Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

anons3.jpg

Привет.

Мир становится с каждым днем все сложнее и сложнее, так как политика настолько прочно вторгается в технологии и бизнес, что откреститься от нее никак не получится. В Китае сорвалось IPO Ant Group, что обещало стать самым значимым за последние годы. Джек Ма не смог получить разрешения на IPO, и это демонстрирует проблемы основателя крупнейшего китайского сервиса с властями Китая. Предположить, куда приведет нас развитие этого сюжета, невозможно. Одно можно утверждать точно: скучно не будет.

Подобных историй не так много, но уровнем ниже их уже сотни, еще ниже — тысячи и так далее. Политики пытаются регулировать те сферы, которые они не до конца понимают. Иногда такой контроль необходим, иногда он излишен. Но кто там будет разбираться, как это должно работать? Вот и получается, что подход один и тот же, вне зависимости от ситуации и вводных данных. Ниже поговорим про дистанционное обучение, которое хорошо проявляет разность стран, подходов и восприятия людьми того, что происходит. Но начнем мы с события, которое коснется более чем 2.5 миллиардов человек, ведь именно столько людей пользуются Android. И для них у меня плохие новости. Поехали!

Содержание

  1. Прощание с бесплатными облачными сервисами — Google Photos становится платным
  2. Начало продаж iPhone 12 Mini/12 Pro Max — повторение истории
  3. Как в Apple поломали MacOS по всему миру и тут же починили
  4. Дистанционное обучение в России и его отсутствие в Германии
  5. Книги. «Необитаемая Земля. Жизнь после глобального потепления»

Прощание с бесплатными облачными сервисами — Google Photos становится платным

Предложение Google бесплатно хранить все ваши фотографии и видео в облаке было слишком хорошим для того, чтобы существовать вечно. Пять лет назад, когда сервис только появился, ему нужны были пользователи, и предложение звучало просто и понятно: все ваши фотографии и видео будут храниться в облаке в высоком разрешении, ничего платить за это не нужно. Хотите сохранять фото и видео в оригинальном разрешении — тогда платите за это деньги. Просто, понятно и прозрачно. Покупатели линейки Pixel получали все то же самое, но для оригинального разрешения снимков, что для некоторых покупателей стало дополнительным мотивом для покупки такого смартфона от Google.

Первым звоночком стало то, что безлимитное хранение данных убрали для всей линейки Pixel, в Google посчитали, что овчинка не стоит выделки. Это был вопрос времени, когда в компании подсчитают, как много денег теряют на бесплатном сервисе, и изменят свой подход к нему. Первоначально Google было нужно как можно больше пользовательского контента, на нем компания учила свои AI-алгоритмы распознавать объекты, улучшать картинки и так далее. Заинтересованность компании в пользовательских фото была огромной, прогресс в алгоритмах может видеть каждый пользователь Google Photos, так как рекомендации стали точнее, подборки воспоминаний — лучше, а фильтры, что применялись к фотографиям и предлагали свое прочтение ваших снимков, учитывали как ваши предпочтения, так и моду текущего момента. Но в 2021 году все это становится вторично по сравнению с ценой, которую нужно платить Google за хранение пользовательских данных.

В блоге Google появилась заметка, описывающая новые правила сервиса, вы можете прочитать оригинал вот тут.

С 1 июня 2021 года любые фотографии или видео будут загружаться в сервис с учетом того места, что они занимают. Бесплатно предоставляется 15 ГБ места (для всех сервисов, включая GMail и другие), соответственно, ваши фото будут отъедать пространство. Все, что вы загрузите в сервис до первого июня, останется в нем без изменений! То есть та библиотека фото и видео, которой вы уже обладаете, останется в Google, и занятое место не будет учитываться. Исключением станут владельцы Pixel до пятого поколения включительно, им сохранят безлимитное хранилище данных в высоком разрешении (неоригинальном).

