Canon не нужен. Обзор фотокамеры Sony Alpha A7R II

Выпуск Sony Alpha A7 в конце 2013 года по сути дал начало новому тренду: полнокадровые камеры становятся компактнее, легче и доступнее. Всего каких-то 5 лет назад фуллфреймы были немногочисленны (две-три актуальные модели у Nikon и Canon — и всё) и довольно дороги. Теперь же полный кадр доступен практически каждому. Ну или, по крайней мере, всем, кто мог себе позволить зеркалку с APS-C-сенсором. Возможности первых камер линейки (A7, A7R и A7S) просто шокировали. Казалось, что сделать что-либо столь же впечатляющее в ближайшем времени будет сложно. Однако Sony и в этот раз нашла чем удивить.

Sony Alpha A7R II, официальный портрет
Sony Alpha A7R II, официальный портрет

Мы уже знакомы с A7 II – она появилась в России еще в начале года. Теперь перед нами A7R II, а следующая в очереди – A7S II. Sony держит совершенно безумный темп, обновляя линейку топовых камер два раза в год. Это очень серьезная заявка на победу. Впрочем, обо всем по порядку.

Что нового?

Во-первых, очень высокое разрешение – 42 мегапикселя. Во-вторых, технология обратной засветки – впервые на полнокадровой матрице. И, в-третьих, многообещающая гибридная система автофокуса. По сравнению с оригинальной A7R – прогресс практически по всем пунктам. Лучше посмотреть на все новшества в сравнительной таблице – так будет нагляднее.

Sony A7R II

Sony A7R

Класс

беззеркальная камера со сменной оптикой

беззеркальная камера со сменной оптикой

Матрица

Full Frame (35,9x24 мм), BSI CMOS (без low pass фильтра), 42 Мп

Full Frame (35,9x24 мм), CMOS (без low pass фильтра), 36 Мп

Байонет/объектив

сменный, байонет E

сменный, байонет E

Формат снимков

JPEG, RAW (7952x5304)

JPEG, RAW (7360x4912)

Формат видео

MPEG-4, AVCHD, XAVC S

3840x2160 (30p), 1920 x 1080 (60p)

MPEG-4, AVCHD

1920 x 1080 (60p)

Диапазон светочувствительности

ISO 100–5120000 (50–102400)

ISO 100–25600

Диапазон выдержек

1/8000 – 30 с

1/8000 – 30 с

Экран

LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 1 228 800 точек

LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 1 228 800 точек

Видоискатель

электронный, разрешение – 2,359 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение – 0,78х

электронный, разрешение – 2,359 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение – 0,71х

Wi-Fi

встроенный модуль Wi-Fi + NFC

встроенный модуль Wi-Fi + NFC

Память

карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Duo/Pro Duo/Pro-HG Duo

карты SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Duo/Pro Duo/Pro-HG Duo

Интерфейсы

USB/AV, HDMI

USB/AV, HDMI

Аккумулятор

NP-FW50, литий-ионный, 1500 мАч

NP-FW50, литий-ионный, 1500 мАч

Габариты и вес

127x96x60 мм, 625 г

127х94x48 мм, 465 г

Цена

214 900 рублей

109 990 рублей

К сожалению, столь значительный апгрейд не мог не сказаться на цене – Sony A7R II подорожала значительно. Тушка в долларовом выражении стала дороже на треть, а актуальная цена в рублях с учетом нового обменного вдвое превосходит стоимость A7R в момент выхода. Стоит ли оно того? Давайте разберемся.

Что снаружи?

Внешность камеры в точности повторяет Alpha A7 II: такая же форма, то же расположение элементов. Правда, в плане материалов A7R II следует сравнивать скорее с оригинальной A7R – у нее цельный корпус из алюминиевого сплава. В конструкции A7 II было больше пластиковых элементов, так что разница в весе ощутимая – 160 граммов. А вот по сравнению с первой A7R разница не столь велика – всего 25 г, что можно объяснить встроенным стабилизатором.

Общий вид Sony A7R II
Общий вид Sony A7R II

Байонет Sony A7R II
Байонет Sony A7R II

Как ни странно, больший вес сделал камеру удобнее в работе. Она лучше ощущается в руке и не кажется слишком игрушечной. Очень кстати пришлось увеличение рукоятки под правую руку, но это характерно не только для A7R II, но и для всей линейки “семерок” за индексом II.

