Бриф на мобильное приложение
Как узнать у клиента, чего он хочет, продуктивно потратив только его время.
Дата публикации: 05.05.2016
Можно долго и нудно рассуждать, что такое бриф, и для чего он нужен… Пожалуй, этим и займемся.
Создание брифа преследует одну главную задачу: узнать у клиента, чего он хочет, потратив только его (клиента) время. Тут стоит оговориться, что, каким бы крутым и увлекательным (по нашему мнению) ни был бриф, клиенту его заполнять лень в чуть менее, чем в ста процентах случаев. То есть, нет ничего лучше личной встречи и интервьюирования. Однако, не стоит недооценивать преимуществ автоматизированного брифинга — во-первых, предварительный сбор технических параметров проекта требует продуманных ответов, а эти ответы не всегда есть у тех людей, с которыми вы намерены обсуждать проект при встрече; во-вторых, если клиенту нужна быстрая оценка его проекта — необходимо быстро собрать сведения и согласовать приблизительный бюджет.
Во время создания нашего брифа мы пришли к мысли о том, что такой документ, в отличие даже от договора, было бы здорово сочинять всем профессиональным сообществом. Поэтому мы специально начали разрабатывать его в Гугл-формах и, забегая вперед, отмечу, что приглашаем к его редактированию всех заинтересованных. Впоследствии, пользоваться этим документом смогут все желающие.
Итак, ставим перед собой цель: создать бриф, заполнение которого облегчит предварительную оценку проекта. Основные задачи: выяснить максимум технических параметров, по пути собрав данные о чаяниях клиента, если он найдет время на их описание. Мы условно разделили бриф на семь частей, чтобы было, на что сослаться при обсуждении.
1Контактная информация
Чисто психологический маневр — заставить клиента заполнить эти данные в начале. Обусловлено это тем, что по мере заполнения брифа потенциальный клиент может потерять интерес к этому делу и бросить, оставив нас без лида.
2Общая информация
Как правило, платформы, типы устройств, способ монетизации клиенту известны заранее, заодно, необходимо сразу уточнить — имеется ли серверная часть? Приложениям чуть сложнее калькулятора необходимо откуда-то брать информацию и далеко не все, желающие заказать разработку люди в курсе, что разработка серверной части может составлять до 90% работы над проектом. Отсюда и круглые глаза маркетологов при виде сумм оценки. Вдаваться же в подробности при описании этого пункта также не следует, так как делать это лучше с техническими специалистами со стороны клиента.
3Функционал
Конечно-же, описание функционала приложения — это то, ради чего клиент вообще приступил к заполнению брифа, но не тут-то было! Сначала мы выясним у него скучные данные, которые обычно всплывают в середине работ под грифом «Как не сделано? Очевидно-же, что это должно быть!».
Как ни странно, функционал вроде авторизации пользователей через соцсети — далеко не самая безобидная мелочь в разработке мобильных приложений. Разумеется, в процессе прототипирования, рано или поздно, вы подойдете к такому экрану и все разрешится, но если какие-то функции влияют на стоимость, их лучше сразу озвучить, чтобы потом не делать сюрпризов с дополнительными оценками и соглашениями к договору.
Тут стоит снова обратить внимание на то, что ключевые моменты лучше выяснять заранее — до того, как клиент перейдет к сути приложения. Во-первых, получится «выудить» больше информации, во-вторых, клиент будет точнее описывать функционал и лирических отступлений будет меньше.
4Сроки и деньги
Если сроки еще можно как-то отдать на фантазирование, то деньги — лучше ограничить диапазонами на выбор. Эти же диапазоны автоматически дают представление потенциальному клиенту о бюджетах, с которыми вы работаете.
5Аудитория и задачи
Можно долго выяснять количественные показатели успешности проекта на этапе заполнения брифа, но надо быть готовым к тому, что они в любом случае будут абстрактны. Тем не менее, прямые цели и задачи у клиента могут быть уже сформулированы. Поэтому, ограничимся ими.
6На сладкое
Наверное, самое приятное для клиента — описывать дизайн будущего продукта. Это люди делают с удовольствием. Правда, когда доходит до дела на письме, оказывается, что можно уложиться в три заветных слова: «красиво, современно, элегантно». Именно так клиенты чаще всего и поступают. Но эти расспросы уже лучше оставить на личную встречу.
Казалось бы, можно и продолжить… Но мы остановимся и передадим микрофон общественности. Здесь наша версия брифа: http://goo.gl/forms/BwYILnkuiR. Еще раз приглашаю в комментарии, а желающие дополнить бриф в «формах» — присылайте адреса почты сюда: in@arsdesign.ru с темой «Хочу дополнить бриф».
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine