установлена пусть и одна-единственная, но самая настоящая лампа, которая добавляет характерной окраски звуку в режиме Tube. Устройство компактное, простое в эксплуатации, да и стоит сравнительно недорого — уж точно намного дешевле всяческих «аудиофильских» ламповых усилителей.
Разрабатывается и производится оно под брендом Aune, на развитие которого оказало существенное влияние китайское сообщество любителей аудиотехнологий Hifidiy.net. Помимо «ламповости» у Flamingo есть и другие интересные особенности — от хорошо зарекомендовавшего себя чипа ESS Technology ES9038Q2M до нескольких режимов фильтрации и линейного выхода, к которому можно подключить активную акустику, например. Плюс есть версия Flamingo-BD с поддержкой Bluetooth-подключения с использованием «продвинутых» кодеков aptX-HD и LDAC — как раз она и была у нас на тестировании.
Заявленные технические характеристики
Вход USB | |
---|---|
Частота дискретизации | до 32 бит |
Частота семплирования | до 768 кГц |
Поддержка DSD | DSD512 |
Коаксиальный вход | |
Частота дискретизации | до 24 бит |
Частота семплирования | до 384 кГц |
Поддержка DSD | DoP128 |
Bluetooth-подключение | |
Поддерживаемые кодеки | SBC, AAC, aptX, aptX-HD, LDAC |
Линейный выход | |
Выходной уровень | OPA: макс. 2В RMS Tube: макс. 1,9В RMS @0dBFS |
Неравномерность АЧХ | OPA: ±0,02 дБ Tube: ±0,06 дБ |
Гармонические искажения + шум (1 кГц) | OPA: 0,0003 @0dBFS Tube: 0,02 @−17dBFS |
Выход на наушники | |
Выходная мощность | до 45 мВт @ 300 Ом |
Гармонические искажения + шум (1 кГц) | OPA: 0,0005 @0dBFS Tube: 0,035 @−17dBFS |
Прочие характеристики | |
Размеры | 135×101×27 мм |
Масса | 310 г |
Упаковка и комплектация
Поставляется Aune Audio Flamingo в коробке из плотного картона с красной съемной крышкой. Оформление строгое и даже минималистичное — на упаковку нанесены лишь название и схематичное изображение продукта. Аксессуары упакованы в пластиковые пакеты и помещены в отдельную коробку, усилитель удерживается внутри ложементом из плотного пенистого материала.
Комплект поставки обширный, в него входят: сам «цапоусилитель», документация, блок питания, переходники с USB-C на USB-B и с миниджека 3,5 мм на джек 6,3 мм, кабель USB-A — USB-B для подключения к источнику, две антенны для Bluetooth-передатчика, небольшие силиконовые накладки ножки.
Одна антенна компактная — ее хватит в подавляющем большинстве случаев, ну, а если источник расположен далеко, от чего страдает качество приема — можно воспользоваться антенной побольше с кабелем для подключения длиной 50 см.
Блок питания компактный, его технические параметры можно увидеть на иллюстрации ниже. Корпус выполнен из маркого глянцевого пластика, но прикасаться к нему часто нет никакой необходимости. Длина несъемного кабеля — 1,5 метра.
Переходники выполнены на должном уровне качества, сомнений в своей надежности не вызывают.
Также для Aune Audio Flamingo производитель предлагает пульт дистанционного управления как отдельную опцию. У нас на тестировании его не было, но сам факт возможности его докупить нельзя не отметить.
Дизайн
Строгий матовый черный корпус из алюминия, округлые очертания и, конечно, лампа в специально предназначенном для нее окошке — выглядит «цапоусилитель» очень эффектно.
На передней панели размещены разъем для подключения наушников, универсальный поворотный регулятор, круглое отверстие для верхнего торца лампы, а также дисплей, способный показывать уровень громкости, активный вход, режим работы и активный фильтр.
Лампа светится и ощутимо нагревается при работе, что сразу отличает Aune Audio Flamingo от всяческих поделок, с подсвечиваемыми светодиодами «лампами».
В устройстве используется лампа ECC82 хорошо себя зарекомендовавшего китайского производителя Psvane Audio.
На задней части корпуса размещена панель подключения, о которой мы подробно поговорим ниже. Там же находится выключатель питания.
