Бирюльки №597. Прокат электросамокатов в России - реальный бизнес или пузырь?
Привет.
Сумасшедший дом нашего мира продолжает работать без перерывов, а эта болезнь прогрессирует. Вслед за технологическими гигантами, ищущими замену для терминов Master/Slave, которые кому-то неожиданно стали напоминать о временах рабства, по этому же пути пошли и другие компании, например, банк JPMorgan. В банке заявили, что проверят программные коды и удалят из них «расистские термины». Зачем? Почему? Кто видит эти коды?
Но мне больше всего понравилось заявление Twitter: Язык, который мы используем в кодах, не отражает наши ценности как компании и не представляет людей, для которых мы работаем. Мы хотим это изменить. В программных продуктах Twitter отныне нельзя использовать термины Master/Slave, их заменят на Leader/Follower. А вот белый и черный списки заменят на список разрешений и список запретов.
Если вы думаете, что я шучу, то это не так. Эти люди совершенно серьезно решают такие эпические задачи. И они подходят к этому со всей страстью. Следующим логичным шагом мне видится и вовсе запрет на определенные слова в языке, их использование и даже упоминание. В конце концов, оскорбительное слово для афроамериканцев на букву Н теперь так и называют, «N word», что в контексте ставит все по своим местам. И если вы хотите сказать это слово, то вы говорите его именно так в рамках культурной беседы, и все понимают, что было произнесено. Мы впервые подобрались к чудесному миру будущего, где компании и люди сошли с ума, фильтруют язык как им хочется и это приобретает формы массовой истерии. Всего лишь вопрос недалекого времени, когда многие слова и термины попадут под запрет, вы банально не сможете их набрать в том же MS Word, так как они не будут корректными. Все идет к этому. Было невообразимым представить, что на листе бумаги нельзя написать что угодно, то, что вы пожелаете. Но мы создали чудный мир, в котором цензура становится его частью, а та же Америка показывает, как нужно насаждать свой образ мысли, перекореживать сознание жителей. Это массовый психоз, ничем иным назвать это нельзя. И этот психоз прогрессирует еженедельно, что в какой-то мере пугает. Ощущение, что наша планета в один момент превратилась в страну дураков.
Но хватит о грустном, давайте затронем другие темы, которые тоже не вселяют оптимизма, но они напрямую связаны с технологиями. Поехали!
Содержание
- BMW и попытка продавать услуги автомобиля по подписке
- Прокат электросамокатов в Москве — распространение Whoosh
- Скидки на смартфоны Samsung от GalaxyStore — все пропало!
BMW и попытка продавать услуги автомобиля по подписке
Это уже попытка номер два для BMW, в первый раз компания попыталась превратить свои машины в постоянный источник дохода за счет продажи годовой подписки на Apple CarPlay. Сторонний сервис не бесплатен для производителей автомобилей, и поэтому они решили попытать счастья в том, чтобы продавать его. Стоимость подписки составляла 80 долларов, и новость о том, что за это нужно платить, оставила расстроенными многих покупателей BMW. Негатива было так много, что он заполонил пространство, жаловались на всех континентах, так как покупатели не самых дешевых в мире машин неожиданно осознали, что их хотят обязать платить за каждый чих.
Мы привыкли оплачивать ТО, понимаем, за что платим деньги в сервисе (не всегда и не все, но это хотя бы объяснимые траты). Но оплачивать то, что уже есть в машине, то, что должно работать, мы не готовы. И это нормально. Подход Tesla, которые пытаются продавать как раз такие штуки, привить рынку автомобилей подход софтверных компаний, не нравится потребителям. Возникает диссонанс: покупаешь автомобиль, а производитель пытается тебе еще продать дополнительные опции, которые ты уже по факту оплатил. Хотя тут важно оговориться, что есть различия и они коренные. Одно дело, когда вы купили автомобиль за полную стоимость и рассчитываете, что получили все, что выбрали за каждый свой рубль. Другое дело, если у вас машина в лизинг или в кредит от автопроизводителя, вы не оплатили ее полную стоимость. Вот в таких случаях, возможно, производитель может не давать доступа ко всем характеристикам машины, может ждать полной его оплаты. И то это вопрос для дискуссии, так как в конечном итоге вы все равно оплатите полную стоимость. Но при покупке за всю стоимость ждать того, что чего-то не будет, за что-то нужно будет платить, неприемлемо. Не навязываю свою точку зрения, но знаю, что огромное число людей считают примерно так же.
