Беззеркальная система Nikon Z: знакомство, особенности, объективы
Свершилось: еще один фотогигант анонсировал собственную полнокадровую беззеркальную систему. Сейчас это семейство представляют две камеры, Nikon Z7 и Nikon Z6 (упомянуты в порядке их появления в продаже), и три объектива: один зум Nikkor S 24–70mm f/4 и два с фиксированным фокусным расстоянием, Nikkor S 50mm f/1.8 и Nikkor S 35mm f/1.8.
В настоящем материале в рамках первого знакомства мы расскажем об общих принципах конструкции и работы новой системы, которые свойственны обеим беззеркальным камерам Nikon, а также об оптике для нового байонета и приведем полученные нами в лаборатории данные испытаний объективов Nikkor S 24–70mm f/4 и Nikkor S 35mm f/1.8.
Полноценные обзоры камер Nikon Z7 и Nikon Z6, включающие результаты тестирования в лаборатории и испытания в ходе практической фотосъемки, будут опубликованы отдельно.
Сразу выделим наиболее важные общие признаки новой системы.
Главное
- Новый байонет Nikon Z
- Корпуса камер металлические, изготовлены из магниевого сплава
- Внутренний объем аппаратов защищен от проникновения в него пыли и влаги
- Новый процессор Expeed 6
- Гибридная фазовая и контрастная фокусировка с фазовыми детекторами, покрывающими 90% площади кадра
- Фокус-пикинг (выделение контуров объектов, находящихся в зоне резкости)
- Вспомогательный информационный дисплей
- Электронный видоискатель с разрешением 3,69 Мп, увеличением 0,8×, частотой обновления 60 кадров/с
- 3,2-дюймовый откидной сенсорный экран с разрешением 2,1 Мп
- Режим полностью бесшумной съемки (только электронный затвор)
- Возможность съемки с электронной передней шторкой
- Внутрикамерная 5-осевая стабилизация изображения, предоставляющая выигрыш по длительности экспозиции до 5 ступеней (по CIPA)
- Электронная стабилизация изображения при съемке видео
- Запись видео в стандарте UHD 4K 30 кадров/с
- Запись видео в Full HD 1980×1080 до 120 кадров/с с рапид-эффектом (замедлением) до 4 раз
- Сохранение параметров N-Log с 10-битным кодированием цвета (4:2:2) при записи видео с порта HDMI
- Новые литий-ионные аккумуляторные батареи EN-EL 15b
- Полнофункциональный «горячий башмак» (ISO 518)
- Интерфейсы USB 3 и HDMI (с поддержкой управления съемкой по входному каналу)
- Возможность зарядки аккумуляторов посредством USB-порта
- Наличие аудиовхода для внешнего микрофона и аудиовыхода на наушники
- Wi-Fi с поддержкой SnapBridge + Bluetooth
Что отсутствует в Nikon Z:
- Нет встроенной вспышки
- Нет функции создания автопанорам внутри камер
- Нет поддержки глобального позиционирования (GPS)
- Нет адаптера NFC («коммуникация ближнего поля»)
- Нет резервирования отснятого материала на носителях (всего один слот для карты памяти)
Анонсируя собственную полнокадровую беззеркальную систему, компания Nikon повторила исторический шаг конкурента, предпринятый тем 16 октября 2013 г., когда увидели свет аппараты Sony α7 (ILCE-7) и α7R (ILCE-7R). Неудобочитаемая аббревиатура в наименовании моделей означает Interchangeable Lens Camera with Sony E mount (камера со сменными объективами и байонетом Sony E). В обиходе она не прижилась, и мы, как и большинство прочих, будем продолжать именовать их α7, α7R и т. д.
