Бирюльки №641. Номер один в России - Xiaomi? Серьезно или нет?
Привет.
Длинные праздники для меня стали своего рода цифровым детоксом: отсутствие звонков и обсуждений проектов, днями не открывал компьютер и даже не читал почту! Полное переключение на другой ритм жизни, который, конечно, сильно расслабляет, и вход в рабочий ритм будет постепенным и незаметным. Надеюсь, что он также будет и безболезненным. Кажется, что такие выходные не приносят никаких наблюдений, но это не так, все-таки некоторые события произошли, и одно всколыхнуло весь рынок — шутка ли, Xiaomi назвали номером один по продажам. Пожалуй, что с этой темы мы и начнем наш выпуск, поехали!
Содержание
- Xiaomi — номер один в России? Серьезно или нет, разбираемся
- Избирательность восприятия и реклама KION
- Платить или нет за подписки? Вопрос пиратства
- Телевизор, технология Miracast на Android и куча приложений
- Негативные отзывы на товар не должны увидеть свет!
- YouTube Music — запланированный провал музыкального сервиса Google?
Xiaomi — номер один в России? Серьезно или нет, разбираемся
Можно сказать, что ничто не предвещало в эти длинные выходные такого развития событий, а именно того, что кто-то в здравом уме и памяти назовет Xiaomi лидером российского рынка смартфонов по итогам первого квартала. Но ведь случилось! И даже в Xiaomi настолько обрадовались, что разослали об этом пресс-релиз. В Canalys посчитали оптовые поставки на российский рынок и пришли к очень неожиданным выводам, впрочем, посмотрите в табличку сами.
В этой табличке неверным выглядит практически все, от начала и до конца, так как Canalys эти данные выдумали. Утверждать это можно с уверенностью, так как исследовательская компания Canalys не имеет сотрудников в России, непонятно то, как и у кого они приобретают данные. Есть полное ощущение того, что эти данные выдуманы, так как они не бьются ни с чем — ни с IDC, ни c GFK, ни с GS Group, ни с данными MRG. Они просто существуют в отрыве от реальности.
В Canalys дают цифры по объему ввезенных производителями аппаратов, тот самый sell-in. Это означает, что посмотреть эти цифры можно в таможенной статистике, доступом к которой обладают сотни людей. Например, тот же GS Group строит на этом свои отчеты о российском рынке смартфонов и телефонов. Цифры в нем правдивы настолько, насколько они точны, а вот на выводы и рассуждения можно не обращать внимания, так как они часто сиюминутны, нет понимания общей картины происходящего.
В цифрах первый квартал от GS Group выглядит следующим образом: всего импортировано около 8 млн смартфонов, первое место занимает Samsung с поставками в 2.7 млн штук. На втором месте идет Xiaomi, компания ввезла 2.2 млн смартфонов (рост год к году не на 27%, как у Samsung, а на впечатляющие 179%). На третьем месте Apple с поставками в 1.2 млн смартфонов. Фактически Huawei и Honor с рынка исчезли, так как их доля сильно просела — совокупно меньше 3%.
Данные от GS Group хороши тем, что это анализ импорта без каких-либо примесей. Невозможно продать внутри страны те товары, которые не ввезены, такие чудеса случаются только при наличии контрабандных схем, которых де-факто не было, в том числе для Xiaomi.
Много лет занимаюсь тем, что тщательно сверяю цифры из разных источников, смотрю таможенные данные, затем проверяю, что происходит в рознице, как идут продажи. Дополнительно проверяю то, как активируются те или иные модели на сетях, чтобы убрать за скобки двойные продажи в торговых сетях, когда один и тот же товар учитывают дважды, а порой и трижды. Данные GS Group у меня не вызывают никаких вопросов, они плюс-минус совпадают с нашими данными, расхождения минимальны.
Для очистки совести можно посмотреть в данные за первый квартал от GfK Rus, там картинка примерно такая же — первое место у Samsung, второе за Xiaomi, на третьем с долей около 14% в штучном выражении идет Apple. Эта картина совпадает с данными импорта, соответствует им. И снова отмечу, что и наши данные ровно такие же, они совпадают.
