Бирюльки №632. Опытная зона 5G для пользователей от МТС
Привет.
Жизнь прекрасна, и все идет хорошо, когда привычный уклад никак не меняется. В Москве пробки, тепло сменилось относительным похолоданием, толпы людей на улицах и в транспорте. Поймал себя на мысли, как изменилась наша жизнь. Еще совсем недавно мы удивлялись, как в Скандинавии смогли отказаться от наличных, рассказывали смешные истории об этом, а теперь наша жизнь ровно такая же. У меня наличные всегда были для чаевых в ресторанах, но с развитием безналичных сервисов чаевых надобность в них отпала. В кармане лежит пара купюр, причем уже несколько месяцев, и они как-то не тратятся, просто негде.
Перед выходом из дома прокладываю маршрут, телефон сообщает, что автобус будет примерно через пять минут. До остановки дохожу одновременно с подъезжающим автобусом, что меня, конечно, радует, не нужно стоять и ждать транспорта. Когда все эти технологии работают как надо, это своего рода магия, и к ней моментально привыкаешь.
Вечером возвращаюсь на метро, вижу, как женщина рядом листает фотографии различных блюд, заказывает себе ужин. Привычная сценка, которая не может удивить, но представьте, что вы что-то такое рассказали своим друзьям лет двадцать назад. Они бы вас засмеяли и не поверили в то, что нечто подобное станет обычным делом. Девочка лет десяти в автобусе вечером пишет родителям в WhatsApp, причем начинает делиться своими координатами, чтобы родные видели, как она едет домой. Тоже сценка из нашей жизни. И это круто безо всяких скидок, технологии работают и облегчают нашу жизнь. В этом выпуске мы поговорим про технологии, которые будут и которые есть, а также о том, что случается, когда происходит какой-то сбой. Поехали!
Содержание
- Пилотная зона 5G от МТС в Москве — быстро и не для всех
- Оплата заправки из «Яндекс.Навигатора» как билет на суд
- Как в «Яндексе» книгу переводили и обложку рисовали, смешной опыт
- Кому принадлежит ваш аккаунт Apple ID? Точно не вам!
- Ошибка в MacBook на процессоре M1 — сгоревшие машинки
- Бюджетные смартфоны от Samsung, мысли про сегмент
- Google Photo калечил фотографии, и в Google это признали
Пилотная зона 5G от МТС в Москве — быстро и не для всех
Страсти вокруг частот для 5G еще не утихли, нет никакого понимания, как и на каком оборудовании будут построены сети пятого поколения в России, но операторы соревнуются в том, кто закрепит в сознании массового потребителя свой образ на фоне вышек пятого поколения. Нельзя отказать МТС в смелости, так как компания решила пойти ва-банк и запустить пилотную зону 5G для пользователей. Посмотрите на карту покрытия в Москве, всего есть 14 зон, в которых можно попробовать 5G от МТС.
Вот список мест, где вы можете попробовать 5G:
- Никольский пассаж, Ветошный переулок;
- Лубянская площадь, ул. Большая Лубянка, Центральный детский магазин;
- Ул. Никольская, отель «St. Regis Москва Никольская»;
- Ул. Большая Дмитровка, Театральный проезд, ул. Кузнецкий мост, ЦУМ, Петровский пассаж;
- Москворецкая набережная, Большой Москворецкий мост, Парк Зарядье, Раушская набережная;
- Новопушкинский сквер, Тверской бульвар, МХАТ;
- ЦПКиО им. М. Горького, парк искусств «Музеон», Крымский мост, Фрунзенская и Пречистенская набережные;
- Пресненская и Краснопресненская набережные у ММДЦ «Москва-Сити», набережная Т. Шевченко и Кутузовский проспект у моста «Багратион»;
- Университетская площадь у здания МГУ,
- Смотровая площадка на Воробьевых горах, Троицкий храм, аттракционы Skypark;
- Ходынский бульвар, парк «Ходынское поле»;
- Развлекательный центр «Остров мечты»;
- Главная аллея и каток ВДНХ;
- Инновационный центр «Сколково» в районе ул. Малевича.