По бокам мы видим просто матовую поверхность — без лишних декоративных элементов. Поверхность, кстати, устойчива к появлению пятен от прикосновений, а вот переднюю панель придется периодически протирать.
На дне размещены небольшие силиконовые ножки, а также штрихкод с серийным номером. Ну и окошко для лампы, конечно — куда без него.
Сверху мы видим еще одно окошко лампы, логотип сертификации Hi-Res Audio и название устройства. Вновь никаких лишних «украшательств», что в данном случае идет только на пользу внешнему виду прибора.
Конструкция
Задняя панель легко снимается — достаточно открутить три винта, один из которых закрыт гарантийной пломбой. Далее демонтируем ручку регулятора и вынимаем плату. Практически по центру видим ЦАП ES9038Q2M — один из самых передовых в линейке Sabre (ESS Technology). На всякий случай напомним, что картинки увеличиваются по клику — плату можно рассмотреть в деталях.
В промоматериалах производитель сам обращает наше внимание на использованные компоненты. Особый акцент делается на специальную систему электропитания, состоящую из пяти модулей, позволяющих подавать «чистый» ток с нужными параметрами на ЦАП, усилитель OP+BUF и лампу.
За поддержку USB отвечает XMOS U30870C10, левее и ниже виден цифровой регенератор WM8805 (SRC), занимающийся преобразованием сигнала со входа S/PDIF, который дальше отправляется на ЦАП.
Bluetooth-модуль размещен на небольшой отдельной плате и организован на базе QCC5125 (Qualcomm).
Нижняя часть платы отдана под операционные усилители NE5532 производства Texas Instruments.
Отдельной строкой производитель упоминает «материал печатной платы коммуникационного класса», а также высококачественные конденсаторы Wima и COG.
Что же касается лампы, то тут есть важный нюанс — ее работа отличается от той, что мы видим в «полноценных» ламповых усилителях. Она добавлена в тракт как некий «спецэффект» обеспечивающий сатурацию звука и придание ему характерной окраски. Кощунство с точки зрения «истинного аудиофила», однако именно это решение позволяет сохранять компактный размер и сравнительно доступную стоимость прибора, оснащенного при этом неплохим набором вариантов подключения.
Подключение
Почти все разъемы для подключения размещены на задней стенке. К RCA с регулируемым уровнем громкости можно присоединить активные мониторы или внешний усилитель, работает он в обоих режимах. Далее мы видим разъем для подключения коаксиального кабеля S/PDIF, следом порт USB-B. В штекер для антенны есть смысл сразу вкрутить одну из антенн на выбор. Ну и, наконец, питание — разъем и выключатель.
В целом, всё будет работать и без лишних телодвижений. Но если хочется поддержки ASIO на устройствах под Windows — есть смысл скачать драйверы с официального сайта производителя.
При этом на странице версии с Bluetooth ссылок на драйвера почему-то нет, зато на странице базовой — есть. Там же можно обнаружить краткую инструкцию и ответы на часто задаваемые вопросы.
Процесс установки драйверов стандартный — соглашаемся, продолжаем, финишируем. Всё как всегда, тут вряд ли возникнут какие-либо сложности.
При подключении Aune Audio Flamingo определяется системой, максимально доступный уровень разрешения — 32 бит и 384 кГц, всё как заявлено.
Аппаратного декодирования MQA нет, этим придется заниматься источнику. Ничего особо страшного в этом нет, более половины времени тестирования мы транслировали на него сигнал из Tidal — всё отлично работало.
К передаче звука посредством ASIO тоже никаких нареканий — всё работает, нужные параметры можно выставить в собственной панели управления устройства.
И к смартфону тоже можно подключить — даже переходник с USB-B на USB-C есть в комплекте. Мы для примера попробовали соединить Aune Audio Flamingo с устройством под управлением Android. «Цапоусилитель» прекрасно работал с поддерживающим его плеером, все форматы определялись и воспроизводились корректно.
Bluetooth-подключение работает и без внешней антенны, но всё же какую-нибудь из них лучше подключить. В небольшой квартире прекрасно хватает и маленькой, но если объемы помещения велики — можно воспользоваться и большой. На передней панели размещен выход джек 6,3 мм для наушников, переходник на миниджек есть в комплекте. Некоторых пользователей может расстроить отсутствие балансного выхода, но чего нет — того нет.