Получается, что на рынке есть несколько независимых друг от друга компаний, в каждой из которых данные более-менее одинаковы, совпадают тенденции и доли рынка игроков, отличия минимальны и упираются в методику сбора, обработки данных. И только данные от Canalys вызывают изумление, так как полностью не соответствуют рынку, выпадают из него.
Почему так? Не знаю. Но придумать логичное объяснение такой ошибке сложно, проще представить, что это выдумка. Да, у Xiaomi отличный год и хорошие продажи за счет исчезновения Huawei/Honor, санкции США сослужили компании хорошую службу (боюсь, что они следующий кандидат на санкции и по ним в торговой войне ударят следующими). Но на фоне дефицита, отсутствия самых ходовых моделей в достаточных количествах говорить о том, что Xiaomi может резко вырваться вперед, невозможно. Да и другие компании от исчезновения той же Huawei что-то выиграли, рост Samsung связан именно с этим фактором, также как прирост продаж Apple. Рвут долю Huawei на части все игроки, чей товар наиболее соответствует в глазах покупателей ценностям той же Honor.
Например, доля Realme в первом квартале 2021 года резко выросла, хотя OPPO и Vivo просели. Вопрос восприятия марки и локальной команды Realme, которая намного сильнее, чем таковые в дочерних компаниях. В абсолютных числах Reame за квартал поставила чуть более 300 тысяч смартфонов, что крайне немного. Но взлет продаж — во многом не только заслуга компании, но и того места, что освободила Honor. Проверить это можно с легкостью, если посмотреть на рынки Европы, где продажи Huawei/Honor не были сильны, санкции не изменили расклад сил кардинально. Но в России компании занимали совокупно четверть рынка, исчезновение их товаров создало вакуум, который тут же заполнили другие игроки.
По итогам первого квартала можно говорить, что распределение наследства Huawei де-факто закончено. В Samsung не вырастут еще больше, это маловероятно. В Xiaomi приблизятся к Samsung, но навряд ли смогут стать в долгосрочной перспективе номером один, против этого говорит то, что стоимость товаров Xiaomi постепенно растет и избежать этого невозможно. А это означает, что исчезает основное преимущество перед смартфонами Samsung — цена продукта на полке. Ту же Apple и рост продаж за счет iPhone 11 можно охарактеризовать одним словом — психанули. Многие покупатели решили отдохнуть от китайских производителей, а Samsung не выбирают в силу недоверия марке или других размышлений. Итого на круг выиграли все, кроме Huawei, которой возвращать долю рынка будет крайне тяжело, хотя тут речь идет про Honor, которая все еще ждет получения лицензии от Google на Android. Проблема в том, что американские чиновники не торопятся выдавать лицензии на торговлю с Honor, хотя проверяют компьютеры компании на предмет отсутствия связей с Huawei (компанию продали группе китайских инвесторов). Торговая война не окончена, просто она перешла в стадию тлеющего конфликта, ждать послаблений со стороны Америки точно не стоит. И вернуть свою долю для Honor будет архисложно, даже с такой командой, как в России. С другой стороны, в компании готовы инвестировать деньги в этот процесс, а значит, смогут откусить кусочек рынка, но пока все это только планы, которые неизвестно, когда воплотятся в жизнь и будут ли реальны. Без того же Android быть игроком на рынке смартфонов невозможно.
В качестве завершающего штриха про доли компаний в России и данные Canalys хочу обратить внимание на то, с какой радостью некоторые комментаторы чествовали первое место Xiaomi, которого нет. С точки зрения PR место компании на рынке для некоторых людей действительно крайне важно, они словно болельщики, что переживают за любимую команду и все ее успехи, а также неудачи. Для меня это так удивительно, ведь смартфон — это в первую очередь инструмент, а уже во вторую очередь что-то другое. Да, инструмент, который всегда с вами, подчас дорогой гаджет, но переживать так из-за доли рынка и места той или иной компании, доводить себя до исступления в жарких спорах? Видимо, я живу какой-то не той жизнью и у меня нет этой профессиональной деформации.