Новость от Google затрагивает множество вопросов, от личных и частных до ценообразования любых облачных сервисов. У меня Google Photos — это запасное хранилище всех фотографий и видео, сделанных на мобильные телефоны. Основной является локальная копия, где фото разбиты по годам, лежат в соответствующих папках. Но удобство сервиса от Google в том, что в нем можно быстро найти фотографии, находясь в любой точке мира, нужно иметь только доступ к сети. Вы можете искать не только по дате, но и по месту на карте, по людям, наконец, просто искать предметы или сюжеты. Поиск далеко не идеален, но это лучшее, что есть сегодня в этом аспекте.

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисахБирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисахБирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

К сожалению, посмотреть в лоб, сколько места занимает моя библиотека фотографий, нельзя. Для этого можно воспользоваться сервисом от Google, что позволяет загрузить все ваши пользовательские данные, включая библиотеку Google Photo. Не все знают о такой возможности, а она крайне полезна. Прошлый раз делал архив пару лет назад и решил, что нужно снова проделать этот трюк. Рассчитывать, что в Google все обойдется без сбоев, можно, но это очень наивный подход. Большая часть фотографий у меня есть в локальных копиях, но что-то, возможно, в них отсутствует, поэтому такой архив полезен.

Зашел на takeout.google.com, чтобы выбрать, что буду сохранять в локальной копии. По прошлому разу помнил, что извелся, загружая большие архивы, связь почему-то постоянно рвалась. Поэтому заказал разбивку всего архива по 2 ГБ, то есть вам отдадут некое количество ваших файлов, разбитых на отдельные архивы по 2 ГБ.

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

В моем случае получилось 232 файла, или почти 500 ГБ данных. Внушительный объем, но, увы, до загрузки вы не можете посмотреть, чем именно забит этот архив. В отличие от прошлого раза, Google также сообщил, что не смог экспортировать все данные, что-то осталось недоступным. И пообещал, что внутри архива будет файл с описанием того, что я не получил из облака. На создание архива в Google ушли почти сутки, что и понятно исходя из его объема.

Скорость загрузки архива с серверов Google не очень высокая, поэтому мешкать с этим вопросом не стоит. Поставил десяток файлов на загрузку, на это ушло около часа (на канале в 1 Гбит/с, причем скорость честная и без ограничений). В Google не хотят отдавать архивы на большой скорости, так как это создает нагрузку для остальных пользователей и сервисов. Что логично, ты все равно дождешься, когда твои данные загрузятся.

У меня есть подписка на Google One (самый простой вариант на 100 ГБ), этого хватает для почты, и не требуется дополнительного места. Почта у меня тут не основная, но занимает порядка 50 ГБ места!

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисахБирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

С новыми условиями этого явно будет недостаточно, и придется покупать другой тарифный план, сейчас есть вот такие предложения.

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

В моем случае, видимо, подойдет тариф на 2 ТБ, он стоит сейчас 700 рублей в месяц (мой тариф — 139 рублей), возможно, что цена в 2021 году несколько подрастет. Из приятных моментов — то, что Google планирует расширить число тарифных планов, от 2 до 10 ТБ появится еще несколько предложений.

Нелишним будет сказать, что у меня еще есть подписка на облако от «Яндекса» (1 ТБ) плюс облако от Microsoft (несколько ТБ места). Этот зоопарк сложился исторически, и в будущем году явно придется что-то с ним делать, определяться, где и что хранить, как настроить архивацию и так далее.

Мой случай нетипичен, и многие люди предпочтут тот же «Яндекс» для хранения копии своих фотографий, так как пока в нем таких изменений нет (уверен, что они, также как и у всех, наступят, придется оплачивать место для фото, это вопрос времени). Для видео уже нужна подписка на «Диск Про», иначе безлимитного хранения видео вам не видать.

Разнообразие облачных сервисов в моем случае связано с работой. Во многих странах «Яндекс.Диск» работает медленно и очень медленно, а нужно передать большие объемы данных (привет, Google/Microsoft), в Китае особого выбора нет, в том числе при использовании VPN, предпочитаю «Яндекс». Равно как и в России, когда нужно загрузить 1–2 ГБ данных к обзору телефона, обычно это примеры фото и видео, скриншоты.