Не спешите паковать вещи, брать свой телефон с 5G и бросаться тестировать скорости. Начнем с того, что работает эта пилотная сеть на оборудовании Huawei и в диапазоне 4.9 ГГц (то есть это диапазон n79). МТС предлагает посмотреть описание вашего смартфона, чтобы узнать, поддерживается эта частота или нет, но тут все не так просто. Начну с того, что в iPhone 12 всех вариаций этот диапазон есть, но попробовать сеть от МТС невозможно, так как лицензии у компании нет, да и в Apple лицензию на 5G для России не получали (для абонентского оборудования). Ровно та же ситуация с Samsung, 5G-смартфоны есть, но работать они не будут.
Китайские производители относятся к законам не так трепетно, поэтому в их смартфонах поддержка 5G по умолчанию включена, более того, она работает на всех аппаратах. Чтобы вы не мучились в непонимании, какой аппарат работает на сети МТС, а какой нет, приведу список поддерживаемых устройств:
- Xiaomi Mi 10 Pro (CN) (Quallcom X55). Model M2001J1C;
- Xiaomi Mi 10 (CN) (Quallcom X55). Model M2001J2C;
- Xiaomi Mi 11 CN and Global;
- Redmi Note 9t (global);
- Oppo Find X2 Pro (Quallcom X55). Model CPH2025 (CN);
- Realme X50 Pro (Quallcom X55). Model RMX2071 (CN);
- Realme X50 (Quallcom 765G). RMX2025 or RMX2051 (CN);
- Huawei P40 Pro. Model ELS-NX9;
- Huawei P40. Model ANA-NX9;
- Huawei 5G WiFi Pro (5G WIFi роутер). Model E6878–370;
- Huawei Mate 20 Pro 5G;
- Huawei Mate 30 5G;
- Huawei Mate 40 Pro;
- Huawei Mate Xs;
- Honor 30;
- Honor 30s;
- Honor 30 Pro+;
- Honor 30s new edition.
Вооружился смартфоном Xiaomi из списка и отправился на Воробьевы горы. Внутри смартфона SIM-карта МТС, баланс положительный. Ждал, что оператор пришлет SMS, чтобы этот аппарат мог подключиться к тесту. Вариантов включить что-то в ручном режиме нет, вас должны пригласить попробовать 5G. Подумал, что, возможно, оператору не нравится Xiaomi, сменил его на Huawei. И снова не получил никакого SMS-сообщения. Проходив битый час, отправился в центр Москвы, для очистки совести — Лубянка и «Детский мир». Тут меня ждало ровно такое же фиаско, ничто не заработало. Пошел не по самому простому пути, так как не просил МТС включить доступ к этой тестовой опции, хотел посмотреть, с чем столкнутся обычные люди. Но после этого такой доступ запросил и буду пробовать интернет на скорости 5G уже подготовленный, но об этом расскажу отдельно.
Теперь важная оговорка, что есть на сайте МТС про эту пилотную зону.
Обойти проблемы с регулятором в МТС решили тем, что это опытно-исследовательские работы и абонентов приглашают принять в них участие. Ни о какой массовости, конечно же, речи не идет, оценить число воспользовавшихся этой зоной людей напрямую невозможно, так как в МТС ничего об этом не говорят. Но давайте сделаем это иначе, попробуем оценить, сколько устройств из списка есть в Москве. Нехитрые подсчеты покажут, что их около 2000 штук. Даже если предположить, что все получат SMS, что уже не так, получается не очень большое количество людей. И это правильно, так как в отсутствие лицензий МТС просто не может сделать эту историю массовой.
Понятно, что все только началось, но оценивать пилотную зону можно на уровне в несколько сотен пользователей от силы, нет оборудования на руках, да и сама история ограничена приглашениями. Плюшкой для тех, кто получит приглашение, становится то, что «Использование дата-трафика в пилотной сети не тарифицируется, не ограничивается по объему и скорости, в том числе при использовании смартфона как точки доступа Wi-Fi и работе в файлообменных сетях». Приятно, можно потенциально выкачать все что вздумается. Обязательно попробую скорости, надеюсь, что во второй раз у меня все заработает.