Sony A7R II с объективом 35 мм F1.4 Sony A7R II с объективом 55 мм F1.8

Верхняя панель организована очень изящно и лаконично: два дисковых селектора (поправка экспозиции и выбор режима съемки), две программируемые кнопки (С1 и С2) и кнопка спуска с обрамляющим ее выключателем питания. Диск с режимами съемки, как наиболее выступающий элемент, оснащен кнопкой-блокиратором, предотвращающей случайное прокручивание.

Верхняя панель корпуса Sony A7R II
Верхняя панель корпуса Sony A7R II

На верхнем скосе рукоятки традиционно расположен многофункциональный скроллер. Еще один такой же расположен сзади, под большим пальцем. Такое сочетание наверняка придется под душе тем, кто снимал на зеркалки Nikon. Тем более, что A7R II может рассматриваться как замена зеркальной камере средней руки, в том числе полнокадровой.

Порты и разъемы на корпусе Sony A7R II
Порты и разъемы на корпусе Sony A7R II

Тыльная сторона корпуса очень функциональна – она содержит навигационный блок, шесть кнопок и совмещенный переключатель ручной/автоматической фокусировки и блокировки автоэкспозиции (AF/MF, AEL). Клавиша вызова главного меню расположена отдельно – в левом верхнем углу, однако пользоваться ей приходится нечасто. Все основные настройки можно изменить буквально в два клика в быстром меню. Ну и, конечно, следует помнить, что при необходимости функции некотрых клавиш (C1-C4) можно переназначить по своему усмотрению.

Слот для карты памяти на правом боку Sony A7R II Батарейный отсек Sony A7R II

Слот для карты памяти вынесен на правую боковину – это верный признак высококлассной камеры. Аппараты классом ниже часто совмещают батарейный отсек с разъемом для SD-карт, что создает дополнительные неудобства.

Нижняя панель корпуса Sony A7R II
Нижняя панель корпуса Sony A7R II

Как и у Sony A7 II, экран наклоняется примерно на 90 градусов вверх и на 45 градусов вниз. Это позволяет комфортно снимать с нижней точки и на вытянутых руках. Сам дисплей не претерпел изменений, перед нами по-прежнему качественная IPS-матрица диагональю 3 дюйма и разрешением 1 228 800 точек.

Конструкция экрана в Sony A7R II Конструкция экрана в Sony A7R II

А вот в видоискателе заметны небольшие улучшения. Разрешение осталось прежним (2 359 296 точек), а увеличение возросло с 0,71х до 0,78х – картинка стала крупнее, по ней проще наводиться в ручном режиме.

Глазок видоискателя Sony A7R II
Глазок видоискателя Sony A7R II

По большому счету у меня есть только одна претензия к линейке Alpha A7 в целом, и у A7R II в частности: слишком длинный и мягкий ход кнопки спуска. Возможно, таким образом Sony хочет создать уникальный «тактильный» потрет камеры, но как по мне – это скорее мешает, чем помогает. Кроме того, хотелось бы, чтобы отклик при половинном нажатии клавиши был более четким, сейчас он практически не ощущается.

Что внутри?

Внутри кроется то, что делает Sony Alpha A7R II уникальной камерой даже среди фуллфреймов – CMOS-сенсор с тыловой подсветкой. Ранее эта технология использовалась преимущественно на небольших сенсорах (для смартфонов и компактных камер), но теперь Sony освоила производство крупных сенсоров. Главное преимущество таких матриц состоит в более близком расположении чувствительного слоя к поверхности сенсора и использовании медной проводниковой подложки. Это обеспечивает большую лучшую чувствительность и более высокую скорость считывания сигнала.

Отличие традиционного CMOS от BSI-CMOS сенсора
Отличие традиционного CMOS от BSI-CMOS сенсора

Разрешение в 42 мегапикселя сегодня может показаться скромным на фоне Canon EOS 5DS/5DSR, но не стоит спешить с выводами. Такой рост разрешения вынудил Canon зафиксировать максимальную чувствительность на отметке 6400 единиц, в то время как новинка Sony легко “разгоняется” до ISO 102400. Ну и потом, не стоит обманываться, 42 Мп – это очень много. Очень немногие пользователи реально смогут использовать это разрешение на полную катушку. В общем случае это даст большой запас при использовании функции Crop, а профессиональным пейзажистам обеспечит высочайшую детализацию.

Стоит отметить, что далеко не вся совместимая оптика обладает разрешающей способностью, достаточной для работы с 42-мегапиксельной матрицей. Sony гарантирует идеальную работу с объективами серии FE. Однако их уже выпущено немало, так что Sony, которую много критиковали за недостаточно большой парк оптики оказалась в лидерах по числу объективов, пригодных для съемки в столь высоком разрешении. У Canon c EOS 5DS/5DSR дело обстоит гораздо хуже.