Вернемся к Google Photos и к тому, что мы получим в скором времени. Появится специальное приложение, которое позволит вам увидеть отдельно все файлы, что занимают место в облаке, и при необходимости их конвертировать в высокое разрешение, чтобы с лета 2021 года они не занимали место и вы не были вынуждены за них платить. Такого инструмента очень давно не хватало, и его появление можно только приветствовать.

Но давайте посмотрим шире на облачные сервисы и то, что делает Google, которая всегда славилась тем, что готова бесплатно давать многие опции. Период халявы заканчивается, и для пользователей начинают закручивать гайки. Это легко объяснимо, но не избавляет от грусти, так как использование облачных сервисов приведет к тому, что ваши расходы на связь возрастут и приведут к росту стоимости как смартфонов (железа), так и услуг связи (операторов).

Вы не поверите, какой подарок сделала Google операторам мобильной связи, которые с трудом придумывали полезные услуги для повышения средней стоимости ежемесячного платежа. Теперь у операторов есть идеальная возможность продвигать свои облака как часть тарифных планов и предлагать их по ценам чуть ниже, чем те, что есть у Google или у других компаний. Нас незаметно приучили к тому, что облачные сервисы — это удобно, но теперь нам нужно научиться ими правильно пользоваться и выбирать. Об этом напишем еще не одну статью, так как тут много «мелочей», которые влияют как на удобство, так и на применимость того или иного облака к вашей жизни. Например, у меня, помимо того, что все фотографии сгружаются в облака, также есть сетевой жесткий диск, куда синхронизируются данные с моих устройств. Много архивов не бывает! И то, всегда есть вероятность, что что-то пойдет не так и все это будет потеряно, нужно быть готовым и к такому сценарию, не делать из него трагедии.

И, конечно, будьте морально готовы к тому, что все, бывшее бесплатным или условно бесплатным еще вчера, в ближайшие пару лет перестанет быть таковым. Курс, что взят большими корпорациями, очевиден, из пользователей нужно выжимать все соки, других точек роста уже не осталось. И так будут поступать все без исключения, по дороге вслед за Apple уже отправилась Google, там же находится Microsoft, а другие просто станут делать нечто похожее. И если раньше мы могли себе позволить пользоваться несколькими облаками одновременно, то отныне нужно будет придирчиво выбирать то решение, что подойдет конкретно вам.

Пока писал «Бирюльки», успел скачать архив, посмотрите на названия папок, чтобы понять, как много информации хранится про вас в Google за долгие годы. Интересно рассматривать то, какие сайты вы посещали, где были в тот или иной год, какие отметки поставили ресторанам на картах или какие комментарии оставили на YouTube. Бодрящий архив, советую и вам озаботиться таким.

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

Начало продаж iPhone 12 Mini/12 Pro Max — повторение истории

В пятницу, 13 ноября, компания Apple начала продажи iPhone 12 Mini/12 Pro Max в России. Напомню, что первые две модели 12-ой серии появились в продаже 23 октября, никакого ажиотажа не было, но объем поставки был мизерным, поэтому аппараты быстро закончились. Дефицит на iPhone 12 Pro связан с отсутствием компонентов, с тем, что в Apple не смогли подготовить китайские фабрики к производственному циклу, фактически сорвали его. Ровно та же ситуация с iPhone 12 Pro Max, его в Россию привезли в ничтожно малых количествах. Год назад вышедшая 11-я серия установила очередной антирекорд, продажи тех моделей из-за высокой стоимости упали год к году, и это несмотря на то, что их было три! В этом году вышло четыре новых iPhone, но падение продаж новинок еще жестче, в четыре раза год к году, если брать один временной отрезок. Даже если в Apple вдруг начнут заваливать полки магазинов новой 12-ой линейкой, то это ничего уже не изменит, декабрьские продажи фактически сделаны, и в высокий сезон Apple входит без новинок в достаточных количествах.