Памятуя о страхах перед 5G, которые есть в обществе, точнее, в его части, интересно будет посмотреть на обсуждения в этом аспекте относительно МТС. Будут ли акты вандализма в означенных локациях, или все обойдется?
Но в любом случае в МТС молодцы, что создали хороший информационный повод, вселили во многих уверенность, что 5G в России не за горами. И это действительно так, хотя говорить об очень быстром запуске не приходится. Но в этом году мы уже можем увидеть что-то в этой области. Что-то, работающее на практике, так как у других операторов уже стоит оборудование в большом числе локаций, вряд ли они ставят его просто так. Тот же «Ростелеком», включая «Теле2», явно делает на 5G большую ставку. Но это дело будущего, а мне пока нужно попробовать, как работает МТС. Расскажу об этом отдельно, следите за материалами.
Вот несколько скриншотов скоростей, которые есть в опытных зонах, от нашего читателя.
Оплата заправки из «Яндекс.Навигатора» как билет на суд
Мой коллега пропустил одно из рабочих собраний, так как у него был суд. Шуточки про образ жизни, драки в баре можно опустить, так как до суда его довели высокие технологии от «Яндекса». Для навигации он пользуется «Яндекс.Навигатором», в том числе заправляет машину на заправках, которые рекомендует «Яндекс». Удобство заключается в том, что прямо из приложения можно оплатить заправку, даже не нужно выходить из машины. Такая возможность в приложении появилась еще в конце 2018 года, многие ей пользуются, так как это удобно. Ничто не предвещало проблем и в этот раз.
Заехал на заправку «Роснефти», машину заправили, подтвердил в приложении оплату и поехал по своим делам. Обычная процедура, которая была проделана десятки раз до того, ничего нового. Спустя неделю поступил звонок из полиции, оказалось, что платеж за топливо не прошел и теперь нужно давать объяснения по всей ситуации. Ни одной попытки связаться с клиентом со стороны «Яндекса» не произошло — ни писем, ни звонков. В «Роснефти» стандартно заполнили заявление и подали его в полицию, а дальше все закрутилось.
Итого мой коллега потратил несколько часов в полиции, заглянул туда в выходной день, затем два часа в суде, где мировой судья быстро и безболезненно разобрался в этой абсурдной ситуации. Заправка находится в области, интернет там работает не лучшим образом, и платеж просто не прошел, мой товарищ не обратил на это внимания. Нажал на клавишу в приложении, как он это делал до того десятки раз.
Клиентский сервис от «Яндекса» в этой истории типичен, так как в компании просто не существует нормально организованной службы поддержки своих клиентов, это слишком дорогое удовольствие. «Яндекс» выступает в качестве агрегатора, который не отвечает ни за что, не проверяет платежи и не выступает арбитром между клиентом и компанией, которая оказывает услугу. Не знаю, как вас, но меня это напрягает, так как у вас просто нет возможности достучаться до живого человека, который может решить вашу проблему. Более того, каждый раз такая попытка отнимает массу времени и сил, которые хочется потратить на что-то другое. Помните мою историю про VPN-клиент, что возвращает скидку на поездки в «Яндекс.Такси»? После того, как описал в «Бирюльках» эту историю, в «Яндексе» «улучшили» приложение, при работающем VPN и подписке «Яндекс.Плюс» вам теперь не дают скидки и не возвращают баллы на счет — то есть, включив VPN, вы автоматически дарите компании деньги. Внимательно прочитал лицензионное соглашение, не нашел в нем ни одной строчки о том, что нельзя использовать VPN вместе с приложением от «Яндекса» и что это на что-то влияет. Вещь совершенно неочевидная и сделанная явно для решения конкретной проблемы компании. Но ведь нужно это как-то обозначить?
