Бирюльки №599. Spotify в России официально и первые успехи стриминга
Привет.
В мире очень много стереотипов, многие из них въедаются в сознание людей, и от них почти невозможно избавиться. А если на это наложить национальные особенности, то становится и того интереснее. Есть ли в России место для Spotify? К своему удивлению, слышу с разных сторон, что такого места под солнцем не существует, все занято навсегда. Хорошо, когда так рассуждает обыватель, который болеет за любимую команду, но когда об этом говорят профессиональные аналитики, то начинаешь переживать, что стереотипы сильнее реальности. Эти темы развернуто затронем в этом выпуске «Бирюлек».
В США рассматривают возможность запрета на въезд для сотрудников Huawei, а также членов Коммунистической партии Китая и их семей. Это примерно 92 млн человек! Мы живем в очень удивительные времена, так как геополитика перекраивает мир, Китай теряет связи с США, Индия теряет Китай и ориентируется на другие страны. Безумный мир и очень странные времена. Чего стоит хотя бы взлом Twitter на этой неделе, впрочем, об этом говорить не вижу особого смысла, так как сама история ординарна. Давайте начнем традиционный выпуск, поехали!
Содержание
- Первые результаты Spotify в России, да здравствует король
- Джойстик для XBox — Cyberpunk 2077 Limited Edition
- Образование в России — все пропало в очередной раз
- В Apple отбились от претензий Европы — на время и не бесплатно
- «О дивный новый мир» — экранизация Хаксли
Первые результаты Spotify в России, да здравствует король
Случилось то, чего небольшая группа людей ждала так долго, в России официально появился Spotify. Этот стриминговый сервис является самым большим в мире, кто-то может назвать его еще и лучшим. Про запуск Spotify написал небольшой материал, понимая, что вернусь к теме в понедельник, в этих «Бирюльках».
Мне было интересно читать реплики про Spotify, то, как воспринимается этот шведский сервис (многие по умолчанию считают любой успешный проект американским, удивляются скандинавским корням). Но для меня большой интерес представляло то, как будет восприниматься сервис в России с учетом того, что подобных проектов много, они имеют большую аудиторию. Одно дело, если бы Spotify пришел на наш рынок десять лет назад, другая картина была бы около пяти лет назад, а сегодня кажется, что рынок поделен между проектами и места под солнцем не так много. Но это всего лишь стереотип и ничего больше.
В мире существуют консервативные рынки, там пользователи привыкают к чему-либо, и представить им какую-то альтернативу практически невозможно. Компании тратят космические бюджеты, но сдвинуть дело с мертвой точки не могут. Как ни странно, одним из таких рынков является Америка, покупатели не спешат расставаться с привычными им вещами ради чего-то нового, неизведанного. Обычно это причина провала попыток завоевать Северную Америку, даже домашним компаниям, таким как Microsoft, требуются годы, чтобы переломить восприятие, и не всегда это получается. Тем, кто приходит извне, и того тяжелее.
Россию назвать консервативной невозможно, люди переменчивы, склонны к экспериментам и выбирают все что угодно в поисках новых впечатлений. Это разнообразие мнений формирует рынок для разных продуктов, хорошо это видно на примере браузеров. Посмотрите на доли разных браузеров в России на данных от «Яндекс Радара».
Для сравнения — рынок Турции, где «Яндекс» также измеряет данные.
На Западе единообразие предпочтений ближе к турецкому варианту, нежели к российскому. Это рассуждение можно отнести и к другим сферам, например, выбору смартфонов, телевизоров, кухонной техники и так далее. Но первопричина все же в том, что мы как люди очень разные, у каждого свои представления о прекрасном. Мои европейские коллеги часто этому удивляются, для них такое разнообразие выглядит как аномалия, нечто неправильное. С другой стороны, мы как страна и народ на этом историческом отрезке пассионарны, если вспомнить Гумилева и его теорию. Выбор людей — это отражение пассионарности, отсутствия жестко зацементированных взглядов на жизнь. Эпоха перемен, что началась в 80-е годы, пока еще далека от завершения, и каждый день только добавляет новые вводные. Это не может не сказаться на нашем выборе, российский покупатель пластичен и готов пробовать что-то новое в тех сферах, что ему уже известны. Но признаться в этом зачастую не может, так как искренне считает себя консервативным!