Случись такой дефицит из-за срыва поставок еще пять-шесть лет назад, и сеть была бы наполнена эмоциями до самых краев. Люди носились бы как угорелые, покупали бы с рук новые аппараты, платили бы любые деньги. Сегодня ничего этого не наблюдается вовсе, эмоция ушла, аппараты перестали быть желанными и необходимыми (в самом широком смысле это относится к любым смартфонам, тут iPhone вовсе не уникален, он продержался даже чуть дольше других). Поэтому трагедии нет никакой, больше того, люди спокойно заказывали устройства и ждали их доставки. Любопытно, что розничные магазины обслуживали как покупателей, так и перекупщиков, которые стремились взять те небольшие количества и тут же разместить их на «Авито» и других площадках (плюс 10–15 тысяч рублей, не больше -, но здесь и сейчас).

Старт продаж можно считать таким же провальным, как пару недель назад. Отсутствие достаточного числа iPhone даже для того, чтобы поставить их на полки, привело к тому, что многие компании просто не смогли обслужить даже предзаказы. Например, в МТС в первый день продаж те, кто сделал предзаказы, так и не получили извещения о том, что могут забрать свои аппараты. Розница вовсе не получила эти модели, в обед пятницы на горячей линии утверждали, что они должны появиться, но когда будут, неизвестно. В «Билайн» продавали один iPhone 12 Mini 256 ГБ в городе Котельники Московской области.

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

В Re: Store в рознице не было ничего, но предлагали оформить предзаказ и говорили, что доставят его в течение двух недель, но это неточно, как пойдет. Меня, конечно, поразила ситуация, когда ты покупаешь аппарат за 130 тысяч рублей с гаком, тебе предлагают его полностью оплатить и ждать, когда он приедет. Но точной даты нет. Ругать тут Re: Store сложно, ребята — заложники политики Apple, когда сама компания не знает, когда и какая поставка у них будет. В условиях провалившегося производства каждая страна воюет за свой объем iPhone, а те, кто не имеет политического веса, не получают ровным счетом ничего или крохи. В России все именно так, представительство Apple внутри корпорации какого-либо влияния не имеет, при любом дефиците получает товар в последнюю очередь. Что мы и наблюдаем на практике.

Отсутствие эмоций у покупателей связано с тем, что обиженных не так уж много, их число как-то резко сократилось год к году. Тех, кто стремится купить 12-ю линейку, оказалось не так много, как можно было предполагать. И снова повторяется ровно та же история, что на старте продаж пару недель назад, даже на дефицитный товар дают скидки, чтобы как-нибудь побыстрее от него избавиться, пока не пришли новые партии, которые могут встать мертвым грузом. Так, на TMall «Связной» предложил на все позиции, что у него были в наличии, скидку в 5 000 рублей, такого раньше не случалось никогда.

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисахБирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

Очень любопытно, что обычных iPhone 12 на витрине «Связного» не продано ни одной штуки, на них также распространяется эта скидка. Хорошо характеризует общую ситуацию на рынке и восприятие моделей. Можно посмотреть сортировку по числу заказов для всех товаров, понятно, что накладывается своеобразность площадки (не факт, что там много любителей iPhone), но результаты любопытны. Поиграйтесь с сортировкой при желании, обнаружите много любопытных моментов.