Sony α7 по показателю «счетчика мегапикселей» точно соответствовала теперешней Nikon Z6 (24 Мп, 6000×4000), а Sony α7R приближалась к Nikon Z7 (поскольку сенсоров более высокого разрешения не было). Кстати, сенсор Sony α7R (36,4 Мп, 7360×4912) был установлен в зеркальной Nikon D810, увидевшей свет в июне 2014 г., и некоторые горячие головы стали тут же пророчествовать о скором конце полнокадровых «беззеркалок»: мол, кому нужны эти недоделанные игрушки, когда есть полновесная зеркальная Nikon D810! Предсказание не сбылось. Сегодня в активе Sony уже три поколения камер α7 и α7R, два поколения α7S и «новый заход» с α9, а спустя пять лет «дурному примеру» конкурента последовала и сама Nikon.
«Сестры» Nikon Z позиционируются так же, как «сестры» Sony: камера Z6, как и Sony α7, — для любителей и энтузиастов фотографии, а Z7, подобно α7R, — для профессионалов. Конечно, за время, минувшее с момента анонса Sony α7, многое изменилось, и об опоздании остается только сожалеть, ибо многое было упущено и не был приобретен полезный опыт, но, во-первых, лучше поздно и что-то, чем ничто и никогда, а во-вторых, опыт можно перенять, ведь на ошибках учатся все, но умные предпочитают чужие ошибки, а не собственные.
Байонет Nikon Z
Главный сюрприз, который преподнес производитель в своей полноформатной беззеркальной системе — это новый байонет Nikon Z. Теперь его кольцо крепится не пятью, как это было у Nikon F, а четырьмя винтами, блок электронного сопряжения увеличился с 8 до 11 контактов, но это еще не самое интересное. Внутренний диаметр (просвет) Nikon Z стал заметно больше, и это поначалу может показаться неестественным.
За счет большего внутреннего диаметра байонета, как разъяснили общественности официальные представители Nikon, им проще создавать более светосильную оптику для новой системы. А реакция публики на это заявление оказалась, как всегда, своеобразной, и некоторые чересчур активные представители фотообщественности начала спекулировать на тему возможного перехода компании к использованию в будущих камерах сенсоров среднего формата.
Приведем разъяснение по этой теме. По нашему убеждению, байонет Nikon Z не сможет работать на нужды современного цифрового среднего формата даже теоретически, не говоря уже о практической реализации этой затеи. Дело в том, что сенсоры, устанавливаемые в современные беззеркальные среднеформатные камеры, например, в Fujifilm G и Hasselblad XD, обладают физическими размерами 44×33 мм, и их диагональ превышает 55 мм. А внутренний диаметр байонета Nikon Z ограничен величиной 52 мм. Можно, конечно, выпилить в металлическом фланце углы, чтобы поместить такой сенсор, но объективам покрыть столь большую диагональ своим световым пятном затруднительно.
Интрига заключена в другом. Вот как выглядит Nikon Z на фоне конкурирующих систем.
Байонет | Canon EF | Canon RF | Fujifilm G1 | Leica L | Nikon F | Nikon Z | Sony A2 | Sony E |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Внутренний диаметр, мм | 50,6 | 50,6 | 62,53 | 48,8 | 44 | 52 | 42 | 43,6 |
Рабочий отрезок, мм | 44 | 20 | 26,7 | 20 | 46,5 | 16 | 43,5 | 18 |
2 Полное название — Sony/Minolta A.
3 Здесь и далее примечательные значения выделены полужирным шрифтом.
Байонет Nikon Z оказывается не только самым крупным, но и самым коротким: у него наименьший из всех рабочий отрезок.
Nikon Z обладает наименьшим рабочим отрезком
Каковы практические выгоды нового байонета? Во-первых, более значительное пространство вокруг полноформатного сенсора 36×24 мм расширяет возможности внутрикамерной системы стабилизации, основанной как раз на его сдвигах. Имея в этом запас, можно реализовать не только более значительные перемещения по пяти привычным осям, но и пиксельное смещение (pixel shift) для увеличения разрешающей способности результирующего изображения (этим пользуются, например, в камерах системы Микро 4:3), а также компенсацию вращения небесной сферы, что позволяет исключить появление полос от движения звезд при сверхдлительной экспозиции (схожий прием реализован в камерах Pentax K1 и K1 Mark II).