Читая про запуск Spotify, натолкнулся на один комментарий, что погрузил меня в далекое прошлое, оцените его: «Spotify никому не нужен, есть торренты». В этой фразе прекрасно все от начала до конца. Обратите внимание на характерную черту, что так выпукло проявляется в нашем этносе, мы всегда свою убежденность стараемся изложить от лица всех без исключения, не допуская даже малейшей мысли, что возможны другие точки зрения. Вспомните, сколько раз вы читали фразы «смартфон Х никому не нужен», «никто не поддерживает эту инициативу» и далее по тексту. Обобщения всегда однобоки и страдают, а когда на это накладывается непонимание того, кто это написал, анонимность говорящего, то это превращается в особую форму искусства.
Торренты популярны, в этом нет сомнений, но то, что они уже проиграли стриминговым сервисам, не вызывает сомнений. Люди покупают подписку на музыку, на фильмы и смотрят их на разных устройствах, зачастую это семейная подписка. Для меня торренты существуют, и я ими активно пользуюсь, так как никак иначе найти редкие документальные фильмы из прошлого невозможно, равно как и некоторая музыка доступна только там. Но повседневные вещи легко находятся в стриминговых платформах, нет никакого толка что-то выискивать, синхронизировать папки между кучей устройств, занимать место в памяти — моя библиотека музыки доступна при наличии подключения в любом уголке мира, и это прекрасно. Это определенный уровень комфорта, который, помимо меня, оценили миллионы людей в нашей стране. И то, что качество музыки, тот же битрейт, как правило, низки и огрубляют звучание, не волнует, по большому счету, никого — люди выбирают удобство и комфорт. А те же торренты этого удобства обеспечить не могут, нужно совершать много лишних действий, которые отнимают время. Нужно быть очень вовлеченным человеком, чтобы постоянно использовать торренты, это просто неудобно.
Но от анекдотических высказываний про Spotify хочу перейти к консервативной составляющей выбора многих людей, что защищают его. Мой сервис (тут можно подставить «Яндекс», Apple, Google, «Звуки», Deezer или что-то другое) ничем не хуже, и там (столько же/больше музыки), чем в Spotify. Это оправдание собственного выбора, и оно выглядит правильным, ведь это ваш выбор, и только он играет роль в вашей жизни. Но есть еще проекция своего выбора на внешний мир, то самое «никому», объединение всех в рамках одной концепции. Приятно, когда вас окружают единомышленники, и совсем неприятно, когда встречаются инакомыслящие, что подвергают сомнению гениальность ваших решений. Причем сомнение в данном случае — это даже не какие-то выпады (эй, вы, земляные червяки, которые выбрали такой-то продукт, — нет, не так), а скорее сам факт выбора чего-то иного.
Уровень и число нападок на Spotify такого толка вполне привычны для запуска нового продукта. Понятно, что чаще всего нападки идут от владельцев Apple Music или «Яндекс.Музыки», их банально больше, и они заметнее, а среди первых много действительно консервативных людей, которые не хотят менять что-либо, так как они выбрали «лучшее» и не видят смысла в дальнейших поисках и сравнениях. Чем-то это напоминает болельщиков, которые искренне переживают за успехи или неудачи любимой команды, суть явления тут имеет одинаковую природу.
Давайте посмотрим на первую статистику относительно Spotify в России, хотя цифр как таковых немного. Начну с того, что в Play Store приложение возглавило чарты.
В «Билайн» проанализировали трафик на сети и соотнесли с пользователями, получили интересный портрет тех, кто воспользовался Spotify в первые дни. Первое место по использованию приложения занимают Москва и область (23.3%), затем идут Петербург и область (3.6%), тут нет ничего удивительного, это привычное распределение. Три других места — это Краснодар (3.6%), Саратов (3.5%) и Екатеринбург (3.3%), что тоже более-менее вписывается в картину мира.
Типичность такого распределения в том, что запуск подобных сервисов, несмотря на их цифровую природу, напрямую связан с модой, и мы видим, как он кругами расходится по стране. Центром тут является Москва, где молодые люди начинают пробовать сервис, а затем нечто подобное делают в других городах. И в этом аспекте все очень просто — есть Москва и все остальные города, что выглядят одинаково, тот же Питер не устанавливает тренд, а воспринимает его от московских ребят. Обратные истории могут существовать, когда тот же Питер устанавливает новые тренды, но не в области цифровых сервисов.
