Будущее несырьевого экспорта: как найти покупателя за рубежом

Цифровизация

29 Ноября 2022 15:4029 Ноя 2022 15:40 |
Поделиться

Если в 2021 г. объем российского несырьевого неэнергетического экспорта достиг рекордных $191 млрд, то в 2022 г. едва добрался до $125 млрд. Сейчас отечественные компании ищут поставщиков в дружественных странах, решают вопросы с трансграничными платежами и логистикой. И в этом им активно помогает цифровая платформа «Российского экспортного центра» («РЭЦ»). 

Экспортная статистика

В январе-ноябре 2021 г. объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) в России вырос на 36% по сравнению с пандемийным 2020 г. Его объем достиг $191 млрд, подсчитали аналитики «РЭЦ».

Для сравнения: по информации Федеральной таможенной службы, за тот же период 2021 г. Россия поставила углеводородов более чем на $216 млрд, а угля еще на $15,1 млрд.

К ННЭ эксперты отнесли не только продукцию с высоким уровнем передела (например, товары машиностроения, фармацевтики, полиграфию и т.д.), но и нетехнологичные товары, типа драгоценных металлов, стали, зерна и мяса. В 2021 г. экспорт химпрома вырос на 54%, металлургии — на 52%, машиностроения — на 31%, продовольствия — на 23%. Популярнее всего у зарубежных покупателей стали полуфабрикаты из железа (купили более чем на $8,2 млрд) и пшеница (более чем на $7,7 млрд).

Главными импортерами российской продукции стали Китай — $15,6 млрд, Казахстан — $14,4 млрд, Белоруссия — $11,4 млрд, Турция — $10,9 млрд и США — $7,9 млрд.

Напомним, в соответствии с президентскими указами, объем ННЭ должен вырасти как минимум на 70% к 2030 г. или до $273 млрд. Однако достичь этих показателей, учитывая сложную политическую и экономическую ситуацию в мире, будет непросто.

Так, по данным главы России Михаила Мишустина, в январе-ноябре 2022 г. объем ННЭ достиг $125 млрд (падение на 52,8%). Мишустин объяснил такие цифры сжатием торговли с США, Великобританией, Японией и другими странами. В то же время, по его словам, расширился экспорт промышленных товаров в страны БРИКС — в Турцию, Египет и ОАЭ.

Так, российские разработчики программного обеспечения уже переориентируют поставки на азиатские страны и государства Ближнего Востока, а для продаж своих продуктов в Европе и США регистрируют юрлица в нейтральных странах, чтобы обойти санкции и остаться на привычных рынках.

Представители «РЭЦ» сообщают, что лучше всего за границу в новых условиях будут продаваться удобрения и сельхозпродукция. Значительно хуже ситуация обстоит у производителей товаров с высокой добавленной стоимостью. Среди них машинное оборудование, металлоизделия и металлопрокат, бытовая химия, растворители и катализаторы.

Тем не менее, в «РЭЦ» стараются помочь российским экспортерам переориентировать поставки в дружественные страны, чтобы снизить урон от закрытия западных рынков.

Что предлагает «РЭЦ»

В 2020 г. в России появилась цифровая система «одного окна» для экспортеров «Мой экспорт», помогающая упростить документооборот, логистику и прохождение таможенных процедур.

По сравнению с зарубежными аналогами, ее функционал шире — если те закрывают лишь вопрос с административным регулированием внешнеэкономической деятельности, то цель «РЭЦ» — научить экспорту те компании, которые раньше им не занимались.

«Доля экспортеров от числа всех компаний в России, которые сегодня обращаются за цифровыми услугами, составляет около 1%, тогда как в других странах этот показатель варьируется от 10 до 20%, — объясняет Алексей Скляр, вице-президент «РЭЦ» по стратегии цифровизации проекта «Одно окно». — Поэтому охват сервисов одного окна (в России) значительно шире, чем тот, который существует в мировой практике, — от обучения экспорту, поиска потенциального экспортера, предоставления экспортной аналитики и поиска потенциального зарубежного партнера до обеспечения доступа к государственным услугам и поддержке».

Активнее всего платформой сейчас интересуется малый и средний бизнес — его доля составляет 60%. На представителей МСП и нацелены базовые инструменты платформы — от обучения основам ВЭД, поиска поставщиков, предоставления экспортной аналитики, подбора маркетплейсов до обеспечения доступа к госуслугам, финансирования и страхования экспортных контрактов. Фактически платформа представляет собой «Госуслуги» для экспортеров.

Какие услуги уже доступны

Компании могут зарегистрироваться на международные выставки и бизнес-миссии, где могут прорекламировать свою продукцию и найти новых зарубежных партнеров. На таких мероприятиях зарубежные контрагенты порой сами предлагают способы перестройки логистики и соглашаются на расчеты в национальных валютах.

На фоне трансформации поставок, логистики и партнерских отношений такие заявки стали подавать все чаще. В марте 2022 г. число заявок на софинансирование участия в таких мероприятиях выросло на 20% по сравнению с январем 2022 г.

Также на платформе представлен b2b-маркетплейс услуг «Профессионалы экспорта», где компании находят надежных партнеров, которые помогают решить вопросы с логистикой, таможенным оформлением товаров, сертификацией и патентованием продукции.