А теперь самое любопытное. Насколько люди готовы ждать самые дорогие смартфоны на планете, когда они не могут их купить и им не сообщают даже приблизительной даты? Какое-то время назад ожидание было частью покупки. Сегодня это уже не так. И если человеку нужен смартфон, то он с легкостью купит его. Более того, вся розница построена вокруг того, что им нужно продавать товар (ничего личного, но розница хочет есть). Любой потенциальный покупатель, что заходит в магазин, должен уйти с покупкой. Это программа максимум для розницы, и если у вас нет товара, который ищет человек, то нужно убедить его купить то, что у вас лежит на полках. Так, в Re: Store не активно, но уже убеждают купить предыдущее поколение iPhone, не всех и не очень агрессивно, но все же. В других розничных сетях ситуация намного интереснее, клиентов переориентируют на предыдущие iPhone (в новых нет ничего нового, бросьте эту затею, купите лучше iPhone 11!). А кое-где доходит до святотатства и предложений купить Samsung или что-то иное. Розница не хочет терять покупателей и пытается продать им то, что имеет на полках, это легко объяснимо, и тут нет ничего этакого. Это еще больше ускоряет разрушение сказки вокруг iPhone, так как продавцам можно и не верить, но они свою лепту в помутневший образ самого дорогого смартфона планеты привносят. В ноябре ни один из iPhone 12-ой линейки в топ-10 моделей в России не попадает, шанс на это сродни чуду, которое явно не случится. Покупатель устал от iPhone, без особых сожалений уходит к другим производителям, статистика это доказывает. С 2015 года доля рынка iPhone в России просела с почти 16 процентов в штуках до 9 процентов в данный момент. Медленно, год за годом доля уходит вниз, и объяснить это явление легко и просто: людям не нравятся цены, а также сами устройства.

Из смешного отмечу то, что в ЦУМе, оказывается, была очередь почти в тридцать человек за новыми iPhone 12. Смартфоны закончились за двадцать минут, очевидцы утверждают, что люди в очереди резко контрастировали с самым дорогим магазином России. Миф нужно как-то подпитывать, отсюда эта хилая очередь, ничего подобного больше нигде не было. Но также люди в очереди не соблюдали социальную дистанцию, что вылилось в возможный штраф в один миллион рублей.

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

В нашем Telegram-канале развернулась любопытная дискуссия.

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисахБирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

Не знаю, что это было, социальное дистанцирование или социальная дистанция, но точно уверен, что iPhone превращается в устройство далеко не для всех. Верной дорогой идут год за годом.

Как в Apple поломали MacOS по всему миру и тут же починили

У меня MacBook Pro, и он все еще работает на MacOS Sierra, что вышла в 2016 году. Никаких проблем с этим не испытываю, желания обновляться на новые версии у меня нет. На предыдущем MacBook совершил такую ошибку, и пришлось менять всю машину, собственно, мой Pro и стал результатом такой замены. Для меня это рабочий инструмент, и я придерживаюсь простого мнения: не трогать то, что отлично работает. Повторюсь, что никаких изъянов в системе нет, весь софт, что мне нужен, работает, и проблем с производительностью нет. Возможно, я испытываю нечеловеческие страдания, но в отсутствие знаний об этом меня это не волнует.

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

Только что вышла 11-я версия MacOS под именем Big Sur. Одновременно с ее выходом пользователи компьютеров от Apple обнаружили, что их машинки стали зависать, сбоить и проявлять норов. Кто-то не мог запустить стороннее приложение, у кого-то компьютер вовсе завис. И это случалось вне зависимости от версии MacOS и самой железки.

Вина в таком поведении компьютеров лежит не на пользователях и их руках, это кривые руки программистов Apple, которые решили включить для всех пользователей MacOS проверку приложений, что запускаются на локальных машинах. Выглядит это следующим образом. При каждом запуске любого приложения ОС обращается на сервер Apple, чтобы проверить, насколько это приложение легально подписано, имеет нужные сертификаты (например, запустить тот же Fortnite при такой проверке будет практически невозможно). Если у вас нет интернет-соединения, то приложение будет запущено вне зависимости от проверки, иной вариант вызвал бы бурю негодования: как работать на борту самолета?

Сервис OCSP не выдержал наплыва запросов, внутри Apple никто его не тестировал на нагрузку, когда и старые устройства начнут ломиться, чтобы проверить, насколько их софт легален с точки зрения Apple. Как результат, сервера Apple легли от атаки, которую программисты компании сами и создали, у кого-то перестали работать не только компьютеры, люди не могли воспользоваться Apple Pay, Apple TV и другими сервисами. Это дает отличное представление о масштабе проблемы.