Давайте взглянем на возраст пользователей Spotify, три четверти моложе 35 лет, из них 31% в возрасте от 25 до 34 лет, 28% от 18 до 24 лет. Мужчин чуть больше, чем женщин (61% и 39%).
Другие операторы оценивали трафик, полученный за счет использования Spotify. Тут важно оговориться, что когда люди только формируют свои библиотеки (премиум-подписка), то трафик неизбежно растет, вам нужно загружать музыку. Поэтому напрямую сравнить этот параметр сегодня с другими сервисами невозможно, мы сможем сделать это через полгода минимум.
В «МегаФоне» отметили рост трафика Spotify в 20 раз, число пользователей увеличилось втрое. В Yota за первые сутки трафик вырос в 13.5 раз (рост с низкой величины? тут много вопросов), и оператор сделал весь трафик на приложение бесплатным.
Относительные цифры операторов, как всегда, лукавы, сделать из них какие-то осмысленные выводы невозможно. Кажется, что это много и рост ошеломляющий. Но если вчера был один пользователь Spotify, а сегодня их стало двадцать, то это много? Не думаю, что это поразит ваше воображение. Проблемы доставляет то, что в данный момент премиум-аккаунты де-факто бесплатны, то есть посмотреть биллинг нельзя. На время промо-периода число подключений будет, безусловно, велико, а потом произойдет откат назад, вопрос в том, насколько сильным он будет.
Задачка была любопытной, и мы строили различные модели, нашли разные косвенные источники данных, например, не только число установок приложения, но и то, как часто его запускали на Android-смартфонах (для iPhone, увы, этой информации нет, но можно предположить, что там все плюс-минус сходно). Получилась картинка, в детали которой не буду углубляться, но поделюсь некоторыми находками.
Во-первых, порядка половины загрузивших приложение не нашли времени его запустить. Это нормальный сценарий, когда люди оставляют это на потом, у кого-то до запуска приложений руки не доходят никогда. По ряду признаков это не попытка вывести приложение в топ чартов, так как пользователи и их устройства более чем реальны. И сходные сценарии наблюдаются для кучи иных приложений.
Во-вторых, порядка 20% запустивших приложение активно его изучали. Это работа приложения в день около 47 минут в среднем (рекорд, что увидели на этой выборке, — 14 часов проигрывания музыки в течение дня!), неоднократные запуски приложения в течение нескольких дней. Фактически это выглядит как полноценное использование приложения с первого дня, изучение плейлистов и так далее (увы, но то, что внутри приложения, не видно, только сам факт работы).
Сравнивая выход Spotify в цифрах с запуском Apple Music (за первые полгода в России сервис набрал 300 тысяч платящих клиентов), могу сказать, что наблюдается множество сходных черт. Но если отталкиваться от первых нескольких дней, то рост Spotify намного круче, пока динамика выше примерно в 1.5 раза. В качестве причин можно назвать то, что мы в 2020 году и стриминг воспринимается совсем иначе, это уже развитый сегмент рынка. Возможно, что сказывается промах Google и закрытие Play Music, многие пользователи отказываются от этого сервиса и переходят на Spotify (это не фигура речи, мы это видим по первым данным). При условии падения роста подключений к Spotify, изменения динамики до нормального уровня этот сервис может занять первое место на российском рынке в первой половине 2022 года. Это мировой лидер в своей нише, и тот же Apple Music от него отстает даже на родном рынке для Apple, в Америке. И притягательность сервиса в плейлистах, в том, что пользователи открывают для себя новые имена, а плейлисты не приедаются, как в других стриминговых сервисах. Магия Spotify в том, что их алгоритмы работают лучше, чем у других, и пока никто не смог этого повторить. Технически сервис выглядит иначе, люди втягиваются, он прилипчив в хорошем смысле этого слова. Зачастую те, кто оценивает Spotify, ни одного дня им не пользовались, не понимают главной составляющей этого сервиса. Процитирую исследование J«son&Partners относительно рынка стриминга в России: «Целевой аудиторией шведского сервиса станут любители зарубежной музыки, которые не могут удовлетворить свои потребности за счет существующих сервисов, а также пользователи других стриминговых сервисов, которые попробуют Spotify для ознакомления с контентом, считают в J«son. «Принимая во внимание эти факты, а также высокую лояльность аудитории существующим сервисам, мы не ожидаем, что оператор сможет занять место в топ-3 сервисов музыкального стриминга в России», — отметил Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента».