Байонетный просвет, который определяет размах светового пятна, формируемого объективом, в сочетании с величиной рабочего отрезка ограничивают максимальный захват угла падения луча и, соответственно, максимально возможный угол его преломления (второй, как известно, есть функция первого, умноженного на одноименный коэффициент).
Для байонета Nikon Z максимальный угол охвата падающего луча составляет 44°, что значительно больше, чем у зеркальных Nikon F (12,1°) и у Canon EF (18,8°). Однако даже у беззеркального Sony E он составляет всего 31,6°.
В общем случае, чем больше угол охвата падающего луча, тем легче спроектировать и изготовить высококачественную оптику, особенно широкоугольную. Появляется возможность забыть о традиционной ретрофокусной схеме построения таких объективов, которая относительно неплохо показывала себя на практике в пленочно-бумажные времена, но оказалась не слишком подходящей цифровым беззеркальным камерам без специальных ухищрений.
Справедливости ради следует упомянуть, что из-за возрастания диаметра линз увеличиваются также размеры и вес объективов, поскольку требуются оптические элементы большей площади (и массы). Здесь следует придерживаться «золотой середины» между стремлением увеличить размеры байонета и неизбежным утяжелением оптики. Есть и другое «но»: при уменьшении рабочего отрезка и увеличении угла преломления усиливается виньетирование и возможно появление так называемого «цветового смещения» (color shift) — окрашивания периферии кадра в голубые или пурпурные тона. Однако Nikon, похоже, удалось справиться и с тем, и с другим.
Безусловным достоинством нового байонета является простота адаптации оптики других систем, причем не только зеркальных, но и дальномерных (Leica M, Contax G), беззеркальных (Sony E) и вообще всех, рабочий отрезок которых больше 16 мм. Сторонним производителям проще создавать объективы для Nikon Z, и мы вправе ожидать скорого появления оптики под марками Samyang (Rokinon), Sigma, Tamron, Tokina, а возможно, и других, обладающих не только механической, но и электронной совместимостью с новой полнокадровой беззеркальной системой и к тому же поддерживающих автофокусировку. Вместе с тем, ни один из конкурентов или сторонних производителей адаптеров не сможет приспособить оптику Nikon Z для работы с аппаратами других марок.
Камеры
Общие принципы компоновки аппаратов Nikon Z соответствуют условным стандартам, сложившимся в отрасли для беззеркальных камер: блок видоискателя, заменяющий собой пентапризму зеркальных камер, «горячий башмак», главный селектор режимов съемки и колёса управления сверху, основной дисплей сзади, отсеки для проводных интерфейсов слева, слот для карт памяти справа, отсек для батареи и штативная резьба снизу. Впрочем, есть и некоторые особенности.
Корпус
Камеры заключены в металлическую оболочку из магниевого сплава, которая обеспечивает необходимую жесткость и надежно защищает уязвимое внутреннее содержимое.
Производитель обеспечивает достаточную герметизацию аппаратов Nikon Z, что предотвращает проникновение внутрь их корпусов брызг жидкости и пылевых частиц. С этой целью все швы, контактирующие с окружающей средой, снабжены специальными уплотняющими вкладками.
Сенсор
Камеры системы Nikon Z оснащаются полнокадровыми сенсорами, которые представляют собой микросхемы CMOS (Complementary Metal Oxide Semiconductor), то есть КМОП (комплементарные структуры металлоксид-полупроводник) с так называемой обратной подсветкой светоприемных ячеек.
Разрешение матрицы зависит от модели фотоаппарата. Более подробно специфика сенсоров будет рассмотрена в наших обзорах, посвященных Nikon Z6 и Nikon Z7.