«Яндекс» не одинок и перенимает «лучшие» зарубежные практики 2000-х, когда многие мечтали о том, что алгоритмы могут заменить живых людей и они не будут ошибаться. Проблема ровно одна: алгоритмы написаны людьми, которые могут ошибаться, и результат получается так себе. Ключевая проблема «Яндекса» — это нежелание общаться со своими клиентами и то, что компания замораживается, когда что-то идет не так. В ситуации с моим коллегой прекрасно все, от начала до конца. Платеж не прошел в приложении от «Яндекса», но компания об этом никак не сообщила. Партнер компании обратился в полицию, но в «Яндексе» ничего про это не сказали своему клиенту (да, пользователь «Яндекс.Навигатора» — это клиент «Яндекса»!). Более того, предполагаю, что комментарий от «Яндекса» на эту тему тоже может быть типичным для компании, что-то в таком духе: «Мы сожалеем, но такие экстраординарные ситуации крайне редки, почти никогда не случаются, и все выводы мы сделаем». Сокращая до минимума сообщение — «мы котики, мы в домике, у нас лапки». Но нужно понимать, что это простая и банальная экономия на персонале, когда оказывается услуга ненадлежащего качества. Мой коллега получил прививку от использования «Яндекс.Навигатора» и оплаты заправки в этом приложении, теперь обещает никогда этого не делать. Думаю, что поход в полицию, а затем в суд — это достаточный стимул для того, чтобы крайне осторожно относиться к любым сервисам от «Яндекса». Вы просто можете не узнать до последнего момента, что что-то пошло не так.
В качестве еще одной иллюстрации могу рассказать пару историй о том, когда все пошло не так. Заказывал на неделе кофе-капсулы Nespresso, подумал, что хочу впервые попробовать доставку (она бесплатна). Партнером в Москве выступает «Сбер», соответствующие SMS появились на моем телефоне. В назначенный день курьер не появился — ни звонка, ни весточки. В службе поддержки Nespresso пообещали решить вопрос на следующий день, так и вышло. Но сам опыт, мягко говоря, не очень хороший, и восприятие ухудшается для Nespresso, так как их партнер косячит.
Либо вот история моего друга, который не смог уехать на такси, а виртуальный помощник пытался ему «помочь». Рано нам еще списывать людей на свалку истории, об этом следующий рассказ.
Как в «Яндексе» книгу переводили и обложку рисовали, смешной опыт
Наверняка вы знаете, что я люблю бродить по книжным магазинам, рассматривать стеллажи, листать бумажные книги и стараюсь делать это как можно чаще. Число книг растет быстрее, чем успеваю их читать, но все равно приобретаю их про запас, так как находятся интересные тексты. В книжном магазине «Москва» обратил внимание вот на такую рекламу.
Первая книга, переведенная искусственным интеллектом! Как можно было пройти мимо такого, к тому же на обложке было написано, что рисунок «нарисован нейросетью «Яндекса» для генерации произведений современного искусства». Посмотрите на этот рисунок.
То ли у меня высокая планка, то ли редакция выбрала что-то не то для иллюстрации возможностей «Яндекса». Подкупило меня то, что Владислав Иноземцев, с которым мы сталкивались в одной из поездок, похвалил текст, книжку купил. Там же, правда, комментарий GPT-3, который выглядит как нечто, применимое к любому произведению без исключения: «Эта книга блестяще определяет множество тем. То, что может показаться излишним пессимизмом, становится совершенно ясным, стоит только всмотреться в причины и следствия экономического упадка. Эта книга показывает, как скоро мир начнет жить по новым правилам». Согласитесь, нужно додумывать, что хотел нам подсказать алгоритм, и уже придумав смыслы, можно как-то трактовать эти слова.
Совсем недавно рассказывал о том, что книгу «Граница» Эрики Фатланд перевели с помощью Google Translate и при этом не вычитали текст, экономические причины для такого подхода были понятны — дешево и быстро переводить именно так. И то, что в издательстве Individuum попытались книгу «Будущее без работы» от Дэниела Сасскинда перевести таким же образом, не вызывает удивления, это уже испытанный прием работы у многих небольших издательств. Так дешевле и быстрее, так что подобный подход будет в скором времени доминировать на рынке.
Громкие слова о том, что искусственный интеллект переводил книгу, на практике являются большим допущением. В тексте кусочки, которые оставили неизменными после перевода, отмечены подчеркиванием.