В BMW использовали анонс седьмой версии своей бортовой системы для того, чтобы рассказать о том, что планируют продавать те или иные услуги, связанные с комфортом в автомобиле по подписке. Никаких особых деталей не приводилось, это можно назвать осторожным прощупыванием почвы, так как в компании уже обожглись с платным Apple CarPlay, который пришлось отменить для всех, услуга в рынок не зашла.
На картинке вы можете видеть изменения в седьмой версии софта, перечислять их все нет никакого смысла, сегодня мы говорим не об этом.
Стратегия BMW предполагает, что в машину встраиваются разнообразные системы, они являются аппаратными. И, конечно же, для их нормальной работы нужно программное обеспечение, в том числе и на смартфоне водителя. Например, мы можем поговорить о цифровых ключах на смартфоне, которыми можно делиться с близкими. Ваш телефон открывает машину, даже если он разряжен. Владельцы Android могут пользоваться этой опцией несколько лет, в седьмой версии добавили поддержку iPhone с iOS14.
Стоимость железа для этой опции копеечная в буквальном смысле этого слова, это минимум доработок к существующим системам. Но для BMW это удобная история, так как можно удаленно контролировать работу системы, включать или выключать ее в зависимости от того, есть ли подписка на BMW Digital Key у клиента. Можно вообразить, что вам дадут бесплатный пробный период, когда вы попробуете такие цифровые ключи и затем можете от них отказаться и использовать обычный ключ от машины. А можете купить подписку на какое-то число месяцев и пользоваться такими ключами на смартфоне. И тут нет никакого противоречия, ведь цифровые ключи — это не обязательная опция, а скорее дополнительная. Было бы глупо, если бы производитель не дал вам ключи как таковые, это базовая вещь, необходимая в каждом авто. Но цифровые ключи не являются базовыми, они дополнительные и обеспечивают некий комфорт, за который и хотят заставить платить. И, пожалуй, это можно будет сделать.
В каких-то комплектациях такие ключи будут бесплатны, в каких-то их начнут продвигать как дополнительную опцию. Но смотря на рынок машин и конкуренцию на нем, можно сказать, что явно будут производители, которые начнут давать эти копеечные технологии по умолчанию и этим выгодно подчеркивать свое предложение. Менеджеры BMW явно подхватили вирус Apple, они хотят заставить клиентов платить за каждый чих, но не понимают, как это сделать красиво. Улучшенные карты, продвинутый круиз-контроль — такие штуки встроены в машину, они воспринимаются как нечто дополнительное. И производитель может попытаться их продать клиенту. Будут ли такие продажи успешными? Сомневаюсь. Ведь у нас есть отличные карты, которые бесплатны на смартфонах, осталось только сделать так, чтобы их можно было выводить на экран в машине. А значит, производитель, чтобы продавать свое решение, должен затруднять использование функции для всех остальных. Этакий подход Apple во всем, только перенесенный на машины.
Может ли кто-то сделать круиз-контроль вместо производителя? Нет, это просто невероятно. И такую функцию, скорее всего, BMW сможет продать, но таких вещей крайне мало, и их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Персональный ассистент от BMW получает более-менее продвинутые функции, например, вы можете запрограммировать его на то, чтобы при въезде в гараж, где нужно приложить карту-ключ к шлагбауму, автоматически открывалось окно. Крутая фишка? Лет десять назад она была бы хитом, сегодня большинство карт-ключей дистанционные, либо системы шлагбаума считывают номер машины и автоматически открывают ворота, когда находят номер в базе. Время контактных систем постепенно уходит в прошлое, а в BMW разродились такой опцией. Можно ли ее продать? Вряд ли. Это хорошая фишка для кого-то, она должна стать просто стандартным предложением. И вот так получается во всем, многие фишки приятны, но они необязательны, без них можно спокойно прожить.