К слову про Canalys, мне очень понравился комментарий в нашем Telegram-канале, приведу его целиком:
«В твиттере canalys громко заявляет «we stake our reputation on the quality of our data», затем CEO Xiaomi делится счастьем, подкрепленным данными canalys, а ты смотришь на это и видишь как же это всё это буллшит. На примере рынка Беларуси: canalys взяли продажи/поставки одного из трех операторов, причем самого меньшего — life (у них 1 млн абонентов, в то время как у МТС и А1 по ~5 млн у каждого, и никто кроме life не продает ни alcatel, ни general mobile) и показали как данные всего рынка, ну так же не честно».
Избирательность восприятия и реклама KION
Избирательность восприятия типична для всех, в повседневной жизни вы сталкиваетесь с этим постоянно. Например, произносите длинную тираду, а человек выхватывает из нее только одно слово, возможно, обижается на него и не понимает общего смысла сказанного. Обсуждали с друзьями на днях KION, новое имя для МТС ТВ. В Москве появились рекламные плакаты KION, сотрудники МТС радостно сообщают, что реклама очень заметна и многие кинутся пользоваться сервисом (судя по комментариям, что нужно немного подождать, конвертация рекламы в подписчиков идет не очень быстро). А мне эта реклама показалась не очень запоминающейся. Причем настолько, что, проезжая мимо, не удосужился даже сделать фотографию!
Сервисов для просмотра фильмов развелось такое количество, что в них легко запутаться. Общаясь с сотрудниками МТС, мы плавно перешли на обсуждение того, что стоит посмотреть, какие сериалы и где появились. И тут меня пришибло, так как я посмотрел сериал «Секреты семейной жизни», который вышел как KION Originals. Его сняли специально для сервиса KION, таких работ уже почти с десяток, в МТС будут снимать все больше и больше сериалов, документальных фильмов. И это правильно.
Сам сериал — жвачка, видно, что особо над ним не трудились и не вкладывали заметные усилия в диалоги, героев, картинку. Легко, незамысловато, хороший подбор актеров. Не гениально, но вполне удобоваримо для массового зрителя.
Но знаете, что меня поразило? Ребята, которые работают в МТС и должны, в теории, знать, что это сериал KION, сказали следующее: «Да, на ТНТ научились делать сериалы, они молодцы, ход с блогерами тоже в духе времени». Несколько раз переспросил и убедился, что они этот сериал «своим» не считают. А дальше начал играть в игру, в разговоре с теми, кто работает в МТС на совершенно разных позициях, выходил на сериалы, упоминал те, что являются KION Originals, и если человек их знал, то спрашивал, где их можно посмотреть. Ответы были любыми, вспоминали все сервисы, включая Netflix, но не упоминали тот самый KION или МТС как таковой. Словно это что-то чужеродное и им неизвестное. Так, впрочем, сейчас и выглядит KION, он не воспринимается внутри компании как нечто понятное.
Реклама, оторванная от конкретных, своих фильмов, страдает тем, что продвигает непонятную сущность, которая для обывателя воспринимается как еще один сервис. И почему он должен его выбрать? Решительно непонятно.
На сайте KION найти пользовательское соглашение невозможно, вместо него появляется вот такая строчка.
Найти тарифы на сайте KION не выйдет, они где-то закопаны, приходится пользоваться поиском от Google, чтобы увидеть приветственную страничку (да, на том же сайте!).
Меня это, безусловно, поразило все вместе. Мало того, что МТС вложил огромное количество денег в ребрендинг МТС ТВ, но сделал это так, словно не предполагалось, что нужно познакомить людей с этим предложением. Но самое забавное в том, что сотрудники МТС живут вне парадигмы компании, большого запуска онлайн-проекта, и даже не знают ничего про него, у них отсутствуют детали. В теории, именно сотрудники компании должны становится апологетами новых продуктов, рассказывать и показывать своим примером, что они классные. Пока же сотрудники МТС думают, что сериалы KION сделаны конкурентами. Занавес.