Проблемы не были продолжительными, они длились меньше часа, но стоили многим людям нервов, перезагрузок своих компьютеров и попыток исправить то, на что они никак не могли повлиять. Мне абсолютно не нравится то, в каком направлении развивается как Apple, так и Microsoft, ведь полный контроль в таком виде означает, что в любой момент каждому из нас могут отключить любой софт, в том числе и тот, за который мы уже заплатили. Это рубильник, который Apple дает себе в руки и не спрашивает разрешения у своих пользователей. Рубильник, с помощью которого можно управлять всем, что стоит на ваших устройствах.

Думаете, проблема касается только MacOS? Увы, это не так. Начиная с iOS 14.3 подобный контроль приложений появляется и в мобильной ОС, то есть компания будет в полной мере распоряжаться тем, что вы можете и чего не можете делать на своем смартфоне, планшете. И не нужно объяснять, что это делается во благо и для того, чтобы какие-то злонамеренные программы не могли захватить мое устройство. Делается это ровно по одной причине, это дубинка, которой можно заставить разработчиков платить деньги и не открывать рот, когда что-то идет не так. Что-то мне подсказывает, что достаточное число людей заявят, что никакой проблемы с этим нет, инициатива во благо и это современно, модно, молодежно.

Дистанционное обучение в России и его отсутствие в Германии

В одном из родительских чатов возник революционный кружок против дистанционного обучения. Цитировать дословно филиппики не считаю нужным, но смысл сводится примерно к следующим утверждениям:

  • Дети на дистанционном обучении не учатся, гоняют балду;
  • Школы созданы для того, чтобы туда ходить;
  • Мы вложили так много сил не для того, чтобы они стали идиотами.

Интересно, что революционный кружок уже собирает деньги на создание флагов с надписью «Я за очное обучение» (моя шутка про лишний пробел вызвала бурю негодования), наклейки на машины. Предполагается, что протестующие обклеят свои машины, флаги вывесят с балконов. Кажется, революция сейчас уткнулась в проблему того, что на изготовление партии флагов нужно сброситься по тысяче рублей и набрать энное количество желающих. Пример этой горстки должен зажечь революционное пламя в самых широких массах, и дети будут спасены.

Разделяю во многом простую мысль о том, что школьное дистанционное образование заведомо хуже, чем его очная форма. Но учитывая пандемию и рост заболеваемости, не вижу ни одной возможности для того, чтобы все осталось как прежде. Мы живем в сложные времена, и, к сожалению, наши дети также страдают от этого. Не секрет, что у немногих детей есть мотивация учиться, а возможность пинать балду дома как никогда велика. Но это не значит, что можно забыть про болезнь и отправиться учиться, как и раньше.

В огромных простынках жарких обсуждений промелькнуло несколько мыслей, что мне показались заслуживающими внимания. Первое, на что обратил внимание: никто не жаловался, что есть проблемы с интернет-соединением, что невозможно подключиться по видеосвязи и так далее. Удивительная штука, но этот вопрос вовсе не возникал. Осторожные расспросы показали, что интернет работает у большинства людей на отлично и такой проблемы нет (возможно, что в регионах будет иная картинка, рассказываю сугубо про свой опыт). Были перебои в одной программе, но они быстро исчезли.

В качестве важности очного образования промелькнул довод о том, что в Германии учеба остается именно в таком формате и это правильный выбор. Там болезнь свирепствует не меньше, а учатся они очно! Нам нужно брать пример с них!