Почему BMW и другие производители ищут дополнительные доходы в модели подписки, понятно, на рынке жесточайшая конкуренция, и им нужно придумать, как заработать дополнительные деньги. Но такой подход не выглядит как современный, машина — это не какая-то программа, в которой можно продавать дополнительные возможности по мере появления в них потребности. Даже в прокатных автомобилях такие опции не будут востребованы. Помните чудесные времена, когда смартфоны отсутствовали у большинства людей, а в прокатных конторах позволяли взять навигатор с местными картами за какие-то неуемные деньги? То время быстро прошло, и этому можно только порадоваться. Беря в прокат машину, вы просто подключаете к системе свой смартфон и пользуетесь своей навигацией (на Android это легко и просто, с iPhone не всегда это так, увы и ах).
Поиски BMW в этом направлении понятны, но поддержки у меня они не вызывают. Я априори не готов рассматривать машину как конструктор, в котором можно разблокировать те опции, что уже физически есть в автомобиле. Либо вы даете все, что есть в машине, за определенную цену, либо просто идете лесом. Мне претит то, что производитель уже потратил деньги на железо, уже поставил его в машину, но не дает к нему доступа, пока ты за это не заплатишь. Меняйте стоимость автомобиля, делайте другое позиционирование. Стоимость многих фишек в машинах копеечная, а продают их за вполне реальные деньги. И в этом проблема, такая бизнес-модель не вызывает сочувствия и поддержки.
В теории, блокировка определенных функций может быть интересна в случае, если вам продают «пустую» машину, она стоит заметно дешевле, чем такая же, но наполненная всеми возможностями. И тут выигрыш в цене толкнет многих на покупку таких «пустых» авто, но бизнес-модель быстро докажет производителю, что она не работает — статистика по софту в других областях доказывает, что продавать очень дешево не выйдет, а число переходов и оплат подписки будет невысоким. Возможно, что это интересная модель для подержанных автомобилей, первый владелец покупает машину без каких-то опций, а последующий покупатель их активирует. Но это тоже очень надуманный сценарий. В данный момент я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы в машинах какие-то опции можно было успешно продавать по подписке, это вызывает неприятие у покупателей. Может быть, мое мнение ошибочно и вы в комментариях расскажете, что готовы платить подписку за работу подогрева сидений, автоматические стекла и что-то другое. Расскажите об этом и постарайтесь сформулировать, за что конкретно вы готовы платить в машине подписку, какой она может быть. Сто рублей в месяц? Триста? И главный вопрос, за что вы можете платить.
Прокат электросамокатов в Москве — распространение Whoosh
Удивительно, как часто многие проекты подхватывают на волне моды и потом пытаются адаптировать их в нашей стране, одной из таких тем можно смело назвать проект электросамокатов. Взлет этого вида городского транспорта, а это именно транспорт, пришелся на 2018 год, хотя появились они намного раньше. В поездках обожаю брать самокаты и кататься по улицам городов, это другие впечатления от города, возможность остановиться и осмотреться. Стоимость поездки ничуть не ниже, чем в такси, как правило, она может быть даже выше. Но это про другое, про передвижение в качестве туриста. И такие самокаты всегда дороже, чем любой общественный транспорт.
К сожалению, на волне популярности электросамокатов никто не озаботился созданием экономической модели для них, это очень затратная история во всех аспектах — закупка сотен, а то и тысяч самокатов, их обслуживание и постоянная зарядка, информационные системы, что стоят за ними. Тут просто не существует экономики, а попытки разных компаний захватить этот сегмент рынка, который де-факто не существует, приводят к постоянным и неизбежным убыткам. С другой стороны, почему бы не поездить на самокате, если кто-то создает такие сервисы?