Процессор
Еще одно приобретение беззеркальной системы Nikon — новый процессор Expeed 6.
Он обеспечивает адекватную производительность при считывании информации с сенсора, дает возможность повысить скорострельность камер и снимать видео в стандарте 4K.
Затвор
Nikon Z обладают механическим затвором шторно-щелевого типа с электронным управлением, устанавливаемым в фокальной плоскости.
Согласно данным производителя, затвор обладает гарантированным ресурсом в 200 тысяч циклов. Он способен отрабатывать выдержки длительностью от 1/8000 с до 30 с в автоматическом режиме, а также позволяет управлять длительностью экспозиции от руки (режим bulb). Работа со вспышкой поддерживается при выдержке X-синхронизации 1/200 с или более длительной.
Стабилизация изображения
Внутрикамерная стабилизация изображения — непременный атрибут высококлассных беззеркальных камер, и система Nikon Z не стала в этом плане исключением. Аппараты этой линейки обладают механической системой стабилизации, основанной на компенсирующих дрожание ответных перемещениях сенсора по пяти осям с компенсацией вертикальных и горизонтальных сдвигов и угловых отклонений, а также поворотов вдоль оптической оси объектива по часовой стрелке и против нее.
Соответственно выполняемым задачам организован и конструктив стабилизатора изображения, или, как ее именует производитель, антивибрационной системы (VR, vibration reduction).
Видоискатель
Видоискатель — не роскошь, а средство фотографирования. Никогда не лишне подумать о комфорте фотографа, и здесь компания Nikon (как и всегда, впрочем) оказалась на высоте.
Изображение в видоискателе формирует полудюймовый микроэкран (1,2 см по диагонали) на органических светодиодах (OLED) с разрешением почти 3,7 Мп (Quad VGA), который покрывает примерно 100% поля зрения системы. Картинка на экране обновляется с частотой 60 кадров/с — этого вполне достаточно в стандартных условиях съемки. Угол обзора по диагонали с использованием окулярной оптики составляет 37° (кратность увеличения 0,8×).
За наружным защитным стеклом окуляра, обращенным к глазу фотографа, располагаются четыре линзовых элемента, фильтр и собственно микродисплей, формирующий изображение. На защитное стекло нанесено флюоридное просветляющее покрытие, которое дает возможность подавить паразитные отражения с поверхностей стекла, известные в обиходе как «зайцы». Кроме того, оно обладает пылеотталкивающими свойствами. Предусмотрено перемещение линз для подстройки силы рефракции оптической системы в пределах от −4 дптр для близоруких до +2 дптр для дальнозорких.
Пользователь может синхронизировать настройки видоискателя с настройками LiveView на экране дисплея и добиться таким образом одинакового отображения картинки по цветности, яркости и контрастности.
Дисплей монитора
Дисплей для беззеркальной камеры имеет почти такую же важность, как и видоискатель, поскольку (в отличие от зеркальных камер) часто используется для визирования сцены при съемке. Для этого он должен обладать еще и подвижностью, которой опять-таки лишены дисплеи «зеркалок».
Дисплей представляет собой ЖК-монитор размером чуть более 8,1 см (3,2 дюйма) по диагонали, обладающий разрешением 2,1 Мп. Угол обзора составляет 170°.
Производитель не указывает, какова величина возможного отклонения дисплея вниз и вверх, но представляется, что того и другого вполне достаточно для визирования над головой и у поверхности земли или воды.
Благодаря чувствительности к прикосновениям, можно выбирать точку фокусировки, касаясь дисплея пальцем. Также поддерживается листание вперед и назад при просмотре отснятого материала.
Информационный дисплей
Подобно тому, как это устроено у зеркальных фотоаппаратов, на верхней панели камер Nikon Z располагается дополнительный информационный дисплей на органических светодиодах. Пожалуй, это скорее дань былой приверженности зеркальной технике, чем реальная необходимость — беззеркальные камеры некоторых других известных марок вполне обходятся без этого. Но, как говорится, лучше иметь это что-то, чем не иметь ничего.