Первый раз кусочек текста без вычитки живым человеком встречается на 11-й странице, потом на 26-й странице, затем на 46-й, 63-й и так далее. Это хорошо характеризует качество машинного перевода, уже не так плохо, как десять лет назад, но бесконечно далеко от возможности перевести всю книгу, чтобы она нормально читалась от корки до корки. Уверен, что эта задача в ближайшее десятилетие или чуть позже будет решена, все предпосылки для этого присутствуют.
Решил посмотреть, насколько хорошо Google и «Яндекс» умеют справляться с переводом, взял английскую аннотацию к другой книге Сасскинда, вот оригинальный текст:
«This book predicts the decline of today’s professions and describes the people and systems that will replace them. In an Internet society, according to Richard Susskind and Daniel Susskind, we will neither need nor want doctors, teachers, accountants, architects, the clergy, consultants, lawyers, and many others, to work as they did in the 20th century.The Future of the Professions explains how 'increasingly capable systems' — from telepresence to artificial intelligence — will bring fundamental change in the way that the 'practical expertise' of specialists is made available in society.The authors challenge the 'grand bargain' — the arrangement that grants various monopolies to today’s professionals. They argue that our current professions are antiquated, opaque and no longer affordable, and that the expertise of the best is enjoyed only by a few. In their place, they propose six new models for producing and distributing expertise in society».
Вот как этот отрывок перевел на русский язык Google:
«Эта книга предсказывает упадок сегодняшних профессий и описывает людей и системы, которые их заменят. Согласно Ричарду Сасскинду и Дэниелу Сасскинду, в интернет-обществе нам не нужны и не будут нужны врачи, учителя, бухгалтеры, архитекторы, духовенство, консультанты, юристы и многие другие, чтобы они работали, как в 20 веке. книги Профессий объясняет, как «системы с повышенными возможностями» — от телеприсутствия до искусственного интеллекта — внесут фундаментальные изменения в то, как «практический опыт» специалистов становится доступным в обществе. Авторы оспаривают «великую сделку» — договоренность, которая предоставляет сегодняшним профессионалам различные монополии. Они утверждают, что наши нынешние профессии устарели, непрозрачны и больше не доступны, и что опытом лучших пользуются лишь немногие. Вместо них они предлагают шесть новых моделей производства и распространения опыта в обществе».
Вот как с этой задачей справился «Яндекс.Переводчик»:
«Эта книга предсказывает упадок современных профессий и описывает людей и системы, которые их заменят. В интернет-обществе, согласно Ричарду Сасскинду и Дэниелу Сасскинду, мы не будем нуждаться и не хотим, чтобы врачи, учителя, бухгалтеры, архитекторы, духовенство, консультанты, юристы и многие другие работали так, как они работали в 20-м веке.Будущее профессий объясняет, как «все более способные системы» — от телеприсутствия до искусственного интеллекта — приведут к фундаментальным изменениям в том, как «практический опыт» специалистов становится доступным в обществе.Авторы оспаривают «великую сделку» — соглашение, которое предоставляет различные монополии сегодняшним профессионалам. Они утверждают, что наши нынешние профессии устарели, непрозрачны и больше не доступны, и что опытом лучших пользуются лишь немногие. Вместо этого они предлагают шесть новых моделей производства и распространения знаний в обществе».
Мне не нравится ни вариант от Google, ни вариант от «Яндекса», оба страдают от корявости машинного перевода, и тут требуется человек, чтобы внести ясность. Но нет сомнений, что с таким подспорьем даже не очень умелый переводчик будет иметь возможность делать свою работу быстрее, чем раньше. А вот умелые, квалифицированные переводчики будут не нужны, их время пройдет. Любопытно, что в самой книге это утверждается для других профессий, а тут такая отличная иллюстрация. Про книгу напишу отдельно через неделю, когда прочитаю до конца, пока успел прочесть только треть.
Ирония конкретного перевода книги в том, что редакция слишком положилась на алгоритм машинного перевода, поэтому вычитка происходила сквозь пальцы, многие слова склеены между собой. И это явно не то качество, к которому мы привыкли в книгах.