И вот тут, конечно, сдерживаться нет никаких сил. В Германии отсутствие массового дистанционного обучения проистекает не из того, что у учебных заведений есть выбор. Германия — это крупнейшая экономика Европы, но качество телекома там оставляет желать лучшего, страна просто не выдержит, если ученики и студенты начнут ежедневно заниматься удаленно. Да и сами учебные заведения не имеют соответствующих программ, обучающих материалов (не отдельных программ для дополнения образования, а именно полноценных курсов для школы или институтов). Отсутствие софта для этого также накладывает свой отпечаток, у большинства школ его просто не существует. И что делать в такой ситуации? Конечно, оставить все как есть, так как другого выхода просто нет.

Поболтал со своей приятельницей, она живет в пригороде Берлина, у нее двое детей школьного возраста (12 и 14 лет). Она безумно рада, что осталось очное обучение, так как представила, насколько вырастут счета за интернет и появится необходимость что-то менять (текущий интернет дома не идеален, в доме много детей, и, видимо, он ляжет, когда они все начнут заниматься). По ее словам, текущая ситуация — это выбор из двух зол. Она не в восторге от очного обучения, но не считает, что в Германии готовы к дистанционным занятиям. Ее семья к этому точно не готова. И таких примеров огромное количество.

Мы как-то привыкли жить с комплексом неполноценности и говорить, что там у них все намного лучше. Факт в том, что российский телеком один из лучших в мире, но мы все равно ноем и недовольны (что нормально). То, что мы оказались готовы к дистанционному обучению на уровне школ и институтов, тоже неплохо (хоть как-то, а не как во всем остальном мире, то есть почти никак). Это выбор из двух зол, кризис никуда не делся, и мы живем в очень сложной ситуации. Но многим сейчас настолько комфортно, что люди искренне считают, что нужно закупать флаги, бороться и так далее. Их бы энергию, да на борьбу с вирусом, но ведь не пойдут, так как их это не касается. Да и про вирус они как-то в пылу борьбы позабыли.

Книги. «Необитаемая Земля. Жизнь после глобального потепления»

Сколько лет нам твердят, что климат меняется? Больше десятка? Прогнозов на любой вкус хватает, кто-то талдычит про потепление, кто-то — про малый ледниковый период. Но факт заключается в том, что нас эта информация больше никак не развлекает, она выпала из поля зрения и ничего нового не несет. Как сказал один знакомый, «мы все точно умрем, но предпочитаю сделать это с комфортом и в окружении хороших вещей». Изменение климата не просто недооценивается, оно игнорируется, так как выпадает из привычного круга тем, это не та тема, что муссируется в медиа постоянно.

Бирюльки №616. Начало конца халявы в облачных сервисах

Насколько все серьезно, можно и нужно прочитать в книге Дэвида Уоллес-Уэллса «Необитаемая Земля». Назвать чтение увлекательным сложно, скорее это ужастик, основанный на цифрах и предположениях, так как сказать, как один негативный фактор будет влиять на жизнь на Земле, невозможно, просто таких факторов уже десятки — отсутствие пресной воды, ураганы, затопление городов, загрязнение окружающей среды, например, микропластик, что миллионами тонн заполнил все экосистемы и мы употребляем его в пищу. Кажется, что автор сгущает краски, а потом в какой-то момент приходит осознание, что он неисправимый оптимист и верит, что все как-то решится. Непонятно, как, но, возможно, нас что-то спасет, хотя шансы на такое спасение призрачны.

Бывает так, что мысли из книги очень созвучны тому, что думаешь ты, и это как раз тот самый случай, прочитайте этот пассаж:

»…технологии всеми доступными способами склоняют нас к мысли, что мир за пределами наших смартфонов не такой реальный и важный, как те миры, которые открываются нам на экранах гаджетов; миры, которые не будут затронуты меняющимся климатом. Андеас Малм в связи с этим задался вопросом: «Сколько людей будут играть в игры с дополненной реальностью, когда планета потеплеет на 6 градусов?». Британская поэтесса и певица Кейт Темпест описала процесс лаконичнее: «Мы пялимся в экраны, чтобы не видеть, как умирает планета».