Встроенная система пятиосевой стабилизации была успешно опробована в Alpha A7 и теперь используется в A7R II. Речь, конечно, идет о механической стабилизации, осуществляемой за счет сдвига матрицы. Это значит, что стабилизация работает с любой оптикой, даже со старыми механическими объективами, установленными через переходник.

Пятиосевая стабилизация в Sony A7R II
Пятиосевая стабилизация в Sony A7R II

Выигрыш в экспозиции в теории может достигать четырех ступеней, ну а на практике можно говорить скорее о двух-трех. Не исключено, что стабилизаторы в камерах с меньшими матрицами могут работать эффективнее, но если говорить о полном кадре, то здесь Sony вне конкуренции.

Еще один немаловажный момент – гибридный электронно-механический затвор с ресурсом 500 000 срабатываний. Это больше, чем у топовых репортерских зеркалок, но Sony делает оговорку, что тестирование проводилось с использованием механической передней шторки и электронной задней. Судя по всему в чисто механическом режиме затвор способен прослужить меньше, но эти данные нигде не приводятся. В целом можно заключить, что самый уязвимый элемент цифровой камеры перестает быть уязвимым, а вам скорее стоит опасаться, что другие компоненты могут выйти из строя раньше, чем вы “посадите” затвор.

Как снимает?

Должен признаться, тестовая съемка произвела убийственной впечатление, хорошем смысле. Гибридная контрастно-фазовая фокусировка использует 399 датчиков, расположенных по всех поверхности сенсора. В следящем режиме камера надежно цепляется даже за быстро движущиеся объекты и “ведет” их до исчезновения из поля зрения. Такая скорость делает камеру пригодной для съемок динамичных видов спорта. Правда, скорость серийной съемки сравнительно невелика – она составляет 5 кадров в секунду. Это то, чем придется пожертвовать ради высокого разрешения. Напомню, первая модель Alpha A7R могла делать лишь 4 кадра в секунду в более скромном разрешении. Так что прогресс шагнул гораздо дальше, чем могло показаться.

Чувствительность матрицы регулируется в пределах от 100 до 51200 единиц с возможностью расширения до ISO 102400. Для оценки качества картинки использовалась наша стандартная сцена с освещением лампой накаливания мощностью 40 Вт.

Sony Alpha A7R II, ISO 100
Sony Alpha A7R II, ISO 100

Sony Alpha A7R II, ISO 200
Sony Alpha A7R II, ISO 200

Sony Alpha A7R II, ISO 400
Sony Alpha A7R II, ISO 400

Sony Alpha A7R II, ISO 800
Sony Alpha A7R II, ISO 800

Sony Alpha A7R II, ISO 1600
Sony Alpha A7R II, ISO 1600

Sony Alpha A7R II, ISO 3200
Sony Alpha A7R II, ISO 3200

Sony Alpha A7R II, ISO 6400
Sony Alpha A7R II, ISO 6400

Sony Alpha A7R II, ISO 12800
Sony Alpha A7R II, ISO 12800

Sony Alpha A7R II, ISO 25600
Sony Alpha A7R II, ISO 25600

Sony Alpha A7R II, ISO 51200
Sony Alpha A7R II, ISO 51200

Sony Alpha A7R II, ISO 102400
Sony Alpha A7R II, ISO 102400

Шум появляется уже на значении ISO 3200, однако он практически не влияет на цветопередачу и динамический диапазон. Отчетливо заметным зерно становится лишь при ISO 12800, однако качество картинки остается стабильно высоким. При чувствительность 51200 единиц динамический диапазон сужается, у снимка появляется легкий фиолетовый оттенок, однако шум можно сильно снизить уменьшением разрешения в два раза. Это превосходный результат для 42-мегапиксельной матрицы.

В реальности пользоваться предельными значениями чувствительности приходится не так часто, так что на тестовых снимках, сделанных в повседневных ситуациях шум себя никак не проявляет.

Sony A7R II, ISO 100, 35 мм, F2.0, 1/250 с
Sony A7R II, ISO 100, 35 мм, F2.0, 1/250 с

Sony A7R II, ISO 640, 35 мм, F5.6, 1/125 c
Sony A7R II, ISO 640, 35 мм, F5.6, 1/125 c

ony A7R II, ISO 200, 35 мм, F4.0, 1/125 с
Sony A7R II, ISO 200, 35 мм, F4.0, 1/125 с

Sony A7R II, ISO 1000, 35 мм, F8.0, 1/125 c
Sony A7R II, ISO 1000, 35 мм, F8.0, 1/125 c

Sony A7R II, ISO 320, 35 мм, F2.8, 1/125 c
Sony A7R II, ISO 320, 35 мм, F2.8, 1/125 c

Sony A7R II, ISO 1000, 35 мм, F2.0, 1/125 c
Sony A7R II, ISO 1000, 35 мм, F2.0, 1/125 c

Sony A7R II, ISO 400, 35 мм, F2.0, 1/125 c
Sony A7R II, ISO 400, 35 мм, F2.0, 1/125 c

Sony A7R II, ISO 500, 35 мм, F2.0, 1/125 c
Sony A7R II, ISO 500, 35 мм, F2.0, 1/125 c

Sony A7R II, ISO 65536, 35 мм, F8.0, 1/640 c
Sony A7R II, ISO 65536, 35 мм, F8.0, 1/640 c

Sony A7R II, ISO 3200, 35 мм, F4.0, 1/125 c
Sony A7R II, ISO 3200, 35 мм, F4.0, 1/125 c

Емкость аккумулятора у Alpha A7R II достаточно скромная, но это легко компенсируется возможностью зарядки по USB от ноутбука, десктопа или пауэрбанка. Такая возможность у камер Sony присутствует давно, однако A7R II впервые предлагает возможность съемки с внешним питанием. При подключении внешнего аккумулятора или адаптера питания батарея не заряжается, но камера позволяет снимать, питаясь от внешного источника. Непосредственно зарядка начнется сразу, как только вы выключите камеру.

Если говорить об автономности, то по стандарту CIPA она составляет 290 кадров – чуть меньше, чем у первой версии A7R. В обычном режиме это обеспечит примерно полтора-два дня съемки, но надо понимать, что результат сильно зависит от того, насколько часто вы пользуетесь вспышкой и беспроводными подключениями. Работающий Wi-Fi модуль разряжает аккумулятор очень быстро.

С кем конкурирует?

Sony четко разделила “семерки” на три группы. Alpha A7R – это максимальное разрешение и отсуствие low pass фильтра на матрице, A7S – продвинутая видеосъемка, невысокое разрешение и максимальная чувствительность, а просто A7 – это очень сбалансированный средний вариант по более доступной цене. Так что говорить о внутренней конкуренции совершенно не приходится. Прошлые модели семерок по-прежнему выпускаются и продаются, но с функциональной точки зрения они заметно уступают камерам нового поколения.

Так что конкурировать A7R II придется с монструозными зеркалками вроде Nikon D810 и Canon EOS 5DS. Правда, конкурировать эти камеры будут за новых пользователей – за тех, кто покупает первую полнокадровую камеру и не привязан ни к одной из систем большим парком оптики. Стоимость комплекта качественной оптики может многократно превышать стоимость тушки, поэтому для профессиональных фотографов камеры становится расходным материалом. Человек, имеющий набор объективов для Nikon или Canon стоимостью в несколько тысяч долларов вряд ли будет рассматривать Sony как альтернативную систему.

Что в итоге?

Sony в очередной раз сотворила чудо и неслабо встряхнула рынок. Как вы знаете, бизнес по производству сенсоров является одним из приоритетных для Sony, так что большие матрицы с обратной засветкой мы вскоре увидим и у других производителей. Например, у Nikon. Но как минимум до конца года это будет важным преимуществом.

Sony A7R II оставляет крайне приятное впечатление не только из-за топовых характеристик, но и благодаря многочисленным приятным мелочам. Чего стоит только возможность зарядки по USB от любого источника. Никто из конкурентов по-прежнему не торопиться облегчать жизнь путешественникам и противникам больших сумок и рюкзаков.

Sony A7R и объективы 35 мм F1.4 и 55 мм F1.8
Sony A7R и объективы 35 мм F1.4 и 55 мм F1.8

Стоит ли переходить с A7R на A7R II? И да, и нет. Если вы в самом деле нуждаетесь в более высоком разрешении и лучшей картинки на предельных значениях ISO – ответ да. Если у вас нет светосильной оптики и наличие стабилизатора улучшит ваш результат – ответ да. Ну и, наконец, если вы снимаете видео в 4К – снова ответ да. Тема видеосъемки в этом обзоре осталась нераскрытой. Sony A7R II выглядит очень неплохо, но пока я готовил этот материал Sony успела анонсировать A7S II с еще более впечатляющем списком видеовозможностетй. Так что в ближайшем времени я подготовлю сравнительный обзор камер с точки зрения съемки видео.

Полный текст статьи читайте на Ferra.ru