Один из наших читателей усомнился, что книга переведена искусственным интеллектом, мол, этого никак не проверить и говорить можно что угодно. По факту эта книга действительно переведена машинным переводом, слишком многое на это указывает, а вот потом по ней прошелся живой человек. Такой подход становится нормой для перевода книг, делает сами переводы не очень живыми, схожими стилистически (скажем так, стиль авторов теряется, стирается разница между ними). Переводить так художественную литературу нельзя, но научно-популярную, техническую — вполне возможно. Про книгу напишу отдельно, за эти недели у меня отличный улов, и места в «Бирюльках» на каждую из книг не хватит, а жаль, так как все подпадают под наши любимые темы. Но упоминаю их в Telegram-канале https://t.me/mobilereviewcom, так что можете найти названия там, начать читать, а потом сверить впечатления с моими.
Кому принадлежит ваш аккаунт Apple ID? Точно не вам!
Наша зависимость от нескольких технологических корпораций становится слишком большой, а их возможности — практически неограниченными. Более того, корпорации не стесняются использовать свои возможности на все 100%, чтобы заставить людей вести себя так, как они хотят. И речь не про манипулирование поведением со стороны компаний, а про старый добрый шантаж, чтобы вы заплатили за услуги и не пытались даже помыслить, что можно что-то не оплачивать. Это история, продолжающая скорбный список ситуаций, когда все пошло не так и вылилось в огромную головную боль для клиента.
Дизайнер Дастин Кертис (Dustin Curtis) решил использовать трейд-ин для покупки нового MacBook на процессоре M1. В интернет-магазине ему предложили сдать старый MacBook и получить за него скидку, обещали прислать специальную коробку, чтобы выслать ноутбук компании. На все про все компания отводила две недели.
Получив новый MacBook Pro, Дастин начал им пользоваться, коробка для старого ноутбука не приехала. Через месяц в Apple прислали письмо, что было бы неплохо отправить старый ноутбук в компанию. Дастин воспользовался формой в письме и ответил, что не получил коробки. Ответа на это сообщение он не получил.
В один прекрасный день у него просто оказался заблокирован Apple ID, то есть все сервисы от Apple отказались работать, они отключались один за другим.
Разбираясь в причинах произошедшего, Дастин нашел письмо от Apple, в котором сообщалось, что он не оплатил полностью iPhone.
Иран-Ирак, рука-нога — какая разница! Главное, что не оплатил. Но также в Apple заявили, что блокируют все аккаунты, связанные с устройством. Обратный адрес, указанный в письме от Apple, оказался несуществующим! Круто? Не то слово.
У Дастина также есть Apple Card, с которой компания пыталась списать деньги. Но так сложилось, что привязанная банковская карта в эти дни была перевыпущена и получить деньги с его счета не удалось. В итоге куча потраченного по вине Apple времени, чтобы вернуть себе свои аккаунты и заплатить эту разницу в стоимости, так как в компании что-то пошло не так. Чем-то это напоминает наш «Яндекс» и заправки, ровно та же ситуация. Полную историю от Дастина вы можете найти вот тут.
Но вопрос, который тут же возникает, звучит очень просто — дорогие сотрудники Apple, а вы не обалдели делать такие вещи? Антимонопольное законодательство во всех странах достаточно четко указывает, что нельзя привязывать одну услугу или товар к другому, равно как и нельзя приостанавливать услуги, если не был оплачен какой-то товар, напрямую с ними не связанный. Как по мне, так в Apple ведут себя ровно так же, как другие компании, например, та же Google, когда она вскрыла мошенничество с Pixel и блокировала аккаунты вовлеченных в это людей, стирая все их данные. Реакция понятна, но она незаконна.
В Telegram-канале устроили голосование на эту тему, примите участие и посмотрите, что другие думают о том, кому принадлежат ваши аккаунты.
Нам же на уровне России необходимо принять закон, который обяжет любой сервис (включая российские) извещать потребителя о приостановлении услуг в явном виде, более того, не сможет осуществлять закрытие аккаунта из-за неоплаты других товаров или услуг. Это не связанные между собой события, поэтому оказывать такое давление на покупателя нельзя. Хотя, конечно, велико искушение творить самосуд и делать то, что удобнее компании.
Ошибка в MacBook на процессоре M1 — сгоревшие машинки
Получил письмо от нашего читателя, после которого поинтересовался вопросом и выяснил, что подобные истории не единичны, это десятки случаев только в Москве. Прочитайте письмо:
Эльдар, добрый день!