На информационном дисплее отображаются самые необходимые данные: показатели экспозиционной триады (длительность выдержки, значение диафрагмы, эквивалентная светочувствительность), режим работы со вспышкой, экспокоррекция, состояние заряда батареи, режим съемки и доступная емкость карты памяти в кадрах (если это значение больше тысячи, то показатель пишется в виде десятичного числа с суффиксом k (то есть «кило»).
Дисплей не имеет подсветки, да она ему и не нужна: все хорошо читается и при дневном свете, и в темноте.
Интерфейсы
Разъемы проводных интерфейсов расположены на левой боковой поверхности. Они собраны в две группы, каждая из которых в нерабочем состоянии закрыта плотно прилегающей крышкой.
Вход и выход аудио (стереоджеки 3,5 мм) составляют первую группу. Во второй (на фото слева направо) имеются разъем для подключения «фирменного» пульта ДУ и коннекторы HDMI и USB 3.0 (Type-C).
Система хранения
Nikon почему-то питает слабость к новому стандарту карт памяти XQD. Напомним, что эта разработка Sony предназначалась, в основном, для использования в профессиональных видеокамерах, снимающих в разрешении 8K, а в собственных фотоаппаратах Sony и по сей день продолжает ориентироваться на старый стандарт SD. Пусть он не обеспечивает столь же высокую скорость записи на носитель, как XQD, зато намного шире распространен. Это означает более широкую доступность и более низкую стоимость таких карт. Найти картовод, не поддерживающий SD, но поддерживающий XQD, сегодня будет нелегкой задачей. Однако пользователю системы Nikon Z придется иметь дело именно с последним упомянутым стандартом, и поделать с этим ничего нельзя.
XQD — вещь новая, довольно дорогая и к тому же существенно превосходящая SD по размерам и весу. Если 3–4 карты SDXC в пластмассовых контейнерах не будут мешать, расположившись в переднем кармане джинсов, то 3–4 карты XQD уже способны причинить в такой ситуации известное неудобство.
Носители XQD используются в зеркальных камерах Nikon D850, но там предусмотрена альтернатива — второй слот, в который устанавливаются SD-карты. А в камерах Nikon Z слот только один.
Питание
Стандартным источником питания для камер Nikon Z является аккумуляторная батарея новой модели EN-EL 15b. Она помещается в отсеке, доступ к которому закрывает откидная пластмассовая крышка, снабженная замком-слайдером.
Этот оригинальный источник питания можно заряжать не только с помощью прилагаемого в комплекте зарядного устройства, но и прямо в камере, посредством USB-кабеля. Это очень удобно, так как дает возможность использовать для подпитки внешний аккумулятор (пауэрбанк) и электрическую сеть.
Согласно указаниям руководства по эксплуатации камер Nikon Z, ресурс полностью заряженной батареи составляет:
- при съемке с использованием только видоискателя — 330 снимков в камере Nikon Z7 или 310 снимков в камере Nikon Z6
- при съемке с использованием только дисплея — 400 снимков в камере Nikon Z7 или 380 снимков в камере Nikon Z6
В качестве альтернативы можно использовать батареи EN-EL 15 и EN-EL 15a, но у них будет более низкий ресурс в кадрах, и с ними не работает внутрикамерная зарядка через USB.
Вспышка
У камер Nikon Z нет встроенных вспышек, и это, кстати, вовсе не так плохо, как утверждают некоторые. Во всяком случае, этот редко используемый технологический узел не утяжеляет аппарат. Действительно, зачем таскать с собой постоянно готовую к работе встроенную вспышку, которой пользуются весьма нечасто, да и то от отчаяния? Не только профессионалы, но и опытные любители фотографии избегают этого, тем более что получить сколько-нибудь удовлетворительное освещение с помощью такого источника попросту невозможно.