Беспроводное соединение устанавливается привычным образом: активируем соответствующий вход, некоторое время Aune Audio Flamingo пытается подключиться к уже «знакомым» устройствам, если не получается — активирует режим сопряжения. Полный список поддерживаемых кодеков и их режимов традиционно был получен с помощью утилиты Bluetooth Tweaker. Список впечатляющий: помимо базового SBC прибор поддерживает AAC, aptX, aptX LL, aptX-HD и даже LDAC.
Управление и эксплуатация
Для управления устройством служит размещенный на передней панели поворотный регулятор с возможностью нажатия. Работает он следующим образом:
- Одиночное нажатие — смена активного входа
- Двойное нажатие — переключение между режимами OP и Tube
- Долгое нажатие — переход в режим выбора фильтра
- Вращение — регулировка громкости и перемещение по меню
Переключаться между режимами можно «на лету» — не выключая музыку. В режиме OPA лампа не отключается и продолжает греть корпус, это надо иметь в виду. Ну и вообще подумать об охлаждении — размещать устройство на открытом пространстве, как минимум. По традиции мы попытались подключить к тестируемому прибору все наушники, которые были под рукой. Aune Audio Flamingo хорошо справился со всеми — от низкоомных китайских гибридных моделей и полноразмерных Audio-Technica ATH-M50x до Beyerdynamic DT 990 Pro с импедансом 250 Ом.
Измерения и звук
Звучит Aune Audio Flamingo достойно, обладая при этом интересным «характером» — в данном случае это можно рассматривать как своеобразную «фишку» устройства. Соответственно, измерения в программе RightMark Audio Analyzer версии 6.3.0 будут далеко не самыми впечатляющими — высшие оценки в ней получают как раз устройства с максимально «точным» звучанием. При этом разница между «очень хорошо» и «отлично», например, зачастую составляет доли процента — на слух ее уловить нереально. Измерения и графики могут помочь нам увидеть действительно серьезные проблемы: слишком высокий уровень искажений, заметную неравномерность АЧХ и так далее.
Измерения проводились с помощью АЦП E1DA Cosmos в режиме 24 бит/96 кГц. А приводятся они, как мы всегда отмечаем, исключительно как иллюстрации — делать на их основе однозначные выводы о качестве устройства не следует. Первую серию измерений мы провели в режиме OP — без задействования встроенной лампы. Общая оценка — очень хорошо. Учитывая специфику и далеко не самую высокую стоимость устройства, это успех.
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0,09, −0,47 | хорошо |
---|---|---|
Уровень шума, дБ (А) | −94,1 | очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А) | 94,1 | очень хорошо |
Гармонические искажения, % | 0,00056 | отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ (A) | −87,1 | хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0,00602 | отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | −93,8 | отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0,00598 | отлично |
Общая оценка | очень хорошо |
Частотная характеристика
Уровень шума
Динамический диапазон
Гармонические искажения +
шум (−3 дБ)
Интермодуляционные
искажения
Интермодуляционные искажения
(переменная частота)
В «ламповом» режиме показатели предсказуемо пониже из-за появления соответствующей окраски, в этом и смысл использования лампы в данном случае. Про природу «теплого лампового звука» мы уже как-то говорили и даже картинки показывали. Если вкратце: лампы обогащают звук четными гармониками, которые как благозвучные и приятные для слуха. «Честность» звука снижается, а вот субъективно многими он воспринимается как более приятный.
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0,10, −0,47 | хорошо |
---|---|---|
Уровень шума, дБ (А) | −91,8 | очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А) | 91,8 | очень хорошо |
Гармонические искажения, % | 0,031 | хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ (A) | −67,8 | средне |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0,029 | хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | −82,1 | очень хорошо |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0,028 | хорошо |
Общая оценка | хорошо |
Частотная характеристика
Уровень шума
Динамический диапазон
Гармонические искажения +
шум (−3 дБ)
Интермодуляционные
искажения
Интермодуляционные искажения
(переменная частота)
Aune Audio Flamingo предлагает воспользоваться одним из семи фильтров, выбрать которые можно из специального меню. Приведем их описание в том виде, в котором их предлагает производитель:
- Linear-phase apodizing fast roll-off filter или аподизирующй линейно-фазовый фильтр с быстрым спадом. Вид линейно-фазового фильтра с улучшенным пост- и пре-эхом. Нейтральное, уравновешенное и чуть менее насыщенное звучание.