Хочу поделиться своей бедой и, возможно, предостеречь Вас и читателей.
В конце декабря купил новый MacBook Air на процессоре М1. Для работы я часто подключаю ноутбук к монитору. В предыдущем MacBook Pro 2013 был HDMI-разъем, в новом Air его нет.
Откровенно пожалел отдавать 100$ (стоимость в Минске) за оригинальный адаптер, и купил вот такой адаптер фирмы Baseus за 30$ (вроде бы, не полный ноунейм). Он поддерживает Power Delivery, то есть в адаптер вставляется комплектное зарядное, сам адаптер подключается в монитор и ноутбук. Таким образом, подключив всего 1 провод, одновременно и выводим картинку на монитор и заряжаем ноут — удобно. В оригинальном адаптере Apple эта фишка тоже есть.
Спустя несколько дней благополучного использования, я начал слышать очень тихий электрический «свист». Ранее доводилось слышать такой только у очень дешевых или старых блоков питания в мобильных зарядных.
Источником звука оказалось то место, где оригинальное зарядное MacBook вставляется в адаптер Baseus (вставляется, кстати, не до конца — пару миллиметров usb-c наконечника торчат снаружи, что, со слов продавца «не проблема»).
Я достал кабель из адаптера (свист тут же стих), задумчиво на него посмотрел и без особой надежды вставил обратно другой стороной.
Сразу после этого вместо «свиста» я услышал тихий электрический «треск», доносившийся из порта моего MacBook! Треск продолжался и после отсоединения провода, и спустя час в сервисном центре, куда я отвез ни на что не реагирующий ноут.
На следующий день мне диагностировали «смерть» материнской платы (без технических подробностей), через несколько недель (любые косяки с логистикой нынче можно списать на корону — удобно) установили новую по гарантии.
Продавец Baseus заверял меня, что адаптер не мог причинить какой-либо вред моему ноутбуку, так как «он не усиливает, а лишь передает поступающий ток». Тем не менее, у меня очень охотно приняли адаптер обратно и моментально вернули деньги (наверное, клиентоориентированность:).
Я плохо разбираюсь в электрике, поэтому хотелось бы услышать Ваше мнение:
- Мог ли неоригинальный адаптер сжечь материнскую плату или это невероятное совпадение?
- Не должна ли в usb-порт быть встроена некоторая защита от скачков напряжения/вольтажа, коротких замыканий и прочего? Или Apple снова сэкономили на спичках?)
P.S.
(Возможно, тема для отдельного письма, но постараюсь изложить кратко :)
В сервисе мне, разумеется, переустановили ОС. Я привык к цифровой гигиене, поэтому забрав ноут, решил стереть жесткий диск и установить ОС «начисто», а потом восстановить свою резервную копию. Неприятным сюрпризом стало то, что во всех версиях Mac OS 11 старше 11.1 существовал неприятный баг, который делал переустановку системы на компьютерах с М1 невозможной! Узнал я об этом, разумеется, когда жесткий диск уже был очищен, а установщик ОС стабильно выдавал ошибку «Recovery failed to personalize software update». В интернете много запросов на эту тему, самое забавное — это то, как же эту проблему устранить.
Вот официальный гайд от Apple, который предлагает следующие варианты:
- Перепрошить Macbook через Apple Configurator, что можно сделать ТОЛЬКО подключив его к ДРУГОМУ Macbook (Type C — Type C);
- Поколдовав с Утилитой Восстановления, скачать InstallAssistant.pkg с помощью curl-запроса в терминале. Но этот способ НЕ работает и выдает ошибку. Вот ветка на оф. форуме, посвященная этой проблеме — решения нет.
К счастью, у меня под рукой был второй Macbook и я смог переустановить ОС на своем с его помощью.
Но согласитесь, не очень хорошая ситуация, когда для большинства людей банальная переустановка ОС закончилась бы походом в сервис.
Вывод такой, что покупая первое поколение чего-то принципиально нового, в определенных моментах невольно становишься тестировщиком.