Зато работа с внешними импульсными осветительными приборами поддерживается камерами Nikon Z в полном объеме.
Ими можно управлять как напрямую, так и посредством радиотриггеров при установке того или другого на полнофункциональный «горячий башмак» (ISO-518). Поджиг импульса напрямую или через радиоканал можно задействовать по передней или задней шторкам затвора, а также в режиме медленной синхронизации.
В режиме заполняющей вспышки используется матричный либо центровзвешенный экспозамер, а также замер по зоне наивысшей яркости. При этом импульс и фоновое освещение будут сбалансированы по интенсивности. В режиме i-TTL для вспышек и радиотриггеров поддерживается точечный замер экспозиции, и приоритет получает импульсный свет, а не фоновое освещение.
Органы управления
По сравнению с зеркальными прообразами, камеры Nikon Z выглядят поскромнее не только из-за размеров, но и из-за утраты некоторых механических органов управления. Впрочем, это явление не носит характера reductio ad absurdum, так как самое важное все-таки сохранено.
Внешне Nikon Z7 и Z6 отличаются только надписью в правом нижнем углу лицевой панели. Если эту надпись скрыть, то угадать, с какой камерой имеешь дело, не удастся даже специалисту. Поэтому мы приводим ниже описание конструкции сразу для обоих фотоаппаратов линейки Nikon Z.
1 — сенсор; 2 — переключение режима отображения картинки между дисплеем и видоискателем; 3 — прожектор подсветки автофокуса и подавления эффекта «красных глаз» и индикатор работы автоспуска; 4, 5 — крышки отсеков проводных интерфейсов; 6 — маркер положения объектива для его установки в байонет.
1 — переднее колесо управления; 2 — функциональная кнопка Fn1; 3 — функциональная кнопка Fn2; 4 — замок крышки отсека для батареи; 5 — крышка отсека для батареи; 6 — байонетное крепление для объектива; 7 — кнопка замка байонета; 8 — контакты для объектива; 9 — резьба для штатива; 10 — заглушка выемки для кабеля питания.
1 — датчик освещенности (для автоматического переключения вывода картинки в видоискатель); 2 — окуляр; 3 — наглазник видоискателя; 4 — кнопка просмотра отснятого материала; 5 — кнопка стирания; 6 — дисплей; 7 — регулятор диоптрийной коррекции видоискателя; 8 — кнопка активации LiveView; 9 — переключатель режима съемки между фото и видео; 10 — кнопка принудительной автофокусировки; 11 — джойстик; 12 — кнопка вызова панели параметров; 13 — крышка отсека со слотом для карты памяти; 14 — светодиодный индикатор записи на карту; 15 — кнопка подтверждения; 16 — мультиселектор; 17 — кнопка вызова меню; 18 — кнопка активации серийной съемки и автоспуска; 19 — кнопка уменьшения масштаба изображения; 20 — кнопка увеличения масштаба изображения.
1 — селектор режимов съемки; 2 — крепление для шейного ремня; 3 — фиксатор селектора режимов; 4 — отверстия встроенного конденсаторного стереомикрофона; 5 — кнопка записи видео; 6 — выключатель питания; 7 — спуск затвора; 8 — кнопка ввода экспокоррекции; 9 — кнопка установки ISO; 10 — маркер фокальной плоскости сенсора; 11 — заднее управляющее колесо; 12 — отверстия динамика; 13 — дополнительный информационный дисплей; 14 — «горячий башмак».
По меркам беззеркальных систем камеры обладают всем необходимым и достаточным для съемки и по меньшей мере не уступают «собратьям по классу».