Тотальное непонимание рынка и движущих сил, которые на нем работают. В первую тройку сервисов Spotify войдет до конца года по любому параметру, а по числу активных ежедневных пользователей он достигнет третьего места уже к сентябрю (и снова с учетом модели развития по аналогии с другими такими сервисами, это не умножение чисел первых дней на число дней будущего периода). На российский рынок вышел гигант, который начнет трамбовать других игроков, заставлять их шевелиться, что-то делать. Косвенным признаком могу назвать то, что после моего материала про Spotify в почту написали представители других российских сервисов, предлагают интервью, комментарии, взгляды на рынок. До выхода Spotify они были тихи, безучастны, а сейчас начали двигаться. И это хорошо для всего рынка стриминга, он начинает развиваться более активно. У меня нет сомнений в том, что Spotify уже навел шороха на российском рынке, также как и в том, что запуск удачен. И это несмотря на какие-либо инициативы компании, он просто случился за счет пользователей, медиа, это тот случай, когда хороший продукт продает себя самостоятельно. Чем-то это мне напомнило времена Sony Ericsson и такой модели, как K750i, тот телефон также продавал себя сам, и в компании не прикладывали особых усилий для этого. Опасность тут только в одном, когда-то конкуренты могут создать аналогичный продукт, и тогда вы разом потеряетесь, не сможете играть на равных с теми, кто силен в PR и маркетинге. Что и случилось с той же Sony Ericsson, капитализировать свой успех в компании так и не смогли.
Джойстик для XBox — Cyberpunk 2077 Limited Edition
Неспешно пишу обзор MS Book 3, в комплекте с которым мне дали джойстик Cyberpunk 2077 Limited Edition. Это одноименная игра, что выходит в сентябре 2020 года, и джойстик — часть промо-кампании.
Первое впечатление, когда люди видят джойстик: «Ну и много ты играешь, даже на прогулку выходишь со своим джойстиком». Когда говоришь о том, что это новый, только что из коробки аксессуар, то удивлению нет предела. Что, его состарили? Специально? А кто выбивал эту надпись на корпусе? Нет, правда, его так состарили? Он же ободранный!
Особую иронию разговору придает то, что удивляются люди, которые с легкостью покупают состаренные джинсы, свитера и считают их классными. То, что нормально в одежде, воспринимается с трудом для электроники, даже для таких аксессуаров. Думаю, что расскажу об этом в «Диванной аналитике», это отличная помесь ностальгии и новых продуктов, которая создает беспроигрышное сочетание.
Но также поймал себя на мысли, что меня радует, как в Microsoft научились делать разнообразные джойстики, лимитированные серии, коих десятки и они выпускаются на любой вкус. Кажется, что мелочь, но это многое говорит о том, как поменялось восприятие мира в компании — один продукт не удовлетворяет всех. Понятно, что джойстики при этом одинаковы по своей сути и возможностям, но сам подход радует, тут есть разнообразие.
Образование в России — все пропало в очередной раз
Появилась очередная пузомерка, которая рисует Россию как минимум непривычно, так как показывает, что российские специалисты являются одними из лучших и их много. Существует платформа для онлайн-курсов в разных технических специальностях Coursera. В ней обучается 65 млн человек со всего мира, то есть это представительный срез, а не небольшая фракция данных. На основании исследования качества обучения в Coursera формируют глобальный индекс компетенций (GSI). И в нем содержится много интересных моментов, связанных непосредственно с Россией. Но вначале одна табличка, она показывает, как доступный интернет связан с высокими умениями в той или иной области. Ответ — напрямую. И то, что в России есть все возможности получать образование онлайн из любого уголка страны, это факт, с которым сложно спорить. Было бы только желание.
А теперь о других фактах, вытекающих из исследования. Бизнес-умения у российских пользователей неплохи, мы обогнали США и занимаем девятое место в мире. Неплохо? Это как раз показывает, насколько у нас все «плохо», насколько разрушена система образования и люди ничего не хотят.
В разделе технологий Россия занимает первое место среди всех стран мира.
В data science, что включает в себя программирование, это тоже первое место в мире.