В Москве есть несколько сервисов по прокату самокатов, в 2018 году «Делимобиль» попытался стать пионером этого рынка, после чего закрыл направление — нет экономики, а сжигание денег идет такими темпами, что проще отказаться от этой идеи вовсе. Есть и другие игроки, но число прокатных станций, число самокатов таково, что их просто не видно.
В этом сезоне появился игрок, который заметен, и видно, что люди пользуются их самокатами. Их довольно много в центре, их можно найти в различных местах. Сервис Whoosh (на русском это произносится «вуш», а самокат — это вушбайк) появился еще в прошлом году, но число самокатов сильно увеличили этим летом. За проектом стоят бывшие и текущие топ-менеджеры S7 Group.
Стоимость поездки в Москве составляет 5 рублей в минуту, также вам нужно заплатить 50 рублей за разблокировку самоката плюс цену страховки. Используются, как правило, самокаты от Xiaomi, они составляют основу флота Whoosh (модель Xiaomi Mijia M365), но есть и более новые модели, разнообразие растет. Цена за прокат не самая маленькая, а надежность таких самокатов, точнее, их долговечность, — вопрос, который компания сможет изучить впервые по итогам сезона 2020 года. В Америке и Европе долговечность самокатов без учета вандализма остается на очень низком уровне, что перечеркивает любую потенциальную возможность что-то заработать на этом сервисе.
В России Whoosh активно привлекает под свою франшизу сторонних инвесторов, им нужно купить самокаты, подключиться к облачной платформе Whoosh и заняться обслуживанием самокатов самостоятельно. За франшизу нужно отдавать 25–35% роялти, что выглядит как минимум странным.
Давайте попробуем посчитать, как складывается эта стоимость. Двести самокатов Xiaomi Mijia M365 будут стоить минимум 5 млн рублей (25 тысяч рублей розничная стоимость без учета доработок от Whoosh, в базовой модели нет GPS-трекера, GSM-модуля, также не учитываю расходы на замок). Рискну предположить, что цена доработанного самоката составит порядка 30 тысяч рублей, соответственно, получится 6 млн рублей только на эти самокаты. Скорее всего, 2 млн рублей — это платежи за софт, франшизу и так далее. Спорным вопросом остается то, как быстро самокаты будут выходить из строя. Читая отзывы к приложениям, можно встретить достаточное число комментариев о том, что сломаны замки, что-то не работает. Визуальный осмотр самокатов на улицах Москвы показывает, что они уже довольно потрепанные.
На сайте Whoosh есть истории успеха, например, приводятся вот такие цифры для Петербурга — 200 самокатов, 4 месяца работы, маржинальность 40%. Штат семь человек. Всего сделано 48 000 поездок. К сожалению, не приводится среднее время поездки, но если посмотреть на статистику аналогичных сервисов в Европе и Америке, то там это около 12 минут. Сомневаюсь, что аналогичные показатели достижимы в наших городах (банально нет велосипедных зон, нельзя выезжать на проезжую часть, а на тротуаре с пешеходами это еще та эквилибристика).