Сравнение Nikon Z6 и Z7
Камера | Nikon Z6 | Nikon Z7 |
---|---|---|
Размеры сенсора, мм | 35,9×24 | 35,9×23,9 |
Максимальное разрешение, Мп | 24,5 | 45,7 |
Фильтр низких частот | есть | нет |
Размер кадра в пикселях | 6048×4024 | 8256×5504 |
Максимальная скорострельность, кадров/с | 12 | 9 |
Объем буфера, кадров | 47 JPEG, 35 RAW | 26 JPEG, 23 RAW |
Рабочие ISO | 100 — 51 200 | 64 — 25 600 |
Расширение ISO | 50 — 204 800 | 32 — 102 400 |
Рабочий диапазон автофокусировки | от −2 до +19 EV | от −1 до +19 EV |
Количество фазовых детекторов автофокусировки | 273 | 493 |
Рабочий диапазон экспонометрии | от −4 до +17 EV | от −3 до +17 EV |
Емкость батареи, кадров (по CIPA) | 310 | 330 |
Цена в России |
Разница между камерами определяется, по большому счету, разницей в их сенсорах. Наиболее важным остается, конечно, «счетчик мегапикселей», а остальное вытекает из этого и некоторых других особенностей.
Вспомним, что чем меньше светоприемных ячеек располагается на единице площади сенсора, тем больше площадь каждой из ячеек, а чем больше площадь ячейки, тем больше света она может заполучить. Шаг пикселя у Nikon Z7 составляет 4,35 мкм, а у Nikon Z6 — 5,94 мкм, и это весьма существенно. При одинаковом принципе построения (в обоих случаях это обратная подсветка фотокатодного слоя) сенсор с меньшим разрешением будет обладать более широким динамическим диапазоном (ДД) и будет более толерантным к высоким значениям ISO. Поэтому у Nikon Z6 максимальная эквивалентная чувствительность, как рабочая, так и расширенная, на целый стоп больше.
Приведем данные измерений ДД сенсоров обеих камер, предпринятых Уильямом Дж. Клаффом.
По William J. Claff (photonstophotos.com)
Картина вполне ожидаемая: при минимальных значениях ISO (в том числе, расширенных) Nikon Z7 демонстрирует более широкий ДД, при ISO 100—400 Nikon Z6 выходит вперед, уступает Nikon Z7 при ISO 400—600 и вновь лидирует при дальнейшем росте эквивалентной светочувствительности вплоть до максимально возможных значений.
Важно и другое. Кадр с 45,7 Мп процессору считывать сложнее, чем кадр из 24,5 Мп, и на это тратится больше времени, даже если процессор новый и мощный. Поэтому в спецификациях видны различия в емкостях буфера отснятых фото и в скорострельности (опять-таки в пользу Nikon Z6).
Фазовые датчики автофокуса у беззеркальных камер расположены непосредственно на сенсоре. И хотя у Nikon Z7 их намного больше, работать с ними сложнее и это требует больше времени. Отсюда появляется разница в рабочих диапазонах по освещенности для автофокусировки и экспонометрии. И вновь она — в пользу Nikon Z6.
И наконец, цена. Сенсор с 45,7 млн светоприемных ячеек просто не может стоить сравнимо с 24,5-мегапиксельным — это был бы нонсенс. Кстати, нельзя не отметить, что 45,7 Мп на полноформатном сенсоре — это сегодняшний абсолютный рекорд для беззеркальных камер.
Оптика
В самом начале материала мы уже отметили, что вместе с камерами Nikon Z7 и Z6 производитель анонсировал три объектива. Конечно, это очень мало, но Nikon не собирается на этом останавливаться. Приведем ниже план производителя по выпуску оптики для новой системы.
Итак, в 2019 году появятся шесть новых объективов для Nikon Z, включая три зума, а в 2020-м — еще три. В числе намеченного на ближайший год — интереснейший оптический инструмент, который Nikon использует как тизер уже сегодня. Это наследник известного Noct-Nikkor 58mm f/1.2, впервые анонсированного более 40 лет тому назад и отличавшегося высокой резкостью и отличным контрастом даже на открытой диафрагме. Теперь Nikon предлагает его переработанный вариант со светосилой 1:0,95.