Пузомерка показывает ситуацию косвенно, можно ругать методику, да что угодно. Но это в какой-то мере отражение реальности, люди в России более умелы, чем в других странах, и знают больше. Далеко не все, а только те, кто учится и хочет развиваться. Но результат получается удивительным и ощутимым, он противоречит тому, что вдалбливала пропаганда многие годы, — вы ничего не умеете, у вас ничего не получится и так далее. Умеем, получается, и выходит так, что есть чем гордиться. Превращать этот незначительный тест и индекс в повод для вечной гордости нет никакого смысла, это просто одна из историй. Но то, что компетенции людей в России не уступают мировым, не вызывает сомнений. Во многих областях мы уже переросли тех, кто когда-то нас учил. И этот процесс продолжается и дальше, что толкает все отрасли вверх. В своем отечестве никогда не находится пророка, поэтому мы обожаем, когда нас оценивают извне, словно сами оценить этот момент неспособны. И почему-то зачастую соглашаемся с оценками негативными, не отражающими реальность, но столь близкими — не умеем, не сможем, провалимся. А реальность совсем другая, и она намного проще, мы стали конкурентами большинству стран мира, в том числе на рынке труда. Наш человек с легкостью справляется практически с любой работой, если он хочет ее получить и готов работать где-либо. А как поступают с конкурентами? Думаю, что выводы вы сделаете сами.
В Apple отбились от претензий Европы — на время и не бесплатно
Сколько вы отдаете на налоги? Уверен, что вы точно сможете ответить на этот вопрос, так как он касается ваших денег. Если вы не занимаетесь бизнесом, то с трудом представляете, сколько нужно заплатить тех или иных налогов государству, вне зависимости от того, в какой стране мира вы это делаете. Крупные корпорации находят лазейки в налогах и поэтому могут платить мизер, они уходят от налогов в тех странах, где физически находятся. Например, в Apple для этого используют Ирландию и платят 0.005% налогов! Я был бы не против сэкономить так же, как Apple, на налогах.
В Европейской комиссии насчитали 15 млрд долларов (13 млрд евро) неполученных налогов за десятилетие, причем с учетом процентов. Суд, который был продолжительным, должен был поставить точку в этом вопросе и заставить Apple заплатить или оправдать компанию. Чиновники Еврокомиссии на прошлой неделе проиграли дело, хотя они могут его обжаловать. Причина проигрыша в том, что Ирландия не предлагает особых условий для Apple, такой же подход получают Nike, Microsoft и другие корпорации. То есть это обычная практика страны, что описана в законах. И логика решения в том, что нельзя наказать компании за законы, которые есть в той или иной стране, так как они их не нарушают. Нет никаких преимуществ для какой-либо компании, так что и нет причин для расследования.
Фактически единственный путь, который есть у Европейской комиссии, это изменить законы, сделать невозможными такие налоги. Но обратной силы он не будет иметь, то есть наказать компании выплатами за предыдущие периоды не получится, в этом аспекте судебное решение очень интересно, и оно основополагающее.
Многим кажется, что победа Apple не стоила компании ничего. Это точно не так. Просто урон, который понесла Apple, не так велик, каким он мог быть. Расходы на юристов, на ведение дела вовсе не эфемерны, это десятки миллионов долларов, которые в Apple теряют. На общем фоне прибыли Apple это ничто, но это, с другой стороны, только одно из многих дел против компании, их несколько десятков. Какие-то дела громкие, про какие-то никто не слышал. И каждый раз, защищаясь, в Apple тратят на это средства, все хотят урвать кусочек от денег самой дорогой компании в мире. Поэтому следующая атака — это даже не вопрос времени, она уже происходит. Вопрос только в том, какой кровью отобьется Apple от нее.
«О дивный новый мир» — экранизация Хаксли
В мире есть несколько антиутопий, которые невозможно пропустить, и даже не прочитав их, вы сталкиваетесь с ними опосредованно, настолько они проникли в культуру повседневности. Навскидку это »1984» или «Скотный двор» Оруэлла (обожаю фразу оттуда: «Все животные равны, но некоторые животные равнее других»),»451 градус по Фаренгейту» Брэдбери, «Заводной апельсин» Берджесса и, конечно же, Хаксли, «О дивный новый мир». Роман Хаксли увидел свет в 1932 году, тогда жанр антиутопии был как никогда популярен, напомню, что это время разрушения привычных ориентиров, ожидание потрясений в различных странах, что невольно наводит на параллели с днем сегодняшним. Немного изменились декорации, но суть осталась сравнимой.