Наверное, вы уже замечаете эту трансформацию вашей жизни — когда листаете фотографии своего ребенка, хотя он сам рядом с вами, или читаете споры в твиттере, пока с вами разговаривает близкий человек. В Кремниевой долине даже техножурналисты склонны видеть в этой проблеме очередную форму зависимости;, но как и любая другая зависимость, она выражает оценочное суждение, раздражающее тех, у кого этой зависимости нет, — в данном случае мы своими действиями демонстрируем, что мир на экране нам кажется нам настолько привлекательнее и безопаснее, что это даже трудно объяснить или обосновать. Он становится для нас «предпочтительным». И это предпочтение наверняка будет только усиливаться, а не ослабляться, что многие воспримут как культурную деградацию, особенно — темпераментные дениалисты. Возможно, это это могло бы стать психологически полезным компенсаторным механизмом в рамках традиционной буржуазной традиции потребления в условиях разрушающейся природной среды. Не исключено, что уже через одно поколение (боже упаси) технологическая зависимость будет рассматриваться как способ «адаптации».

Написано немного тяжеловато, но суть передана очень точно. И сквозь цифры проглядывает то, каким наш мир становится уже сегодня, так, пример с калифорнийскими пожарами очень интересен тем, что они теперь стали обыденностью и никого уже не трогают так сильно, как в первые годы. А бороться с ними невозможно. Мы теряем земли, на которых раньше жили. А цемент? Вредные выбросы от строительства таковы, что Земля буквально задыхается. Но меня поразила цифра, которую встретил впервые, какое количество поверхности мы спрятали в бетон за последние несколько лет. Кажется, что это опечатка и ошибка, лезешь проверять в сети и находишь ответ, что это умеренный прогноз, реальность намного хуже. Цифру называть не буду, чтобы не портить вам впечатление от книги и не приглушать эмоции, которые вы получите.

Технологии нас развлекают, и многие бредят освоением Марса, хотя мы так и не справились с задачами у себя дома. Нам нужен запасной аэродром, место, где можно спастись от глобальной катастрофы и пересидеть? Но ведь даже с разрушенной экологией Земли спасаться на родной планете будет проще, другое дело, что сегодня никто этим не занимается.

Еще один момент в книге — это цифры наших потерь. Сколько людей погибает из-за той или иной проблемы, прогнозы, что дают разные организации, сколько будет климатических беженцев в ближайшие годы. Книга полезна для того, чтобы осознать, что нас всех ждет впереди. И это проблемы, которые уже невозможно игнорировать. Да, они не развлекают, они тяжелы, и кажется, что их нельзя решить здесь и сейчас, но это нужно делать. Полезное чтение со всех точек зрения, дающее представление о том, что мы с вами делаем с этим миром. Да, наша вина в этом также есть, ведь это мы потребляем все товары, которые так облегчают нашу жизнь и просто развлекают — новые гаджеты взамен тех, что прекрасно работают (ведь это модно!), замена машины, которая может прекрасно выполнять свои функции (кузов предыдущего сезона, фи!) и так далее. От души рекомендую прочитать книгу, читайте понемногу, вдумывайтесь в написанное, проверяйте то, что утверждает автор.

P.S. Хорошей вам недели, чтобы у вас спорились дела, погода радовала. У меня планируется вылазка в Сочи, где пройдет конференция независимой розницы. Каждый год это событие, так как есть возможность обсудить происходящее в каждом из регионов, пообщаться с друзьями и коллегами. Города, в которых проходит конференция, постоянно меняются, что также дает возможность осознать, как они живут, чем дышат люди.

Увидев меня в качестве продавца в магазине, смело подходите, поболтаем. Обожаю раз в полгода вставать на точку, чтобы прочувствовать настроение покупателей, работу конкретных магазинов. Это дополняет картину и оживляет те цифры, что ты видишь по рынку. Готовлюсь к командировке, а вам удачной недели!

К содержанию >>>

Ссылки по теме

Поделиться:  

Мы в социальн

Полный текст статьи читайте на mobile-review