Из трех объективов, доступных сегодня для Nikon Z, нам довелось испытать два. О них речь ниже.
Nikon Nikkor Z 24–70mm f/4 S
Это первый и пока единственный «родной» зум-объектив для системы Nikon Z.
Технические характеристики (данные производителя):
Байонет | Nikon Z |
---|---|
Фокусное расстояние | 24—70 мм |
Максимальная диафрагма | f/4 |
Минимальная диафрагма | f/22 |
Диафрагменный механизм | 7 лепестков с ламелями, образующими скругленное отверстие |
Конструкция | 14 элементов в 11 группах, включая один элемент из сверхнизкодисперсионного стекла (ED), один асферический со сверхнизкой дисперсией, три асферические линзы и элементы с покрытием Nano Crystal Coat |
Углы зрения | 84°—34° |
Градуировка шкалы фокусных расстояний | 24, 28, 35, 50, 70 (мм) |
Система фокусировки | автоматическая, внутренняя |
Привод автофокусировки | шаговый двигатель |
Минимальная дистанция фокусировки | 30 см во всех положениях трансфокатора |
Диаметр резьбы для светофильтров | ∅72 мм |
Защита от пыли и брызг | есть |
Размеры | ∅77,5×88,5 мм |
Вес | 500 г |
Цена в фирменном интернет-магазине | 77 990 руб. |
Оптическая схема
В конструкции объектива — 14 элементов, объединенные в 11 групп. Один элемент изготавливается из сверхнизкодисперсионного стекла (ED, на схеме выделен желтым цветом), один — асферический со сверхнизкой дисперсией (оранжевый) и три асферические линзы (голубые). Помимо этого некоторые элементы обладают «фирменным» покрытием производителя, известным как Nano Crystal Coat, а на переднюю линзу нанесено еще и флюоридное просветление.
Более широкое и заметно выбухающее рифленое кольцо управляет трансфокацией, более узкое — ручной наводкой на резкость. Последнее можно использовать также для плавного изменения значения диафрагмы (полезно при видеосъемке) или для коррекции экспозиции. У байонетного кольца расположен переключатель режимов работы фокусировки: А (авто) — М (ручная).
При зуммировании объектив удлиняется, и от этого еще сильнее страдает и без того неидеальный баланс с относительно легкой камерой. На корпусе имеется лишь переключатель режима фокусировки (автомат/ручная).
В связке с камерой объектив герметизирован и защищен от проникновения внутрь пыли и влаги.
MTF
На сайте imaging.nikon.com производитель публикует кривые MTF (Modular Transfer Function), или частотно-контрастной характеристики объектива. Красным выделены графики для 10 линий/мм, синим — для 30 линий/мм; сплошные линии — для сагиттальных структур, пунктирные — для меридиональных.
Напомним, что в идеальном случае линии должны располагаться как можно выше по оси абсцисс, иметь строго горизонтальный ход без пиков и «завалов» — почти так, как выглядит красная пунктирная линия для меридиональных структур, расположенных с частотой чередования 10 линий/мм.
Лабораторные испытания, 24 мм
Разрешающая способность в широкоугольном положении (для зум-объектива) сохраняется на высоком уровне практически во всем диапазоне диафрагмирования. Она составляет около 80% в центре кадра в диапазоне F4,5—F9, а далее к F13 понижается до 70%, но при этом выравнивается по сравнению с краями. На периферии разрешающую способность нельзя назвать высокой, особенно на открытых диафрагмах: она составляет всего 60%-70%. Однако для зум-оптики и это весьма неплохо.
Хроматические аберрации в тестовых снимках едва заметны, и присутствуют они только по краям. Есть небольшая бочкообразная дисторсия.
Разрешение, центр кадра | Разрешение, край кадра |
---|---|
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра | Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра |
Полный текст статьи читайте на iXBT
|