Хаксли пытался придумать общество, в котором наука позволит создать «правильное» государственное устройство. «О дивный новый мир» читало не так много людей, я сделал это несколько раз, впервые в школе. Меня тогда удивило, насколько Хаксли прозорлив, он обсуждал технологии, еще недоступные в его время, казалось, что он визионер. По мере того, как я узнавал наш мир и его историю, выяснилась интересная подробность: поднятые в этом романе вопросы были актуальны для того времени, и ни о какой особой прозорливости речи не было. Хаксли использовал обыденный прием литератора: довел до абсурда то, что видел перед собой (привет Кафке и его «Замку»). Пришлось взять книгу и перечитать ее вновь, а затем полистать рецензии того времени, работа открылась совсем с другой стороны. Проблема в том, что мы трактуем любую работу с позиции нашей современности, не вникаем в расклад сил и то, как воспринимались многие вопросы на момент написания работы. Интересно, что к жизни роман Хаксли пробудил Евгений Замятин со своим романом «Мы», что вышел в 1920 году и наделал много шума. Черты будущего в этих работах одинаковы, они легко угадываются. Считайте, что Хаксли — это другое прочтение будущего, с поправкой на его жизненный опыт.
Экранизация всегда страдает тем, что нарисовать правдоподобный мир, место, в которое поверит смотрящий картину, очень сложно. И удается это единицам. В сериале Peacock (у нас есть в «Кинопоиске HD») это сделать, на мой взгляд, не получилось. Для меня было интересным моментом, как покажут резервации с индейцами, наркоманов, однополые связи и все то, что Хаксли считал бичом цивилизации. Ничего этого не случилось, в сериале оставили канву, но убрали то, что Хаксли разбросал в романе через детали взаимоотношений. Получилась жвачка для массового использования, тут даже сцены оргий пытаются снять красиво, словно люди ведут себя так в повседневной жизни. Этот фильм про цивилизацию удовольствия, где каждый получает «сому», универсальный наркотик. Люди создаются в пробирках, их судьба определяется классом генетического материала. За кадром остается то, что так хорошо раскрыто в книге, люди низших каст создаются ограниченными, таков их «чертеж» и их предназначение.
Сериал состоит из девяти серий, повествование достаточно рваное, а действие не увлекает. Оно кажется плоским, в сценарии есть логические неувязки, действия героев даже с поправкой на выдуманный мир кажутся как минимум удивительными. Это явно не тот сериал, что можно назвать увлекательным и необычным, даже несмотря на ряд интересных находок. Проходная работа, которой из-за самого романа уделяется много внимания, но она того явно не заслуживает. Считать, что роман передан этой работой, невозможно, тогда уж можно посмотреть «Кин-дза-дза», толку будет больше, да и эта антиутопия нам как-то ближе. Но вероятно, что это будет единственная возможность зацепиться за Хаксли, узнать, пусть и вот так опосредованно, об одной из тех книг, что определили развитие нашего общества, вплелись в культурную ткань. Чтение Хаксли нельзя назвать приятным, на развлечение это также не тянет. Отсюда сложность экранизации, когда нужно просто показать сложные вещи, подобное удается единицам.
С содроганием жду экранизации романа «Мы», в будущем году режиссер Гамлет Дульян предоставит свою работу. Первые трейлеры уже таковы, что ирония происходящего захлестывает, творцы плохой массовой культуры ничуть не стесняются брать сложнейшие вещи в работу и давать свое прочтение. Тоже признак времени.
P.S. Хорошего вам настроения, рабочей недели и желательно хорошей погоды. Вернувшись из Питера, осознал, что города поменялись местами. В Москве сыро и туманно, а в Петербурге солнечно. Возможно, что это компенсация Питеру за закрытые по большей части музеи, залы ресторанов и отсутствие туристов, никогда не видел город таким пустым в разгар туристического сезона. Спасает положение только то, что туда приехало множество людей из Москвы и других городов. Но и они заменить толпы китайцев не могут, нас просто меньше. Желаю, чтобы добрые дела спорились на неделе!
К содержанию >>>
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review