Давайте, зная эти цифры, посчитаем, что получается с экономикой в Петербурге. 48 000 поездок дают нам за сезон 2019 года в Петербурге 576 тысяч минут. Это 2 млн 880 тысяч рублей. Прибавим сюда 50 рублей за разблокировку, это еще 2 млн 400 тысяч рублей. Итого получается 5 млн 280 тысяч рублей за четыре месяца. Звучит хорошо? Мне так не кажется. Вам нужно оплачивать труд семи сотрудников, транспорт для сбора самокатов и их зарядки, это инфраструктура, которая не может быть бесплатной и стоит денег. Не хочу считать эти расходы подробно и тщательно, но ежемесячно они даже по самым оптимистичным прикидкам должны составить 420 тысяч рублей на фонд оплаты труда (взял среднее в 60 тысяч рублей на человека, это «грязными», то есть компания должна заплатить все налоги и так далее, на руки такой сферический сотрудник получит около 30 тысяч рублей). Давайте еще посчитаем стоимость одной машины, собирающей самокаты, стоимость электроэнергии и помещения где-то в промышленной зоне, где их заряжают и потом снова развозят. Грубо, но очень оптимистично это около 150 тысяч рублей в месяц. Это число фантастическое, но я очень хочу подыграть цифрам сервиса. Итого получается в воображаемом сценарии около 570 тысяч рублей операционных расходов в течение месяца. Сколько там работал сервис в 2019 году? Четыре месяца, давайте перемножим и получим только операционные расходы на уровне 2 млн 280 тысяч рублей. Выручка от проката составила 5.280 млн за четыре месяца, отнимаем операционные расходы и получаем 3 млн рублей. Чепчики летят вверх, франшиза приносит отличные деньги.
Но давайте вспомним, сколько стоят самокаты, это самый неприятный момент. Их стоимость составляет 6 млн рублей (при цене в 30 тысяч рублей за штуку). Сезон в том же Петербурге — это от силы 5 — 5.5 месяцев, в остальное время погода не делает катание комфортным. Даже с учетом успешной работы в течение двух сезонов стоимость самокатов удастся отбить при учете того, что они не будут ломаться совсем! Вы в это можете поверить? Я не могу.
Смотрим на цифры, которые широко обсуждаются в прокатных компаниях Америки, так как те столкнулись с вандализмом, поломками и другими неприятностями, связанными с самокатами. Средний срок жизни самоката, который поразил очень многих в 2019 году, составил менее месяца! Допустим, что в нашей стране живут исключительно бережные к чужой собственности люди, нет вандалов и самокаты из обычных, непромышленных серий будут проявлять чудеса живучести. Даже с такими фантастическими вводными средний срок жизни самоката не превысит одного года (это жизненный цикл, что считается целевым для многих компаний-пионеров этой индустрии, но он на практике недостижим).
Кажется, накопилось много «если» и фантастических предположений. А я ведь даже не считал в операционных расходах налоги и другие «мелочи». Даже такая грубая прикидка, сделанная на коленке, показывает множество слабых мест подобных проектов, они не могут работать, чудес не бывает. Всегда кто-то должен оплачивать этот праздник жизни, и мне кажется, что в подобных сервисах в России платящими становятся не клиенты, а те, кто покупает франшизу. Это как во времена золотой лихорадки, не нужно самому мыть золото и рассчитывать на удачу, нужно продавать лопаты и другие инструменты.
Держатели франшизы по прокату самокатов создают софт, дорабатывают самокаты на предмет навигации, софта и коммуникаций. И это их часть работы, они делают ее плюс-минус нормально (снова предположение, подыгрываю им в полной мере). И возможно, что они из этих проектов выйдут без потерь, так как в этой пирамиде они свои затраты перекладывают на франчайзи. Экономика совместных трат интересна тем, что позволяет получать недорогой продукт. Но это не про историю проката самокатов, сам сервис слишком дорогой, и даже эффект масштаба (закупки скутеров, создание софта, служба поддержки и так далее) не позволяет получить тут работающую экономику. Так не случилось нигде в мире, мне непонятно, как это может случиться в России.
Буду очень рад, если вы объясните мне, как такой сервис по франшизе может приносить прибыль, откуда она берется. Надеюсь, что вы при этом все-таки станете ориентироваться на то, что компания не работает подпольно, платит налоги и не заряжает самокаты дома у своих сотрудников. Попробуйте найти модель, при которой такой сервис может приносить деньги.
А пока предлагаю вам прочитать пару статей о том, как такие сервисы работают в других странах:
Скидки на смартфоны Samsung от GalaxyStore — все пропало!