Платить или нет за подписки? Вопрос пиратства
Порой меня ставит в тупик логика, которой придерживаются люди, например, вот такой комментарий к одной из наших статей про пиратство: «Когда стоит выбор между «хорошо покушать» или «подписаться на платные сервисы», да. С чистым доходом в 2–3к $ в месяц — без вопросов, можно десяток подписок оформить и платить себе. И еще и призывать всех вокруг не пиратить. Но увы увы, наши суровые реалии не позволяют это. В свете тотального обнищания населения в странах бывшего ссср, эти подписки все для избранных единиц, реже десятков. Остальным и даром не надо».
Парадигма того, что вокруг происходит тотальное обнищание масс, несколько набила оскомину. Глядя на то, как продаются те же смартфоны в России ежегодно, не говоря про другую электронику, возникает вопрос, где можно найти толпы нищих людей и кто тогда покупает себе десятки наименований одних и тех же товаров, а главное, зачем. У всех жизнь сильно отличается, кто-то живет лучше, кто-то хуже, но говорить о том, что все мы находимся в нищете, как-то странно. Да и любые выкладки этого не подтверждают, как бы ни хотелось кому-то доказать обратное.
Стоимость подписок в России на тот или иной контент выглядит сегодня щадящей, нет запредельных цен. Вы можете оформить подписку на сериалы и фильмы, книги, можно играть в облаке в тяжелые игрушки и не покупать себе игровой компьютер. Самая дорогая подписка в России из массовых — это GFN.RU, она стоит 1 000 рублей в месяц за безлимитное время игры в облаке. Средняя стоимость подписки среди всех сервисов не превышает 400 рублей. И это многое говорит о том, сколько стоят развлечения в России. Вопрос тут сродни извечным жалобам, как дорого стоят услуги мобильных операторов. Напомню, что за счет мертвых душ и пустых SIM-карт значение ARPU для операторов размывается, оно составляет около 300 рублей. В реальности среднестатистический живой абонент платит за услуги связи около 500–600 рублей, хотя тут все зависит от региона и потребностей. Но это вменяемая, небольшая сумма, которая не ложится значительным бременем на семейный бюджет. Примерно та же история с подписками на контент, они не стоят дорого.
Если человек получает на руки 25 тысяч рублей, то расход в 500 рублей ежемесячно составит 2% от его денег. Серьезно? То есть 2% — это та сумма, которая вынуждает становиться пиратом? Причем при любом доходе, что превышает 25 тысяч, этот процент будет падать, для многих семей расходы на подписки меньше 0.3% от их совокупного дохода. Никакой экономической причины за тем, чтобы не платить за контент, нет, скорее это осознанный выбор человека. Но чтобы выглядеть пристойно, нужно придумать множество объяснений, почему человек ворует чужой контент и не платит за него. Мне эта двойственность претит, так как я могу воспользоваться украденным контентом, святошу строить из себя точно не буду. Но при этом у меня также десятки разных подписок, что нужны для работы и для развлечений, недавно мы с вами это обсуждали, когда я прореживал число этих подписок. Легкость пиратства в нашей стране не вызывает вопросов, но даже пиратские сервисы сегодня внедряют схему подписок, чтобы поддерживать инфраструктуру. Один известный пиратский онлайн-кинотеатр настолько хорош, что им пользуются миллионы людей в России (если быть точным, то платит чуть более миллиона человек, и это огромные деньги в масштабах этого бизнеса). Почувствуйте иронию этой ситуации — пиратам платят подписку за ворованный контент, так как у них все сделано по уму и правильно. То есть это не вопрос цены (хотя и она тут играет роль), а вопрос удобства. Мы все незаметно привыкли платить за контент и делаем это все чаще и чаще. Можно, конечно, стараться быть чистокровным пиратом, но какой в этом смысл? Например, я могу признаться в акте пиратства на сервисе «ТНТ Премьер», когда посмотреть сериал на нем с моей подпиской я просто не мог — постоянные вылеты, причем на разных устройствах. В итоге плюнул и просто скачал уже оплаченный сериал на торренте и не чувствовал совсем угрызений совести. Так было быстрее и удобнее.