Эксперты проводят маркетинговые исследования, оказывают юридическую поддержку, помогают найти поставщиков за границей и продвигать продукцию на международных маркетплейсах. Сейчас на «Профессионалах экспорта» доступно более 30 услуг по девяти направлениям, включая 8 услуг с региональной государственной поддержкой от ЦПЭ (Центров поддержки экспорта).

К примеру, пользователи могут заказать услуги с региональной господдержкой «Поиск покупателя», «Консультация по логистике», «Анализ внешнеторгового контракта», «Анализ зарубежных рынков», «Консультация по маркировке и этикетке», «Размещение и/или продвижение на маркетплейсе», «Консультации по вопросам таможенного оформления, валютного контроля, применения 0% НДС» и »Услуги таможенного представителя»

Экспортер сам выбирает исполнителя, выставляя фильтры: стоимость, срок выполнения работ, рейтинг и т. д.

Так, группа компаний «Эксперт групп», которая экспортирует продукты питания, напитки, бытовую химию и оборудование в страны СНГ, Европы и Китай, с 2021 г. пользуется услугой сервисных партнеров «РЭЦ» по размещению продукции российских производителей на международных электронных ресурсах.

«Найденный на «Профессионалах экспорта» оператор оперативно показал подходящие нам онлайн-площадки, и мы выбрали маркетплейс, с помощью которого в этом году успешно получаем заказы от покупателей из дружественных стран», — рассказал «Ведомостям» Евгений Балабайченко, управляющий «Эксперт групп».

На цифровой площадке действует несколько федеральных мер господдержки экспортеров. Наибольшим спросом пользуется компенсация доли затрат на транспортировку продукции АПК (до 25% стоимости транспортировки) , а также софинансирование расходов на участие в выставках и бизнес-миссиях. Так, МСП могут получить господдержку в размере 80% затрат по застройке и оснащению стенда, доставке выставочных образцов, а крупные компании — до 50%. Полностью финансируется аренда выставочной площади, переводчики и организация b2b-встреч.

А еще в экосистеме существует целый комплекс услуг по продвижению продукции на международные и зарубежные маркетплейсы: от обучения и консультаций до автоматизации процессов при торговле на маркетплейсах и отправке почтовых отправлений. Так, например, совсем недавно запустился сервис, который позволяет управлять заказами на разных онлайн-площадках из личного кабинета «Моего экспорта».

Кроме того, представители МСП могут воспользоваться кредитным продуктом «Экспортный стандарт» и получить финансирование целевых расходов при недостатке оборотных средств. Также экспортеры могут застраховать экспортные поставки от коммерческих и политических рисков невозврата валютной выручки, воспользовавшись услугой «Страхование. Отсрочка платежа для МСП» национального экспортного кредитного агентства «Эксар».

Какие услуги появятся

Сейчас платформа «Мой экспорт» насчитывает более 100 различных услуг.

До конца 2022 г. в режиме онлайн можно будет получить сертификат происхождения товара, который фиксирует принадлежность продукции к определенной стране. В некоторых случаях его наличие позволяет не платить таможенную пошлину. С начала 2023 г. компании смогут выставлять электронные счета, оплачивать услуги на платформе в один клик и получать подтверждения о том, что платеж состоялся. К сервису сначала подключат, как минимум, 10 российских банков, а с апреля 2023 г. — все остальные.

Также на площадке должны появиться финансовые инструменты для реализации экспортноориентированных проектов, сервисы по страхованию и кредитно-гарантийной поддержке, например, гарантия возврата авансового платежа, предэкспортное финансирование, гарантия на участие в конкурсе или тендере, а также компенсация затрат на сертификацию продукции АПК на внешних рынках.

«Скоро мы переведем в цифру подачу заявок на продвижение агропродукции на зарубежных рынках, За счет онлайн-подачи рассмотрение заявки на такую услугу сократится с 29 до 7 дней», — рассказывает Алексей Солодов, вице-президент «РЭЦ». По его словам, российские экспортеры смогут бесплатно доставлять образцы продукции в демонстрационно-дегустационные павильоны АПК, в местные торговые сети она будет также поступать бесплатно — как и продвигаться на зарубежных маркетплейсах. Павильоны Made in Russia уже есть в Китае, Египте, Вьетнами и ОАЭ, а до конца 2022 г. откроются в Турции и Саудовской Аравии.

Экспортеров все больше

По данным «РЭЦ» в ноябре 2022 г., на платформе «Мой экспорт» зарегистрировано более 12 тысяч компаний.

Больше всего в 2022 г. компании интересовались участием в выставках и бизнес-миссиях с софинансированием затрат (больше 1000 организаций и больше 3600 тыс. заявок). Более 1722 компаний подали заявку на услугу по подбору международных маркетплейсов. Около 500 оформили заявку на компенсацию затрат на транспортировку агропромышленной продукции. Активно экспортеры заказывали товарно-страновые отчеты с перечнем потенциальных покупателей и отчеты по экспорту конкретной продукции.

На «Профессионалах экспорта» сейчас аккредитованы более 300 исполнителей, и более 1200 экспортеров уже получили поддержку специалистов. Токен: Pb3XmBtzt6kXxvsfDT8K9nnb2rzMMkYbB2bvv2CРекламодатель: АО «Российский экспортный центр»ИНН/ОГРН: 7703376553/1157746363994Сайт: https://www.exportcenter.ru/

Полный текст статьи читайте на CNews