Лично я это осознавал, и тем не менее, столкнувшись с неприятностями, испытал негатив. Надеюсь, на этом приключения с ноутбуком закончатся)
Всего хорошего!
Николай
Увы, что-то тут накосячили инженеры Apple, число их ошибок в последние годы настолько заметно, что компания работает в режиме ошпаренной кошки. Для исправления этой ошибки выпустили обновление macOS Big Sur. Версия 11.2.2 исправляет несовместимость и смерть MacBook от сторонних аксессуаров. Чтобы понимать всю иронию этой истории, надо остановиться на том, что все эти аксессуары не имеют чего-то необычного, они созданы по стандарту USB, прекрасно работают везде. А вот в Apple, как обычно, придумали свой велосипед, который приносит пользователям одни расстройства. И возможно, этот велосипед кому-то сломал ноутбук, также как и нашему читателю.
Хотел было рассказать про SSD на новых MacBook M1 и новую страшилку, которая возникла, но оставлю это на следующую неделю, слишком большой получается выпуск.
Бюджетные смартфоны от Samsung, мысли про сегмент
С большим нетерпением ждал приезда Galaxy A02 и Galaxy A12, чтобы оценить, насколько эти аппараты адекватны для ситуации на рынке. Напомню, что много лет подряд Samsung проигрывала схватку за умы в нижнем ценовом сегменте, продавала много, но соотношение цена/качество было далеким от оптимального.
Я убежден, что в 2020 и 2021 году действует эмпирическое правило: модели от Samsung, стоящие меньше 10 тысяч рублей, не стоит рассматривать для покупки, так как в них всегда есть те или иные недостатки на фоне конкурентов. Важная оговорка, что в конкуренты тут можно записать не А-бренды, а небольших локальных производителей, так как они дают лучшее соотношение цена/качество, но многим хочется купить продукт от крупного производителя. Что в этом ценовом сегменте лишено смысла. Но каждый волен распоряжаться деньгами как хочет.
Начальные модели А-серии выпускаются по ODM-схеме, то есть в Samsung размещают заказы на сторонних фабриках, контролируют качество и характеристики. Но стороннее производство позволяет добиться эффективной себестоимости, нечто подобное постоянно делает Xiaomi, да и Apple всегда поступает так же в отсутствие собственных заводов.
С точки зрения материалов, дизайна, новинки типичны для сегмента. И в них стоят TFT-матрицы, так как они недорогие, с разрешением HD+. В младшей модели экранчик совсем бюджетный, в старшей получше, но и там и там углы обзора оставляют желать лучшего.
Несмотря на близость этих аппаратов по эстетике, впечатления от них разительно отличаются. Младшая модель при цене в 9 тысяч рублей не вызывает прилива энтузиазма, покупать ее можно как недорогой Samsung с большой батареей. В ней даже разъем microUSB, который в 2021 году смотрится анахронизмом. Но для целевой аудитории вполне допустимо. А вот Galaxy A12 предлагает другой уровень возможностей: 48-мегапиксельная камера и несколько модулей, на борту есть NFC и 8-ядерный процессор, что положительно сказывается на скорости работы. Для меня бюджетный аппарат давно не значит медленный аппарат, но тут Galaxy A02 нехорош, он как раз-таки притормаживает. А вот Galaxy A12 на его фоне смотрится намного бодрее и для обычного человека не доставляет каких-то неудобств по скорости работы. Разница в стоимости между этими моделями огромна — пять тысяч рублей, младший аппарат стоит 9 тысяч рублей, старший в базовом варианте — 12 тысяч рублей. Что также хорошо характеризует этот сегмент рынка: хочешь что-то приличное — будь добр смотреть на цены выше 10 тысяч рублей от крупных производителей.
Заочно думал, что конкурентов у Galaxy A12 будет воз и маленькая тележка, причем от крупных производителей. Но оказалось, что модель более чем в рынке и прямых конкурентов с эффективной стоимостью у нее нет (как мне кто-то сказал, их миллион, но потом затруднился привести конкретные названия моделей). Обзоры аппаратов выйдут на неделе, так что в них поговорим обо всех плюсах и минусах каждой модели.
Google Photo калечи
Полный текст статьи читайте на mobile-review