Телевизор, технология Miracast на Android и куча приложений
Как быть, если вы человек очень далекий от технологий, но хотите посмотреть фильм, скачанный на Android-смартфон, на своем умном телевизоре? И предполагается, что вы можете это сделать, никаких проблем возникнуть не должно. Первоначально вы будете стараться решить вопрос самостоятельно, затем обратитесь к «знающим» людям, в роли последнего мне и пришлось побывать. Какой-то умный телевизор Philips, с которым никогда не имел никаких дел, обычный Android-смартфон и поддержка Miracast. Помню, что это вариант WiFi Direct, телевизор и смартфон должны быть в одной сети, тогда можно передавать видео в любом направлении, хоть с телевизора на смартфон, хоть обратно. Первый вопрос, который возникает, это какое приложение поставить, ведь для всего есть свои приложения, не так ли? Технология появилась почти десять лет назад, поэтому ничего не помню и говорю, что приложение не нужно. Но, оказывается, в Play Store поиск по имени дает десятки приложений.
Конечно же, все эти приложения просто не нужны, так как они дублируют стандартные возможности Android, в проигрывателе видео есть опция отправить сигнал на другое устройство, если они находятся в одной сети. Другое дело, что сам формат файла должен быть определенным — это H.264, разрешение не более 1920×1080 точек, число кадров также ограничено. Обычно файлы, которые загружают на смартфоны, могут иметь другие кодеки, не поддерживается звук и так далее. То есть тут удобство воспроизведения на внешнем экране под вопросом. Попытки запустить видео не увенчались успехом, что-то происходило, но конечного результата не было. В итоге желанный файл был загружен в каком-то онлайн-приложении, что уже стояло на телевизоре. Человек сделал вывод, что умные функции — это ерунда, так как все сложно и смотреть кино в приложении намного проще. Хотя тут определенно замкнулся круг, так как в голове существовала парадигма, что под каждую задачу должно быть свое приложение, и подтверждение было получено на практике.
А знаете, что еще? Поинтересовался, как покупался умный телевизор и на что обращали внимание. Оказывается, что нужен был просто умный ТВ, а на первый план выходила его стоимость. Как он работает, что умеет, не играло большой роли.
Негативные отзывы на товар не должны увидеть свет!
История нашего читателя, в которой, на мой взгляд, проливается свет на то, как работают многие торговые площадки. Вместо того, чтобы показывать реальные рейтинги товаров, на площадках стараются закрыть глаза на реальность. Письмо Александра показывает то, как он сам столкнулся с такой ситуацией:
Эльдар, команда mobile-review, добрый день!
Спасибо за интересные материалы, и особенно за Бирюльки. С интересом читал заметки про поддельные товары на Озоне и реакцию маркета, но мне всегда нравилась эта площадка в первую очередь за возможность легко (!) вернуть товар, если с ним что-то пойдет не так. Понимаю, что это требование закона, но тем не менее только из-за этого факта всегда стараюсь покупать только на площадках, которые гарантируют легкое решение проблем.
История о том, как Озон отказывает в размещении негативных отзывов на товары, которые оказались не только некачественными, но и небезопасными. Возможно для других читателей, также как и для меня, станет неожиданностью, что сам Озон скрывает многие негативные отзывы, которые пользователи хотели оставить о товаре.
История. К летнему сезону купил на Озоне опрыскивать с ручной помпой. Остановился на модели с хорошими отзывами в интернете и рейтингом 5.0 на Озоне. Странности начались при вскрытии:
- товар был упакован в картонную картонку из-под какого-то устройства «Makita» c надписью от руки «Помпа 3л» :)
- внутри трубки насоса была вода.
При попытке накачать давление крышку срывало с бутылки с небольшим хлопком (типа взрыва). При этом сами детали асболютно целые — видимо, конструкция резьбового соединения неверно выбрана под такую нагрузку. После этого повторил эксперимент с разным давлением (думал, что может слишком сильно накачивал), но нет — результат всегда был один и тот же. Кроме испуга от неожиданности, крышка оставила небольшой синяк на руке.
Решил написать отзыв, чтобы предупредить других покупателей — очевидно, магазин (не сам Озон) перепродает некачественный товар, который уже кто-то возвращал. Возможно, просто подделка. Приложил фото, поставил 2 звезды.