Наш рынок устроен так замысловато, что покупатели не хотят разбираться в деталях. Если есть скидка на те или иные модели, то это точно мероприятие, затеянное самим производителем и, конечно же, в силу неудач, провала и других неприятных моментов. Жизнь намного сложнее и интереснее, но кто в этом будет пытаться разобраться?
В России фирменная розница Samsung — это партнеры компании, которые от ее имени продают товары, причем это несколько никак не связанных между собой компаний. Это отдельные юридические лица, принадлежащие совершенно разным физическим лицам, если вы позволите мне сказать такую банальность.
В конце прошлой недели ООО «Носимо», которому принадлежит сайт galaxystore.ru, запустил скидки практически на всю линейку смартфонов от Samsung. Вот что написано о компании на их сайте.
А вот как выглядят скидки.
Обратите внимание, что скидке подвергся даже Z Flip, который позиционируется как имиджевый смартфон, а вот Galaxy Fold скидки не получил. Скидок также нет на аксессуары, телевизоры и другую технику, причина в одном — для партнера Samsung основные продажи приходятся на смартфоны.
Проверить то, что нигде больше таких скидок нет, легко. Ни на сайте Samsung, ни в других фирменных магазинах, в том числе онлайн, даже близко нет подобных цен. Что-то похожее наблюдается в «МВидео» и МТС, но цены не снижены на всю линейку. Почему в «Носимо» пошли на такое снижение цен? Ответ, как всегда, выглядит банально, нужны оборотные средства, а прибыль не играет роли в моменте. Мы живем в кризисной ситуации, и большие, заметные игроки выкручиваются как могут. Кто-то финансирует бизнес из другого кармана, кто-то фиксирует убытки (а такие цены — это прямой убыток) и потом идет дальше. Во втором квартале 2020 года российский рынок смартфонов, несмотря на кризис, вырос год к году, причина в том числе и в таких распродажах, которые шли все это время. Многие небольшие торговцы выкупали товар в крупных сетях, получалось дешевле купить в розницу, чем в оптовых каналах. Для покупателей это классная история, вы получаете в розницу устройство по оптовой цене и даже иногда ниже этой стоимости.
А для производителя? Для производителя это боль и печаль, так как ломается ценовая политика, страдают другие партнеры и нужно придумывать, как им компенсировать эти проблемы. Долго такие упражнения не продолжаются, они не могут быть вечными, так как экономики за ними нет. Есть только сиюминутное решение проблем с деньгами, кредитами и так далее.
Рынок сейчас сумасшедший, так как кризис заставляет компании работать так, как они не привыкли. И это выливается в постоянный поток скидок, при этом они не рушат рынок для всех. Влияют на него, но сам рынок стал атомизирован до предела. Рядом могут стоять дверь в дверь два магазина, продающих смартфоны, в обоих будут продажи одинаковых моделей, и это несмотря на то, что цена может отличаться на 15–20%. Потребитель, с одной стороны, умен и ищет выгодные цены, с другой стороны, ленив и покупает там, где ему удобно. Это и спасает розницу. Кто-то рушит цены, а кто-то покупает по ним и тут же продает дороже. В какой-то мере это и объясняет то, почему рынок вырос. Многие продажи смартфонов учитываются дважды — один раз, когда их продала крупная федеральная сеть, второй раз, когда их продал игрок поменьше. А вот активаций новых смартфонов в России год к году меньше на 15%. То есть рынок упал, но эта перепродажа смартфонов и методика их подсчета никак не могут этого показать. Получается полный сумбур и уверенность, что все хорошо. Это не в полной мере так, и история с «Носимо» это наглядно доказывает (у них вполне рентабельный, хороший бизнес, просто проблемы ровно такие же, как у розницы МТС, «МВидео», они заложники своего размера).
P.S. Хорошей вам рабочей недели, пусть непогода обходит стороной. Пожелание нелишнее, так как в моих краях постоянные грозы, ветер, вода заливает в Москве переходы, и они превращаются в бассейны. Никогда такого не было, и вот новые картинки, поражающие воображение. Удачной вам недели и отличного настроения!
К содержанию >>>
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review