- Linear-phase fast roll-off filter или линейно-фазовый фильтр с быстрым спадом. «Фильтр по умолчанию». Звучание ясное, нацеленное на выделение области верхних частот. Хорошо подходит для записей инструментов, богатыми обертонами. Характер звучания мощный, чуть напористый и несколько агрессивный.
- Linear-phase slow roll-off filter или линейно-фазовый фильтр с медленным спадом. Импульсные характеристики также симметричны, но выражены куда менее. Звучание менее напористое и более расслабленное на верхних частотах. Низкие частоты обладают большим «панчем». Саунд ближе к естественному, нейтральный и комфортный. Детали менее навязчивы.
- Minimum-phase fast roll-off filter или минимально-фазовый фильтр с быстрым спадом. Звучание располагает к лучшим визуализации и построению сцены. Переходные процессы следуют за основным сигналом, а не предшествуют ему. Что дает более насыщенные низкие частоты, а также чистые высокие.
- Minimum phase slow roll-off filter или минимально-фазовый фильтр с медленным спадом. Фильтр с минимальным пре- и пост-эхом. Как следствие, насыщенные НЧ и хорошо артикулированные атаки.
- Minimum-phase apodizing fast roll-off filter или минимально-фазовый фильтр с быстрым спадом. То же самое, но с учетом отсутствия пре-эха. Звучание несколько акцентирует НЧ и атаки в низкочастотной области.
- Hybrid fast roll-off filter или гибридный фильтр с быстрым спадом. Интересный вариант, объединяющий как минимально-фазовый, так и линейно-фазовый фильтр. Нулевой семпл смещен в сторону крайнего в выборке. Звучание объединяет в себе ударные НЧ с подчеркнутыми атаками и ясные прозрачные ВЧ.
Но это всё слова, посмотрим на графики АЧХ, полученные при активации каждого из предлагаемых фильтров.
Как несложно заметить, графики совпали — соответственно, ожидать каких-то явных и сразу заметных изменений в звучании при переключении с фильтра на фильтр не приходится. Тут речь, скорее, идет про фазовые искажения, возможно — реверберацию… В общем, поэкспериментировать можно.
Графики АЧХ в режимах OP и Tube тоже практически совпали, хотя в области глубокого баса у «лампы» есть маленький провал.
А вот графики искажений различаются куда сильнее, чего и следовало ожидать. При этом разница не так заметна, как если рассматривать полновесные ламповые усилители и их транзисторных собратьев, да и акцент именно на четных гармониках выражен слабее — с учетом конструкции прибора, о которой мы говорили выше, удивляться тут нечему. Так что «лампового звучания» Aune Audio Flamingo нам обеспечит, но в ограниченных объемах.
И критиковать за это маленький настольный усилитель было бы странным — он делает всё, что может. Объективная разница в звучании есть, свою порцию удовольствия от прослушивания музыки обладатели Aune Audio Flamingo точно получат.
Итоги
Совместить компактность, разнообразие вариантов подключения, поддержку «хайрезов» и «теплый ламповый звук» — задачка не самая простая. Создателям Aune Audio Flamingo это вполне удалось: устройство получилось интересным, хоть и не лишенным спорных моментов. Внешне оно смотрится замечательно, в эксплуатации удобно, к универсальности тоже никаких вопросов. Конечно, кому-то будет не хватать умения декодировать MQA или балансного выхода, но с учетом стоимости все эти мелочи можно простить.
Что же касается звука — да, не обошлось без компромиссов. Это не полновесный ламповый усилитель, дающий максимум окраски и всего прочего, чего пользователи ждут от подобных устройств. Тем не менее, героя сегодняшнего обзора можно рассматривать как способ прикоснуться к миру лампового звучания без лишних затрат средств и места. А если понравится и «затянет» — большие и красивые ламповые усилители ждут своего часа.
Полный текст статьи читайте на iXBT