Первое удивление пришло, когда пришел отказ на размещение. Перечитал правила Озона, свой комментарий — ни один пункт не нарушен. Обратился в поддержку через чат — там не ответить не смогли, т.к. не видят причин отказа в размещении.
ОК, переписал отзыв, постарался сгладить все углы, сделал новые фото, но оставил 2 звезды. Результат — снова отказ. Позвонил по телефону в техподдержку. Девушка пояснила, что Озон старается не размещать такие негативные отзывы (возможно, из-за слова «подделка» в отзыве — прим. автора). Вместо размещения отзыва Озон рекомендует просто вернуть товар и якобы проведет внутреннюю проверку магазина и товара.
Я не сдался, и написал ещё один ОЧЕНЬ мягкий отзыв и оставил 3 звезды — и отзыв опубликовали через 30 мин.
Во вложении все 3 варианта отзыва, возможно читали смогут подсказать, что я написал неверно.
Выходит так, что до меня тот, кто купил этот товар, возможно и хотел предупредить других людей, но не смог оставить отзыв, и поэтому я спокойно купил товар, полагаясь на рейтинг 5.0. Нужно ли говорить о том, и товар, и магазин спокойно продолжают размещаться на площадке?
PS Можете использовать это письмо как хотите, публиковать полностью или частично — буду рад, если кому-то окажется полезным.
Александр.
YouTube Music — запланированный провал музыкального сервиса Google?
Еще одно письмо на длинных выходных, что отлично демонстрирует, почему Spotify так быстро набрал огромное число подписчиков в России. И почему Google потерял меня как пользователя своего музыкального сервиса. Итак, дадим слово нашему читателю:
Здравствуйте, Эльдар!
Спасибо Вам за информативный сайт! Неоднократно пользовался Вашими рекомендациями при покупке техники. Самсунг, правда, так и не полюбил, зато это письмо пишу с MateBook X Pro, купленного в магазине Microsoft в Чикаго сразу после прочтения Вашего обзора. Третий год машинка меня радует.
Разрешите небольшое наблюдение о Google.
Пару лет назад подключил YouTube Premium, чтобы избавиться от рекламы. Все работает ожидаемо.
Вместе с YouTube Premium мне достался и YouTube Music. Попытка настроить этот музыкальный сервис под себя успехом не увенчалась, поскольку выбрать интересующие направления невозможно. Вместо этого на входе странная система выбора 5 любимых исполнителей: они представлены списком в неалфавитном (и вообще непонятном для меня) порядке, при этом отсутствует возможность какого-либо поиска исполнителей по имени. Скриншот первой предлагаемой мне двадцатки прилагаю. Думаю, очевидно, что компания разношерстная, а из представленного списка только двоих исполнителей я включал в обозримом прошлом. Долистать до интересных мне исполнителей терпения не хватило. Создать автоматический стрим под себя, таким образом, не вышло. Выбираю группы/альбомы и слушаю.
Поиск в интернете не дал мне ответа на вопрос об удобном формировании списка конкретных исполнителей в этом сервисе. Опросил несколько десятков знакомых лично и задавал вопрос в рабочих чатах (суммарно там около 500 активных человек). Выяснилось, что никто не пользуется этим сервисом. Много пользователей Apple Music, Яндекса, Spotify. А YouTube Music не использует ни один из опрошенных (при том что YouTube Premium используют многие, входящий в стоимость YouTube Music они даже не пробовали).
Мне данная ситуация видится как неудача Google.
Хорошей погоды!
Александр
А вы каким музыкальным сервисом пользуетесь и почему? Делитесь в комментариях.
P.S. С прошедшим 9 мая! Чтобы небо над вашей головой всегда было мирным, это то, что нужно нам всем вне зависимости от убеждений, взглядов на жизнь и мироустройство. Надеюсь, что погода будет нас радовать, а значит, будут прогулки, путешествия и другое приятное времяпрепровождение. Удачной вам рабочей недели, пусть она и чуточку короче, чем обычно. Будем постепенно возвращаться в строй.
К содержанию >>>
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review